Съемкаархитектуры
Архитектура
создает материально организованную среду,
необходимую людям для
их жизни и деятельности, в соответствии
с современными техническими возможностями
и эстетическимивоззрениями общества.Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает
общественные идеи в художественных образах.Поэтому
фотосъемкаархитектуры, зданий, промышленных объектов имеет свои важные
особенности. Во-первых, это высокая зависимость от погодных
условий. Выезд на объект может происходить несколько
раз с целью определения времени суток, при
котором освещение, распределение света и теней на объекте
наилучшим образом передает красоту, форму
и характерздания. Для того что бы снимать архитектурные
объекты, вам потребуется прежде всего мягкий
свет. В местес тем, резкое, контрастноеосвещение, нежелательноеприсъемкелюдей, такжеиногдапоможетвамблагодаряигресветаитенивыявитьиподчеркнутьособенностинекоторыхархитектурныхансамблей. Приэтом, какправило, делаютсяпробныефотоархитектуры. Подкарауливайтеподходящиймомент: солнечноеутро — самоехорошеевремядляфотографированияздания, притомусловии, чтоегофасадразвернутнавосток,иосвещаетсяровнымзолотистымсветомвосходящегосветила. Преимуществоутреннегосолнцазаключаетсявследующем:
- светдостаточноярокиодновременномягок, чтопозволяетдостовернопередатьполутонаснимаемогообъекта;
- освещаютсянетолькостены, ноиоконныепроемы;
- небо, создающеезаднийплан, кажетсятемно-синим.
Еслижезданиеосвещаетсяполуденнымсолнцемсверху, тотениотвпадинивыступовобразуютбольшоеколичествотемныхпятен. Крометого, светвэтовремячересчуряркий, иотсутствуетпередачаполутонов. Элегантныйфасаднатакомснимкетеряетсвоиформы, нокакая-нибудьмодернистскаяконструкциявэтомслучаеможет «заиграть» ещесильнее. Еслифасадсориентированнесовсемудачнодляутреннейсъемки, тонеплохойальтернативойможет статьсъемкавлучахзаходящегосолнца. Лучшимвременемгодадляподобныхэтюдовявляетсязима: вэтовремявоздухчистипрозрачен.
Занимайтепозициюдлясъемки, устанавливайтекамерунаштативиготовьтесьсниматьвовторойполовинедня. Подождите, покавзданииненачнутзажигатьсвет, анебоприобрететзамечательныйтемно-синийоттенок. Неподдавайтесьобманузрения: всумеркахпринизкомосвещениизрачокглазарасширяетсяикажется, чтовокругсветлее, чемнасамомделе. Вотпочемулучшеначатьсъемкупораньше. Отключитеавтоматику, поэкспериментируйтесвыдержкой, добиваясьполучениясочных, насыщенныхцветов.
Длятогочтобысделатьклассическуюархитектурнуюфотографию, профииспользуютфотоаппаратысосменнымиобъективами. Подобныекамерыиобъективыстоятнеприличнодорогоиврядлибудутинтереснылюбителям.
Втораяособенностьархитектурнойфотосъемкизаключаетсявнеобходимостиприменятьспециальныефотокамеры, которыеобладаютвозможностьюисправлятьсходящиесялиниизданий,т.е. искаженияперспективы. Чтоэтотакое? Прифотосъемкеархитектурынаобычнуюкамеру, дажесамуюсовершенную, зданиебудетвыглядетьнеестественно, посколькуплоскостьпленкинепараллельнаплоскостиздания. Человеквидитлиниизданийпрямыми, потомучточеловеческийглазавтоматическиисправляетперспективу. Поэтомувархитектурнойфотосхемеприходитьсяприменятьспециальные, карданныекамеры, укоторыхестьвозможностьисправленияискаженийперспективы.Приневысокихтребованияхкразмеруконечногофотоархитектурыиливслучаеограниченныхбюджетовмыможемпроводитьфотосъемку
архитектурынацифровуюпрофессиональнуюкамерусдальнейшимисправлениемискаженийперспективыприпомощикомпьютерныхпрограмм. Этоуместновслучае, еслифотоархитектурынеобходимодляИнтернетсайтовилинебольшихрекламныхбуклетов.ЕщеоднасерьезнаяпроблемаприфотосъемкеархитектурывомногихгородахивтомчислеивМосквеэтопровода, постояннолезущиевкадр. Простопоразительнокакнекрасивоэтовыглядит. Вомногихевропейскихгородахвсепроводалежатподземлейинепортяткрасотузданий, особенностаринных. Помимопроводовфотоархитектурымогутзасорятьмусорныебаки, машины, строительныеконструкции, заграждения, рекламныещитыимногоедругое. Вомногихслучаяхданнаяпроблемарешаетсявпроцессекомпьютернойобработки. Увы, дажеприпомощикомпьютерныхпрограммневсегдавозможноудалениенежелательныхобъектовизфотоархитектуры. Поэтомутем, комунеобходимопроизвестифотосъемкуархитектурыстоитпозаботиться, чтобынамоментфотосъемки, повозможности, посторонниеобъектынемешали.
