Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:44, шпаргалка
ответы на билеты
Теория и государство представлены 3-я основными этапами:
1. 1880-1920 гг. Главные представители Вильгсон, Гутнау, Вебер. Характеризуется выработкой системного аналитического подхода в государственной деятельности.
2. 1920-1950 гг. Главная особенность этого периода – большая активность США в изучении теории государства.
Модель «сверху вниз». Данная модель предполагает гос-ое решение принимается на высших уровнях гос власти, соотв-о низовые уровни пассивные исполнители
«снизу вверх» Формирование гос политики начинается с низовых структур
Централизованная. Предполагает, что политика формир-ся и реализ-ся силами бюрократич-го аппарата без привлечения общественности
Демократическая. Сохрян-ся централизованное упр-е, но к политике привлекается общественность.
Сущ-т различные подходы к реш-ю проблем. Они формируют стили гос политики
Перспективный подход. Планирование и реализации политики предшествует анализ тенденции и прогнозирование ситуации
Реагирующий подход. Конкретные действия по разработке и реализации начинают реализ-ся только после того как проблема преобрела опред масштаб
Рациональный. Основан на использ-ии экономико-математических методов.
Антикризисный. Все усилия направлены на преодоление критической ситуации
Реализация гос политики – планомерный процесс использ-я органами публичной власти и институтами гражданского общества имеющихся в их распоряжении ресурсов для достижения поставленных целей.
Механизм реализации политики вкл в себя: организационно-управленческую; нормативно-правовую; финансово-экономическую; систему управления персоналом.
Оценка реализации
гос политики – совокупность способов,
изучение и измерение фактических
результатов завершённой
Виды и направления государственной политики.
Гос политика классифицируется:
По сферам общественной жизни: экономическая; социальная; производственная и т.д.
По уровню реализации политики: международная; общегосударственная; региональная; местная
По функциям политики: внешняя и внутренняя
По структуре и объектам воздействия: отраслевая; структурная; территориальная
По характеру субъектно0-
Гос-ая и экономич-ая политика. Представляет из себя совокупность взаимосвязанных мер, предпринимает органами гос власти и упр-я в целях формирования опред-го вектора развития экономики страны и реш-я соц-о-экономич-х проблем. Осн-ые цели экономич-й политики: обеспечение роста соц-о-эконом-ой эффективности; обесп-е обще экономического равновесия, кот предполагает стабильность цен, высокий уровень занятости населения, соразмерный эконом рост и внеш эконом операции
Гос-ая социальная политика. Целенапр-ая деят-ть гос-ва при упр-и общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере. Осн принципы соц политики: эконом свобода человека; признание права предпринимателей лиц населённого труда и их профсоюзов на тарифную автономию; доверие к регулирующей роли рынка, ответственность гос-ва, соц-ая справедливость, участие граждан в гос упр-ии, общественная и гос-ая жизнь
Гос-ая реиональная политика. Под региональной политикой понимается система целей, задач, органов гос власти по упр-ю политическим, эконом-м и социальным развитием ркгионов страны и механизм их реализации.
Всего в РФ 12215 муниципальных образований, в т.ч. 625 городов, 516 посёлков, 153 городских района и округа, 1404 района, 9314 сельских округов и 203 сельских населённых пунктов.
В России сформированы след муниц-ые образования: городские и сельские поселения; сельские округа; районы; 2-ух уровневые орг-ции.
Местное самоупр-е сформировано в 6 субъектах РФ; на уровне административных районов и городов в 37 субъектах РФ; на уровне городов и сельских округов в 23 субъектах; на уровне сельских округов и поселков в 5 субъектах Ф; на уровне городов и сельских округов в 11 субъектах; на уровне 5 субъектов РФ органы самоупр-я вообще не определенны.
Кадровое комплектование органов местного самоупр-я происходит достаточно необоснованно, всего в органах местного самоупр-я работает 390000 человек. Более ¾ муниципальных служащих – женщины. До 30 лет – 12%, от 30 до 50 – 68%, свыше 50 лет – 24% в т.ч. пенсионного возраста 4%. По образованию: 46% имеют только среднее образ-е, 2% вообще не имеют проф-го обр-я, имеющих высшее обр-е 1,5% по направлению гос-го муниц-го упр-я.
Постепенно складываются новые формы взаимодействия муниц-х органов. Сюда мы можем отнести: общероссийские, межрегиональные, региональные, специализированные обр-я, кот-ые решают задачи по совместной разработке реализации планов и программ. К таким органам относят: конгресс муниц-х образований РФ; совет по местному самоупр-ю при президенте РФ. Создание финансово-экономических основ местно самоупр-я явл одной из приоритетных задач на долгосрочный период. С 1991 г органы местного самоупр-я получили право на наличие собств. Бюджетов. В состав собств муниц-ой входят: п/п ЖКХ; учреждения образования, спорта; здравоохранения, культуры; жилой фонд / нежилой фонд. 92 % муниц-х образований имеют эту собственность.
