Аграрно-продовольственный вопрос в политической проблематике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:59, доклад

Краткое описание

Чаще всего государственное регулирование с/х отождествляют с его поддержкой, однако в строгом смысле это не одно и то же. Регулирование может быть направлено не только на увеличение производства, но и на его ограничение. Кроме того, в рамках регулирования АПК могут быть осуществлены меры по сворачиванию и прекращению того или иного вида производства, переход производителей к другим видам деятельности или прекращение ими производства вообще.

Файлы: 1 файл

Цыбикова_13.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

            льготы по налогообложению;

            целевые дотации и субсидии;

            кредиты на льготных условиях;

            валютные средства, оставляемые на льготных условиях в их распоряжении при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на экспорт;

            ассигнования из федерального бюджета, необходимые для обеспечения прироста объемов производства и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Виды, размеры и порядок предоставления экономических и других льгот устанавливаются органами законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции до заключения государственных контрактов (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

2. В государственный контракт могут включаться конкретные льготы для товаропроизводителей (поставщиков), установленные в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, а также другие условия, которые направлены на стимулирование закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

3. Государственные заказчики предоставляют товаропроизводителям (поставщикам) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд материальные и финансовые (включая валютные) ресурсы для:

            закупки средств защиты растений и животных от вредителей и болезней;

            закупки высококачественного семенного и посадочного материала, племенных животных;

            строительства хранилищ, цехов по переработке сельскохозяйственной продукции;

            приобретения технических средств и технологического оборудования, современных технологий и проведения научно-исследовательских работ, связанных с производством, переработкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.

Порядок осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для стабилизации продовольственного рынка.

Переход государства к экономическим мерам регулирования рыночных отношений осуществляется различными путями, в том числе и в виде государственных закупочных и товарных интервенций(Интервенции - это механизм регулирования рынка) на аграрном рынке, путем организации государственных и полугосударственных структур рынка, осуществлению контроля за деятельностью рыночных структур для предотвращения монополизации и недобросовестной конкуренции, вовлекая в рыночные отношения и частные структуры.

Для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государство осуществляет на нем закупочные и товарные интервенции.

Закупочные интервенции осуществляются в форме организации закупок и проведения залоговых операций с сельскохозяйственными продукцией, сырьем и продовольствием, а товарные интервенции - в форме организации их распродажи из федерального и региональных фондов. Закупочные интервенции осуществляются в случаях, когда рыночные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие опускается ниже минимального уровня, или в случае, когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие из-за сокращения спроса на них. Товарные интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия соответствующих их видов, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Объемы осуществления закупочных и товарных интервенций, уровень цен на закупаемые и реализуемые сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие определяет Правительство Российской Федерации.

Правовое регулирование оптовой торговли продовольствием.

Правительство Российской Федерации ежегодно по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей (поставщиков) и потребителей (покупателей), устанавливает на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение материальных затрат и получение дохода товаропроизводителям (поставщикам), достаточного для расширения производства.

Правительство Российской Федерации определяет квоты для товаропроизводителей (поставщиков) на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд по гарантированным ценам.

Квоты могут быть установлены для товаропроизводителей (поставщиков) на всей территории Российской Федерации или на какой- либо ее части. В целях защиты потребителя (покупателя) Правительство Российской Федерации устанавливает нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в федеральный фонд, с учетом безубыточной реализации готовой продукции. Правом соответствующего регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, поступающие в региональные фонды, наделяются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) продукции растениеводства, поставляющим ее для государственных нужд, авансовую оплату в размере не менее 50 % по стоимости объема поставок, определенных договором, в том числе 25% после заключения договора и 25 % после завершения сева (Рисунок -2), а по продукции животноводства - выплату дотаций из соответствующего бюджета, обеспечивающих рентабельность ее производства.

 

Рисунок - 2

 

Расчеты юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, с товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории Российской Федерации, производятся посредством инкассовой формы расчетов, если иной порядок расчетов не предусмотрен в договорах.

Срок оплаты за сельскохозяйственную продукцию и сырье, поставленные перерабатывающим и другим предприятиям и организациям, а также за продовольствие, поставленное торговым и другим предприятиям, при инкассовой форме расчетов - десять дней, а по скоропортящимся товарам до пяти дней после поступления расчетных документов в банк плательщика.

При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты за сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд осуществляются посредством обязательных платежей не реже трех раз в месяц.