Напамять:
АРХИТЕКТУРНАЯФОТОГРАФИЯ:
• вовремясъемкивсегдастойтеспинойксолнцу;
• полуденноесолнцеслишкомжесткое, атени - чересчуркороткие;
• присъемкесдальнегорасстоянияиспользуйтеобъективспеременнымфокуснымрасстоянием;
• ненужныебликиустраняйтеприпомощиполяризующегофильтра;
• вечерняясъемкагарантируетвамсочныецвета;
• вечернююсъемкулучшеначинатьвовторойполовинедня, чтобызданиеинебонаснимкенесливались.
Съемкагородскихулиц
Вгороде, гденетниполей, нихолмов, присущихсельскойместности, вынайдетеновыйрядсюжетов, которыемогутстатьосновойсовершенноиноготипаландшафтнойфотографии. Возможно, имболеесоответствуетназвание "городскойвид", или "городскойпейзаж". Самсюжетиной, номногиеосновныеположениявсетеже. Вфотографированиислучайногорядазданийнаулиценебольшесмысла, чемвсъемкесливающегосяпейзажаполейихолмов. Изображениедолжноиметьсмысловойцентринечто, сообщающееемумасштабиглубину.
Вотличиеотпанорамногоподхода, предлагаемогодляболеетрадиционныхландшафтныхработ, вгородскихсценахчастоинтересныименнодетали. Попытайтесьнайтигармониюврасположениипримыкающихдругкдругузданийилиобратитевниманиенаорнамент, образованныйоконнымипроемамивстене. Поэкспериментируйтесугламисъемки, наклоняякамеру, чтобыпридатьсюжетуимпрессионистскийвид. Используйтевозможностиразличнойфокусировки, чтобывыделитьтакиедетали, какдверныекольцаилифрагментыукрашенийнастаринныхзданиях. Присмотритеськсветовойрекламесовременныхулиц, котораяобразуетнекийузор, фономдлякоторогослужитнебоилиподходящеездание. Поищитеотраженияодногозданиявстеклянныхвитринахилиокнахдругогозданияилижеотражениекакого-нибудьсовсеминогообъекта, напримердереваиливодоема, образовавшихединоецелоесозданием, вкоторомониотразились. Нерезкостьтакжеявляетсяполезнымприемомдляфотографа, снимающегогородскиепейзажи, которыйможетиспользоватьбольшуювыдержку, чтобыусилитьвпечатлениеоживленногодвижениянаулице.
Оченьчасто, изменивточкусъемки, фотографможетувидетьзаинтересовавшийегогородскойсюжетсовершенноиначе. Например, зданиенагородскойокраине, граничащеесзаросшимпустырем, будетвыглядетьнаснимкесовершеннопо-разномувзависимостиоттого, скакойстороныоносфотографировано. Присъемкесостороныгородаонобудетказатьсязаросшимбурьяном, априсъемкеспротивоположнойстороныбудетказатьсянеотъемлемымэлементомделовойчастигорода.
Вархитектурнойфотосъёмке можнопроследитьдвеосновныеконцепции, иногдавзаимодополняющиедругдруга. Впервомслучае, цельюсъёмкиявляетсядокументальноеотражениедействительностипримаксимальнойреалистичности – точноесохранениепропорций, привязкакместности, соседнимзданиям. Такаясъёмкаархитектурывостребованастроителямиприсоставлениипаспортаобъекта, подготовкеотчётныхдокументовитендерныхзаявоквразрешительныеиконтролирующиеорганы, властныеструктуры, для3D-отрисовкиипоследующегомоделирования. Освещениевэтомслучаенетакважно, какграмотныйвыборфотографомточкисъёмкииракурса.
Второй, болеечастыйслучайзаказаархитектурнойфотосъёмкиназывается "сделайтемнекрасиво". Когдазадачейфотосессииявляетсяполучениемаксимально "рекламистых" снимков, важновсё – точкасъёмки, ракурс, отсутствиеотвлекающихвниманиенаблюдателядеталей, интенсивностиихарактераосвещенияфасадазданий, цветоваятемпература, умеренныеперспективныеискажения, умениефотографаоптимальновписатьсооружениевграницыкадра. Решениетакихзадачоченьредкоподвластнофотографу-любителю. Художественнаявыразительностьснимков, правильнаяпередачапропорцийицвета, уважительноеотношениекзаконамперспективы – нелёгкая, ноинтереснаязадачадляпрофессионала.