Народники: Бакунин, Ткачев, Лавров

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

В конце 50-х гг. XIX века в России назрел общенациональный кризис, так называемая революционная ситуация. Стремительно возросло количество крестьянских выступлений, наблюдалась активизация революционно-демократического и либерального движения. Кризис самодержавно-крепостнической системы ускорил процесс буржуазно-демократических преобразований в России. В то же время в капиталистических отношениях передовых стран Европы выявились антагонистические социальные противоречия буржуазного общества. Буржуазно-демократические революции в этих странах вызвали разочарование передовой интеллигенции России.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

     Выведенная Лавровым «формула прогресса» воспринималась радикальной молодежью как непререкаемый социологический закон. Лавров утверждал, что самое важное значение для развития общества имеет человеческая потребность лучшего, «влечение к расширению знаний, к постановке себе высшей цели, потребность изменить все данное извне сообразно своему желанию, своему пониманию, своему нравственному идеалу, влечение перестроить мыслимый мир по требованиям истины, реальный мир — по требованиям справедливости». [10, с. 139]

     Его взгляды содержали следующие  идеи:

     - интеллигенция смогла умственно развиться, т. к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг;

     - народ, крестьянство, не готово к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции - длительная пропаганда идеи социализма в народе, ибо без нее выступления масс примут крайне насильственные, бунтарские формы и могут привести лишь к изменениям форм собственности и власти, а не к установлению гуманных социалистических отношений;

     - внесение социалистического сознания в массы должно обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы;

     - для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма;

     - после победы народа необходимо сохранение "государственного элемента", роль которого будет уменьшаться по мере утверждения социалистических отношений;

     - социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.

     Рабочие "не нуждается в людях господствующего  класса" и могут одни создать  свое общество со всеми его практическими  требованиями. По мнению Лаврова, не может  быть мира между пролетариатом и  буржуазией, "между обществом  будущего и гнилыми развалинами  прошедшего. Они должны бороться на смерть, чтобы наступил мир в будущем обществе".[10, с. 303]

     В 1870-х годах тезис о враждебности государства историческому прогрессу, под которым подразумевалось торжество рабочего социализма, считался в леворадикальной литературе банальностью, трюизмом. Вследствие этого П.Л. Лавров в своей книге "Государственный элемент в будущем обществе" (1875) не считает нужным останавливаться на критическом разборе существующих форм государственности. Однако в наше время может возникнуть закономерный вопрос о том, каковы же были реальные причины антиэтатистской направленности радикально-народнического мировоззрения, что лежало в основе ненависти идеологов действенного народничества не только к формам самодержавно-государственного устройства, но и к принципу государственности вообще.

     В "Исторических письмах" оппозиционный  мыслитель рассматривает важнейшие  элементы социальной жизни сквозь призму так называемой идеализации. Эта идеализация, по его мнению, основывается на естественном стремлении человека "придать сознательный характер действиям бессознательным и полусознательным, а действия сознательные перевести с более элементарной ступени на высшую". Когда речь идет о повышении интеллектуального статуса реальных и правомерных потребностей индивида, то, по Лаврову, мы имеем дело с истинной идеализацией, если идеализация является идейным прикрытием для каких-то дурных устремлений и поступков человека, тогда она является призрачной или ложной. Этот подход, по его мнению, правомерен и при оценке общественных форм, выработанных в ходе исторического развития человечества. [11, с. 43]

     Уникальность  произведения «Исторические письма»  Лаврова состоит еще и в  том, что они адресованы не только современникам, но и потомкам. Их автор  считает, что история не кончается: «Она совершается около нас, и будет совершаться поколениями, растущими и еще не родившимися. Настоящее нельзя оторвать от минувшего, но и минувшее потеряло бы всякое живое и реальное значение, если бы оно не было неразрывно связано с настоящим, если б один великий процесс не охватывал историю в ее целом. Умерли деятели минувшего. Изменилась культура общества. Новые конкретные вопросы стали на место прежних. Девизы минувшего изменили смысл и значение. Но общечеловеческая роль личностей в настоящем осталась та же, что была за тысячи лет. Без веры в свое знамя и без умения бороться с противниками не восторжествовала ни одна прогрессивная партия. Формы культуры требуют для своего развития работы мысли, как и в минувшие тысячелетия. Великие девизы точно также мало застрахованы от опасности потерять, или изменить свой смысл. Общественные требования для возможного прогресса не изменились. Требования уплаты за прогресс не могут быть игнорированы развитою личностью. Все это существовало для наших предков, будет существовать для наших потомков и существует для нас. Разница лишь та, что мы можем лучше понять это, чем понимали предки, и что наши потомки, вероятно, еще лучше нас поймут это.

