Символизм в архитектуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 15:54, реферат

Краткое описание

Архитектура основана на символическом понимании пространства. Обращается к символическому смыслу здания, устанавливает соответствие между различными планами бытия и формами здания. Пропорции многих построек также определялись символическим значением форм. При следовании определенной геометрической логике, здание оказывается заряженным священной силой. В древних греческих и римских храмах устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями и подчеркивалась идея духовного восхождения.

Файлы: 1 файл

Символизм в архитектуре.doc

— 789.00 Кб (Скачать)

 

 

Архитектура основана на символическом  понимании пространства. Обращается к символическому смыслу здания, устанавливает  соответствие между различными планами  бытия и формами здания. Пропорции  многих построек также определялись символическим значением форм. При следовании определенной геометрической логике, здание оказывается заряженным священной силой. В древних греческих и римских храмах устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями и подчеркивалась идея духовного восхождения. В основе сложной геометрической символики храма лежит вертикальный вектор. Он также соотносится с вертикальным принципом дерева, горы. В нем присутствует космическая и теологическая символика. Храм является символом духовных устремлений и достижений. Так, идея постепенного восхождения наиболее последовательно выражена в композиции вавилонских зиккуратов. Храм выступает как земная проекция моделей космоса: несколько небес, покоящихся на опорах (пилоны, колонны), связывают землю с «первичными водами». Образ храма является рефлексией по поводу Вселенной как единого целого. Так, архитектура является элементом духовного космоса. В основе храма лежит также символика мандалы - квадратура круга, квадрат и круг, связанные восьмиугольником, который несет на себе тяжесть храма.

 

Важную роль в архитектуре играет геометрическая символика космоса: все круглые формы выражают идею неба, квадрат - это земля, треугольник - символизирует взаимодействие между  землей и небом. Следующая цепь аналогий: пирамида имеет квадрат в плане и треугольник в вертикальном сечении, квадрат соответствует кресту, образованному четырьмя кардинальными точками.

Пирамида Снофру, Медум 27 век до н.э. квадрат в плане, треугольник вертикальном сечении.

 

 

Храм выражает иерархическую соотнесенность частей, организованных вокруг источника творения и пространственно располагается вокруг мировой оси. Это - модель организованного космоса, проявление одного во множественности. В нем используется символика чисел. Это число 1 - в пирамидах, число 3 - в христианских храмах, число 8 - в башнях, которое является связующим звеном между четырьмя - квадратом и двумя - кругом. Известны также храмы-пещеры. Таковы индийские пещерные храмы, в которых идея Центра интериоризуется и символический центр перемещается от верхней точки мировой оси, представленной как в пирамиде, пагоде, иудейском храме, так и в языческих и христианских храмах и в мусульманской мечети - вовнутрь: в сердце горы, человека, вещей.

 

Многие традиционные учения предлагают идею человеческого тела как храма, созданного Божественным архитектором для духа. В нем восстанавливается теоморфный принцип человека. Символика христианских храмов выражает преображение человеческой фигуры. Их крестообразный план напоминает фигуру распятого Христа. Романская церковь сочетает символику круга с квадратом и крестообразным планом здания.

 

Большой собор Святого Мартина. Сочетает в себе символику круга с квадратом и крестообразным планом здания.

 

 

 

 

Рассмотрим подробнее  основные символы в архитектуре.

 

Символ «круг». Солярный знак – древнейший астральный символ, который на протяжении существования цивилизации явился одним из любимых и почитаемых. Во многих цивилизациях Древнего Востока солнце обозначалось так, как оно представляется взору – в виде диска (Египет, Малая Азия, Месопотамия, языческая культура Древней Руси). Распространенным знаком был кружок с точкой в центре, каковой используется сегодня как международный символ солнца в астрономии и астрологии (иероглифы Египта и Древнего Китая, архитектура и искусство Древней Руси, Древней Греции). Знак «половинный диск солнца» символизирует светило на восходе или закате. В количестве лучей также заложена символика, например, символика числа 5 или числа 3, которыми отмечаются границы участков неба; третья часть неба – это условная область пространства, где солнце находится в полдень.

 

Наиболее широко в  ХIХ – начале ХХ вв. эти знаки  встречаются в эклектичной архитектуре, стилизующей формы древнерусского зодчества, и в постройках в стилистике модерна (ростовские постройки – ул. Б.Садовая, 146; ул. Станиславского 149; пер. Братский, 35; Пушкинская, 65; Пушкинская, 106).

Так же круг является одим из четырех фундаментальных символов. Это символ движения (колесо), неба, бесконечности, вселенной, времени, защиты, обеспеченной в своих границах. Это расширившаяся точка (центр) с общими символическими свойствами. Он ассоциируется с культом огня, героев, божества. В христианской мифологии круг символизирует вечность.

Часто это можно наблюдать  в соборах и церквях. Барабан купола имеет в плане круг, что символизирует движение ( возношение) к небу.

