Правовые системы современности: сравнительный аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Если система права – это правовое явление, представляющее собой внутреннее строение объективного права, характеризующееся наличием и взаимосвязью его элементов (норм, институтов, отраслей), то правовая система включает в себя наряду с системой права многие другие компоненты, играющие специфическую роль в правовом регулировании. Кроме систематизированных правовых норм, правовая система охватывает юридическую практику (практика правотворчества, систематизации законодательства, правоприменения), правоотношения, правосознание, юридическую науку, правовую культуру.ий.

Оглавление

Содержание…………………………………………………………2
Введение…………………………………………………………….3
1. Романо-германская правовая система……………….….…….6
2. Англо-саксонская правовая система……………………..……9
3. Мусульманская правовая система………………….…………17
4. Иные правовые семьи:
4.1 Скандинавская правовая семья……………………………...25
4.2 Африканская правовая семья………………………………..27
4.3 Социалистическая правовая семья……………………….....29
Заключение…………………………………………….….………32
Список используемых источников……………….……….…….

Файлы: 1 файл

ОТП (Правовые системы современности сравнительный аспект).doc

— 165.00 Кб (Скачать)

         В зависимости  от  того,  как  правовая система отражает  настоящие отношения,  можно судить о том,  насколько  она  развита.  Демократизм законодательства  позволяет  судьям  вести себя более активно в рамках общей связанности с законом  и  влиять  этим  на  дальнейшее  развитие права.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Мусульманская правовая система  

     Правовые  системы 45 афро-азиатских государств  (от  Марокко  до Индонезии)   относятся  к  мусульманской  правовой  системе.  Наиболее мусульманскими  считаются  33  страны  (Иран,  Афганистан,   Турция, государства  Арабского востока,  Южной и Юго-Восточной Азии и Африки и т.д.).  Здесь  более  80%  населения  является  мусульманами,  а  ислам провозглашен в конституциях государственной религией. Главным источником права в мусульманских государствах и по сей день, являются религиозные писания: Сунна, Коран и т.д.    Мусульманское право как система образовалось  еще  в  VII-X  вв.  в Арабском   Хамефате. Основное   содержание  мусульманского  права - вытекающие из ислама правила поведения верующих  и  наказания  (обычно религиозного толка) за невыполнение данных предписаний.  Мусульманское право распространяется только на мусульман.  Но все равно,  даже в тех странах,   где   мусульмане   есть   основной  частью  населения,  оно дополняется законами и обычаями,  кодифицируется  и  модифицируется  в связи  с  возникающими  новыми  общественными отношениями.  Вследствие этого   выполняется   религиозное   мусульманское   право   и    право мусульманских государств.    В 1869-1877 гг.  в качестве гражданского кодекса Османской  империи была издана Аль-Маджала. Она также действовала на территории Турции до 1926 г., Ливана до 1932 г., Сирии до 1949., Ирака до 1951 г. Сейчас ее действие частично сохранилось в Иордании, Израиле, на Кипре.  Во второй  половине  XIX  века  в   мусульманских   странах   были применяемы    уголовные,    торговые,    процессуальные    и    другие законодательства, частично на основе рецепции права западноевропейских стран.   Мусульманское  право играло роль регулятора семейных, наследственных и некоторых других отношений. Отличительной чертой  мусульманского  права является  то,  что оно представляет собой одну  из  многих  сторон  религии  ислама,  которая устанавливает   определенные  правила  и  объект  верования,  а  также указывает верующим  на  то,  что  можно  делать,  а  что  нельзя.  Так называемый  путь  следования  («Шар»  или  «Шариат») и составляет само мусульманское право,  а оно-то  уже и диктует мусульманину  правила поведения в соответствии с религией.

        В основе мусульманского права  лежит четыре источника:

     1) Священная книга Коран,  состоящая  из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

     2) Сунна  -  сборник  традиционных  правил,  касающихся действий  и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;

     3) Иджма - конкретизация положений  Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;

     4) Кияс - рассуждение по аналогии  о тех явлениях жизни мусульман,      которые  не  охватываются  предыдущими источниками мусульманского  права.  Таким суждениям предается законный,  общественный  характер.

