Символизм в архитектуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 15:54, реферат

Краткое описание

Архитектура основана на символическом понимании пространства. Обращается к символическому смыслу здания, устанавливает соответствие между различными планами бытия и формами здания. Пропорции многих построек также определялись символическим значением форм. При следовании определенной геометрической логике, здание оказывается заряженным священной силой. В древних греческих и римских храмах устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями и подчеркивалась идея духовного восхождения.

Файлы: 1 файл

Символизм в архитектуре.doc

— 789.00 Кб (Скачать)

 

Квадрат символизирует  совершенный тип замкнутого пространства садов, монастырей, дворов и т, п. в  аспекте постоянства и стабильности. В священной архитектуре он символизирует  трансцендентное знание. Этот архетип присутствует во всех постройках.

 

Пирамиды в Гизе. Вид  сверху. В плане квадрат.

Пагода Хуенкхонг: вид  сверху. В плане имеет квадрат.

Церковь Александра Невского в плане здание представляет собой квадрат.

 

 

В архитектуре священного здания, храма, церкви преобразование круга в квадрат или квадрата в круг олицетворяет трансформацию сферической формы Небес в квадратную (прямоугольную) форму Земли и наоборот. Таким образом, символика квадрата олицетворяет процессы, проходящие на Земле, в то время как символика круга, как правило, является аллегорией мира высшего, надземного, мира Богов.

Олицетворяет Землю  как противопоставление кругу Небес, земное существование, статичную безупречность  и совершенство, неизменность, интеграцию, четыре элемента в их статическом аспекте, божественное проявление в творении. Отражает единство божественного: три стороны квадрата - божественная троица, а четвертая сторона - божественное единство. Он означает также честность, прямодушие, искренность, моральность.

 

Четырехугольник олицетворяет талисманическое заверение в постоянстве и стабильности. В архитектуре священного здания, храма или церкви, преобразование круга в квадрат или квадрата в круг олицетворяет трансформацию сферической формы Небес в прямоугольную форму Земли и наоборот. Это мистический союз четырех стихий, достижение единства в возвращении к изначальной простоте восьмиугольника, посредством которого квадрат башни нередко соединяется с кругом купола, являясь серединой пути в преобразовании круга в квадрат.

 

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ. В плане здание - квадрат со скругленными углами.

 

 

 

 

История знаковой символики  напрямую связана с развитием  цивилизации, возникновением письменного  изобразительного языка, его генезисом  во времени и пространстве. Поэтому  достаточно трудно с известной долей вероятности, оперируя разрозненными крупицами фактов тысячелетней давности, дать безусловное определение тому или иному символу. К тому же одни и те же изображения можно наблюдать у разных народов в различных частях света. Это относится, в первую очередь, к простым геометрическим фигурам, таким как треугольник, окружность, квадрат.

 

В символе всегда есть что-то архаическое. Каждая культура содержит пласт текстов, выполняющих функцию  архаики, где сгущение символов особенно заметно. Такое восприятие символов не случайно: стержневая группа их действительно имеет глубоко архаическую природу и восходит к дописьменной эпохе, когда определенные (и, как правило, элементарные в начертательном отношении) знаки представляли собой свернутые мнемонические программы текстов и сюжетов, хранившихся в устной памяти коллектива. Даже простейшие формы являются символом, выявляющим природу изначальной реальности универсума и структуру человеческой психики, в которой эта универсальная реальность отражается. Формы, в которых выявляется природа, являются символами, поскольку они выражают аспекты реальности, их нельзя ограничить посредством определений и фиксированных понятий, но они передают непосредственный, вспышкообразный опыт, раскрывающий новый смысл на каждом уровне сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Просветительский проект «Энциклопедия знаков и символов».
  2. Малевич К. "От кубизма и футуризма к супрематизму."
  3. А.Раппапорт, Г.Сомов. «Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии.  ( Часть Первая. Методологические проблемы исследования архитектурной формы.)»
  4. М.Стройиздат.1985 «Архитектура и эмоциональный мир человека»
  5. И.В. Юрасова «СИМВОЛИКА АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА»

Информация о работе Символизм в архитектуре