Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:05, реферат
Музеи – это культурно-просветительные учреждения, способствующие идеологическому и нравственному воспитанию, образованию и привлечению к культуре и искусству широких масс населения.
Введение
Возникновение и основные этапы формирования музеев
Основные принципы проектирования музеев
Современные тенденции в проектировании музеев
Заключение
Посещаемость музея — один из основных показателей его деятель¬ности — во многом зависит от его местоположения. Большин¬ство музейных работников единодушны в выборе места для музея — центр города.
Расположение музея в центральных районах имеет и негативные стороны. Шум и загрязнение воздуха требуют специальных мер защи¬ты. Зеленые зоны вокруг музея служат средством его защиты и одновре¬менно позволяют расширять экспозиционные возможности. Экспозиция под открытым небом — характерная черта современных музеев даже в условиях стесненной существующей застройки (филиал художественно¬го музея в Вильнюсе — Дворец выставок). Размещение в партерной зе¬лени произведений монументального искусства подготавливает посетите¬лей к восприятию внутренней музейной экспозиции.
Художественный музей в Риге и музей М. К. Чюрлениса в Каунасе расположены в парках. Парки привлекают посетителей и дают музею резервную площадь для расширения. Поэтому для нового здания музея М.К.Чюрлениса было легко найти место и связать с существующим зда¬нием остекленной галереей.
На территории музея, кроме экспозиций под открытым небом, не¬обходимо располагать хозяйственный двор, стоянку автомобилей и оста¬вить резервную площадь для дальнейшего расширения музея.
При расположении музея на открытом участке создаются лучшие ус¬ловия освещения выставочных залов. Они не затемняются соседними зданиями и высокими деревьями. Проемы залов для экспозиции картин желательно обращать на север.
Таким образом, основные функциональные требования к размеще¬нию музея следующие:
• удобная транспортная связь с жилыми районами;
• включение в ансамбль городского центра;
• наличие резервной площади для перспективного расширения зда¬ния;
• удаление от промышленных предприятий, крупных транспортных магистралей и других городских объектов — источников шума, пыли и загрязнения воздуха.
Последние достижения в области архитектуры и конст¬рукций позволяют воплотить идеи, казавшиеся раньше нео¬существимыми, отказаться от традиционных форм "стандарт¬ных музеев", содержащих "экспозиционные помещения в ви¬де двух больших зон, разделенных главным входом и лестни¬цами", или стереотипных построений трилистником, квадра¬том или с П-, Е-, Г-образными планами.
Выбор объемно-планировочной композиции музея зависит, прежде всего, от размеров и характера участка и во многом определятся составом коллекции. Архитектор располагает бо¬гатой палитрой средств для создания интересных по форме зданий в соответствии с многообразными функциями музея. Не существует единого, раз и навсегда определенного архи¬тектурного типа современного музея. Низкие распластанные композиции не исключают сочетания горизонтальных и вер¬тикальных объемов, высотных компактных построений. На зонирование помещений влияет расположение входов и выхо¬дов, маршруты осмотра посетителей, характер работы в отделах.
Необходимо предвидеть изменения в будущем и способы их реализации [11]. Один из возможных приемов — линейное расширение пространств в соответствии с функциональным ростом музея.
При строительстве новых здании и реконструкции существующих музеев были апробированы приемы, которые сохраняются в практике и до настоящего времени. Расположение входов. Обычно в музеях предусматривают один главный и один служебный вход, однако на практике возможны отклонения от этой простой схемы. Отдельные категории посетителей — студенты художест¬венных заведений, преподаватели и служащие музея — мо¬гут пользоваться как главным, так и служебным входами. Крупные музеи могут иметь разные входы, увеличение числа которых создает возможность одновременного и неза¬висимого функционирования нескольких экспозиций. Боль¬шинство же музеев нуждается только в одном входе для ос¬новной массы публики (запасные и аварийные входы обяза¬тельны и должны эксплуатироваться по назначению). Служебный вход, где проходит большинство сотрудников музея, через который доставляются экспонаты, осуществляет¬ся снабжение, проектируется со стороны служебных помеще¬ний. Его функциональная связь со всеми служебными поме¬щениями — от силовых установок и мастерских до храни¬лищ и экспозиции — может получить вертикальное или го¬ризонтальное развитие.
Вестибюль стал эффективно выполнять функцию контрольной зоны. Здесь находятся ме¬ста для отдыха, телефоны. Он может быть связан с отдельными комна¬тами для отдыха, чтения, буфетом и, возможно, рестораном. Информационный центр заменил доску объявлений, книжный магазин - киоск. Выставочные залы, как правило, расположены в уровне главного входа, с ними связаны помещения для временных экспозиций. Постоянная экс¬позиция проектируется таким образом, чтобы в ведущие разделы можно было пройти, минуя остальные.
