Государственное и муниципальное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:44, шпаргалка

Краткое описание

ответы на билеты
Теория и государство представлены 3-я основными этапами:
1. 1880-1920 гг. Главные представители Вильгсон, Гутнау, Вебер. Характеризуется выработкой системного аналитического подхода в государственной деятельности.
2. 1920-1950 гг. Главная особенность этого периода – большая активность США в изучении теории государства.

Файлы: 1 файл

ответы (Государственное управление)22.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Модель «сверху  вниз». Данная модель предполагает гос-ое решение принимается на высших уровнях  гос власти, соотв-о низовые уровни пассивные исполнители

«снизу вверх» Формирование гос политики начинается с низовых  структур

Централизованная. Предполагает, что политика формир-ся и реализ-ся силами бюрократич-го аппарата без привлечения общественности

Демократическая. Сохрян-ся централизованное упр-е, но к политике привлекается общественность.

Сущ-т различные  подходы к реш-ю проблем. Они формируют стили гос политики

Перспективный подход. Планирование и реализации политики предшествует анализ тенденции и  прогнозирование ситуации

Реагирующий подход. Конкретные действия по разработке и  реализации начинают реализ-ся только после того как проблема преобрела опред масштаб

Рациональный. Основан  на использ-ии экономико-математических методов.

Антикризисный. Все  усилия направлены на преодоление критической  ситуации

  1. Реализация государственной политики.

Реализация гос  политики – планомерный процесс использ-я органами публичной власти и институтами гражданского общества имеющихся в их распоряжении ресурсов для достижения поставленных целей.

Механизм реализации политики вкл в себя: организационно-управленческую; нормативно-правовую; финансово-экономическую; систему управления персоналом.

Оценка реализации гос политики – совокупность способов, изучение и измерение фактических  результатов завершённой программы.

Виды и направления  государственной политики.

Гос политика классифицируется:

По сферам общественной жизни: экономическая; социальная; производственная и т.д.

По уровню реализации политики: международная; общегосударственная; региональная; местная

По функциям политики: внешняя и внутренняя

По структуре и  объектам воздействия: отраслевая; структурная; территориальная

По характеру субъектно0-объектных  отношений: распределительная; перераспределительная; регулирующая

  1. Виды гос политики:

Гос-ая и экономич-ая политика. Представляет из себя совокупность взаимосвязанных мер, предпринимает  органами гос власти и упр-я в целях формирования опред-го вектора развития экономики страны и реш-я соц-о-экономич-х проблем. Осн-ые цели экономич-й политики: обеспечение роста соц-о-эконом-ой эффективности; обесп-е обще экономического равновесия, кот предполагает стабильность цен, высокий уровень занятости населения, соразмерный эконом рост и внеш эконом операции

Гос-ая социальная политика. Целенапр-ая деят-ть гос-ва при упр-и  общественными процессами и отношениями  в социально-культурной сфере. Осн  принципы соц политики: эконом свобода человека; признание права предпринимателей лиц населённого труда и их профсоюзов на тарифную автономию; доверие к регулирующей роли рынка, ответственность гос-ва, соц-ая справедливость, участие граждан в гос упр-ии, общественная и гос-ая жизнь

Гос-ая реиональная  политика. Под региональной политикой  понимается система целей, задач, органов  гос власти по упр-ю политическим, эконом-м и социальным развитием  ркгионов страны и механизм их реализации.

Всего в РФ 12215 муниципальных  образований, в т.ч. 625 городов, 516 посёлков, 153 городских района и округа, 1404 района, 9314 сельских округов и 203 сельских населённых пунктов. 

  1. Органы регионального и муниципального управления.

В России сформированы след муниц-ые образования: городские  и сельские поселения; сельские округа; районы; 2-ух уровневые орг-ции.