Причины недостаточно
эффект-ой работы органов местного
самоупр-я:
Отсутствие целостной системы гос муниц упр-я
Неточность в определении компетенции в уровнях власти
Недостаточное понимание сущности местной власти и её возможности
Противодействие усилению местной власти со стороны региональных элит, в связи с конкуренцией при распределении полномочий
Слабость экнонм-ой и финн-ой базы муниц-х обр-ий
Несогласованность
и недостаточная
Недостаточная подготовленность кадров
Недостаточный уровень научно методического и инф-го обеспечения
Недостаточно рациональное территориальная орг-цияя
Неоптимальные структуры органов упр-я
Непроработанность и неэффект-ть механизмов контроля за деят-ю местного самоупр-я как со стороны гос-ва, так и населения.
Необходимые меры, кот
помогут устранить причины
Необходимо создать правовые возможности для формирования малыми муниц-ми образ-ми объединенных администраций в целях экономии расходов на упр-е
Необходимо создать условия для межмуниц-ой кооперации в решении общих задач
Необходимо повысить эффект-ть механизмов гос надзора и контроля за деят-ю органов местного самоупр-я на предмет соблюдения ими законодат-ва и исполнения гос. Полномочий
Необходимо усилить публичный контроль за деят-ю местного самоупр-я, повысив роль представительных органов и разработав конкретные механизмы реализации ответственности местной власти перед населением
Необходимо создать
возможность формирования бюджетов
более высоких уровней
Устойчивость гос институтов всей политической жизни общ-ва во многом зависит от формы гос устройства. Форма гос устройства отражает территориальную структуру гос-ва, соотношением между гос и его составными территориальными единицами.
Под территориальной орг-цией следует понимать определение правила обустройства как составных частей гос территории так и гос в целом
Хар-р взаимоотношений
опред осн-ми формами гос территориального
устройства: унитарная; федеративная;
конфедеративная. Унитарная форма
представляет собой единое гос с
единой конституцией и гражданством,
с единой системой органов власти и
судопроизводства, где функционирует
единая система законодательства, единая
правовая и денежная система. Унитарная
форма подразделяется на централизованную
и децентрализованную. В централизованных
формах унит-ых го-в подчинение регионов
центру осущ-ся через должностных лиц
назначаемых цетр-ми органами власти.
В децентрализованных формах унит-го гос-ва
региональные власти формируются независимо
от центральных, как правило на выборной
основе. Унитарная делится: ассиметричная
и симметричная. Гос-во с симметричным
административно-
Федерация – прежде
всего комплекс территорий имеющих
специфические признаки характеризующие
само гос-во, но эти территории не явл
гос-вами, они государство подобные,
т.к. представляют собой территориальные
единицы гос-ва.
Гос-во подобный характер объединенных в единое гос-во территориальных единиц
Конституционное разграничение между субъектами и центром
Недопустимость изменений границ без согласия субъектов
Территория федераций
состоит из территорий субъектов
федерации и в политико-
Субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют права на ситесию.
Субъекты
фед-ции имеют свою систему
законодательных,
Субъекты фед разрабатывают свою конституцию, систему законов соблюдая приоритет в соответствии федеральным конституциям и законодательствам
В фед нет единого гос бюджета, а есть фед-ый бюджет и бюджеты субъектов фед-ции
Гражданство в фед
обычно двойное, каждый гражданин явл
гражданином федерации и
Законодательно регулир-ся гарантир-ся равноправие всех граждан на территории федерации
Субъекты не обладают
полным верховенством на своей территории
и ограничиваются в правах самостоятельно
действовать в сфере
Федеральный парламент, обычно двухпалатный, верхняя палата состоит из представителей субъекта фед, нижняя явл органом общенародного представительства и избирается всенародно
Принципы федерализма: добровольность объединения; принятие федеральной конституции, конституции субъектов; равноправие субъектов федерации; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации; общие территории; общее гражданство; единое денежное и таможенное системы; общая фед-ая армия
Критерии федерации:
Федеральное правительство обладает правом исключительного контроля над проведением внеш политики
Гос-во субъеты и федерации не правомочны выйти из федерации
Федеральное правительство может использовать свою власть не зависимо от гос-в членов федерации
Никакие поправки не могут быть внесены в фед-ую конституцию без одобрения гос-в членов федерации
Фед-ое правительство
не правомочно изменять границы субъектов
федерации в одностороннем
Гос-ая власть разделена
между федеральным
Определенные и достаточно значительные полномочия должны быть оставлены за гос-ми членами
Главный законодательный орган страны явл определяющим, а гос-во, субъекты и федерации должны иметь равное представительство, по крайней мере в одной из палат
Суд должен быть организован по дуальному принципу. Каждый уровень должен иметь свои суды для обеспечения действительности законов
Информация о работе Государственное и муниципальное регулирование