Народники: Бакунин, Ткачев, Лавров

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

В конце 50-х гг. XIX века в России назрел общенациональный кризис, так называемая революционная ситуация. Стремительно возросло количество крестьянских выступлений, наблюдалась активизация революционно-демократического и либерального движения. Кризис самодержавно-крепостнической системы ускорил процесс буржуазно-демократических преобразований в России. В то же время в капиталистических отношениях передовых стран Европы выявились антагонистические социальные противоречия буржуазного общества. Буржуазно-демократические революции в этих странах вызвали разочарование передовой интеллигенции России.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

     Оставшуюся  часть жизни Бакунин посвятил составлению программ и памфлетов, которых почти никогда не заканчивал, а также организации тайных, но неизменно раскрывавшихся полицией обществ. Он жил сначала в Лондоне, затем в Италии и, наконец, в Швейцарии, где участвовал в издании 1-го номера журнала «Народное дело», но потом вышел из редакции. Он поссорился с Герценом, взгляды которого представлялись ему теперь слишком умеренными, и сблизился с революционером-радикалом С.Г.Нечаевым. После возобновления отношений с К.Марксом присоединился в 1864 г. к Международному товариществу рабочих (1-му Интернационалу) Вскоре анархисты уже составляли значительную фракцию в 1-м Интернационале и, в конце концов выступили против марксистов. Бакунин попытался организовать тайное общество в рамках Интернационала, за что был исключен из этой организации на Гаагском конгрессе 1872 г. Наиболее важные труды этих лет – Революционный катехизис (1865), написанный под влиянием Нечаева; Кнуто-германская империя и социальная революция, в которой он вернулся к теме тирании Романовых и Габсбургов; Бог и государство (1872), в котором религия и государство трактовались как вечные враги свободы.

     С русским революционным движением  связи Бакунина снова стали активными в 1868-70 гг. Под его редакцией в 1868 г. в Женеве вышел первый номер журнала «Народное дело». В 1869 г. Бакунин вступил в тесные отношения с С. Г. Нечаевым, через которого рассчитывал распространить на Россию влияние тайной анархистской международной организации. К 1869-70 относится ряд печатных обращений Бакунина к русской демократической молодёжи. Хотя после разрыва с Нечаевым сам Бакунин не принимал непосредственного участия в русском революционном движении, однако идеи его среди русских революционеров начала 70-х годов получили большое распространение. М.А.Бакунин скончался 1 июля 1876 г. В швейцарском городе Берне.[6, с. 103-104]

     1.2 Политические взгляды М.А. Бакунина 
 

     Под прямым воздействием Михаила Александровича Бакунина сложилось бунтарское бакунистское направление в народническом движении 70-х гг. и преобладало в нём в течение ряда лет. По существу в условиях России того времени бакунизм был одним из проявлений революционного демократизма, выражавшего чаяния и мечтания угнетённых крестьянских масс.

     Он  считал, что:

     - главная несправедливость – социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство;

     - поэтому цель борьбы – не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Пролетарское государство, считал Бакунин, – худшая форма государства, в котором пролетарии перерождаются, и его создавать нельзя;

     - основное средство борьбы – революционный бунт народа. При этом, крестьянство постоянно готово к бунту и требуется не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация, призыв к бунту;

     - после революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний России, славянского мира. В конце концов будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира.

      В теории Бакунина главным было учение о государстве, которое он понимал как «исторически необходимое зло». Грядущая революция, по его мнению, должна была привести к разрушению любых форм государственного устройства. Он верил в «великий, спасительный принцип федерализма», противопоставлял государственному социализму Маркса свой общинный социализм. Решающую роль в борьбе за переустройство мира он отводил народу, «на Западе — фабричным и городским рабочим, у нас в России, в Польше и в большинстве славянских земель — крестьянам». Народам,  полагал Бакунин, присущ инстинкт свободы, который толкает их на борьбу: «Учить народ? Это было бы глупо. Народ сам и лучше нас знает, что ему надо». Согласно Бакунину «каждая община составляет в себе замкнутое целое и не чувствует надобности иметь с другими общинами никакой самостоятельной органической связи». Отсюда делался вывод о важности общинного самоуправления и о «решительно враждебном» отношении общины к государству.

