Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 01:40, реферат
Я думаю, что не секрет, что Россия, в силу своего географического положения, территориального размера, экономического и военного потенциала, является одной из немногих стран мира, у которых есть те или иные интересы во всех точках Земного шара. Поэтому на тему внешней политики Российской Федерации можно говорить бесконечно, более того существует множество точек зрения должного развития внешней политики современной России.
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Основные направления и приоритеты внешнеполитического курса Российской Федерации…………………………………………………………...4
3.Российско-американские отношения………………………………………….8
4. Россия и Европейский союз…………………………………………………..12
5. Внешняя политика КНР и российско-китайские отношения………………16
6. Отношения России со странами Юго-Восточной и Южной Азии………...17
7.Заключение……………………………………………………………………..21
8. Список литературы и источников……………………………………………23
Прежде всего, высказывается
общая неудовлетворенность
Одновременно высказывается новое требование строить отношения с Россией на основе большего рационализма, исходя в первую очередь из собственных интересов Евросоюза. Ранее официальные органы ЕС не упоминали об интересах организации как основе своей переговорной позиции. Напротив, всегда подчеркивалась общность интересов Европейского союза и России.
Таким образом, новый подход ЕС к отношениям с Россией имеет сложный, амбивалентный характер. С одной стороны, неудовлетворенность сопровождается стремлением улучшить, развить, а не заморозить отношения. С другой — уже сейчас просматривается готовность пойти на снижение уровня взаимоотношений и даже на дипломатический конфликт, если события не будут развиваться по сценарию европейцев. Пока сохраняется тезис о необходимости принятия Россией базовых европейских норм и ценностей для вхождения ее в «Большую Европу». Вместе с тем уже сейчас такой подход вступает в противоречие с новой установкой на отстаивание собственно европейских интересов в отношениях с РФ. В Европе на глазах слабеет никогда не доминировавшее, но присутствовавшее представление о том, что интеграция России принципиально возможна, что Россия может стать частью сообщества наций, разделяющих сходные ценности. На базе этих общих ценностей строилось и здание общих интересов. Если же ценности различаются, ослабевает и общность интересов, что мы и наблюдаем сейчас. Усиливается настрой на то, что интеграция России невозможна, и она остается естественным партнером-соперником за пределами европейского пространства.
Россия сама отчасти поддерживает эти настроения, требуя полной свободы действий во внешней и внутренней политике, оговаривая особые интересы в Центральной Азии, на Кавказе и определяя ЕС исключительно как партнера по безопасности на континенте.
Меняется трактовка функции общей границы. Курс на развитие трансграничного сотрудничества с Россией постепенно сменяется политикой «управления границей» (border management). Если раньше подчеркивалась важность интеграционного эффекта в отношениях между людьми, живущими по разные стороны границы, то сегодня граница вновь рассматривается как разделительная линия, которая сохранится довольно таки долго. Трудности в развитии сотрудничества на этом и других направлениях объясняются и тем, что «Россия и Европейский союз находятся на разных уровнях развития. Европейский союз вступил в эпоху постиндустриального общества, Россия все еще является индустриальным обществом. Граница России и Финляндии — одна из наиболее контрастных в современном мире. Одним из следствий этого является то, что по разные стороны одни и те же проблемы воспринимаются совершенно по-иному. Поэтому инициативы одной из сторон далеко не всегда понимаются другой: Россия и Европейский союз порой говорят на совершенно разных языках».
Реализация идеи введения безвизового режима между Россией и ЕС, без чего общее экономическое пространство останется не более чем декларацией, отнесена на неопределенное будущее, а по сути, снята с повестки дня. Напротив, в последнее время ЕС и США начали активно проводить политику ускоренной интеграции в Европу Украины и «отрыва» ее от РФ, что проявляется в демонстрации край ней заинтересованности в развитии и внутриполитических процессов в стране, и к ее шагам навстречу России и СНГ. Не случайно по инициативе европейцев периодически возникает вопрос о демаркации украинско-российской границы, установлении здесь более жесткого пограничного режима. Таким образом, символическую границу между Россией и Европой пытаются «отодвинуть» еще дальше на Восток.
Возможный выход из тупика — переход к более прагматичной модели отношений как по линии Россия—ЕС, так и по линии двусторонних отношений с рядом стран Европы. Известно, что государства ЕС по-разному оценивали и оценивают Россию как партнера. Можно вспомнить, что Германия и Италия на протяжении 1990-х гг. были основными российскими инвесторами. Не случайно Россия всегда встречала и, встречает наибольшее понимание у руководства именно этих стран. Германия и сегодня сохраняет свои позиции крупнейшего внешнеэкономического партнера России, ее главного кредитора и лидера по инвестициям в российскую экономику.
