Сравнительный анализ восточной и западной внешней политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:36, реферат

Краткое описание

На Востоке издавна именно политические факторы, в частности, правящая элита, во многом определяли направление общественного развития, формы его экономической и политической трансформации, место человека в структуре социальных отношений. Поэтому изучение исторической, политической, социальной эволюции правящих элит заслуживает особого внимания.
Страны Магриба, являясь частью обширного и стратегически важного региона мира, а также исламской цивилизации, играют заметную роль в системе международных отношений. Происходящие в них процессы во многом определяют ситуацию не только на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но и во всем мире, что обусловливает значимость исследования политической культуры правящих элит, оказывающей прямое влияние на внутри- и внешнеполитический курс рассматриваемых арабских государств.
В сравнительном анализе политической культуры правящих элит Алжира, Марокко и Туниса на разных этапах их исторического развития основной упор был сделан на выявлении роли внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран региона.
В период колонизации в странах Магриба наряду с представителями традиционной доколониальной элиты – носителями мусульманской ортодоксальной идеологии политическая элита разрастается за счет европеизированной национальной интеллигенции, предпринимателей, получивших европейское образование и приобщившихся к различным политическим течениям Запада. Общение с представителями колониальных управленческих структур, обучение в школах, созданных европейцами, возможность получения образования в Европе способствовали формированию у представителей элиты новых политических интересов и ориентаций.

Файлы: 1 файл

проблемы внешней политики.docx

— 26.27 Кб (Скачать)

Введение

На Востоке  издавна именно политические факторы, в частности, правящая элита, во многом определяли направление общественного  развития, формы его экономической  и политической трансформации, место  человека в структуре социальных отношений. Поэтому изучение исторической, политической, социальной эволюции правящих элит заслуживает особого внимания.

Страны Магриба, являясь частью обширного и стратегически  важного региона мира, а также  исламской цивилизации, играют заметную роль в системе международных  отношений. Происходящие в них процессы во многом определяют ситуацию не только на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но и во всем мире, что обусловливает  значимость исследования политической культуры правящих элит, оказывающей  прямое влияние на внутри- и внешнеполитический курс рассматриваемых арабских государств.

В сравнительном  анализе политической культуры правящих элит Алжира, Марокко и Туниса на разных этапах их исторического развития основной упор был сделан на выявлении  роли внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран региона.

В период колонизации  в странах Магриба наряду с  представителями традиционной доколониальной элиты – носителями мусульманской ортодоксальной идеологии политическая элита разрастается за счет европеизированной национальной интеллигенции, предпринимателей, получивших европейское образование и приобщившихся к различным политическим течениям Запада. Общение с представителями колониальных управленческих структур, обучение в школах, созданных европейцами, возможность получения образования в Европе способствовали формированию у представителей элиты новых политических интересов и ориентаций.

Содержание

Большое влияние  на состояние политической культуры стран Магриба оказало перенесение  в них европейских политических институтов – создание в заморских  владениях Франции некоего подобия  правительств по образцу европейских  стран, при этом в некоторых странах  – Марокко, Тунис – сохранялись  и традиционные институты управления. Политическая система колониального  общества, таким образом, состояла из двух подсистем: европейской и традиционной. Подобный дуализм отразился и во взглядах тонкой прослойки местного населения – политической элиты, – которая была непосредственно связана с колониальными управленческими структурами. В ее политическом сознании зарождалась двойственность: на традиционные формы политического поведения постепенно накладывались стереотипы западноевропейской модели политической культуры.

В ходе колонизации  стран Магриба в среде местной  политической элиты произошел раскол на сторонников и активных участников национально-освободительной борьбы и противников движения за независимость. К последним относились представители традиционной элиты – паши и каиды, назначавшиеся колониальными властями, часть родовой знати и крупных торговцев, некоторые преподаватели университетов и религиозные деятели, активно сотрудничавшие с колонизаторами и получавшие от подобного сотрудничества значительную выгоду.

Первые реформаторские движения, трансформировавшиеся затем  в национальные движения за независимость, зарождались в среде местных  торговцев и предпринимателей, интеллигенции, европеизированной знати, недовольных  притеснениями колонизаторов, ущемлением своих прав. Трансформация политических движений из культурно-про-светительских в националистические выражалась в эволюции их идейно-политической направленности: от ассимиляционизма к арабскому национализму, сыгравшему основополагающую роль в борьбе арабских народов за национальное освобождение, в становлении и развитии независимых арабских государств. Националистические движения возникали как оппозиционные в ходе антиколониальной борьбы. Следовательно, возглавлявшие их политические деятели являлись контрэлитой по отношению к колониальным властям и местной политической элите, сотрудничавшей с колонизаторами. Именно представители контрэлиты стали во главе арабских государств после завоевания независимости и составили основу правящих элит независимых стран Магриба.