         Интересным фактом  является  то,  что  нормы  шариата  выполняются населением  мусульманских  стран  и  воспринимаются  как  обязательные правила поведения.  Интересно также и то,  что мусульманское правовое развитие  арабских  стран  осуществляется,  прежде всего, через правовую идеологию   и   психологию. Сфера   мусульманского   права, как идеологического  фактора  оказывается  значительно шире,  нежели рамки применения его конкретных нормативных предписаний. С самого  начала  ислам определял не  только религиозный ритуал, догматические и культовые особенности,  но социальные институты, формы собственности,    особенности    права,    философии,   политического устройства,  этики,  морали  и  социальной  психологии,  хотя  духовная сторона  стала  все  же  на  первом месте.  В отличии от христианства, которое отделилось от государства еще XVI-XVII веках после  буржуазных революций,  ислам  и  по  сей  день является государственной религией.

     Ислам как система общественно-религиозных  взглядов  соединяет  в  себе элементы: 

     - религиозный  культ  и   свод  духовно-этических определений;

     - система норм, регулирующих социально-экономическую  структуру общества;

     - общие принципы государственного  устройства.

     В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом,  а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса (Иджма) и аналогии (Кияс).  Мусульманские юристы и богословы считают,  что регулированию норм  Корана и шариата подлежат как религиозная,  так и этическая стороны общественной  жизни,  отношения  граждан,  как  между собой,  так  и  с государством.  Они также утверждают,  что эти нормы, освещенные волей Аллаха,  гораздо  сильнее  по  своему  действию,  чем конституционные нормы,  написанные человеком. С этим как раз и связано то,  что в Саудовской Аравии нет  писаной  конституции,  а  ее  место занимает Коран.

         Еще со    времен    зарождения    у    мусульман     средневековой  государственности   в   ее   основе   лежат   два   главных  принципа:

     - совещательность (шурс, когда правители принимают решения коллективно);

  • суверенитет шариатских законов.

     Принцип совещательность, заложенный в Коране,  не получил своего  юридического  закрепления  в  институтах средневекового  государства,  а  потому  и  не  приобрел обязательного характера. Что касается соблюдения шариатских норм или «божественного» законодательства,   то   это   всегда  являлось  непременным  условием легитимизма любой государственной власти.

         Все граждане  мусульманских   государств  имеют  одинаковые  права в выборах правителя,  но основным  принципом  выборов  является  принцип «достойных  представителей»,  то  есть  выборы  -  это идеал «особенно одаренных». Только «охлюль-хальваль-акад» или особая категория знатных вправе  советовать  правителям  и  решать,  является  ли их политика законной по отношению к норам шариата.  Законотворческая функция  этой группы  заключается  в  том,  что  они  выносят решения о соответствии законов  главы  государства,  постановлений   правительства   и   иных нормативных   актов   принципам   шариата.  Их  деятельность  схожа  с деятельность государственного Совета во  Франции,  Верховного  Суда  в США, в функции которых входит конституционный надзор.

         Конституционные принципы  в   мусульманских   государствах   начали складываться  во  время англо-французской колонизации,  а именно в 1861 была издана беем Туниса первая конституция. Сейчас идет  период  кодификации мусульманского  права  во многих странах, среди них Пакистан, Индонезия, а в Турции с 1926 г. вообще от него   отказались.   Во   многих   государствах   мусульманское  право конституционно считается основой законодательства.  Оно применяется по многим  вопросам,  но  особенно  в гражданских отношениях,  до сих пор сохраняются  шариатские  суды.  В  некоторых  странах  Центральной   и Восточной  Африки  мусульманское право используется как обычное право. Хотя мусульманское право и оказывает  огромное  влияние  на  правовые системы  мусульманских  государств,  но  все  равно сейчас наблюдается тенденция к применению таких источников права как  правовой  обычай  и нормативно-правовой  акт  или  законодательство.  Практически  во всех мусульманских  странах  влияние  мусульманского  права  ограничивается брачно-семейными  и  примыкающими  к  ним  отношениями,  то есть теми, которые  входят  в  понятие  «личный  статус».   Египет   был   первым государством,   которое   отказалось   еще   в   конце   XIX  века  от мусульманского права, как от единственного источника права. В качестве примера  можно  еще  привести  Саудовскую  Аравию,  которая  считается страной традиционного ислама.  Даже здесь  все  больше  применяются  в судопроизводстве   и   законодательстве   «двойные   стандарты»,  а в коммерческом праве приоритет уже отдается «англо-американскому» праву.

         Рассматривая, и   характеризую   социально-политический   строй   и правовые  системы  африканских  государств,  необходимо сначала учесть особенности обычно-правовых элементов,  их разнообразие  и  сложность, так как они содержаться в экономике, политике и праве этих стран. Хотя страны Африканского континента  и  были  очень  долгое  время колониями  более сильных государств,  которые навязывали свои правовые системы,  но, несмотря на это, сохранились и местные правовые  обычаи,  и религиозно  юридические  нормы.  Во  многих  странах  пересматриваются колониальные законодательства,  чтобы найти  необходимые  условия  для дальнейшего  развития.  Прежде  всего,  это  касается  конституционного законодательства.  Но все равно еще до сих пор действуют  многие  акты колониального периода.

