Сравнительный анализ восточной и западной внешней политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:36, реферат

Краткое описание

На Востоке издавна именно политические факторы, в частности, правящая элита, во многом определяли направление общественного развития, формы его экономической и политической трансформации, место человека в структуре социальных отношений. Поэтому изучение исторической, политической, социальной эволюции правящих элит заслуживает особого внимания.
Страны Магриба, являясь частью обширного и стратегически важного региона мира, а также исламской цивилизации, играют заметную роль в системе международных отношений. Происходящие в них процессы во многом определяют ситуацию не только на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но и во всем мире, что обусловливает значимость исследования политической культуры правящих элит, оказывающей прямое влияние на внутри- и внешнеполитический курс рассматриваемых арабских государств.
В сравнительном анализе политической культуры правящих элит Алжира, Марокко и Туниса на разных этапах их исторического развития основной упор был сделан на выявлении роли внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран региона.
В период колонизации в странах Магриба наряду с представителями традиционной доколониальной элиты – носителями мусульманской ортодоксальной идеологии политическая элита разрастается за счет европеизированной национальной интеллигенции, предпринимателей, получивших европейское образование и приобщившихся к различным политическим течениям Запада. Общение с представителями колониальных управленческих структур, обучение в школах, созданных европейцами, возможность получения образования в Европе способствовали формированию у представителей элиты новых политических интересов и ориентаций.

Файлы: 1 файл

проблемы внешней политики.docx

— 26.27 Кб (Скачать)

С завоеванием  независимости североафриканские  государства приступили к проведению экономической политики, содержание которой, помимо прочих факторов, определялось характером политических сил, пришедших  к власти, влиянием традиций и опытом, накопленным в колониальный период.

Для постколониального развития североафриканских государств была характерна ключевая роль государства в преобразованиях, что в значительной мере было обусловлено слабостью национального частного капитала. Создание обширного госсектора, контролировавшего основные сферы национальной экономики, рассматривалось в качестве одного из главных путей преодоления отсталости. Развитие госсектора сопровождалось ростом численности государственных служащих и административно-технического персонала, повышением социального статуса и престижа этого общественного слоя, на базе которого складывались привилегированные группы, превратившиеся в источник формирования бюрократической элиты, частично трансформировавшейся впоследствии (конец 80-х – начало 90-х годов) в технократию.

Приход к управлению государством нового поколения специалистов стал одним из наиболее знаковых процессов  в государственной жизни стран  Магриба. Новые управленцы – либералы по взглядам – занимают ключевые посты  в правительстве, являются видными  деятелями региональных администраций. Они, как правило, хорошо образованы (преимущественно экономисты и юристы), некоторые имеют ученые степени, стажировались в промышленно  развитых странах (например, новый глава  МВД Марокко – Дрис Джету). Основные черты группы управленцев, которую условно можно назвать «новой бюрократией», заключаются в следующем. Во-первых, они реформаторски ориентированы. Для них реформы – это безальтернативный путь развития. Во-вторых, «новые бюрократы» имеют значительный опыт работы в госаппарате. Они не отделяют себя от государства, что, с одной стороны, позволяет им придерживаться либеральных идей, а с другой, – представители этого слоя нередко замыкаются на чисто бюрократических способах решения проблем, что сопряжено с определенными, порой немалыми, общественными издержками. Такой подход не противоречит и логике принятия решений военно-бюрокра-тической верхушкой по вопросам государственной политики, что, в свою очередь, сопряжено с возникновением и (или) обострением кризисных ситуаций в обществе, как это произошло, например, в Алжире в конце прошлого века (впрочем, это – далеко не единственный пример в регионе и за его пределами).

«Новая бюрократия»  – это не некая пропартийная, сплоченная команда в общегосударственном масштабе. Скорее можно говорить не о команде, а о более или менее сплоченной группе, которая состоит из представителей нескольких поколений с различной ментальностью, способных как к компромиссам с традиционной бюрократией, так и к тому, чтобы занять непримиримую позицию по тем или иным вопросам государственного развития.