Видимо, сама жизнь заставляет пересмотреть идеологическую базу сотрудничества. Россия могла бы на время забыть декларации о своей европейской идентичности, поскольку они не могут быть реализованы даже в среднесрочной перспективе и оформлены вступлением в Евросоюз. ЕС со своей стороны уже частично отказался от доктрины европеизации России как основы его российской политики в предшествующие годы. Смена парадигмы — от интеграции к предметному взаимовыгодному и многовекторному сотрудничеству — позволила бы снять излишнюю политическую риторику, нивелировать целый ряд проблем в отношениях и сделать их более ориентированными на практический результат, т. е. повысить их эффективность. Россия и Запад должны находиться в состоянии интеракции, а не интеграции.
«Крах КПСС и развал СССР вначале вызвали настороженность у руководства Китайской компартии, однако исчезновение идеологического фактора повлияло благотворно на отношения между двумя странами. В 1990-е гг. отношения между Россией и Китаем развивались весьма успешно, хотя объем торговли не соответствовал и по-прежнему не соответствует их потенциальным возможностям. Российскую Федерацию и КНР связывало тесное военно-техническое сотрудничество. Поскольку страны Запада ввели санкции против Китая, Россия стала единственной страной, где КНР могла делать закупки современных образцов военной техники, решая задачу модернизации своих вооруженных сил.»4
Позиции России и Китая по большинству вопросов мировой политики в 1990-е гг. либо совпадали, либо были близки между собой. В целом удалось решить стоявшую ранее очень остро пограничную проблему. Вместе с постсоветскими государствами Центральной Азии — Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном — Россия и Китай начали взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества для обеспечения региональной безопасности. В 2001 г. между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, в котором российско-китайские отношения были охарактеризованы как стратегическое партнерство.
Позитивный вклад в развитие связей между Россией и Китаем в этот период внесли личностные и эмоциональные факторы. На рубеже 1980-1990-х гг. к руководству КПК и КНР пришло новое поколение партийно-государственной элиты. Его политическая социализация и первые шаги в политической карьере пришлись на 1950-е гг. — время расцвета советско-китайской дружбы и тесного сотрудничества между двумя странами и партиями. В результате кадровых изменений, происшедших на XVI съезде, высшие руководящие должности заняли молодые люди, не испытывающие личной привязанности к России. Их подход к отношениям с нашей страной, так же как и к международным отношениям в целом, будет отличаться прагматизмом. На этом фоне в отношениях между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой наметились некоторые проблемы
Субъективного и объективного характера. Так, руководство Китая выразило недовольство в связи с тем, что Россия заблаговременно не поставила в известность своих стратегических партнеров об изменении российских позиций по поводу сотрудничества с НАТО и американских планов развертывания нестратегических систем противоракетной обороны, а также по некоторым другим вопросам.
Меняется положение
дел и в области военно-
В свою очередь, между Китаем, Японией и другими странами Дальневосточного региона разворачивается конкуренция за доступ к энергетическим ресурсам России. Быстро растущая и энергоемкая экономика Китая испытывает острую потребность в нефти и газе. Одним из вариантов решения энергетической проблемы Китая могло бы стать строительство нефте- и газопроводов из России, в частности нефтепровода из российского города Ангарска в центр китайской нефтедобычи и нефтепереработки Дацин. Альтернативный вариант — прокладка трубопровода в порт Находка, откуда нефть могла бы поступать в Японию. Позиция России по поводу возможных маршрутов транспортировки нефти и газа пока не определилась, что вызывает недовольство китайских партнеров.
Таким образом, российской дипломатии предстоит выстраивать диалог с новым китайским руководством для решения этих проблем и продолжения сотрудничества и партнерства с крупнейшим из всех соседних с Россией государств.
К субрегиону Южной Азии относятся государства, расположенные на полуострове Индостан и в непосредственной близости от него. Это Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка. Среди них особое место принадлежит Индии как крупнейшей в субрегионе и одной из крупнейших стран мира, занимающей второе место по численности населения.
Распад СССР негативно отразился на российско-индийских экономических связях, поскольку рухнул прежний механизм торгового обмена. Но со временем возникшие трудности были преодолены, российско-индийские отношения, основывающиеся на прочных традициях сотрудничества СССР и Индии, стали активно развиваться. В 2000-2003 гг. состоялись два визита российского президента в Индию и два визита индийского премьер-министра, регулярно проходят встречи руководителей ведущих министерств и ведомств двух стран, работают две межправительственные комиссии: одна — по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному, а другая — по военно-техническому сотрудничеству. В ноябре 2003 г. президент В. В. Путин и премьер-министр А. Б. Ваджпаи подписали Декларацию Российской Федерации и Республики Индия о глобальных вызовах и угрозах международной безопасности и стабильности. В декларации Россия и Индия как две крупнейшие и влиятельные демократии мира выразили решимость привнести демократические начала и в международные дела. Они отметили, что создание будущего международного порядка, основанного на многополярности, должно определяться не односторонними волевыми действиями, а коллективными и многосторонними процессами, подчеркнули ключевую роль ООН в решении международных проблем и урегулировании конфликтов. Россия неизменно подтверждает свою поддержку Индии как достойного кандидата в постоянные члены Совета Безопасности Организации Объединенных Наций в случае его расширения. Важным направлением сотрудничества двух стран в сфере обеспечения безопасности сегодня является противодействие терроризму, поскольку и в России, и в Индии существует угроза террористических акций. В целом в последние годы позиции России и Индии по многим вопросам международных отношений совпадали.