 

 

Иссакиевский собор. Барабан купола имеет в плане круг.

 

 

 Готическая архитектура имеет  в своей основе треугольник  - символ Троицы.

Символ «треугольник». Треугольник служил одним из символов Земли. В христианстве же треугольник служил символом божества, "всевидящего ока". Поскольку в этом случае из треугольника исходят солнечные лучи, он здесь связан с символикой солнечного культа. В раннем средневековье треугольник стал символом Троицы, являясь языческим символом трех солнц.

В различных видах треугольник  – обычный в архитектурном  декоре орнаментальный мотив, особенно употребляемый в XIX – начале XX вв.

Треугольник один из наиболее мощных и универсальных символов, мистическое число три. Это первая из фигур задающая плоскость. От сюда символ поверхности. Как говорил Платон «Поверхность состоит из треугольников». Равносторонний треугольник символизирует завершение. В сакральной геометрии форма равностороннего треугольника есть символический образ Бога, в котором узнающий, узнаваемое и узнавание – одно и то же: 1 в 3 и 3 в 1. Каждая форма есть проявление или образ творческой силы, которая стоит ее и обитает в ней. Божественность в изначальном состоянии покоя всегда проявляет себя в форме треугольника. Поэтому равносторонний треугольник – символ полной гармонии и полного равновесия: все три его угловые точки лежат на одном и том же расстоянии друг от друга. С другой стороны, когда Божественность перемещается из состояния покоя в пределы трех измерений, тогда она всегда проявляет себя в числе 4. Пока числа 1 и 3 образуют единство в Божественности, они остаются 3 в 1 и 1 в 3. Но когда они покидают божественное единство, они разделяются и из «1 в 3» получается 1 и 3, а это составляет 4.

*Было удивительно отмечать  про себя, что какой бы она  не взяла предмет, то все  они были связаны между собой  числами, будь то симвология или нумерология.

 Равносторонний треугольник  содержит скрытые внутри него  четыре меньших равносторонних  треугольника. В этом заключается также тайна ключевого числа трехмерного мира числа 7. Здесь же кроется великая тайна сакральной геометрии: треугольник с десятью точками дает идею разделения его на другие треугольники, в результате чего получается сакральная фигура

 

 В более общем смысле линейные  треугольники или композиции, имеющие  форму треугольника, могут обозначать  триады богов и другие тройственные  понятия: триединая природа вселенной;  Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и  дух; в человеке - интеллект, сердце и воля; в Химии - кислота, основание, соль ... Треугольное сияние - атрибут Бога-Отца. Равносторонний треугольник может также рассматриваться в качестве символа Солнца. Конечно, самое распространенное символическое представление Солнца - круг с точкой центром, делающее акцент на отношении центра и периферии. Но так как Солнце - источник жизни, тепла и света, оно может изображаться и в виде треугольника.

 Солнце в виде треугольника  считается лучшим Символом Святой  Троицы (красноречивый образ могущества, любви и мудрости Бога). Равносторонний треугольник, направленный вершиной вверх, называется треугольником эволюции (эволюционным тернером). Это мужской и солнечный знак, символизирующий божество, огонь, жизнь, сердце, гору и восхождение, благополучие, гармонию, пламя, жар (отсюда Горизонтальная линия, символизирующая воздух), духовный мир. Это также троица любви, истины и мудрости. Треугольник красного цвета означает королевское величие. Равносторонний треугольник вершиной вверх - египетская эмблема Бога. Пифагорейский символ мудрости. А кроме того, в Отличие от следующего знака, это мужской элемент, который базируется на земном и стремится к высшему. Равносторонний треугольник, направленный вершиной вниз, называется треугольником инволюции, или инволюционным тернером.

 Перевернутый треугольник - возможно, более древний знак, он  является лунным и имеет символику  женского начала, плодовитости матки,  воды, дождя, холода, природы, тела, йони, шакти. Символизирует Великую  Мать как родительницу, божественную милость. Символизм женского лобкового треугольника иногда обозначается более непосредственно: путем добавления короткой внутренней линии, проведенной от вершины ..

 В символике горы и пещеры  гора - это мужской, обращенный  вершиной вверх треугольник, а пещера - треугольник женский, обращенный вершиной вниз.

 Треугольники, символизирующие  стихии, таковы: огонь - обращенный вершиной вверх; вода - обращенный вершиной вниз; воздух - обращенный усеченной вершиной вверх; земля - обращенный усеченной вершиной вниз. Как простейшая плоская фигура, основанная на священном числе три, треугольник был пифагорейским знаком мудрости, связанным с Афиной. У греков дельта (треугольник) символизирует дверь жизни, женское начало, плодородие. В иудаизме и христианстве равносторонний треугольник вершиной вверх - знак Бога. У христиан равносторонний тре¬угольник или треугольник, образованный тремя пересекающи-мися кругами, символизирует троицу (единение и равенство трех составляющих ее лиц). Бог христианской троицы иногда представлен глазом ВНУТРИ треугольника или фигурой с треугольным нимбом.

