Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:08, курсовая работа
В конце 50-х гг. XIX века в России назрел общенациональный кризис, так называемая революционная ситуация. Стремительно возросло количество крестьянских выступлений, наблюдалась активизация революционно-демократического и либерального движения. Кризис самодержавно-крепостнической системы ускорил процесс буржуазно-демократических преобразований в России. В то же время в капиталистических отношениях передовых стран Европы выявились антагонистические социальные противоречия буржуазного общества. Буржуазно-демократические революции в этих странах вызвали разочарование передовой интеллигенции России.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
В конце 50-х гг. XIX века в России назрел общенациональный кризис, так называемая революционная ситуация. Стремительно возросло количество крестьянских выступлений, наблюдалась активизация революционно-демократического и либерального движения. Кризис самодержавно-крепостнической системы ускорил процесс буржуазно-демократических преобразований в России. В то же время в капиталистических отношениях передовых стран Европы выявились антагонистические социальные противоречия буржуазного общества. Буржуазно-демократические революции в этих странах вызвали разочарование передовой интеллигенции России. Начались поиски «особых путей» социального переустройства страны. В конце 50-х-начале 60-х годов господствующим общественным настроением была надежда на скорые перемены «к лучшему», а демократически настроенная молодежь еще только начинала осознавать себя как моральную и общественную силу. Реалисты жили надеждой на скорые перемены, но к концу 60-х годов надежды на радикальные реформы, которые были широко распространены в конце пятидесятых, как и пришедшие им на смену (после 1861 года) надежды на скорую крестьянскую революцию, заметно поблекли. Реформа 19 февраля 1861 года, уничтожив крепостное право, которое крепкой цепью сковывало развитие производительных сил России, открыла дорогу капитализму. Это был первый шаг на пути превращения самодержавной монархии из государства феодально-дворянского в государство буржуазное. Однако реформа 19 февраля 1861 года была не просто буржуазной реформой, а буржуазной реформой, проводимой «крепостниками».
Приоткрыв путь для капиталистического развития страны, она сохранила в деревне крепостнические пережитки, продолжавшие держать крестьянство в экономическом и политическом закостенении. Население деревни, то есть громаднейшее большинство русского народа, попало под двойной гнет. Оно продолжало страдать от эксплуатации со стороны помещичьего землевладения. И одновременно с этим его начинало давить развитие капитализма, которому реформа открыла доступ в деревню. [1, с. 21]
Таким образом «низы» страдали одновременно как от натиска капитализма, так и от недостаточного его развития, задержавшегося крепостническими пережитками. По какому пути пойдет дальнейшее развитие России – вот вопрос, который волновал прогрессивные слои российского общества. [1, с. 33]
В революционном движении того времени мы, видим наличие нескольких различных направлений, начиная с умеренных, сохранивших остатки надежды на возможность мирного преобразовании социально-политического строя, и кончая крайними, не видевшими иного исхода, кроме революции. Новое поколение интеллигентов ощущало свою ответственность за будущее России и ясно осознало необходимость готовить это будущее: все развитие интеллигентского, просветительского по своим основам сознания ставило их перед необходимостью не только слова, но дела и еще раз дела.
Основными идейными принципами народничества являлись: отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитие в России; стремление создать социалистическое общество как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме; идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму; представление о русском крестьянине как о человеке будущего, " социалисте по природе"; критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности.
Главное внимание революционные народники (так принято называть народников-семидесятников) уделяли анализу господствовавших в стране аграрных отношений, при этом их выступление против крепостнических латифундий было предопределено исторической задачей и выражало неизбежность крушения крепостничества. Его основатели были убеждены, что все социальные проблемы будут решены радикально: ликвидировать остатки крепостничества в экономическом, социальном и политическом строе России возможно только революционным путем, а главной движущей силой революции будет крестьянство, руководимое революционной (народнической) организацией. Крестьянская революция, по мнению народников, не только сметет самодержавие и остатки крепостничества, но и откроет путь к социализму, предотвратит утверждение в России капитализма.
Задачи программы народничества (для того исторического момента) были реальными и отвечали интересам народа. Взгляды теоретиков революционного народничества (Н.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв) расходились в вопросах тактики, но все они видели главное препятствие для социализма в государственной власти, и считали, что тайная организация, революционные вожди должны поднять народ на восстание и привести его к победе.
Идейными вождями революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Их имена олицетворяли три основных направления в движении народников: бунтарское (анархическое), пропагандистское, заговорщическое. Различия заключались в определении главной движущей силы революции, готовности ее к революционной борьбе, методов борьбы против самодержавия.
Основным теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества стал М.А. Бакунин. Он считал, что: главная несправедливость – социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство. Поэтому цель борьбы – не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового государства. Пролетарское государство, считал Бакунин, – худшая форма государства, в котором пролетарии перерождаются, и его создавать нельзя; основное средство борьбы – революционный бунт народа. При этом крестьянство постоянно готово к бунту и требуется не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация, призыв к бунту; после революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний, России, славянского мира. В конце концов, будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира.
Ведущим теоретиком пропагандистского направления революционного народничества выступил П.Л. Лавров. Его взгляды содержали следующие идеи: интеллигенция смогла умственно развиться, т.к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг; народ, крестьянство, не готово к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции – длительная пропаганда идеи социализма в народе; внесение социалистического сознания в массы должно обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы; для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма; социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.
