Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 03:22, реферат
Если контингент боевиков ХIХ в. состоял в основном из идеалистов, наивно надеявшихся изменить мир, сделать его более справедливым, например, путем физического устранения какой-либо реакционной личности, то нравсвенно- этические аспекты у современных террористов попросту отсутствуют, а идеологию они используют исключительно для морального оправдания своей античеловеческой деятельности. Об этом свидетельствует и тот факт, что многих террористов идеология вообще не заботит, а у ряда европейских группировок отсутствуют четкие и постоянные цели. Лишь у очень ограниченного числа террористов (в первую очередь речь идет о террористах-смертниках) террористическая практика базируе
Религиозный экстремизм проявляется не только в религиозной среде. нередко он используется в политической борьбе против светского государства, господствующего общественного строя, существующих законов и норм, в частности регулирующих государственно-церковные отношения, ориентируясь в крайних своих формах на теократическое правление. В этих случаях он выступает в качестве религиозной мотивации или религиозного оформления националистического или политического экстремизма. Примерами религиозного экстремизма можно считать деятельность многочисленных мусульманских организаций («Аль-Каида», «Хесббола», «Братья мусульмане» и др.), протестантских «ультра» в Северной Ирландии, сект подобных «Белому братству» на Украине или «Аум Сенрикё» в Японии. Нередки проявления такого рода экстремизма и в деятельности отдельных приходов и иереев Русской Православной Церкви (РПЦ).
Экологический экстремизм – новый вид экстремизма, вызванный резким обострением экологических проблем, ухудшением качества окружающей среды как в отдельных регионах, так и в глобальном масштабе. Наряду с движениями, борющимися за осуществление эффективной природоохранной политики («зеленых», «экологистов» и пр.), возникли и активно действуют группы и движения («Гринпис»), выступающие за закрытие и ликвидацию неблагополучных в экологическом отношении производств, протв научно-технического прогресса вообще, считая это единственно возможным путем улучшения качества окружающей среды. Нередко действия подобных групп и движений нарушают действующее законодательство, создают угрозу общественному порядку.
В СССР первые организации экологических экстремистов появились на волне перестройки в конце 80-х гг. ХХ в. Наиболее известная из них на сегодняшний день – «Хранители радуги». Она была создана и пополняется в основном молодыми людьми из Ассоциации движений анархистов. «… Излюбленным методом борьбы «хранителей» являются экологические лагеря. Схема используется примерно одинаковая. К намеченному объекту (АЭС, химзаводу и т. п.) со всей страны съезжаются «зеленые», анархисты, хиппи, панки. Ставят палатки, поднимают над ними черные знамена… Посидев пару недель… начинают бузить. Для начала перекрывается какая-нибудь дорога. Потом несколько активистов усаживаются возле мэрии и объявляют голодовку. Если у городских властей не хватает такта пообещать им что-нибудь такое, чтобы они уехали с сознанием победы, начинается самое интересное. Тут уж резвятся вовсю. К примеру, при пикетировании Запорожского коксохимического комбината летом 1991 г. несколько анархистов влезли на высоченные заводские трубы, укрепили на них черные флаги и отказались спускаться вплоть до полной остановки завода. В Липецке в 1992 г. «хранители» захватили комнату в Администрации строившегося шведами завода по переработке рапса, выдворять откуда их пришлось с помощью ОМОНа. Летом 1997 г., члены «Хранителей радуги» вместе с примкнувшими к ним казаками залегли на дороге, протестуя против строительства Ростовской АЭС. Для блокады дороги использовали конструкцию, которая могла переломать руки при попытке разблокировать путь. И только чудом этого не случилось…» (10). Однако подобные факты свидетельствуют, что проявления экологического экстремизма приобретают все более насильственные формы, и обществу необходимо готовиться к тому, что данный вид экстремизма может стать идеологическим запалом новой формы террористической деятельности, в особенности в сочетании с религиозными или политическими мотивами.
