Аграрно-продовольственный вопрос в политической проблематике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:59, доклад

Краткое описание

Чаще всего государственное регулирование с/х отождествляют с его поддержкой, однако в строгом смысле это не одно и то же. Регулирование может быть направлено не только на увеличение производства, но и на его ограничение. Кроме того, в рамках регулирования АПК могут быть осуществлены меры по сворачиванию и прекращению того или иного вида производства, переход производителей к другим видам деятельности или прекращение ими производства вообще.

Файлы: 1 файл

Цыбикова_13.doc

— 259.00 Кб (Скачать)


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – МСХА им. К.А.ТИМИРЯЗЕВА

 

Экономический факультет

Кафедра управления и сельского консультирования

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

на тему «Аграрно-продовольственный вопрос в политической проблематике»

 

по дисциплине

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА

 

 

 

 

 

Выполнила:

студента 203 группы Цыбикова Дари, дневное отделение

Проверила:

Кресова Л. Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА – 2012


Государственное регулирование аграрного сектора – система мер воздействия на него в целях создания оптимальных условий развития.

Чаще всего государственное регулирование с/х отождествляют с его поддержкой, однако в строгом смысле это не одно и то же. Регулирование может быть направлено не только на увеличение производства, но и на его ограничение. Кроме того, в рамках регулирования АПК могут быть осуществлены меры по сворачиванию и прекращению того или иного вида производства, переход производителей к другим видам деятельности или прекращение ими производства вообще.

Государственное регулирование — воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц; осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов.

Государственное регулирование в широком смысле слова включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль. Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой экономике, так и в рыночной экономике, но формы регулирования существенно различаются. В централизованной экономике упор делается на директивное планирование (выполнение показателей плана, обязательное для субъектов планирования, директивные планы разрабатываются как государственными органами управления, так и внутри фирм, концернов) и администрирование, а в рыночной — на бюджетирование, налогообложение, кредитование, государственные закупки, законодательные ограничения.

Государственное регулирование – это система мер государства для осуществления поддерживающейся, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание нормальных условий эффективного функционирования рынка и решения сложных социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества.

В зависимости от различных критериев государственное регулирование можно классифицировать следующим образом:

Рисунок - 1

Государственное регулирование бывает административное и экономическое.

Административное регулирование проявляется в решениях управленческих структур (в том числе и на уровне предприятия), касающихся или воздействующих на производство и торговлю товарами.

Государственное регулирование агропромышленного комплекса осуществляется по следующим направлениям:

                  формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

                  финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

                  защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

                  развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

                  развитие социальных сфер села;

                  иные направления определенные законодательством РФ.

Одна из форм административного регулирования – разработка законодательных актов по регулированию производства и торговли. Законы и постановления на федеральном и региональном уровнях создают правовое поле для функционирования предприятий АПК. Эти правовые акты имеют обязательный характер для всех предприятий или соответствующих их групп.

Кроме законов и постановлений к методам административного регулирования относятся различного рода приказы, инструкции, указания, положения и другие правовые акты. Эти нормативные документы – относительно более низкого воздействия.  Они обычно понимаются на уровне министерств, ведомств, отдельных предприятий.

К мерам административного регулирования относится также регулирование технических аспектов производства и торговли. Стандарты, технические регламенты, система лицензирования и сертификации могут оказывать серьезное влияние на производство отдельных товаров. Аналогичное воздействие может оказываться и на импорт тех или иных продуктов питания. Они должны соответствовать требованиям ветеринарного, санитарного или фитосанитарного контроля. Следовательно, финансирование деятельности ветеринарной и других контрольных служб относится к административному регулированию. К этой форме регулирования следует отнести назначение и снятие управляющего персонала на предприятиях с государственной собственностью или с государственным участием.

Административное регулирование имеет специфику в рыночной и нерыночной («командной», «административно-командной», «огосударствленной», «плановой») экономике. В нерыночной экономике основными методами административного регулирования были директивные планы и адресные задания. В них выражался интерес общества в целом, прежде всего экономический интерес, как он понимался планирующими органами. Как отмечалось в литературе времен плановой экономики, «общество исходит из определенных экономических соображений, покоящихся на знании законов развития планомерно организованной ассоциации трудящихся и наличных ресурсов производства. Указанные действия выражают реальные экономические интересы общества, но их именуют административными, поскольку они не апеллируют к интересам отдельных звеньев социалистического общества или к отдельным работникам.

Возможность такого регулирования основывалась на монополии государственной собственности на все основные средства производства. Общегосударственные органы управления осуществляли его посредством вмешательства в процесс производства, регулирования размеров с/х предприятий, структуры производства, определения его объемов и закупок.

В плановой экономике административные методы управления были приоритетными. Личные и коллективные интересы подчинялись государственным.

В рыночной экономике административное регулирование также существует. Один такой пример – приватизация тех или иных предприятий. При переходе к рынку подобное регулирование в наибольшей степени влияет на экономику отраслей. Другой пример – квоты на площади обрабатываемых земель, производство и сбыт продукции.

Вместе с тем административное регулирование в рыночной экономике имеет принципиальные отличия от подобного регулирования в плановой экономике. Во-первых, отсутствует прямое вмешательство в производственные запасы, нет директивных планов и адресных заданий: государство только создает «правила игры». Во-вторых, государство выступает в роли посредника, регулирующего рынок, корректирующего возможные конъюнктурные спады и подъемы экономики.

