Вклад интернета и компьютерных технологий в политическое развитие современного мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:53, реферат

Краткое описание

Широкое применение новых информационных и коммуникационных технологий
является необратимой тенденцией мирового развития и научно-технической
революции последних десятилетий . Особая роль в этом процессе
принадлежит глобальной сети Интернет, которая, являясь специфическим
интерактивным средством массовой коммуникации, уже активно используется в
политическом процессе, бросая вызовы его традиционным институтам и
механизмам.

Оглавление

Часть I
Глава 1. Свойства и возможности сети Internet --------------------------------стр.4-5
Интернет и политический процесс -----------------------------------------стр.5-9
Интернет правительство.------------------------------------------------------стр.9-15
Глава 2. Государственное регулирование сети Интернет ---------------------стр.15-19
Часть II
Глава 1. Интернет в политической жизни России
1.1 Зарождение интернет-технологий в России ------------------------------стр.19-20
1.2 Социальная основа Российского Интернета ----------------------------- стр.20-21
1.3 Основные факторы политического Рунета --------------------------------стр.21-26
Глава 2. Российский Интернет,
как инструмент политических технологий ---------------------------------------стр.26-28
Заключение ------------------------------------------------------------------------------стр.28-29
Список литературы ---------------------------------------------------------------------стр.29.

Файлы: 1 файл

Реферат Мировая Политика2.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

1.3 Основные факторы политического Рунета 

    Структура   сетевых  систем  в  российском  Интернете  не   соответствует

структуре общества. Из наиболее ярких отличий  можно  отметить  минимальное

присутствие  в   ней   государства,   преобладание молодежи как большинства  аудитории  и  анархизма  как  сетевой

идеологии, восприятие Интернета как места без этики  и правил регулирования.

     Каждый  из факторов Интернета имеет свою стратегию,  свои  цели,  задачи,

возможности. Существует различие между традиционным политическим фактором  и

его аналогом в  Интернете, где происходит размывание, смещение и  “перехват”

обычных  функций  фактора.  В  большинстве  случаев   провести   их   четкое

разграничение,  используя  привычные   для   политической   науки   методы,

невозможно. Так,  в  Интернете  политическое  действие,  с  одной  стороны,

персонализировано, поскольку индивид получает массу  возможностей, доступных

в реальной  жизни  лишь  институтам.  С другой  стороны,  оно может быть

обезличено (как  в случае с использованием методов  сетевого компромата)  или

скрываться за бесконечным количеством nicknames (“личин”).

Итак,  в  российском  Интернете  представлены  следующие  типы  политических

акторов

    . Органы  власти.

    . Средства  массовой информации.

    . Политические  партии

    . Бизнес-структуры.

     . Научные, образовательные организации 

Рассмотрим подробнее  первых трех факторов, поскольку  их  функционирование  в

сети непосредственно  касается тематики настоящей работы. 

                             

а) Органы власти 

   Сегодня   под  воздействием   новых   информационных   технологий   органы

государственной  власти  претерпевают  значительные   трансформации.   Новые

вызовы связаны  с  конкуренцией  информационного  и  традиционного  способов

управления. Этот конфликт уже дискутируется на уровне независимых  экспертов

и государственных  аналитических структур. Одним  из  его  аспектов  является

применение технологии электронного правительства в России.

   Теоретически  данная  модель  сегодня  воспринимается  и  приветствуется

Президентом и  Правительством.  Однако более внимательный анализ  даже  хода

ее реализации на практике,  а  также  статей  государственных  программ  по

внедрению ИТ подталкивает к совершенно иному выводу.

   В России  электронное правительство означает  в первую  очередь  повышение

эффективности функционирования правительства  обычного,  а,  следовательно,

механизмов  контроля  над  гражданами  в  сфере  сбора  налогов,  борьбы  с

преступностью и  т.д.

   Кажется,  что Правительство РФ плохо  представляет себе  ситуацию  с  web-

технологиями  и не собирается делать в ближайшем  будущем  никаких  шагов  по

реализации  программ  в  этой  сфере.  Очевидно,  что  объединенные  усилия

ведомств,  сопротивляющихся  внедрению  новых  информационных   технологий,

многократно превышают  возможности  сил,  заинтересованных  в  этом,  о  чем

говорит, в частности, тот факт, что Правительство России на деле отказалось

от обязательств, взятых на  себя  Президентом  В.Путиным  после  подписания

Партии Глобального  информационного  общества  на  встрече  “восьмерки”  на

Окинаве.  Отказ  от  создания   единого   государственного   портала,   где

обновляемая и  проверяемая информация доступна всем гражданам, ставит  крест

на перспективах существования в России не только электронного, но и  просто

эффективного  правительства.  Власть  оказалась неспособной выполнить

собственные же правила, разработанные для системы RGIN (Russian  Government

Internet Network 

   Более  удачно, на первый взгляд, власть  решает задачу формирования в  Сети

собственного   имиджа

   Таким   образом,   органы   власти   сегодня   не   готовы   использовать

преимущества, которые  дает им сеть, однако у них сохраняется  преимущество в

распространении своего влияния в Интернете, по крайней  мере,  до  тех  пор,

пока там не возникли иные юрисдикции, способные  составить им конкуренцию  в

виртуальном  политическом  пространстве.  Выбор  между  проектами  создания

“демократии участия” или установления тотального  контроля  над  гражданами

властью тоже пока не сделан. 

