Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:19, реферат
В процессе работы осевого компрессора происходит повреждение его рабочих лопаток, что может привести к снижению как эффективности, так и надёжности его работы. В связи с этим необходимо по истечении определённого срока эксплуатации проводить ремонт лопаточного аппарата компрессора. В данном курсовом проекте разработан технологический процесс ремонта рабочих лопаток осевого компрессора MS 3002 с приведением всей необходимой документации, которая сопровождает весь процесс ремонта
Введение 3-7
Очистка (удаление нагара) 8
Снятие покрытия 8
Очистка 8
Контроль (внешнего вида, пенетрантами, магнитопорошковый, размерный) 9
Слесарная (выработка дефектов) 11
Очистка 11
Контроль (пенетрантами, магнитопорошковый) 11
Очистка (подготовка к сварке) 12
Сварка 12
Очистка 13
Термообработка (отжиг в среде аргона) 13
Слесарная (удаление излишнего сварочного материала) 13-14
Очистка (подготовка к контролю) 14
Контроль (внешнего вида, пенетрантами, магнитопорошковый, размерный) 14
Очистка 14-15
Термообработка (оксицирование) 15
Очистка 15-16
Нанесение покрытия («Элкот С4», 1 слой) 16-17
Наклёпывание 18
Контроль («Элкот С4», 1 слой) 18
Нанесение покрытия («Элкот С4», 2 слой) 18-19
Контроль («Элкот С4», 2 слой) 19
Дробеструйная 20-21
Контроль (внешнего вида) 21
Упаковывание 21
Список использованной литературы 22
Содержание.
Список
использованной литературы 22
В
данном курсовом проекте разработан
технологический процесс
Введение
В процессе работы осевого компрессора происходит повреждение его рабочих лопаток, что может привести к снижению как эффективности, так и надёжности его работы. В связи с этим необходимо по истечении определённого срока эксплуатации проводить ремонт лопаточного аппарата компрессора. В данном курсовом проекте разработан технологический процесс ремонта рабочих лопаток осевого компрессора MS 3002 с приведением всей необходимой документации, которая сопровождает весь процесс ремонта
Одна
из наиболее распространенных причин
-попадание посторонних
Одной
из причин снижения ресурса работы
авиационных двигателей является низкая
эрозионная стойкость лопаток. Наиболее
интенсивный износ лопаток авиадвигателей
наблюдается при работе вертолетного
двигателя в тропическом (или морском)
климате и на песочных почвах, при этом
поверхностный слой лопаток интенсивно
разрушается из-за коррозионного и эрозионного
воздействий.
Степень
и характер эрозионного износа компрессорных
лопаток зависят от дисперсного состава
пыли и ее количества, а также от скорости
потока несущего винта. Коррозионные
повреждения чаще всего возникают в морском
климате, где воздух представляет собой
взвесь морской воды и частиц пыли. При
этом скорость коррозии увеличивается
с повышением температуры в компрессорной
части двигателя, которые достигают величины
500 оС и выше для компрессоров высокого
давления
Известно много видов защитных покрытий
лопаток компрессора: гальваническое,
лакокрасочное, эмалирование, конденсационно-вакуумное.
Гальваническое покрытие типа никель-кадмиевое
используется на лопатках компрессора
для защиты от коррозии, но эрозионная
стойкость и температура эксплуатации
(до 300 оС) у него очень низкая. При
чем, во время процесса снятия и нанесения
покрытия необходимо учитывать возможность
наводораживания основного металла лопатки,
что отрицательно сказывается на ее механических
свойствах
Лакокрасочное покрытие на основе эпоксидной
эмали, нанесенное в 5–7 слоев также защищает
лопатки от коррозии, однако, как и никель-кадмиевое
покрытие, оно имеет низкую температуру
эксплуатации. Эрозионная стойкость вследствие
эластичности покрытия немного выше, чем
у никель-кадмиевого, поэтому эпоксидное
покрытие используют на лопатках направляющего
аппарата компрессора вертолетного двигателя.
Процесс эмалирования представляет собой
нанесение суспензии на основе глины и
никелевого порошка с последующим отжигом
при температуре 1000 оС. Эмалирование
лопаток считается выгодным, если лопатки
необходимо защитить от высокотемпературной
коррозии. В этом случае температура эксплуатации
повышается до 400 оС. Однако такая
лопатка еще в большей степени подвержена
эрозионным повреждениям, поскольку эмалированная
поверхность подвержена к охрупчиванию
в вышеописанных условиях эксплуатации.
Одно из перспективных покрытий – конденсационно-вакуумное
покрытие. Из- вестно,что покрытие из нитрида
титана имеет не только хорошую коррозионную
стойкость (1 балл по пятибалльной шкале
[3]), но и повышенную эрозионную стойкость
(0,019 – 0,028 г/мин [3]). Температура эксплуатации
покрытия из нитрида титана достигает
350 оС. Такое покрытие, имеющее толщину
в несколько микрон (от 2-3 мкм) позволяет
двигателю отрабатывать по 2-3 межремонтных
ресурса (т.е. 1500-2100 часов). Однако, и при
таких наработках идет существенный износ
лопаток. На рис. 1 показаны рабочие лопатки
компрессора (а), направляющие лопатки
(б) и направляющий аппарат (в) вертолетного
двигателя, отлетавшего 2987 часов. Как видно
имеются значительные эрозионные повреждения,
которые не допустимы техническими условиями
на детали, следовательно, такие лопатки
подлежат забракованию.