Социальный состав и политическая культура правящих элит независимых стран Магриба определялись характером преобразований, проводимых в ходе колонизации, и тем, каким  образом развивалось антиколониальное движение в странах.

Сохранение традиционных институтов управления в Марокко, предоставление им формальной власти, в результате чего не всегда имело место почтительное отношение к султану и представителям махзана (двора), авторитет которых у населения по мусульманским законам был непререкаем, способствовали тому, что султан (впоследствии король) стал символом национального суверенитета. Вокруг монарха происходило укрепление представителей политической элиты – крупной торговой буржуазии, берберских и арабских феодалов, – выступавшей за создание независимого национального государства. В то же время правящая элита в лице короля и его махзана была против передачи всей полноты власти парламенту и правительству и выступала за укрепление позиции трона. Умение монарха опереться на различных представителей многоукладного арабо-берберского общества способствовало превращению Марокко в централизованное, патерналистски-абсолютистское по методам управления государство, ориентация которого зависит от структуры правящего блока, характера господствующей в этом блоке социально-политической фракции.

В Тунисе колониальным властям удалось привлечь местную  традиционную элиту к сотрудничеству, поэтому национально-освободительное  движение возглавили представители  нового поколения местной элиты  – интеллигенция, представители  свободных профессий и чиновничество, как правило, имевшие университетское  образование, недовольные притеснениями  колониальных властей. Курс на достижение «почетного компромисса» с Францией, т.е. предоставление Тунису автономии, на арабизацию государственного аппарата дал возможность добиться независимости мирным путем в ходе переговоров.

В Алжире в условиях продолжительной и кровопролитной войны за независимость высшие военные  чины, социальный состав которых можно  определить как мелко-буржуазный, сумели сконцентрировать в своих руках властные полномочия и поддержать программу радикальных социальных преобразований, на десятилетия определившую направление социально-экономического и политического развития страны.

Строгий контроль колониальных властей за происходившими в обществе в ходе колонизации  политическими процессами, оппозиционными протестными движениями, ограничение  прав местного населения привели  к тому, что, наследуя колониальные административные институты и структуры, страны Магриба получали не столько  демократические, сколько авторитарные традиции. В итоге демократические ценности либо отсутствовали, либо не укоренялись как в политической культуре масс, так и в политической культуре элит. Последствия этого наряду с другими факторами и причинами до известной степени отразились в формировании в независимых странах Магриба властных структур, а именно: в предпочтении президентских режимов парламентским.

Соприкосновение с западной цивилизацией в ходе колонизации  и борьбы за независимость оказало  влияние на формирование политической культуры как политической элиты  стран Магриба (в значительной мере), так и всего населения в целом (в наименьшей степени). На уровне массового общественного сознания деформации, а порой и разрушения в экономической, социальной и культурной областях жизни стран Магриба, вызывавшиеся сознательно и методически с целью обеспечить власть господствующей державы и экономические интересы ее граждан, до известной степени принудительный, насильственный характер проводимых метрополией преобразований привели к конфликту мусульманских традиций, шариата и европейских (заимствованных) политических систем и политической культуры, что отразилось в негативном отношении части местного населения ко всему европейскому, а позднее, после завоевания независимости, вылилось в появление фундаменталистских движений, остающихся до сих пор весьма влиятельной силой, оппозиционной правящим режимам.

Иначе влияние  колонизации сказалось на реформировании политических взглядов местной элиты. В силу общественного положения  у политической элиты было больше возможностей приобщиться к достижениям  европейской цивилизации и осознать необходимость трансформации традиционных политических институтов для дальнейшего  успешного развития общества, что  привело к началу процесса реформирования традиционалистской политической культуры местной элиты стран Магриба. При этом желание сохранить национальную идентичность и сила традиций, законов шариата, оказывавших в течение столетий влияние на формирование сознания местного населения и политической элиты, в частности, сказались в попытке сочетать традиционные и западные ценности, что нашло отражение в привнесении западных политических институтов, с одной стороны, и в демонстрации уважения к традиционным ценностям, – с другой.

