Народники: Бакунин, Ткачев, Лавров

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

В конце 50-х гг. XIX века в России назрел общенациональный кризис, так называемая революционная ситуация. Стремительно возросло количество крестьянских выступлений, наблюдалась активизация революционно-демократического и либерального движения. Кризис самодержавно-крепостнической системы ускорил процесс буржуазно-демократических преобразований в России. В то же время в капиталистических отношениях передовых стран Европы выявились антагонистические социальные противоречия буржуазного общества. Буржуазно-демократические революции в этих странах вызвали разочарование передовой интеллигенции России.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

     Революционная практика выработала три основных направления  революционной деятельности: путь государственного заговора, путь народной пропаганды и путь непосредственной народной агитации (подстрекательство народа к бунту). Ткачев считает, что для достижения основной цели – осуществления народной революции и свержения царизма, необходимо применение всех трёх путей.

     Обосновывая правильность своих выводов, П.Н. Ткачев утверждал: «Только обладая властью, меньшинство может заставить  большинство – то косное, рутинное большинство, которое не доросло еще до понимания необходимости революции и не уяснило себе ее цели и задачи, – заставить это большинство переустраивать свою жизнь сообразно с его истинными потребностями, сообразно с идеалом наилучшего и наисправедливейшего общежития». Исходя из таких рассуждений, Ткачев приходит к выводу, что революционное меньшинство позаботиться о разработке гибкой  тактики убеждении масс, а также о постепенных мерах социалистических преобразований, которые необходимо санкционировать законодательными органами Народной Думы, создаваемой из представителей народа.         Громадное значение на этой стадии  революции он придавал агитации и пропаганде. [14, с. 106]

     Ткачев  писал: «Непосредственная цель революции  должна заключаться ни в чем ином, как только в том, чтобы овладеть правительственною властью и  превратить данное, консервативное государство в государство революционное». Расчет на самостоятельное творчество народных масс означал, по Ткачеву, фактический отказ от революции: «Народ не в состоянии построить на развалинах старого мира такой новый мир, который был бы способен прогрессировать, развиваться в направлении коммунистического идеала; потому при построении этого нового мира он не может и не должен играть никакой выдающейся, первенствующей роли». «Поэтому интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть, а в дальнейшем будет руководить социалистическим переустройством общества.

     «Революция  в России настоятельно необходима и  необходима именно в настоящее время; мы не допускаем никаких отсрочек, никакого промедления. Теперь или очень  нескоро, быть может, никогда! Теперь обстоятельства за нас, через 10, 20 лет они будут против нас». Конечно, желание Ткачева совершить как можно быстрее революцию и освободить русский народ от гнета царского самодержавия, было понятным. Дело в том, что Ткачев видел, что Россия начинает вступать на путь капиталистического развития, подчиненного тем же законам, что и экономическое развитие западноевропейских стран. Он отчетливо представлял, что «огонь экономического прогресса» уже коснулся коренных основ нашей народной жизни. Под его влиянием уже разрушаются старые формы нашей общинной жизни, уничтожается самый «принцип общины», принцип, долженствующий лечь краеугольным камнем того будущего общественного строя, о котором все мы мечтаем. [15, с. 69]

     Ткачев  подчеркивал, что захватом власти революция только начинается. Перед революционерами он ставит задачу удержать власть и воспользоваться ею для осуществления своих идеалов. По мнению Ткачева, государство сделается ненужным и отомрет лишь после того, когда в человеческом обществе наступит полное равенство, то есть начнут проводиться в жизнь начала коммунизма. В переходный же период государственная власть является необходимейшим оружием в руках революционной партии.

      Ткачев  различал два вида революции: социальную и политическую. Социальная революция – это конечная  цель  социально-революционной партии, для достижения которой единственным средством является, по  мнению Ткачева, политическая революция.

      Если  Бакунин и  Лавров пренебрегали  политическим элементом в революционном преобразовании общества, сосредоточивая все внимание на экономическом перевороте, то Ткачев, напротив. На первый план выдвинул идею политической борьбы. На знамени партии, – говорил Ткачев, – мы должны начертать «борьба с правительствам, борьба с установившимся порядком».

      Ткачев  понимал, что социальный переворот – это не единовременный акт, а длительный процесс, «перестройка заново всех наших экономических, юридических. Всех наших обыкновенных, частных, семейных отношений, всех наших воззрений и понятий, наших идеалов и нашей нравственности». Такой поворот, по мысли  Ткачева, «потребует работы целого поколения, он является не неожиданно, а подготовляется и проводится в жизнь медленно, постепенно, шаг за шагом».