     Мысли Лаврова о кропотливой подготовке к революции оказали влияние  на формирование революционного мировоззрения народников. [9, с. 133]

     П.Н. Лавров призывал молодежь изучать жизнь  народа, знать, чем живет и от чего страдает рабочий люд, который своим  трудом «поддерживает здание цивилизации» и дает возможность молодежи учиться. В отличие от Бакунина П.Л. Лавров наказывал молодежь просвещать народ, выводить его из состояния отсталости, готовить его к будущему социальному перевороту. Лавров призвал интеллигенцию вернуть долг народу, благодаря труду которого она получила образование, и способствовать его освобождению от экономического и политического угнетения. Он считал необходимым вести пропаганду среди народных масс для подготовки их к восстанию.

     До  конца жизни Лавров работал над  так и незавершенной книгой "История  мысли", размышлял о революции и нравственности. Лавров полагал, что история общества – это развитие, прогресс. "Критически мыслящие личности" – движущая сила истории, но стать "личностями" они смогли благодаря неисчислимым страданиям "большинства", поэтому порядочный человек должен посвятить жизнь идеалам физического, нравственного и умственного развития народа. Эти идеи стали теоретической основой деятельности революционного народничества. Лавров считал, что единение интеллигенции и народа возможно лишь на этической основе, единственно прочной и способной создать нравственный социализм: "Мы не хотим насильственной власти на смену старой. Будущий строй русского общества должен воплотить в дело потребности большинства, им самим сознанные и понятые". [10, с. 309]

     Лавров полагал, что нравственная личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом. Идеальным обществом по отношению к личности, может быть, строй, основанный на добровольном союзе свободных и нравственных людей.

 

ГЛАВА 3 ИДЕОЛОГ РУССКОГО БЛАНКИЗМА 

     3.1 Формирование взглядов П. Ткачева 
 

     Ткачев  Петр Никитич-русский революционер, идеолог якобинского направления  в народничестве, литературный критик и публицист. Родился в 1844 г. в  Псковской губернии, в небогатой помещичьей семье. Окончил экстерном юридический факультет Петербургского университета (1868), литературную деятельность начал в 1862 г.

     В 1861г. поступил в Петербургский университет; вскоре принял участие в студенческом движении, был арестован и вследствие закрытия университета правительством вынужден прекратить занятия в нем. Тогда же Ткачёв принял деятельное участие в революционных кружках, в связи, с чем в 1862 г. был арестован и приговорен к трем месяцам тюрьмы. В том же году началась его литературная деятельность. Ткачёв сотрудничал в "Библиотеке для чтения", "Времени", "Эпохе" и др. журналах.

       К концу 60-х гг. П.Н. Ткачёв  как публицист приобрел значительную  популярность в кругах мелкобуржуазной  интеллигенции. Одновременно с  литературой деятельностью он  продолжал и революционную работу, неоднократно подвергаясь обыскам и арестам. [13, с. 46 ]

     С 1865 г. сотрудничал в журнале «Русское слово» и «Дело» под псевдонимом П. Никитин, П. Нионов, Всё тот же и др. За революционную пропаганду среди студенчества подвергался тюремному заключению, постоянно находился под надзором полиции. Во время студенческих волнений в Петербурге в 1868-1869 г. вместе с С. Г. Нечаевым возглавлял радикальное меньшинство. [4, с. 159]

     Написал и напечатал прокламацию с  изложением студенческих требований ("К обществу"), в связи, с чем снова подвергался аресту. Арестован в 1869 г., судился по «процессу нечаевцев», получил срок полтора года  тюрьмы. По отбытии наказания П.Н. Ткачёв был выслан в Псковскую губернию, откуда в конце 1873 г. бежал за границу. Поселившись в Швейцарии, он пытался сотрудничать в журнале П. Л. Лаврова "Вперед", но вскоре, убедившись в разногласиях относительно задач и методов революционной деятельности, порвал с Лавровым. Сблизившись с группой русских и польских эмигрантов-бланкистов,  Ткачёв начал издавать журнал «Набат» (1875—1881). П.Н. Ткачёв совместно с К. М. Турским был одним из создателей «Общества народного освобождения» (1877), деятельность которого в России была незначительна.