Результативность  и эффективность деятельности правящей элиты, укрепление у власти представителей определенных слоев общества связаны  с системой рекрутирования элиты. Во всех трех странах Магриба преобладает номенклатурная система рекрутирования элиты. Суть номенклатурной системы в подборе элиты сверху: на все сколько-нибудь значимые руководящие должности назначаются лица с согласия и по рекомендации соответствующих властных структур и органов, например, партийных. Негативные социальные последствия функционирования этой системы усиливались ее всеобъемлющим характером, полным устранением конкурентных механизмов в экономике и политике, а также такими критериями отбора, как идеологизация, политизация и непотизация (доминирование родственных связей). Политика в лице номенклатурной бюрократии приобретала в этих государствах до известной степени господствующее положение над экономикой. Вхождение в политическую номенклатуру, приобщение к власти и управлению становились первопричиной экономического и социального господства. Для представителей этого поколения правящей элиты была также характерна идеализация самобытного аспекта социально-политического и экономического развития нации, что отразилось в поисках иного, отличного от «западного» пути развития.

Помимо политического  фактора необходимо учитывать и  характер социальной эволюции общества в целом. В ходе его развития отмирают многие старые и возникают новые  потребности, функции и ценностные ориентации. Это приводит к постепенному вытеснению носителей наиболее важных для своего времени качеств новыми политическими фигурами, более, чем прежние, отвечающими современным требованиям. Необходимость модернизации предполагает постепенный переход от традиционных форм общественной жизни к современным. В политической сфере это выражается в реформировании традиционной политической культуры и прежней политической структуры. В частности, подход к партийному строительству характеризуется переходом от однопартийности к многопартийности. Конечно, наличие большого числа политических партий не свидетельствует о высокой степени политического плюрализма в обществе. Многие партии малочисленны, порой бывает трудно определить их политико-идеологическую направленность. Нередко оппозиционные партии слабы, а их участие в политическом процессе определяется, вопреки логике, традициями, лояльностью по отношению к правящему режиму. Однако наличие даже и таких партий свидетельствует о постепенном росте политического сознания граждан. В новом подходе к партийному строительству проявляется модернизация политической культуры как всего общества, так и правящей элиты, в частности. А своеобразие партийного строительства, доминирующая в политическом процессе роль главы государства отражают стремление к сохранению культурной самобытности, к совмещению модернизации с сохранением ценностей, практики и институтов традиционной культуры.

Важная, а на отдельных этапах решающая роль в  политической жизни стран Магриба  принадлежит армии. Неспособность  или недостаточная готовность правящей элиты решать насущные социально-экономические  проблемы, обострение кризисной ситуации – это те условия, когда военные, обладая силовыми средствами обеспечения  повиновения, являясь, как правило, наиболее организованной силой, могут  привести к смене власти или настоять на изменении политического курса. В частности, в Тунисе армия способствовала приходу к власти нового поколения  правящей элиты, сумевшей провести преобразования, способствовавшие экономическому развитию, повышению уровня жизни широких  слоев населения.

Развитие политической ситуации в постколониальном Алжире показывает, что влияние военных на политическое развитие тем сильнее, чем слабее государственные институты и структуры гражданского общества. Отсутствие сложившейся развитой системы государственного управления в стране накануне завоевания независимости, а также тот факт, что именно военные руководили антиколониальной борьбой, обусловили приход военных к власти. Строгая армейская дисциплина, свойственная военным привычка самостоятельно принимать решения в трудной ситуации, с одной стороны, социальное происхождение, распространенные в среде высшего офицерства политические взгляды, влияние событий в соседних арабских странах, таких как Египет, с другой, оказали влияние на становление политической культуры правящей элиты Алжира, на десятилетия определила направление политического развития, социально-экономи-ческого курса правящего режима. Неспособность военных разрешать кризисные ситуации мирным путем определили своеобразие смены поколений правящей элиты в основном в результате либо военных переворотов, либо верхушечной смены власти.

В Марокко неудачные  попытки военных переворотов  не привели к ослаблению роли традиционной элиты. Однако косвенным образом  повлияли на изменение политических и экономических воззрений правящих кругов. Проведение ограниченных демократических  преобразований привело к укреплению позиций частного предпринимательства  в стране, способствовало эволюции политической системы Марокко от традиционной монархии к конституционной.

Таким образом, в каждой из стран изучаемого региона  армия, а главным образом высшие военные, наложили отпечаток на формирование политической культуры правящей элиты, способствовали становлению государственных  институтов и влияли на пути и формы  политического развития страны.

Информация о работе Сравнительный анализ восточной и западной внешней политики