Музей не может быть отвлеченным от времени, реальных корней. Первейшая обязанность, чтобы течение времени на¬сыщало, "подпитывало" его все новыми смыслами и значени¬ями, но первоначальный облик не должен бесследно исчезать в процессе модернизаций зданий и экспозиций. Эта мысль представляется чрезвычайно актуальной в сегодняшнем про¬цессе полной реконструкции многих музеев. Музей должен проповедовать плодотворность творческой преемственности для новаторства, это не парадокс — новаторство, развиваю¬щее традиции [11].
Нужно уметь увидеть ценность прошлых экспозиций и донести их до будущего. История музея не менее интересна, чем собственно экспозиция. Нынешний этап развития дол¬жен быть органично включен в цель исторической преемственности.
Если к проблеме исторического наследия подходить шире, имея в ви¬ду сегодняшнюю практику в целом — нужно ориентировать¬ся на "музей места", развивать на новом уровне те тради¬ции, которые сложились, а не стремиться к всеобъемлющему стереотипу. Музей не ограничивается стенами здания, ин продукт среды и его связь с окружением, с исторически сло¬жившейся средой обитания, включение ее в собственный контекст делает музей активным участником жизни.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ МУЗЕЕВ
В последние годы в разных странах мира можно наблюдать значительный размах строительства музеев, связанный прежде всего с тем, что быстрый научно-технический прогресс ускорил моральное старение существующих зданий. Музей, ограниченный в своем развитии слишком жесткими рамками структурного построения, ломает их. Такая ломка — не результат модернизации только экспозиции, она свидетельствует о больших переменах в музейном деле в целом.
Современный музей представляет собой не просто хранилище реликвий и место их экспонирования, многообразие его функций включает также собирание и систематизацию коллекций, проведение научно-исследовательской работы, пропаганду искусства.
Во множестве проблем, связанных со строительством художественных музеев, всегда выделяют два существенных момента: как специфическими средствами архитектуры воспитывать в человеке чувство прекрасного и расширять его познания и как разработать программу, добиться целостности архитектуры и экспозиции.
Новые музеи изобразительных искусств обычно невелики, хорошо обозреваются и посвящены отдельной теме, например творчеству одного скульптора или собранию одного коллекционера, так как существует чисто количественный предел для полноценного показа художественного, исторического или научного процесса в одном здании.
Объем демонстрируемых материалов все время возрастает. Сравнительно недавно стали известны наиболее крупные произведения египетского искусства, художественные шедевры Перу, сокровища раскопок на Алтае. С непрерывным ростом числа исторических и современных произведений искусства такие гигантские музеи, как Лувр и Эрмитаж, Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Старый Берлинский музей, не могли больше сохранять монопольные права на искусство.
Отход от ранее господствующей тенденции — концентрировать все экспонаты в немногих музеях — к рассредоточению в специализированных галереях был вызван тем, что в музейной работе все более сильный акцент внимания делается на посетителя. Музей для человека или для экспонатов?
Мнения по этому вопросу крайне противоположны. Звучали многочисленные призывы не превращать музей в сходку, где люди проводят свои свободные часы; занятие интеллектуальное должно быть всегда сопряжено с известным напряжением — вот кредо одних работников музеев, которому противостоит представление о роли музея как о месте повседневной человеческой активности.
Сегодня для нас естественно посещение дворцов, которые стали музеями. Но есть много музеев, которые никогда не были дворцами, однако сооружены по их образцу и подобию. Посетители в них чувствуют себя случайными гостями, которых допустили к поклонению произведениям искусства, приняв все меры предосторожности.
В музейной практике не единичны случаи порчи выставленных экспонатов, что дает основание некоторым ревностным хранителям скрывать лучшие работы в фондах. Вместо оригиналов появляются многочисленные копии, и музей теряет свое назначение быть единственным в своем роде местом активного общения с подлинным искусством.
По массовости общения с искусством современный музей может быть сравним с театром, кино и телевидением, но в отличие от них здесь зритель сам устанавливает длительность своего контакта с объектами показа. Осматривая экспозицию, посетитель может задержаться у отдельных ее разделов, возвратиться обратно, проанализировать увиденное. В экспозиции ему представляется исключительная возможность - встреча с подлинными материалами, а не с воспроизведениями. Продолжительность и интенсивность знакомства с произведениями искусства неограниченна, благодаря тому, что экспонат остается неподвижным. В этом отношении музей подобен книге.