     Исторический облик народов, писал Бакунин, проявляется в их отношении к социальной революции (народы «способные» к революции и «неспособные» к ней). Русский народ способен к социальной революции, он «бунтарь по натуре», из глубины народного духа в стране возникнут «новые формы свободной общественности». [2, с. 139]

     Бакунин отрицал основную идею лавристской программы о необходимости пропаганды социализма «в народе». Он считал, что в силу своего невежества, забитости, набожности и веры в царя русский  крестьянин не в состоянии усваивать социалистические теории. Однако  Бакунин отмечает практическую сметку русского крестьянина, его природный ум и выделяет его особое свойство-готовность к бунту. В подтверждении этой мысли он обращается к истории восстаний Пугачева и Разина, которые объявлялись им первыми революционерами, к  распространенности и популярности в народе явления разбойников. Разбой возводился в статус важнейшего исторического явления, свойственного только для России. [2, с.201]

     В работе "Народное дело: Романов, Пугачев  или Пестель" (1862) М.А. Бакунин утверждает, что прямой причиной всех бедствий русского народа были цари. "Они, позабыв  клятву своего родоначальника, народного  избранника Михаила Романова, создали эту чудовищную самодержавную централизацию и окрестили ее в народной крови. Они образовали народу противные касты, и духовную, и чиновно-дворянскую, как орудия для губительного самовластия, и отдали им народ, одним в духовное, другим в телесное рабство". При этом народ приписывает свои несчастья кому угодно, только не самодержцу, которого он почитает как своего отца и благодетеля, как символ величия Русской земли. Опираясь на единодушную поддержку подданных, русский монарх в качестве "царя земского" мог бы без особых затруднений разрешить социально-экономические проблемы своей страны –"и мир, и вера восстановились бы как чудом, и деньги нашлись бы, и все бы устроилось просто, естественно, для всех безобидно, для всех привольно". По мысли Бакунина, царь с всенародным Земским собором "создал бы новую Россию на основаниях вольных, широких, без потрясений, без жертв, даже без усиленной борьбы и без шума". [2, с. 234]

     В 1873 г. появилась книга Бакунина «Государственность и анархия», которая оказала значительное идейное влияние на народническое революционное движение. Бакунин называл русского крестьянина прирождённым социалистом и доказывал существование «русского народного идеала», главные черты которого он видел в общинном землевладении, в самой идее «права на землю», присущей русскому крестьянину.[7, с. 84]

     Он  внушал молодёжи веру в глубокую и  неистощимую революционность крестьянских масс. Уверяя, что «ничего не стоит  поднять любую деревню», Бакунин  подчёркивал недостаточность «частных вспышек» (хотя считал и их, безусловно, полезными) и указывал революционной интеллигенции задачу установления «всеми возможными средствами... живой бунтовской связи между разъединёнными общинами».

     Несколько лет спустя отношение Бакунина к  русскому самодержавию принимает характер бескомпромиссного отрицания. В "Прибавлении А" (1873) анархо-теоретик ставит в вину монархическому режиму консервацию наиболее реакционных черт русского народного быта. По его убеждению, главное историческое зло, против которого обязаны бороться революционеры,– патриархальность. Патриархальность пронизала всю вертикаль русской социальной жизни – от семьи до государства, "положив на неё тот характер тупоумной неподвижности, той непроходимой грязи родной, той коренной лжи, алчного лицемерия, и, наконец, того холопского рабства, которые делают её нестерпимой".

     Все попытки бунтарей осуществить немедленно всеобщую социальную революцию без политики окончились неудачей и послужили горьким уроком для русских социалистов. Бакунизм не смог из теории стать революционной практикой и привести к победе революции, хотя влияние анархизма сохранялось еще долго.

     Михаил  Александрович Бакунин вошел  в историю политической мысли  не только как идеолог бунтарского  направления в народничестве, но и как родоначальник и крупнейший представитель анархизма в России. Влияние великого русского анархиста ощущалось во всем революционном движении той эпохи. Его идеи оказали воздействие на программу и тактику народничества в России в 1870-х годах ("Земля и воля").[5, с. 13]

     В Бакунине проявились два основополагающих элемента русской революционной мысли - убеждение в революционном предназначении российского крестьянства и веру в призвание славян к возрождению мира, приведенного западной буржуазной цивилизацией в состояние упадка.