Рисунок
1 – Детали вертолетного двигателя
с покрытием нитрида титана после эксплуатации в тропическом климате в условиях песочных почв. |
Чтобы повысить
межремонтный ресурс деталей, коррозионную
и эрозионную стойкость, и рабочие
температуры покрытия, в материал покрытия
при его напылении было решено ввести
цирконий. Цирконий имеет исключительную
коррозионную стойкость во многих агрессивных
средах, устойчив в воде и водяных парах
до +300 оС.
Экспериментальные исследования. В процессе
экспериментов на рабочие лопатки компрессора
(титановый сплав ВТ–8) наносилось покрытие
из TiZrN (нитрида титана-циркония) в установке
«Булат–6». Покрытие из TiZrN получилось
желтовато-золотистого цвета толщиной
5–5,5 мкм ( рис. 2).
Рисунок
2 – Покрытие из TiZrN, нанесенное на лопатки
компрессора вертолетного двигателя в вакууме плазменно-ионным методом. |
ЛОПАТКА РАБОЧАЯ ОК MS – 3002
010 | Контроль (внешнего вида, маркировка) |
020 | Очистка (удаление нагара) |
025 | Снятие покрытия |
030 | Контроль (внешнего вида, пенетрантами, магнитопорошковый, размерный) |
040 | Слесарная (выработка дефектов) |
042 | Очистка |
045 | Контроль (пенетрантами, магнитопорошковый) |
050 | Очистка (подготовка к сварке) |
060 | Сварка |
065 | Очистка |
070 | Термообработка (отжиг в среде аргона) |
080 | Слесарная (удаление излишнего сварочного материала) |
090 | Очистка (подготовка к контролю) |
100 | Контроль (внешнего вида, пенетрантами, магнитопорошковый, размерный) |
103 | Очистка |
105 | Термообработка (оксицирование) |
107 | Очистка |
110 | Нанесение покрытия («Элкот С4», 1 слой) |
113 | Наклёпывание |
115 | Контроль («Элкот С4», 1 слой) |
117 | Нанесение покрытия («Элкот С4», 2 слой) |
120 | Контроль («Элкот С4», 2 слой) |
130 | Дробеструйная |
140 | Контроль (внешнего вида) |
150 | Упаковывание |
1. Очистка (удаление нагара).
1. Очистить
лопатки в парах
2. Очистить хвостовик лопатки с помощью вращающейся проволочной щётки. Очистка должна обеспечивать чистую блестящую поверхность. Не прижимать сильно хвостовик к щётке, чтобы не вызвать ухудшение поверхностей хвостовика.
3. Установить на хвостовик лопатки защитное приспособление.
4. Очистить
перо лопатки обдувкой
Примечание:
Если лопатки имеют покрытие, нет
необходимости удалить его
5. Снять
защитное приспособление с
6. Заполнить карту ремонта.
7. Транспортировать
партию лопаток на участок
снятия покрытия (при наличии
покрытия) или на участок контроля
(при отсутствии покрытия).
2.
Снятие покрытия.
1. Уложить
лопатки в контейнер для
Примечание: Защита хвостовика лопатки не требуется.
2. Погрузить
контейнер с лопатками в бак
с раствором для снятия
Примечание: При погружении деталей раствор начнет шипеть и искриться (газироваться) вследствие химической реакции раствора с покрытием.
3. Извлечь контейнер с лопатками из бака с раствором (по прекращению газирования и шипения в баке).
4. Тщательно промыть лопатки проточной водой и зачистить их пластиковой щеткой.
5. Просушить лопатки в сушильной печи.
6. Заполнить
карту ремонта
3. Очистка.
Технические требования.
1). Данную
операцию выполнять только для лопаток
после снятия с них покрытия (после
операции 025).
1. Очистить перо лопатки обдувкой абразивными зернами. Кромки лопаток обдувать под углом 30…60 к направлению струи.
2. Снять защитное приспособление с хвостика лопатки.
3. При необходимости очистить хвостик лопатки при помощи вращающейся защитной щетки. Очистка должна обеспечивать чистую блестящую поверхность.
Заполнить
карту ремонта.
4. Контрольная.
1. Заполнить
исходные данные в карте
2. Произвести
контроль внешнего вида
3. Произвести контроль лопаток пенетрантами.
4. Произвести
контроль лопаток
5. Произвести
контроль геометрических
6. Отметить в карте контроля и на деталях все обнаруженные дефекты.
Указать размеры и характер повреждений в карте контроля.
7. По
результатам контроля отобрать
лопатки, повреждения которых не превышают
ремонтные допуски.
Лопатки
с повреждениями превышающие
ремонтные допуски –
8. Снять
копию с карт контроля лопаток
подлежащих ремонту.
ЦРБ
Брянск |
Карта
контроля |
Лопатка рабочая I ступени MS 3002 | ||||||||||||||||
Деталь № | Партия № | |||||||||||||||||
Чертёж № | Работа № | |||||||||||||||||
Технология № | Операция № | |||||||||||||||||
Контролёр | Дата: | |||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||