 В индуизме обращенные  вершинами вверх и вниз треугольники - это шакта и шакти, лингам  и йони, Шива и его Шакти. 

 В Китае треугольник  - почти всегда женский символ. Треугольник с подвешенными мечами символизирует восстановление.

 Оккультисты рассматривают  треугольник как магический символ, имеющий особенное значение, поскольку  он ассоциируется с понятием  тройки и символизирует триады  в различных оккультных системах.

Пламенеющая готическая арка задает тему огня и развивает апокалиптическую тему. Пилоны, боковые колоны, дверные косяки - стражи входа. Портики повторяют алтарь - программную тему храма. Крытые колоннады олицетворяют годовой цикл. Четыре времени года и четыре периода человеческой жизни служат Аналогией четырех фаз ритуального спасения (исцеления): 1. Опасность, смерть, страдание; 2. Очистительный огонь; 3. Исцеление; 4. Выздоровление. В сдвоенных фронтальных башнях готических соборов - символы Близнецов, Януса и цифры 2, а также две вершины холма Марса.

Купола в буддизме, исламе и христианских храмах(имеют в разрезе треугольник) означают купол неба - на них изображаются звезды, ангелы. Купол над пересечением нефа и трансепта олицетворяет единство, или тору Юпитера. Рай находится над платформой, а ад под ней. Четыре опоры, пилоны или контрфорсы, разделяющие фасад и определяющие расположение трех входов - это четыре райские реки. Дверь изображает барьер, через который могут пройти только посвященные. Является также переходом на другой уровень существования. Три двери христианского храма олицетворяют веру, надежду, милосердие. Окно в храме - это способ нашего восприятия мира. Через окна мы видим небо и через них проникает внутрь храма свет. Центральная розетка - это Озеро Жизни, где встречаются небо и земля. Церковные стены ограждают спасенное человечество. Контрфорсы опоры означают духовный подъем и моральную силу. Крыша - милосердие, колонны - догматы веры, своды - пути спасения, шпиль - Божий перст, указующий конечную цель человечества.

 

Ислам, интегрируя религию  во все сферы жизни, создал цельное  мировоззрение, которое выражается в его архитектуре. Священная  архитектура ислама - кристаллизация исламской духовности. В мусульманской  мечети отсутствует идея прометеевского порыва. Она согласовывается с природными ритмами. Архитектурное пространство мечети создается балансом качества, сил и энергий элементов, соотнесенностью с движением светил на небе, чередованием света и тьмы. Священная архитектура ислама изображает Божественное присутствие, она является центром, эманирующим свет и влияние на все сферы активности человека. Пространство всего города считается очищенным присутствием Божественного Слова, которое периодически заполняет город в призывах к молитве. Через сакральную геометрию в мир человека вводятся космические измерения и происходит апелляция к предвечному в нем и сакрализация земли.

 Гробницы в храме  как ворота в другой мир.  Они содержат все необходимое  для репрезентации доброго имени  человека в двух мирах, характеризуют его заслуги и добродетели. Замок - место физического и духовного убежища.

Готический собор в  Сиднее. Преобладающая форма –  треугольник.

Следующим основным символом в архитектуре является квадрат. Квадрат - один из четырех фундаментальных символов. Это символ земли в противопоставлении небу, а также символ созданной вселенной - пространства, это фигура антидинамичная, символизирующая остановку, выделенное мгновение, идею стагнации, застывания. Во всех астрологических традициях квадрат представляет землю, материю, ограничение.

 

Квадрат — это геометрическая фигура, имеющая ряд мифологических, символических и иных нетрадиционных толкований. Наиболее явно квадрат  связан с числом четыре, символизирующим  такие понятия, как порядок, равенство, истина, справедливость, мудрость, честь, искренность, земля. Квадрат персонифицирует четыре стороны света, четыре времени года, четыре человеческих возраста, четыре основные элемента мира (огонь, вода, земля, воздух). Это также союз четырех стихий.

Квадрат — фиксация смерти как противопоставления динамическому циклу жизни и движения. Квадрат совмещает в себе принципы статической устойчивости и целостности.

 

Квадрат символизирует  совершенный тип замкнутого пространства и является моделью для многих культовых сооружений (пирамиды, церкви, зиккураты, пагоды и т. д.), которые, в свою очередь, рассматриваются как символический образ мира. Квадрат — мужское началопоэтому квадрат отождествляется с Землей.

Квадрат - фиксация смерти как противопоставления динамическому  циклу жизни и движения, в то время как в архитектурной символике он представляет фиксацию зданий сельскохозяйственных и оседлых народов как противопоставление динамичным и непрерывно перемещающимся округлым в плане палаткам кочевников и их стоянкам. Он представляет собой ограничение и потому обладает формой.

Информация о работе Символизм в архитектуре