         Одной из  самых  характерных   черт,  присущих  праву   африканских  государств,  является  их  неоднородность.  Кроме  того,  что  здесь действует колониальное законодательство,  огромное влияние оказывает и национальное  право,  а  в  некоторых странах и довольно-таки обширная система  религиозно правовых  норм,  которая  регулирует  в  основном гражданские и брачно-семейные отношения. В конце концов,  почти везде распространен правовой обычай, регулирующий отношения характерные для родоплеменной организации общества и феодализма.

         Среди условий, которые оказали влияние на то, что социальные обычаи переросли в правовые, главными являются сила привычки, внутренняя необходимость следовать этим обычаям, насильное принуждение, принадлежность к определенному племени,  роду,  полу и возрасту, развитие патриархально-феодальных  отношений,   укрепление власти  родоплеменной знати, утверждение  в обычаях имущественного и социального неравенства. Но самым главным фактором стало  образование государств,   когда   обычаи   получили   санкцию   уже   со   стороны государственной  власти,  а,  следовательно,  окончательно приобрели правовую форму.

         В африканских государствах в  доколониальный период  суде  не  был еще  обособлен в специальный  орган и его роль была условной в роли общества.  Африканцы  свободно  пользовались  своими   правами,   и   в соответствии  с  обычным  правом  судебный  процесс  не  был  детально регламентирован    правилами  судопроизводства. Он  отличался  ненормальностью прав, всегда был более богатый и знатный. В связи с  колониальными  завоеваниями  и  внедрением  английского права, насильственной трансформацией обычаев в правовую форму, обычное право Африки изменилось, развилось и эволюционировало.

         В так называемых туземных судах  не  было  проблемы  установления обычного права, и судьи хорошо его знали. Несмотря на то, что провозглашено всеобщее равенство перед судом,  все равно решение суда определяется по социальному положению физического лица, которое определяется  по признакам расы, происхождения, пола и т.д.

         В правовых   системах   африканских   государств  переплетаются  и  органически  сосуществуют   три   вида   права:   общетерриториальное, религиозное  и  обычное.  Как  раз  эта  целостность  и органичность и является очень интересной особенностью  этих  правовых  систем.  Но  в настоящее  время  значение  обычного  права  уменьшается  и повышается значение  общетерриториального  права.  Унифицируясь,  обычное   право становиться    писаным    правом    и,    наконец,    объединяется   с общетерриториальным.

         Некоторые отрасли   права,  как,  например,  право  собственности,  результируются как нормами обычного права, так и нормами колониального происхождения. В Танзании многие нормы обязательного права английского происхождения не воспринимаются людьми, т.к. они идут в несоответствии с местным правом.  Взгляды населения    Африканского    континента     в     основном сформировались на таких традиционных институтах,  как религия, мораль, обычай.

         Алексеев С.С.  относит обычное право Африки к религиозно-общинным юридическим   системам.   Он   пишет,   что    «они    существуют    в традиционно-достойном виде, находясь в состоянии, которое регулируется формами - религиозными, обычно-общинными и другими». В соответствии    с    этим    правовые    системы   имеют   облик  нормативно-догматизированных,  традиционных,  и  в  массовом  правовом сознании  проявляющихся  в  качестве таких,  где основная регулирующая сила - религиозное учение: догма веры, непогрешимость традиций.

         Перед нами,  в  сущности,  застывшая во времени предыстория  права, системы  социального   регулирования,  которое  в   силу  своих   особых экономических,   политических,   духовно-правовых   условий   получают однобокое,  негармоничное  развитие  с  известным  приоритетом   таких регулирующих форм, как религия, традиции, обычаи и др.  

        Расширение международных   связей,   как   экономических,   так  и политических, способствует унификации правовых систем.     В результате этого, хотя и увеличивается круг источников права, но соотношение их воздействия все равно неодинаково.  Например, в странах с  романо-германским  правом  (Франция,  Германия,  Италия) основным источником права является закон и подзаконный акт; в государствах, чьи правовые   системы принадлежат  к  англо-саксонской  правовой  семье, ведущую роль играет судебный прецедент, который иногда даже стоит выше закона.

Информация о работе Правовые системы современности: сравнительный аспект