Ткачёв П.Н. обосновал политически-заговорщическое направление. Он исходил из того, что революция должна начаться с государственного переворота силами революционного меньшинства, которое после захвата власти вовлечёт массы в социалистическое переустройство. П.Н. Ткачев предполагал, что: крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества; поэтому нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, призыве к бунту; самодержавие не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества. Оно "висит в воздухе"; поэтому интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть, и будет руководить социалистическим переустройством общества.
Цель и задачи работы.
Цель данной работы состоит в рассмотрении народнических моделей общественного переустройства: П.Л.Лаврова, М.А.Бакунина, П.Н.Ткачева.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
Во-первых, рассмотреть сущность революционного народничества, при этом:
- изучить народнические модели общественного переустройства П.Л. Лаврова; М.А. Бакунина; П.Н. Ткачёва;
- проанализировать, преимущества и недостатки в народнических моделях общественного переустройства П.Л. Лаврова; М.А. Бакунина; П.Н. Ткачёва;
-
обозначить участие
Во-вторых, рассмотреть элементы и роль революционного народничества, через деятельность П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина, П.Н. Ткачёва
В-третьих, подвести итоги изучения революционного народничества
Объект исследования: модели общественного переустройства революционных народников.
Предмет исследования являются общественные отношения, связанные с переустройством общества революционными народниками.
ГЛАВА 1
ИДЕИ НАРОДНИЧЕСТВА
М.А. БАКУНИНА
1.1
Жизненный путь М.А.
Бакунина
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) - русский революционер, один из видных представителей революционного народничества и анархизма. Искренняя и страстная вражда ко всякому угнетению и готовность жертвовать собой во имя торжества социальной революции привлекали к нему симпатии многих революционно и демократически настроенных людей.
Биография Бакунина необычна. Родился 18 (30) мая 1814 г. в Тверской губернии, вырос в семье помещика принадлежавшего к древнему дворянскому роду, что сулило ему блестящую карьеру, здесь получил свое начальное образование и воспитание. Затем по настоянию отца пятнадцатилетний юноша сдает экзамены и поступает в Петербургское военное училище. Завершив учебу, Бакунин, как и Герцен, довольно скоро почувствовал, что образ жизни и карьера военного офицера не его призвание. Он решительно порывает в 1835 году с полковой службой и в 21 возрасте уходит в отставку. Последующие годы Бакунин посвятил философскому самообразованию и провел большей частью в Москве. Бакунин изучал философию, историю, богословие. На него оказала влияние немецкая классическая философия, причем идеи Шеллинга, Фихте и Гегеля истолковывались им в романтическом духе.
Формирование политических взглядов Бакунина происходило в обстановке напряженных идейных исканий в период, последовавший за восстанием декабристов. Уже в первых его работах проглядывает самостоятельное политическое мышление. Бакунин играл видную роль в кружке Н.В.Станкевича, сблизился с А.И.Герценом и В.Г.Белинским.
В 1840 г. Бакунин уехал в Германию. В Берлине он сошелся с младогегельянцами, которые интерпретировали диалектику Гегеля как «алгебру революции». Ключевой момент его жизненного пути в этот период- публикация в 1842 г. в журнале «Немецкие ежегодники»(«Deutsche Jahrbücher») статьи Реакция в Германии, содержавшей страстный призыв к революции в России и заканчивавшейся знаменитой фразой: «Страсть к разрушению – творческая страсть» [7, с. 25].
На требование правительства вернуться в Россию Бакунин отвечал отказом, после чего был осужден сенатом на вечное изгнание, с лишением прав. В январе 1843 г. Бакунин покинул Дрезден (в который он перебрался из Берлина) и направился в Швейцарию, а затем в Париж. Здесь он оставался более четырех лет, встречался с Прудоном, Марксом и видными польскими эмигрантами. Высланный полицией, он вернулся в Париж к самому началу революции 1848 г. и принял в ней участие как агитатор. Позднее стал участником революционных событий в Берлине и Праге, где сыграл видную роль в работе Славянского съезда в июне 1848 г. Здесь к революционным устремлениям Бакунина добавился новый элемент – призыв к освобождению славян Австрии от немецкого ига, союзу с целью освобождения всех славян, созданию славянской федерации (два Воззвания к славянам, 1848; 1849). В этих работах были сформулированы основные положения его программы: 1) отрицание либерально-буржуазной демократии Запада; 2) освобождение славян от власти как австрийских (Габсбурги), так и российских (Романовы) самодержцев; 3) вера в крестьянство как революционную силу.
В мае 1849 г. Бакунина арестовали в Дрездене, где он принимал активное участие в восстании. Он был приговорен саксонским судом к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением. После длительных переговоров его передали австрийской, а затем российской полиции. В России он был заключен на три года в Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге, а затем на четыре года – в Шлиссельбургскую крепость на Ладожском озере. В Петропавловской крепости он написал покаянную Исповедь, впервые опубликованную в 1921 г., в которой просил царя Николая I о помиловании и предлагал ему возглавить движение за освобождение славян. В 1857 г. по просьбе семьи он был освобожден из заключения и отправлен на поселение в Сибирь. Здесь Бакунин женился на дочери польского ссыльного. В 1861 г. бежал через Японию и США в Лондон.