     Взгляды Ткачева отражали наиболее упрощенный подход к проблемам революции, но они импонировали молодежи своей решительностью. Признание политической борьбы означало преодоление анархизма. С другой стороны, бескомпромиссность Ткачева как бы отсекала все либеральные сомнения, способствовала консолидации активных революционных сил.

     По  существу, Ткачев был бланкистом, пытавшимся сочетать политическую борьбу, сведённую  к заговору, с народнической доктриной  о путях экономического развития России. Однако, утопические воззрения  Ткачева, как идеолога народничества, не умаляют его заслуг как представителя крестьянской демократии, как борца за освобождение России от цепей крепостничества. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Итак, мы рассмотрели идеологию революционного народничества, народнические модели общественного переустройства: П.Л.Лаврова, М.А.Бакунина, П.Н.Ткачева.

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы.

      Во  второй половине XIX в. сложились главные варианты политико-правовых социалистических и коммунистических концепций. Их содержание и исторические судьбы были различны.

      Учение  М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева  вдохновляло и объединяло революционеров 70-х — начала 80-х годов в  их стремлении к революционному ниспровержению существующего строя и к справедливому  социальному переустройству общества, опираясь на общинные традиции российского крестьянства. Разногласия возникали по вопросам о методах и средствах осуществления революционных идей.

      Популярность  анархизма предопределялась ростом государственного механизма во всех странах, его сращиванием с классом буржуазии, откровенно пробуржуазной политикой западноевропейских стран XIX в. Анархизм дал глубокую критику страны, но не ответил на вопрос, как пресечь неизбежное и продолжительное сопротивление капиталистов попыткам отнять у них собственность и лишить их власти.

     Бакунин оставил после себя заметные группы последователей в Германии, Великобритании, а особенно в Италии и Испании, где анархистское движение проявляло  активность еще несколько десятилетий  после смерти Бакунина.

     Лавров полагал (как и другие народники), что в России налицо специфические, по сравнению с Западом, условия для социалистических преобразований. Страна может миновать капитализм и перейти к «сознательному прогрессивному общежитию», благодаря сохранению «элементарной солидарности» людей, «значительной солидарности обычая». Отсюда вывод: революция, политическая и одновременно социальная, выйдет не из городов, а из сел. Однако в начале 1880-х гг. Лавров, с учетом изменившейся ситуации в России, конкретизировал задачи борьбы, признав первостепенность задач политического переворота.

     П.Н.Ткачев был, безусловно, крупной личностью, исповедовавшей и развивавшей идеологию  бланкизма. Не случайно, что после  Октябрьской революции 1917 года имя  Ткачева все чаще стало появляться на страничках периодической печати и в исторических исследованиях. Интерес к нему объясняется, прежде всего, актуальностью вопроса о захвате власти революционной партией. Кроме того, после Октября и гражданской войны начался процесс осмысления всех тех явлений истории, которые предшествовали победе народа в социалистической революции.

      Идеи, развитые Бакуниным, Лавровым и Ткачевым, стали основой для деятельности революционных народнических организаций. Революционное движение стало мощным фактором общественной жизни пореформенной России. Но «хождение в народ» и террор не подтолкнули крестьян к революции.

     Опыт  истории показал, что насилие  и террор не могут привести ни к  политической свободе, ни к улучшению экономического положения трудящихся масс. Но народничество как идеология крестьянского социализма, как движение интеллигенции за экономические, социальные и политические преобразования продолжало существовать. Менялись формы борьбы. Народники конца 80-х и 90-х годов отстаивали программу просвещения народа, экономической защиты крестьянского хозяйства и мелкого производства в городе от наступления крупного капитала. В начале 1900-х годов народническая идеология стала основой становления и деятельности партии социалистов-революционеров (эсеров).

     На  практике ни одно из трех направлений народнической мысли не стало, однако, господствующим, основным. Революционеры-практики сочетали в своей деятельности различные методы. Таким образом, идеологи народничества предложили революционной общественности три способа действия: пропаганда, агитация и заговорщицко-террористические методы. Проверка и выбор лучшего из них могли осуществиться только в ходе практической борьбы революционного народничества.

Информация о работе Народники: Бакунин, Ткачев, Лавров