В последние годы растут объемы взаимной торговли между Индией и Россией. Если в 2002 г. товарооборот между этими двумя странами составлял 2,1 млрд долл., то в 2003 г он увеличился до 3,3 млрд. Хотя пока не удалось достичь объемов советско-индийской торговли начала 1990-х гг., структура торгово-экономических связей сегодня выглядит лучше. Реальные возможности увеличения объемов российского экспорта машинотехнической и наукоемкой продукции открываются в связи с принятием Индией ряда крупномасштабных долгосрочных программ, в частности разведки, добычи и транспортировки углеводородов (капиталовложения — 150 млрд долл. на 15 лет); строительства и модернизации ТЭС (34 станции на 10 тыс. МВт), ГЭС (14 проектов на 20-30 тыс. МВт), строительства металлургических заводов; строительства шоссейных дорог (13 тыс. км с капиталовложениями 12,8 млрд долл.); очистки и опреснения воды (до 1 млрд долл.); развития электроники, информатики, телекоммуникаций, биотехнологий. Осуществляются крупные проекты в энергетике (ГЭС «Тери», ГЭС «Котешвар», ТЭС «Кобра»), металлургии (заводы в Бхилаи, Роуркеле, Дургапуре, Бокаро, Висакхапатнаме), строительстве газопроводов, автодорог и других областях. В области научно-технического сотрудничества осуществлено более 200 проектов, охватывающих как фундаментальные, так и прикладные исследования.
Индия, так же как и Китай, является основным партнером России в области военно-технического сотрудничества. Индийские заказы на поставку военных кораблей и боевых самолетов помогли многим предприятиям российского ВПК компенсировать сокращение заказов со стороны собственного Министерства обороны. В 2003 г. был заключен контракт стоимостью свыше 1,5 млрд долл. по продаже Индии авианосца «Адмирал Горшков». Контракт предусматривает модернизацию корабля и поставку новой авиатехники и радиотехнических средств. На военных предприятиях Индии начинается производство ряда образцов современной военной техники по российским лицензиям. Однако представляется вероятным, что в области военно-технического сотрудничества с Индией могут возникнуть проблемы, обусловленные возрастанием иностранной конкуренции.
В последние годы в отношениях со странами Южно-Азиатского региона в целом и с Индией в частности большое значение приобрела проблема распространения ядерного оружия. Еще в 1974 г. Индия осуществила взрыв своего первого ядерного устройства. В 1998 г. в ответ на создание ядерного оружия в Пакистане в Индии были проведены испытательные взрывы пяти ядерных бомб. Хотя с тех пор ядерных испытаний не проводилось, ситуация остается опасной, поскольку обе страны так и не присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия. Российская Федерация последовательно выступает за присоединение Индии и Пакистана к данному договору в качестве безъядерных государств. Добиться безъядерного статуса полуострова Индостан для России и других государств важно и потому, что в отношениях между Индией и Пакистаном существует территориальный спор вокруг индийского штата Джамму и Кашмир.
Индо-пакистанский конфликт, приоритет отношений с Индией традиционно отодвигал на второй план сначала для СССР, а затем и для РФ отношения с Пакистаном. В годы холодной войны развитие двусторонних связей осложнялось военно-политическим союзом Пакистана с США и его тесным военным сотрудничеством с КНР в период советско-китайского конфликта. Пакистан активно поддерживал афганских моджахедов и стоял у истоков движения «Талибан», которое создавало угрозу российским интересам в постсоветской Центральной Азии.
Сегодня открываются возможности для преодоления наследия прошлого. Существуют неплохие перспективы для двустороннего сотрудничества в области экономических отношений. Геоэкономическое положение Пакистана позволяет ему стать мостом, соединяющим нуждающуюся в энергоресурсах Индию с источниками нефти и газа в Центрально-Азиатском регионе и в зоне Персидского залива. Российские компании проявляют заинтересованность в проектах, связанных с прокладкой трубопроводов по территории Пакистана. Россия приветствовала бы политическую стабильность в Пакистане, сохранение там светского режима, поскольку победа исламских фундаменталистов могла бы резко усложнить обстановку в Южной Азии и прилегающих территориях.
Информация о работе Внешняя политика России: формирование новых приоритетов