Взаимоотношения «новой бюрократии» со старой, традиционной, начавшей свою карьеру в 60-е годы, отличаются противоречивостью. С одной  стороны, они обречены на сотрудничество. С другой, – существуют коренные противоречия между реформаторством «новых бюрократов» и иммобилизмом «старых». От того, кто станет ведущей силой, в значительной степени зависит облик стран Магриба в долгосрочной перспективе. Благополучное будущее социально-экономического и политического развития стран Магриба зависит также от способности эффективно воспринять положительный опыт развитых стран в сочетании с учетом и использованием местных традиций.

Авторитарные  механизмы управления в арабских странах в определенной мере отражают также формировавшиеся на протяжении многих поколений традиционные, религиозно обоснованные, соответствующие шариату  формы отношений между населением и представителями власти, при  которых лидер – уважаемая  и почитаемая личность, решения которой  справедливы, должны строго соблюдаться  и не могут быть оспорены. О глубоко  укоренившихся традициях авторитарного  стиля управления говорит сосредоточение всей полноты власти в руках главы  государства, опирающегося на преданных, «своих» людей. Сила авторитарных традиций объясняется также отсутствием  исторически развивавшейся традиции демократического управления, низкой политической культурой широких  слоев общества, слабостью институтов гражданского общества, политической оппозиции.

Заключение

При анализе  воздействия внешних факторов на формирование взглядов политической элиты  стран Магриба необходимо учитывать  такой важный процесс, протекающий в мире, как глобализация, содержанием которой является растущее взаимовлияние, взаимное приспособление культур, цивилизаций. Любое социальное явление или структура в странах Магриба в настоящее время представляет «синтез традиционного и заимствованного, в какие бы одежды – западные либо сугубо национальные – оно ни облачалось». Фактически в арабских странах происходит приспособление традиционных ценностей, таких как общинность, корпоративность, почтение к авторитету, к современным условиям существования. В то же время в странах с развитой, сложившейся мусульманской цивилизацией государство, построенное в значительной мере по западным образцам, сталкивается с традиционными политической культурой и общественными институтами, правом, социальной психологией, что, в свою очередь, может привести к взрыву фундаментализма и социальным катаклизмам. Так, например, развитие событий в Алжире на рубеже 80-х – 90-х годов, проведение демократических преобразований в мусульманской стране, переживающей острый социально-экономический и политический кризис, привело к появлению политико-рели-гиозных течений, тормозящих и препятствующих проводимым прогрессивным преобразованиям. А попытки нейтрализации подобных течений силой приводят к экстремальному обострению внутриполитической ситуации – гражданской войне. Поэтому правящей элите пришлось строить политику таким образом, чтобы вывести Алжир из разгоравшейся гражданской войны. Избежать подобных последствий, вероятно, можно лишь при наличии сильной, авторитетной, обязательно просвещенной власти и (или) устойчивых, укорененных элементов и структур политической демократии, а также при преуспевающем либеральном экономическом курсе. Легитимность власти традиционно основывается на «моральном авторитете» правящей элиты. Следовательно, от характера правящей элиты, от ее кругозора и правильного выбора приоритетов зависит в значительной степени эффективное решение возникающих перед арабскими обществами проблем.

Развитие политической ситуации в странах Магриба на рубеже XXI в. показывает, что модернизация общественной жизни перестает быть синонимом вестернизации, распространения западных ценностей. Правящие элиты стран Магриба стремятся осуществлять модернизацию без вестернизации, совместить модернизацию с сохранением ценностей, практики и институтов коренной культуры того или иного общества. Ответом арабских стран на вызов модернизации в условиях глобализации становится поиск национальной идентичности. При этом правящие элиты стран Магриба особое внимание уделяют приспособлению традиционных институтов и ценностей, политической культуры к изменяющемуся миру.

 

Литература 

1. Максименко В.И. Политические партии в переходном обществе. Марокко, Алжир, Тунис. 20–80-е гг. М., 1985, с. 72.

2. Васильев А.М. Африка – падчерица глобализации. М., 2003, с. 13.

Информация о работе Сравнительный анализ восточной и западной внешней политики