Основным документом, определяющим объемы, ассортимент, качество, порядок закупки и поставки, цены, сроки и порядок расчетов за закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, имущественную ответственность, является договор, регулирующий экономические, правовые и организационно- технические отношения товаропроизводителя (поставщика) и потребителя(покупателя).

Договор считается действующим по тем договорным ценам, которые на момент его заключения были определены по соглашению между товаропроизводителем (поставщиком) и потребителем (покупателем) и не может быть в дальнейшем расторгнут одной из сторон на основании несогласия с установленной ценой.

При не исполнении или ненадлежащем исполнении Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантий по выделению государственным заказчикам финансовых средств вызванные этим штрафные санкции и убытки возмещаются товаропроизводителям (поставщикам) и потребителям (покупателям) из средств соответствующих бюджетов.

Сторона, не исполнившая или исполнившая не надлежащим образом обязательства предусмотренные договором, возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки и уплачивает неустойку (штраф, пени) в порядке, определенным федеральным законом и самим договором.

Уплата неустойки и возмещение убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства не освобождает виновную сторону от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено договором.

В случае не исполнения обязательств договора по объему закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд в установленный срок виновная сторона уплачивает другой стороне неустойку (штраф) в размере 50 % от стоимости недопоставленной или не принятой продукции. Кроме уплаты неустойки (штрафа) товаропроизводители или потребители возмещают также причиненные по их вине убытки в части, не покрытой неустойкой.

Государственный заказчик в праве отказаться полностью или частично от закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, предусмотренных договором, в случае, когда необходимость в продукции данного вида отпала, при условии полного возмещения им товаропроизводителю (поставщику) причиненных по вине государственного заказчика убытков в соответствии с действующим законодательством, если иное не предусмотрено договором.

Споры, возникшие между товаропроизводителям и потребителям, определенные государственным заказчиком, при заключении, изменении, расторжении и исполнении договоров на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, в том числе, споры о возмещении причиненных убытков, рассматриваются судом в установленном порядке, а по соглашению сторон третейским судом.

Стороны освобождаются от ответственности за полное или частное неисполнение обязательств по договору в случае непредвиденных обстоятельств, возникших после его заключения в результате событий чрезвычайного характера, которые стороны не могли предотвратить.
За несвоевременную оплату закупленной и поставленной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, а также за несвоевременное авансирование продукции растениеводства потребители уплачивают пеню в пользу товаропроизводителей в размере 2 % от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3 % , взыскание пени производится в безакцептном порядке банком потребителя продукции с взиманием в свою пользу 5 % от суммы взимаемой пени.

 

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

 

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основными задачами указанного направления является увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.

За период реализации Программы долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагается довести к 2012 году до 70 процентов.

 

 

В антикризисной программе Правительства поставлена задача по снижению уровня инфляции в экономике страны. Для этого необходимо развивать внутреннее производство, обеспечивать необходимую защиту отечественных товаропроизводителей. Этот вопрос является крайне актуальным для предприятий, работающих в агропромышленном комплексе.

Министерством сельского хозяйства совместно с другими ведомствами предпринимаются все необходимые меры для защиты внутреннего рынка страны. Некоторые из них:

                  на 2009 год Правительством снижена квота на импорт мяса птицы до 962 тыс. тонн, увеличены внеквотные ставки пошлин на ввоз мяса домашней птицы и свинины,

                  введена сезонная пошлина на импорт сахара-сырца сроком на 5 месяцев,

                  повышена нижняя граница ввозной таможенной пошлины на сахар — сырец со 140 до 165 долл. США за тонну,

                  увеличена ставка ввозной таможенной пошлины на сухое молоко,

                  государство поддерживает спрос на зерно через проведение закупочных интервенций.

                  проводится постоянный мониторинг ситуации с импортом всех видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия для принятия оперативных мер, обеспечивающих защиту интересов отечественных производителей и потребителей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.             Васильченко М., Глобализация и институциональные ресурсы продовольственного рынка М.Васильченко Экономика сельского хозяйства России .-2009.- № 3.- с.36-42

2.             Горбунов Г. Продовольственная безопасность: национальный и международный аспект Г.Горбунов Экономика сельского хозяйства России .-2009.- № 1.- с.25-31

3.             Ушачев И. Роль Аграрной науки в обеспечении продовольственной безопасности России / И. Ушачев //АПК: Экономика и управление-2009-№8-с.9-20

Информация о работе Аграрно-продовольственный вопрос в политической проблематике