Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 07:42, доклад
Хотим мы того или нет, но суды присяжных – это уже реальность. Поэтому так актуальны проблемы, связанные с их работой. Действительно, они вскрыли серьёзные пороки и процессуальные нарушения в деятельности правоохранительных органов. С другой стороны, и в их адрес часто можно слышать упреки в необъективности и непрофессионализме. Как будто просматривается альтернатива: либо плохи следователь и прокурор, либо плох суд присяжных. Третьего не дано. Российские судьи, зачастую не задумываясь над тем, в русле какой правовой системе и какого правоотношения они работают, интуитивно почувствовали свободу своей деятельности в виде присяжных. Если ещё учесть, что Закон от 16 июля 1993 г. не мог сразу предусмотреть все детали новой процедуры, что он иногда не состыковывается с сохраняющим своё действие Уголовно- процессуальным кодексом, то «свобода» судей ещё более возрастала.
Введение…………………………………………………………………………3
Суд присяжных в царской России………………………………………5
Возрождение суда присяжных…………………………………………..18
Заключение…………………………………………..………………………….29
Список литературы……………………………………………………………..33
Следует отметить, что россияне добросовестно и достаточно активно выполняют возложенные на них законом обязанности присяжных заседателей. Однако для поддержания уровня участия присяжных заседателей в судебном разбирательстве, сложившегося в первых процессах с присяжными, необходимы как дальнейшие организационные усилия судов, так и законодательный механизм обеспечения независимости и безопасности присяжного заседателя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суд присяжных – это институт меняющий уголовный процесс( исключение доказательств, добытых с нарушением закона, нейтральная позиция судьи, равноправные условия состязания сторон) и затрагивающий правовую систему России в целом (появление в деятельности судьи элементов правотворчество, практики судебных прецедентов). Суд присяжных обозначил глубокие и серьёзные перемены в российском праве.
Дореволюционная российская
В условиях переходного периода, когда ломаются старые устои, многие общественные отношения остаются вне регулирования их законодательством, и вновь принятые законы зачастую составляют пробелы в сфере своего регулирования. Законы не могут регламентировать досконально всю процедуру в суде присяжных. На практике нередко встречаются казусы, ответы на которые законы не дают. Анализ проводимых реформенных изменений позволил выявить следующие проблемы: отсутствие надлежащей материально-технической базы, финансовых средств, неподготовленность залов судебных заседаний для рассмотрения дел с участием присяжных, наконец, отсутствие судей, способных вести такие процессы, - всё это говорит само за себя. Проведённый в ходе данного исследования анализ содержания положении уголовно-процессуального закона, регламентирующих рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей вызывает вопросы относительно функций правового статуса последних.
Неудивительно появление альтернативного варианта норм УПК МЮ РФ о составе суда присяжных из одного судьи и семи присяжных заседателей или, например, из трёх профессиональных судей и четырёх присяжных заседателей. Однако с этим трудно согласится. Суд присяжных – это прежде всего гарант конституционных прав личности и по чисто экономическим и организационным причинам мы не должны, не вправе отказывать человеку в правосудии, заменяя его кулуарным согласованием позиций.
Во-первых, присяжный заседатель по воле создателей УПК РФ не рассматривается ими как полноценный участник уголовного судопроизводства, тем более он не рассматривается как полноправный судья. Все это весьма странно, если вспомнить о том, что присяжный заседатель в соответствии с ч.5 ст.32 и ч.4 ст.123 Конституции РФ, призывается для участия в отправлении правосудия.
Во-вторых, нельзя говорить об активном и самостоятельном участии присяжных заседателей в проверке и исследований в судебном заседании представленных сторон обвинения доказательств, если присяжные заседатели не имеют права даже самостоятельно задавать вопросы участникам процесса. По закону они должны это делать только через председательствующего, который их формирует и может отвести, как не относящиеся к предъявленному обвинению (ч.4 ст.335 УПК РФ).
Являясь недостаточно сведущими в области права присяжные нуждаются в консультациях по многим правовым вопросам, которые неизбежно возникают при рассмотрении уголовного дела в судебном заседании. Закон обязывает председательствующего разъяснить эти нормы закона присяжным заседателям. Этого явно недостаточно, так как не исключается, что председательствующий может оказаться заинтересованным в определенном исходе уголовного дела, а потому его консультации могут быть не вполне объективными и корректными. Поэтому представляется, что присяжным заседателям должно быть предоставлено право обращения за консультацией по правовым вопросам к независимым специалистам.
Что касается предоставленного присяжным право вести собственные записи в ходе судебного разбирательства, то это право должно быть дополнено указанием на возможность использования звукозаписывающей техники.
Кроме того, за неявку в суд без уважительных причин присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию в порядке, установленном ст.118 УПК РФ. Если рассматривать присяжного заседателя как судью, а по сути дела так должно было бы и быть, то как выглядит эта норма с точки зрения простого здравого смысла, когда судья штрафует другого судью?! Это лишний раз подтверждает то, что законодатель изначально не рассматривает присяжного заседателя как равноправного, полноценного и ответственного судью.
Нельзя не упомянуть ещё о
некоторых ограничениях прав
присяжных заседателей по
Также, одно из основных противоречий, допущенных законодателем в процессуальной регламентации отечественного суда присяжных, состоит в том, что данный суд искусственно разделён на судей права и судей факта. Одни, т.е. присяжные заседатели, устанавливают фактические обстоятельства уголовного дела, другие – профессиональные судья разрешают правовые вопросы и применяют нормы права по уголовному делу. По результатам функционирования суда присяжных за последние 12 лет можно сделать следующий вывод: полная непредсказуемость как в осуждении, так и в оправдании подсудимых
Подведем некоторые итоги
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
25.«Займите свои места, господа присяжные заседатели»./ Пресс-служба Минюста России //Сов.юстиция. – М, 1993, В’’--24
26. Вавксян
А. Практика – критрий Итины.//
27. Морозов
С.В. В Министерстве юстиции
Российской Федерации //Сов.
28. Шведов
Н., Завидов Б. Готовимся к