Духовный экстремизм проявляется как в культурном изоляционизме, отвергающим опыт, связанный с достижениями других культур, так и в бесконечном экспериментировании в сфере духовного творчества, выходящим за рамки традиционных представлений о моральном и допустимом с моральной этической и эстетической точек зрения, закономерным следствием чего является распад классических форм творчества, подмена их суррогатом, антиподом подлинного искусства. В основе духовного экстремизма – демонстративное пренебрежение установленными нормами и принципами общепринятого стиля, господствующего вкуса, крайне неуважительного отношения к традициям и здравому смыслу. Кроме того, духовный экстремизм проявляется в принудительном, назойливом навязывании индивиду и обществу определенных социальных, религиозных, этнических, этических и эстетических стандартов, попытках взломать культурный код общества и навязать ему чуждые во всех отношениях ценности и смыслы.
Первым духовным экстремистом в области искусства с полным основанием можно назвать Малевича. Его статья «Наши задачи» («Изобразительное искусство» № 1 , 1919 г.) начинается пунктами, похожими по тональности на постановление трибунала:
«1. Война академизму (под академизмом Малевич понимает все, что существовало до этих «новаторов», от Рафаэля до Сурикова, Левитана, Кустодиева, Рериха и др. художников-классиков).
2. Директория новаторов.
Зачем директория, посольства и комиссары? – Для того, чтобы ничто, с чем не согласен Малевич, не смогло поднять головы.
Зачем музеи, магистрали и газеты? – Для того, чтобы как можно шире пропагандировать и навязывать широким массам то, что близко Малевичу (бездарность, безвкусие, пошлость и т. п.). инакомыслящему и вообще иному искусству (не похожему на пресловутый «Черный квадрат») места в этих музеях Малевич не оставлял. Приведем ряд его цитат из вышеупомянутой статьи:
«Мы предсказали в своих выступлениях свержение всего академического хлама и плюнули на алтарь его святыни».
«Но чтобы осуществить факты наших революционных поступей, необходимо создание революционного коллектива по проведению новых реформ в искусстве страны. При такой организации является чистая кристаллизация идеи и полная очистка старых площадей от всякого мусора прошлого…».
«… Нужно поступить со старым – больше чем навсегда похоронить его на кладбище, необходимо очистить их сходство с лица своего… Обобщаю вид музея. Реальное живой оси живописного цвета в современном музее Кубизм, Футуризм, Симультанизм, Суперматизм, беспредметное творчество. Скульптурный объем, как чистая форма, объемные рельефы, кубизм, футуристический феномизм объема…».
Но ведь это чистой воды духовный терроризм !!!
Осквернение икон и картин на выставках, уничтожение памятников, ритуальное убийство животного перед телекамерами, насилие, кровь, секс, передачи типа «Дом – 2», «Кривое зеркало», «Детектор лжи» и многие и многие другие, заполонившие телевизионные каналы – все эти практические проявления духовного экстремизма создают ту эстетику разрушения, которой упиваются террористы. Это дает нам основание утверждать, что духовный экстремизм из всех перечисленных выше форм экстремизма наиболее опасен, поскольку формируется он во многом не в сферах коллективных форм сознания, а в области индивидуального опыта, где ощущения и оценки предельно субъективированы и, следовательно, усложняется процесс выдвижения разумных или положительных альтернатив. Духовный экстремизм создает идейные предпосылки для террористической деятельности одиночек, которая рассматривается как следствие психической ненормальности, хотя действия многих террористов-одиночек носят вполне осмысленный характер.
Аристотель писал, рассуждая о человеке: «Есть в душе известная сила, называемая изобретательностью; она состоит в том, что человек, благодаря ей, может найти и добыть подходящие средства для известной цели. Если цель хороша, то эта сила похвальна, если же цель дурна, то эта способность готова на все…» (11). Именно такой способностью и является духовный терроризм.
*** *** ***
В социальной практике рассмотренные формы терроризма и экстремизма в чистом виде практически не встречаются. В реальности они как бы дополняют друг друга, образуя причудливую картину проявлений экстремизма в общественной жизни: национальный экстремизм во многих странах сплетается с религиозным, политическим и духовным; экономический – с политическим и духовным; религиозный – с экономическим и духовным и т. д.