Местное самоупр-е  сформировано в 6 субъектах РФ; на уровне административных районов и городов  в 37 субъектах РФ; на уровне городов  и сельских округов в 23 субъектах; на уровне сельских округов и поселков в 5 субъектах Ф; на уровне городов и сельских округов в 11 субъектах; на уровне 5 субъектов РФ органы самоупр-я вообще не определенны.

Кадровое комплектование органов местного самоупр-я происходит достаточно необоснованно, всего в  органах местного самоупр-я работает 390000 человек. Более ¾ муниципальных служащих – женщины. До 30 лет – 12%, от 30 до 50 – 68%, свыше 50 лет – 24% в т.ч. пенсионного возраста 4%. По образованию: 46% имеют только среднее образ-е, 2% вообще не имеют проф-го обр-я, имеющих высшее обр-е 1,5% по направлению гос-го муниц-го упр-я. 

  1. Формы взаимодействия муниципальных органов.

Постепенно складываются новые формы взаимодействия муниц-х  органов. Сюда мы можем отнести: общероссийские, межрегиональные, региональные, специализированные обр-я, кот-ые решают задачи по совместной разработке реализации планов и программ. К таким органам относят: конгресс муниц-х образований РФ; совет по местному самоупр-ю при президенте РФ.                  Создание финансово-экономических основ местно самоупр-я явл одной из приоритетных задач на долгосрочный период. С 1991 г органы местного самоупр-я получили право на наличие собств. Бюджетов. В состав собств муниц-ой входят: п/п ЖКХ; учреждения образования, спорта; здравоохранения, культуры; жилой фонд / нежилой фонд. 92 % муниц-х образований имеют эту собственность.

  1. Проблемы эффективности управления муниципальным хозяйством.

Причины недостаточно эффект-ой работы органов местного самоупр-я: 

Отсутствие целостной  системы гос муниц упр-я

Неточность в определении компетенции в уровнях власти

Недостаточное понимание  сущности местной власти и её возможности

Противодействие усилению местной власти со стороны региональных элит, в связи с конкуренцией при  распределении полномочий

Слабость экнонм-ой и финн-ой базы муниц-х обр-ий

Несогласованность и недостаточная проработанность  законодательства.

Недостаточная подготовленность кадров

Недостаточный уровень  научно методического и инф-го обеспечения

Недостаточно рациональное территориальная орг-цияя

Неоптимальные структуры органов упр-я

Непроработанность и неэффект-ть механизмов контроля за деят-ю местного самоупр-я как  со стороны гос-ва, так и населения.

 

Необходимые меры, кот  помогут устранить причины малоэффективной  деят-ти органов самоупр-я:

Необходимо создать  правовые возможности для формирования малыми муниц-ми образ-ми объединенных администраций в целях экономии расходов на упр-е

Необходимо создать  условия для межмуниц-ой кооперации в решении общих задач

Необходимо повысить эффект-ть механизмов гос надзора  и контроля за деят-ю органов местного самоупр-я на предмет соблюдения  ими законодат-ва и исполнения гос. Полномочий

Необходимо усилить  публичный контроль за деят-ю местного самоупр-я, повысив роль представительных органов и разработав конкретные механизмы реализации ответственности местной власти перед населением

Необходимо создать  возможность формирования бюджетов более высоких уровней территориальных  уровней упр-я за счет целевых  отчислений из бюджетов нижестоящего уровня на решение совместных задач  муниципалитетов, а также за счет целевых средств выделяемых из федеральных и региональных бюджетов на исполнение гос-х полномочий.

  1. Территориальное устройство государства и его формы.

Устойчивость гос  институтов всей политической жизни  общ-ва во многом зависит от формы гос устройства. Форма гос устройства отражает территориальную структуру гос-ва, соотношением между гос и его составными территориальными единицами.