                       б) Средства массовой  информации 

   СМИ одними  из первых  осознали  преимущества  и  возможности  Интернета,

особенно связанные  с его использованием в политическом процессе.

   Долгое  время монополистом на рынке   политических  новостей  была  сводка

Национальной  службы новостей — http://www.nns.ru.

   Практически  с самого начала своего  существования  большинство  новостных

сайтов,  прежде  всего,  воспринималось  как  издания  с  собственной   ярко

выраженной идеологической позицией. Например, Вести.ру позиционировали  себя

как праволиберальное издание, а созданный  тем  же  ФЭП  аналитический  сайт

СМИ.ру  (http://www.smi.ru)  —  как  государственническое.  В  2000  г.  ФЭП

презентовал новый  амбициозный проект  «национальной  информационной  службы»

Страна.ру   (http://www.strana.ru),   призванный    совместить    «выражение

государственной позиции» с привлечением  частных  инвестиций.  По  последним

данным  проекту,  несмотря  на  высокий   рейтинг,   не   удалось   добиться

самоокупаемости, на которую рассчитывали его создатели.

   Офлайновые  информационные агентства  большой   тройки  —  ИТАРТАСС,  РИАН,

«Интерфакс» ориентируются  на платный доступ, почему  и  стоят  на  невысоких

местах в сетевых  рейтингах.

      Количество СМИ в Интернете  огромно, однако в  ближайшее   время  ожидается

уменьшение   портфеля   политических   заказов   и    изменение    поведения

пользователей,   у   которых   сложились   коллективные    предпочтения    —

следовательно,   сократится   и   общее   число   СМИ.   Прогнозируется   их

переориентация  с  освещения   политических   вопросов   на   культурные   и

образовательные  проекты,  в  т.ч.  связанные  с  рекрутированием  и  другим

обслуживанием государственных и партийных  структур.

   Таким  образом, СМИ в Интернете   практически  теряют  свою  специфическую

функцию, зачастую выступая в качестве не  актора,  а  инструмента  в  руках

государства, партий, движений, бизнеса или отдельных  людей.   

                     в) Политические партии и их лидеры 

   Осознание  и использование возможностей  сети Интернет в своей политической

деятельности  стало  индикатором  "продвинутости"  политических   партий   и

движений, индикатором  их образа  жизни.  Однако  если  в  качестве  критерия

оценки взять  эффективность использования сети, то  из  крупных  политических

партий и движений  в  России  только  объединение  “Яблоко” применяло

интернет-технологии  в  повседневной   деятельности.   Их   сайт

являлся своеобразными рупорами их позиций, чего  не  скажешь об  остальных

политических  силах страны, которые подчас ограничиваются лишь биографиями  и

фотографиями  своих лидеров .

   Яркая  специфика российского партийного  сайтостроительства  проявляется   в

том,  что  лишь  наиболее  крупные  и  известные   политики   страны   имеют

собственные сайты  в  сети,  которые  в  большинстве  случаев  совмещаются  с

сайтами тех  партий и движений, которые они  возглавляют.  Из  450  депутатов

Государственной  Думы  предыдущего  состава  в  конце  1999  г.  собственные

страницы в  сети имели только  39  депутатов  (из  них  10  -  члены  фракции

"Яблоко"),в данный момент больше, но в большинстве случаев их сайты содержали  только  биографию  и отчет о том, к каким законопроектам в той или иной мере был  причастен  этот

депутат.  О  сайтах  депутатов  новой  Думы  пока  говорить  рано,  по  моим

подсчетам их не много, в основном это те депутаты,  которые

имели собственные  сайты  еще  до  выборов.  Хотя  значимость  Интернета  на

интуитивном уровне признается многими депутатами, его  возможности  остаются,

практически, не задействованы.

В данный момент правящая государственная партия по прежнему не уделяет должное

 внимание  интернет технологиям.Чему свидетельствует  появление сайта единаяроссия.рф

,в котором  создана только основная страница  сайта, и любое перемещение  по нему 

вызывает ошибку 404.

  
 
 

    Глава 2. Российский Интернет, как инструмент политических технологий 

Включение  сети  в  качестве  еще  одного  коммуникативного  инструмента   в

существующую  систему  обмена  смыслами   между   субъектами   политического

процесса  было  предопределено  рядом  факторов,  решающим  из  которых  был

процесс  медиатизации  российской  политики   -   фактического   перемещения

политической  жизни  в  символическое   пространство   СМИ.   Технологии

формирования  средствами массовой информации картины  политической  реальности

были   особенно   востребованы   в   ходе   выборов.   Массовая    аудитория

преимущественно  получала  сведения  об  интернете   не   напрямую,   а   из

традиционных  СМИ. Эта  особенность  способствовала  активному  использованию

различными политическими  субъектами  в  ходе  осуществления информационных

операций в  интернете модели  двухступенчатой  коммуникации:  интернет-проект

(интернет-событие)  в  качестве  импульса;  отклик   в   традиционных   СМИ;

привлечение внимания целевых аудиторий.  Подобная  "посредническая"  функция

журналистского  сообщества во многом способствовала  мифологизации  интернет-

среды в общественном сознании. 

Распространение   стереотипных   представлений    об    интернете    активно

Информация о работе Вклад интернета и компьютерных технологий в политическое развитие современного мира