     Участвовал  Ткачёв и во французском бланкистском органе "Ni dieu, ni maitre". Эмиграция не помешала ему продолжать сотрудничество в "Деле". В 70-х гг. Ткачёв был одним из ближайших сотрудников этого журнала, выступая в нем под различными псевдонимами: Никитин, Нионов, Постный, Все тот же и др. [13,]

     В 1882 г., вследствие тяжелой болезни, литературная деятельность П.Н. Ткачёва прекратилась. В конце 1882 г. тяжело он заболел и последние годы провёл в психиатрической больнице. 

     3.2 Теория захвата власти П.Н. Ткачёва 
 

     Одним из теоретиков революционного народничества был Петр Никитич Ткачев. Он на протяжении двадцати лет, с 1861 по 1881 годы, сам непосредственно участвовал в революционной борьбе и постоянно подвергался гонению со стороны царского правительства, не без основания считавшего его одним из главных и опаснейших своих врагов. Но всё же основное значение имела не его практическая и повседневная деятельность, а попытки разработать новую теорию, определить пути русской революции. Этим целям служила вся его публицистическая деятельность и особенно основанный и редактируемый им журнал "Набат", один из органов революционной интеллигенции 70-х годов. Ткачевым была разработана цельная система взглядов на революционный процесс, получившая наименование русского бланкизма, или якобинства. Как и все теории революционного народничества, бланкистско-якобинские воззрения возникали из потребности революционного преобразования русской жизни.

всего мира.

     П.Н. Ткачев, являясь основным теоретиком заговорщицкого направления, полагал, что осуществление революции в России не представляет никаких затруднений, поскольку Российское государство якобы не имеет классовой опоры. И для того чтобы овладеть властью, достаточно натиска небольшой, но организованной группы.

     Обосновывая правильность своих выводов, П.Н. Ткачев утверждал:

     - самодержавие не имеет социальной  опоры ни в одном сословии  русского общества. Ткачёв учил, что самодержавие «не имеет ничего общего с существующим социальным строем», оно «висит в воздухе», что дает возможность русским революционерам нанести несколько решительных ударов по «всеми покинутому правительству». Для успеха переворота нужна крепкая, сплоченная и дисциплинированная организация революционеров: «Только при такой организации революционеры, захватив власть, будут в состоянии защитить ее от притязания враждебных партий, интриганов, политических честолюбцев, только она даст им возможность подавить консервативные и реакционные элементы общества, только она одна вполне отвечает потребностям борьбы, вполне соответствует типу боевой организации». Эти надежды он возлагал на интеллигенцию, которая, по его мнению, должна создать законспирированную партию и захватить власть, а в дальнейшем будет руководить социалистическим переустройством общества.

     - крестьянство не готово ни  к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества, поэтому нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, призыве к бунту;

      «Нельзя, – писал Ткачев, – протягивать руки за помощью туда, куда следует протянуть руку помощи». Революция – это захват власти с помощью сильной конспиративной организации, способной деморализовать правительство и овладеть системой управления. В противоположность Бакунину, он признавал политические формы борьбы и активную роль государства в демократическом переустройстве общества. Новое революционное правительство должно передать землю общинам, а фабрики, заводы, железные дороги, банки – государству. Для достижения этих целей действовать нужно немедленно, решительно, беспощадно подавляя врага. [15, с. 389]

      В силу этого русское якобинство могло быть только идеологией крестьянского демократизма, одной из его форм. Подобно революционерам 70-х годов, идеолог русского бланкизма смотрел на крестьян как на главную силу революционной армии. Рабочие также интересовали его. Однако лишь в той мере, в какой они могли поддержать крестьянское восстание.

      Свои  надежды на успешность социальной революции Ткачев строил на экономической отсталости России, на низком уровне ее промышленного развития. По его мнению, будучи не в состоянии питаться и развиваться на собственные ресурсы и существуя главным образом за счет государственного бюджета, помещичье землевладение России, ее промышленность находится в зависимом положении и в силу этого не представляют собой самостоятельной экономической силы. Такой самостоятельной силой в России Ткачев считал только труд, то есть фактор производства, представителем которого в России является мужик. [8, с.338]

Информация о работе Народники: Бакунин, Ткачев, Лавров