Под территориальной  орг-цией следует понимать определение  правила обустройства как составных  частей гос территории так и гос в целом

Хар-р взаимоотношений  опред  осн-ми формами гос территориального устройства: унитарная; федеративная; конфедеративная. Унитарная форма  представляет собой единое гос с  единой конституцией и гражданством, с единой системой органов власти и судопроизводства, где функционирует единая система законодательства, единая правовая и денежная система. Унитарная форма подразделяется на централизованную и децентрализованную. В централизованных формах унит-ых го-в подчинение регионов центру осущ-ся через должностных лиц назначаемых цетр-ми органами власти. В децентрализованных формах унит-го гос-ва региональные власти формируются независимо от центральных, как правило на выборной основе. Унитарная делится: ассиметричная и симметричная. Гос-во с симметричным административно-территориальным устройством характеризуется тем, что его территориальные части имеют равный политико-правовой статус. Гос-во с асимметричным административно-территориальным устройством характеризуется тем, что его территориальные части имеют различный политико-правовой статус. В современных унитарных государствах существует несколько звеньев административно-территориальных единиц в зависимости от численности населения и территориальных размеров гос-ва.

  1. Понятие, принципы, признаки и критерии современного?

Федерация – прежде всего комплекс территорий имеющих  специфические признаки характеризующие  само гос-во, но эти территории не явл  гос-вами, они государство подобные, т.к. представляют собой территориальные  единицы гос-ва.                                                                                           В федерациях сущ-т 2 уровня гос власти: федеральный и региональный.                                                                     Осн признаки федерализма:

Гос-во подобный характер объединенных в единое гос-во территориальных единиц

Конституционное разграничение  между субъектами и центром

Недопустимость изменений  границ без согласия субъектов

Территория федераций  состоит из территорий субъектов  федерации и в политико-административном отношении не представляет собой единое целое, но сущ-т единая система границ и её охраны

Субъекты федерации  не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют права на ситесию.

   Субъекты  фед-ции имеют свою систему  законодательных, исполнительных и судебных органов власти, но по отношению к федер-ой системе они явл-ся подсистемой. Пределы их юрисдикции опред-ся фед-ми законами и конституцией.

Субъекты фед разрабатывают  свою конституцию, систему законов  соблюдая приоритет в соответствии федеральным конституциям и законодательствам

В фед нет единого  гос бюджета, а есть фед-ый бюджет и бюджеты субъектов фед-ции

Гражданство в фед  обычно двойное, каждый гражданин явл  гражданином федерации и гражданином  субъекта федерации

Законодательно регулир-ся гарантир-ся равноправие всех граждан на территории федерации

Субъекты не обладают полным верховенством на своей территории и ограничиваются в правах самостоятельно действовать в сфере международных  отношений

Федеральный парламент, обычно двухпалатный, верхняя палата состоит из представителей субъекта фед, нижняя явл органом общенародного представительства и избирается всенародно

Принципы федерализма: добровольность объединения; принятие федеральной конституции, конституции  субъектов; равноправие субъектов федерации; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации; общие территории; общее гражданство; единое денежное и таможенное системы; общая фед-ая армия

Критерии федерации:

Федеральное правительство  обладает правом исключительного контроля над проведением внеш политики

Гос-во субъеты и  федерации не правомочны выйти из федерации

Федеральное правительство  может использовать свою власть не зависимо от гос-в членов федерации

Никакие поправки не могут быть внесены в фед-ую конституцию  без одобрения гос-в членов федерации

Фед-ое правительство  не правомочно изменять границы субъектов  федерации в одностороннем порядке

Гос-ая власть разделена  между федеральным правительством и правительствами гос-в субъектов  федерации

Определенные и  достаточно значительные полномочия должны быть оставлены за гос-ми членами

Главный законодательный  орган страны явл определяющим, а  гос-во, субъекты и федерации  должны иметь равное представительство, по крайней мере в одной из палат

Суд должен быть организован  по дуальному принципу. Каждый уровень должен иметь свои суды для обеспечения действительности законов

Информация о работе Государственное и муниципальное регулирование