 

ГЛАВА 2 П.Л. ЛАВРОВ И НАРОДНИЧЕСТВО 

     2.1 Творческая деятельность П. Л. Лаврова  
 

     Лавров  Петр Лаврович (1823, с. Мелехове Псковской  губ. - 1900, Париж) - идеолог революционного народничества, философ, публицист, социолог.  Происходил из старинного дворянского  рода. Лавров получил прекрасное домашнее образование, свободно владел французским и немецким языками. В 1837-1842 гг. учился в Петербург, артиллерийском училище. Лавров самостоятельно изучал литературу по общественным наукам, в частности познакомился с произведениями социалистов-утопистов, писал, стихи и проявил исключительные способности к математике. В 1844 г., после окончания высших офицерских классов, Лавров был оставлен при училище репетитором математических наук. С 1857 г. начал публицистическую деятельность (антиправительственные стихотворения Лаврова печатались в герценском «Колоколе»). С конца 50-х гг. выступал со статьями по педагогике, философии, истории физико-математических наук. В 1858 г. он был произведен в полковники и стал профессором математики. В 1860 г. вышла в свет его первая книга "Очерки вопросов практической философии".

     В 1861 г. Лавров произнёс речь на студенческой сходке в университете, подписал публичные протесты против ареста М.Л. Михайлова, против реакционного проекта университетского устава, травли студентов в печати. Лавров изучал новейшую европейскую философию, публиковал свои стихи у А. И. Герцена в сб. "Голоса из России", участвовал в работе над "Энциклопедическим словарем", много печатался по широкому кругу вопросов: философии, социологии, истории общественной мысли, проблемам общественной нравственности, искусства, литературы, народного образования.

     В 60-е гг. Лавров принимал активное участие  в общественной жизни: поддерживал  студенческое движение, был одним  из организаторов и старшин литературного "Шахматного клуба", ставшего центром  собраний либеральной интеллигенции. В 1862 г. сблизился с Н. Г. Чернышевским, вступил в тайное революционное общество «Земля и воля». В 1863-1866 гг. был негласным редактором «Заграничного вестника». В III Отделении на Лаврова было заведено "дело". В апреле 1866 г. Лавров был арестован, и после следствия и суда был сослан в Вологодскую губернию. В ссылке Лавров были созданы "Исторические письма". В 1870 г. с помощью Г.А. Лопатина Лавров бежал в Париж. Осенью того же года по рекомендации одного из деятелей французского рабочего движения, Л. Варлена, вступил в 1-й Интернационал, участвовал в Парижской Коммуне 1871 г. По поручению Коммуны в мае 1871 г. выехал в Лондон, где сблизился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873-1876 гг. редактор журнала и газеты «Вперёд!» (Цюрих, Лондон), ставших органами не только русского революционного, но и трибуной международного рабочего и социалистического движения. Целью журнала была подготовка интеллигенции к длительной пропаганде социальных идей в народе, а не анархистских призывов к стихийному бунту. В 1876 Лавров г. понял, что ему не удалось сделать журнал центром революционных сил в России; после провала "хождения в народ" и разногласий внутри редакции сложил с себя полномочия редактора. В 1877 Лавров из Лондона переехал в Париж. Организовал (1878),русско-польский революционный кружок, установил связь с варшавским социалистическим подпольем, с русскими организациями «Чёрный передел» и «Народная воля» и принял на себя представительство последней за границей, хотя считал ошибочной ее террористическую деятельность. Не принимал Лавров и марксизм, полагая эту теорию неприменимой в России и излишне рационалистичной, что не мешало ему быть в добрых отношениях с К.Марксом, завещавшим Лаврову русскую часть своей библиотеки.  

     2.2 Концепция общественного развития П.Л. Лаврова 
 

     Идеологом второго направления в народничестве – пропагандистского - был П.Л. Лавров. Свою теорию он изложил в «Исторических письмах», опубликованных в 1868-1869 гг. Он придавал большое значение именно "разрушению старого порядка" во всех его сущностных элементах. И более того, Лавров искренне полагал, что "перенесение в будущее общество одного лишнего элемента нынешнего строя может вызвать повторение прежней истории". Поэтому в своей теории социально-революционного переустройства Лавров акцентировал нравственную целесообразность социализма "экономическому". П.Л. Лавров был видным представителем шестидесятников, автором популярных среди молодежи «Исторических писем», где он дал знаменитое определение: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости — вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом». [1, с. 54]

Информация о работе Народники: Бакунин, Ткачев, Лавров