Современный музей располагает широким диапазоном различных средств воздействия: архитектура, живопись, скульптура, кино, музыка. От посетителя требуется не только большая физическая активность, поскольку в процессе осмотра он должен постоянно передвигаться по залам, но и умственное напряжение — увидеть, услышать, воспринять, сопоставить. Задача архитектора состоит в том, чтобы активно содействовать использованию зрителем специфических возможностей музея: последовательно раскрыть замысел экспозиции в целом и предоставить возможность выборочного, повторного ознакомления с отдельными экспонатами. Созданием условий для устройства экспозиций не ограничивается ,круг обязанностей архитектора по всестороннему полноценному удовлетворению запросов посетителей. К их услугам предоставляются лекционные и концертные залы, библиотеки, детские комнаты, где можно оставить детей на время осмотра, открытые фондохранилища. Во многих музеях продлено время посещения, проводятся занятия по архитектуре, устраиваются выставки, семинары, экскурсии, симпозиумы, показ кинофильмов. В результате — повышение общественной значимости музея. Как правило, посетитель, приходя в музей, хочет получить удовольствие от того, что увидит. Он узнает новое в искусстве. Ему должно быть интересно рассматривать экспозицию. Но истинная цель музеев - учить и воспитывать.
В Музее современного искусства в Стокгольме найдена интересная форма работы с посетителями. Здесь нет привычных барьеров, нет обязательной зоны отчуждения между посетителями и экспонатами. Одни посетители знакомятся с выставкой, читают аннотации, обмениваются мнениями, другие — с удовольствием «конструируют» и пробуют «доделать» экспонаты. Посетителю в таком музее отведена роль не созерцателя, а участника творческого процесса, и он с большим желанием принимает ее. В его распоряжении библиотека и специальный зал, где можно найти краски, кисти, бумагу, пластилин. Книги и художественные Материалы оказались важным подспорьем в работе музея с современным посетителем. Он глубже проникает в секреты мастерства и учится шире и глубже видеть.
Методика, обеспечивающая эффективное посещение музеев, связана с разработкой объемно-планировочных решений, которые существенно отличаются от функциональной организации прежних музейных зданий. В наше время половина музея вообще отделена от посетителей. К этой зоне относятся помещения для научной работы, а также хранилища, мастерские, кабинеты администрации и вспомогательные службы. Например, согласно подсчетам государственного музея в Роттердаме, собственно постоянная экспозиция занимает лишь 15% всей площади здания. Еще 15% занимают помещения, служащие для передвижных выставок.
Развитие новых функций музея и связанное с этим расширение состава помещений определило поиск новых композиционных решений. В наиболее сконцентрированном виде они представлены в проектных предложениях Мис ван дер РОЭ и Ле Корбюзье.
По мнению Мис ван дер РОЭ, гибкость, свободная трансформация экспозиции являются гордиевым узлом, разрубив который, освобождается от других частных технологических проблем — построения графиков движения, необходимости расширения и т. д.
Ле Корбюзье на протяжении 25 лет неизменно обращался к теме музея. Его проекты, теоретические взгляды и высказывания оказали на эту область архитектуры большое влияние. Ле Корбюзье считал главной из проблем архитектуры музея возможность его неограниченного роста. «Позвольте изложить Вам собственное понимание музея современного искусства в Париже. Беглые наброски иллюстрируют его ясную концепцию. Музей основан не па случайных, произвольных предпосылках, а на естественных законах роста, характерных для органической жизни: способности гармонического развития, подчиненности отдельных частей общей идее»
В структуре музея очень существенно соотношение между постоянной экспозицией и временными выставками. Смешивать эти зоны не рекомендуется. Для нашего времени, несомненно, более характерны выставки. Они привлекают новых посетителей, предоставляют дополнительный материал для научных исследований, позволяют постоянно обновлять экспозицию.
Сегодня нам понятно высказывание Гете: «Оружейные палаты, галереи и музеи, к которым ничто не добавлено, отдают склепом». Действительно, музей, которому нечего прибавить к ранее созданному, неизбежно превращается в музей в нарицательном значении этого слова. В современной практике есть музеи, деятельность которых целиком основана на организации временных выставок.
Именно выставочная зона посвящена временному, преходящему, что находит отражение и в архитектуре зданий. Наиболее полно эта тенденция отражена в Новой национальной галерее, сооруженной по проекту Мис ван дер РОЭ в Западном Берлине и выходящей за пределы сложившихся представлений о музее. Прямо с улицы посетители поднимаются в единственное огромное помещение верхнего этажа. Зал полностью остеклен. Отсюда лестницы ведут на нижний этаж, раскрытый в сад. Внизу — постоянная экспозиция, вверху — сменные выставки. Внутреннее пространство не разделяется на замкнутые, изолированные помещения, а с помощью выставочного оборудования может подразделяться на части, связанные в одно целое. Тем самым обеспечивается максимальная гибкость, «открытость» экспозиции. Задача размещения произведений искусства всегда увлекала Мис ван дер РОЭ. Уже его ранние работы демонстрируют стремление к органичному включению скульптуры и живописи в архитектуру. Здесь скульптура и интерьер предстают в единстве.