Общей идеологической основой всех этих течений является отрицание всякого инакомыслия, попытка жестко утвердить свою систему взглядов, навязывать ее любой ценой оппонентам и колеблющимся. Аргументируя свои взгляды, экстремисты обращаются не к разуму, а к чувствам и предрассудкам людей, пропагандируя лозунги и призывы, рассчитанные не на знания, а на примитивные инстинкты толпы. Требуя от своих сторонников слепого повиновения, экстремистская идеология формирует особый тип личности, склонный к самовозбуждению, экзальтации, потере контроля над своим поведением и готовой, в конечном итоге, на любые акции, в том числе и нарушающие сложившиеся в обществе нормы. Выступая против существующих социальных структур и институтов, пытаясь подорвать их стабильность, расшатать их и низвергнуть ради достижения собственных целей, лидеры экстремистских организаций и их сторонники отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения, основанные на взаимных уступках, руководствуясь в своих действиях лозунгом: «Все или ничего».
Экстремизм есть изначальное отрицание всякого чувства меры. Он оперирует искаженными, деформированными представлениями о действительности, по крайней мере в той ее части, где пытается реализовать свои цели, как ближайшие, так и более отдаленные. В языке это выражается в крайности суждений, безапелляционности, категоричности. В практической деятельности это неизбежно ведет к насилию.
Такое насилие, как правило, осуществляется во имя определенной цели, часто довольно привлекательной, однако утопической, для которой нет соответствующих условий. Если цели реальны и ощутимы, то насилие в известных случаях, с их точки зрения, может быть оправдано. Так, Н. Макиавелли утверждал, что государство может пойти на любые действия, чтобы избежать хаоса, беззакония и гражданской войны. Однако против зла к насилию приходится прибегать исключительно с целью избежать большего зла (12). Поэтому ответить на вопрос о том, считать или не считать какое-либо социальное действие экстремистским, в каждом конкретном случае чрезвычайно сложно.
Тактика организаций, члены которых исповедуют экстремистскую идеологию, заключается в выдвижении популистских программ и требований к обществу и государству, основанных на откровенной демагогии, в организации и провоцировании забастовок, массовых беспорядков и акций гражданского неповиновения, совершения других актов политического насилия. Часть организаций экстремистского толка находятся на нелегальном положении, совершают террористические акты, ведет партизанскую войну, однако большинство этих организаций старается действовать легально, чтобы привлечь на свою сторону как можно большее количество не втянутых в активную политическую жизнь общества людей, и даже добивается на этом поприще успеха, завоевывая голоса избирателей на выборах в представительные органы центральной и местной власти. На наш взгляд политика современных постсоветских президентов, правительств, всех без исключения политических партий в России в последние 20 лет носит классический экстремистский характер. В первую очередь это относится к Б. Н. Ельцину и его «семье», партиям «Единая Россия», ЛДПР, «Правое дело (ранее «Союз правых сил») и др.
В российском случае, когда рассадниками идеологии экстремизма выступают правящие или элитарные круги, институты политической, государственной и отчасти религиозной власти, имеющие влияние на все общество в целом, широко используется тактика стравливания различных слоев населения, представителей конфессиональных и этнических групп между собой. В обществе разжигаются чувства ненависти, подозрительности и ксенофобии по отношению к иностранцам, представителям определенных профессий, членам оппозиционных политических и общественных организаций, сторонникам официально отвергаемых идейных и религиозных течений, неугодным власти политическим, общественным и религиозным деятелям, представителям бизнеса (Ходорковский), инородцам («лица кавказской национальности»). С помощью подконтрольных средств массовой информации (СМИ) сеются провокационные слухи и распускаются небылицы о политических противниках и подвергаемых остракизму партиях, учениях, организациях или инициативах, нагнетается атмосфера массового психоза и социальной истерии, чреватая взрывами как не спровоцированного, спонтанного, так и организованного, управляемого и официально поощряемого социального насилия. Самым страшным в российских современных условиях является то, что власть предержащие определили всех своих противников, всех инакомыслящих априори экстремистами , более того, сами правители занимаются откровенным созданием «сказок» о себе и о российской действительности (т.е. поставили действительность «с ног на голову») .
Таким образом, идеологию терроризма можно охарактеризовать как комплекс крайне радикальных идейных установок (крайне левых, крайне правых, национал-экстремистских, сепаратистских, великодержавных, религиозных, социально-экономических и духовно- психологических), выступающих теоретическим обоснованием применения насилия в различной форме на нелегитимной основе для достижения социальных, преимущественно политических, целей указанных структур.
ЛИТЕРАТУРА.