Через административные рычаги – законы, постановления, другие административные решения – инициируется осуществление той или иной меры экономического регулирования. Под этой формой регулирования следует понимать создание условий и стимулов, поощряющих развитие производства в нужном направлении. При этом поощрение может быть и в сторону ограничения производства путем применения разнообразных экономических методов. Особенность экономических методов в том, что они дают возможность субъекту (производителю, переработчику, торговцу, потребителю) принимать самостоятельные решения в зависимости от экономической выгоды.

Экономическое регулирование может осуществляться через финансовые, кредитные, налоговые и ценовые меры.

Финансовые меры – это субсидии (дотации), компенсации, различные схемы реструктуризации долгов, поддержка страхования . Кроме того, это финансирование создания различных резервов при закупке и продаже продукции по рыночным ценам, расходы на образование (вложения в человеческий капитал) и науку (поддержка развития научно-технического прогресса), стимулирование структурных сдвигов, развитие сельской инфраструктуры и др.

Субсидии и компенсации могут быть продуктовыми (в зависимости от производства или продажи продукты, на голову скота или единицу земельной площади), инвестиционными (прямые инвестиции государства или частичное субсидирование капитальных вложений), дотирующими покупку и использование тех или иных средств производства (топлива и смазочных материалов, электрической и тепловой энергии, удобрений), а также поддерживающими определенный уровень доходов в с/х.  Субсидии  предоставляются в случае стихийных бедствий при создании условий для сохранения сельскохозяйственного производства в районах с неблагоприятными условиями, для обеспечения консервации земельных угодий и осуществления экологических программ, поддержания плодородия почвы и др. В ряде развитых стран применяются субсидии для потребителей.

Кредитные меры регулирования выражаются в предоставлении государством возможностей получения товаропроизводителями в сельском хозяйстве льготных кредитов. Кроме того, могут создавать условия для развития кредитных организаций.

Налоговые меры связаны с регулированием взимания различных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, акцизов, земельного налога. Важное значение имеет тяжесть налогового бремени. Формирование льготного режима налогообложения с/х предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств – серьезный вклад в улучшение их экономического состояния. Льготный режим может в первую очередь относиться к налогам на прибыль, имущество, выплатам в государственные социальные внебюджетные фонды.

Важную роль имеет регулирование цен. Использование гарантированных цен, в том числе целевых, интервенционных (залоговых) и других их разновидностей, играет важную роль для стабилизации доходов с/х товаропроизводителей, создания условий для устройчивого производства отдельных с/х товаров. К ценовым мерам следует отнести различного рода ценовые субсидии, платежи на разницу рыночных цен и целевых или интервенционных (залоговых). В мировой практике они имеют различные названия – компенсационные платежи для зерновых, масличных, хлопка и ряда других культур (deficiency payments), для молочных продуктов (market loss payments) в США.

По характеру регулирования меры бывают прямые и косвенные. Административные меры регулирования являются прямыми, экономические – косвенными. Другими словами, первые оказывают непосредственное воздействие на объект, а вторые – опосредованное.

В то же время различные стандарты, технические регламенты, отнесенные к административному регулированию, в определенном смысле можно рассматривать как косвенные меры. Они касаются лишь предъявления определенных требований к характеристикам товаров. Если эти характеристики не будут соблюдены, товар не получит доступ на рынок.

По отраслям регулирования следует выделить регулирования в растениеводстве, животноводстве и других отраслях АПК.

Отрасль с/х, в которой в наибольшей степени реализуются меры поддержки производства, - животноводство. Здесь часто применяются субсидии. Это объясняется сложной экономической обстановкой в с/х организациях, занимающихся производством животноводческой продукции. Особенно неблагоприятная ситуация – в выращивании КРС и производстве шерсти.

Регулирование отраслей АПК носит программный характер. В 90-х годах были приняты и осуществлялись такие федеральные целевые программы, как «Развитие индустрии детского питания», «Машиностроение для АПК России», «Сахар», «Развитие льняного комплекса России», «Хмель России», «Растительное масло». В 2001 году была принята программа «Энергоэффективная экономика», рассчитанная на 2002-2005 года и перспективу до 2010 года, имеющая межотраслевую направленность и затрагивающая отрасли АПК.

По сферам регулирования можно выделить регулирование производства, потребления, доходов, цен и рынков, а также социального развития и структурной политики.

                  Регулирование производства может быть направлено как на увеличение производства, так и на его ограничение. Программы поддержки традиционно проявляются в субсидиях, компенсациях. Страхование урожаев, льготное кредитование, поддержка лизинга также относятся к поддержке производства.

                  Регулирование потребления в довольно больших масштабах осуществляется в США. При этом объемы финансирования внутренней продовольственной помощи бедным слоям или группам населения возрастают.

                  Регулирование доходов включает различного рода платежи, программы страхования или стабилизации доходов производителей.

                  Регулирование цен и рынков в рыночной экономике имеет приоритетное значение. Это вышеупомянутые прямые и косвенные меры регулирования цена, а через них и рынков: различного рода гарантированные цены (целевые, залоговые, интервенционные), интервенционные продажи и закупки, предоставление ценовых субсидий. Кроме того, важные меры регулирования – создание развитой системы рыночной информации, формирование рыночной инфраструктуры (в том числе портов, хранилищ). Особое значение имеет снятие административных барьеров в межрегиональной торговле, не позволяющих товаропроизводителям получать справедливую цену.

Информация о работе Аграрно-продовольственный вопрос в политической проблематике