Проектирование музеев

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:05, реферат

Краткое описание

Музеи – это культурно-просветительные учреждения, способствующие идеологическому и нравственному воспитанию, образованию и привлечению к культуре и искусству широких масс населения.

Оглавление

Введение
Возникновение и основные этапы формирования музеев
Основные принципы проектирования музеев
Современные тенденции в проектировании музеев
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат по музею.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

  1. Возникновение и основные этапы формирования музеев
  2. Основные принципы проектирования музеев
  3. Современные тенденции в проектировании музеев

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 

Введение

 

Музеи – это культурно-просветительные учреждения, способствующие идеологическому и нравственному воспитанию, образованию и привлечению к культуре и искусству широких масс населения.

 

Каждому из нас неоднократно приходилось  бывать в местных и столичных  музеях, знакомиться с их экспонатами, восхищаться их красотой и неповторимостью. Однако, далеко не всякий знает о том, что современный музей представляет собой многопрофильное учреждение, решающее наряду с экспонированием памятников культуры, целый ряд других важных задач, без которых нормальная деятельность музея просто невозможна, таких, как научно-исследовательская работа с хранящимися ценностями, их описание и датировка, установление подлинности авторов произведений, обновление и закупка новых экспонатов, реставрационная работа, издание печатных трудов, в которых представлены целые коллекции или произведения одного мастера. Наконец, музей ведет просветительскую деятельность среди населения, предоставляя свои экспонаты для всеобщего обозрения.

Таким образом, современный музей  – это место экспозиции и хранения памятников материальной и духовной культуры и постоянно растущий научно-исследовательский центр.

Основное содержание музея - характер его уникальных коллекций - накладывает  существенный отпечаток на архитектурно-планировочное  решение и композицию музейного здания. Различают краеведческие и художественные музеи, музеи народных промыслов, историко-революционные и военно-исторические музеи, мемориальные - в память героических событий, выдающихся личностей, деятелей искусства, литературы, театра; музеи по отдельным разделам наук - геологии, палеонтологии, зоологии, океанографии и многие другие. Помимо профиля музея на его структуру и художественный образ влияют посещаемость музея, связанная с величиной города, виды и объемы проводимых мероприятий, факторы внешней среды - социально-культурные, региональные, природно-климатические и градостроительные условия, а также емкость здания - его абсолютные размеры. По объему музеи подразделяются на крупные -от 300 до 80 тыс. м , средние - от 80 до 30 тыс. м и малые - объемом от 30 до 10 тыс. м3. Музеи образуют единую республиканскую, областную и городскую сеть, при построении которой проявляются тенденции к интеграции, т.е. объединению малых музеев, или к дифференциации-организации филиалов и специализации профиля музея. Однако музеям как определенному типу общественного здания присущи типологические признаки и соответствующие им принципы построения, которые следует учитывать при проектировании музейных зданий.

Проектирование музеев - сложная  комплексная задача достижения архитектурно-композиционного, пространственного, функционально-планировочного, конструктивного и технического единства. Главное в проектировании здания музея - создание атакой структуры, распределения помещений и их взаимосвязей, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для ознакомления с коллекциями музея, восприятия и изучения важнейших экспонатов и необходимые условия хранения коллекций. Архитектурно-пространственное построение музея должно содействовать раскрытию тематико-экспозиционного замысла, а техническое оснащение здания - обеспечить комфортный температурно-влажностный, световой и акустический режим. Будучи для города уникальным объектом по своей общественной значимости, здание музея независимо от его объема по своему облику должно соответствовать идейно-воспитательной роли и стать достопримечательностью города. Это накладывает на архитектора ответственность за художественную выразительность проектируемого здания.

 

1. Возникновение и основные этапы формирования музеев

Музе́й (от греч. μουσεῖον — дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем с XVIII века — это включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

С развитием компьютерной техники  и интернета появились также  виртуальный музей на CD-ROM или  в интернете.

В 1947 году была создана международная организация ICOM (англ. International Council of Museums) для поддержки и развития деятельности музеев. Эта организация включает в себя более 7 000 участников из 119 стран мира и тесно работает с ЮНЕСКО и другими международными организациями. ICOM собирается каждые три года в одной из стран-участниц.

 

 

1.1 История создания музеев

Слово музей происходить от греческого mouseĩon, что означало «храм музы». С начала эпохи Возрождения (Ренессанса) слово приобрело современное  значение.

Античный период

Первый Мусейон в смысле учебного заведение был основан в Александрии Птолемэусом I приблизительно в 290 году до нашей эры. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В отличие от других научных школ, Мусейон субсидировался государством, и учёные получали жалование. Главный жрец (директор) назначался Птолемеем. К I в. до н. э. библиотека Мусейона насчитывала более 700000 рукописей. Мусейон и большая часть Александрийской Библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.

В античной Греции по традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвященные этим богам или музам. Позднее в античном Риме к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах.

Гостям в виллах богатых и  знатных людей того времени были часто показаны произведения искусства, захваченные во время войн.

Римский император Адриан дал приказ создания копий произведений искусства, видимых им в Греции и Египте. Вилла Адриана представляла собой  предшественника современного музея.

Азия

С 1000 нашей эры в Китае и  Японии начали собирать произведения искусств в королевских дворцах  и храмах. Особенно интересная коллекция  — Shosõ-in, расположенная в храме  в Нара, и включающая многочисленные произведения искусства, особенно предметы религии.

Средние века

В средние века произведения искусства (ювелирные изделия, статуи и манускрипты) были представлены для обозрения  в монастырях и церквях. С VII века здесь также были выставлены предметы, захваченные в войнах. В военные  времена из этих запасов были оплачены выкупы. Так сокращались или увеличивались запасники. Например, сокровища Kathedrale von Notre Dame in Reims зависели от военного успеха французов.

Галереи и кабинеты

В ранней период Ренессанса Лоренцо  де Медичи дал указания по созданию в Флоренции Сада Скульптур. В XVI веке было модно размещать в больших и длинных коридорах дворцов скульптуры и картины. В XVII веке при строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. С этого момента понятие «галерея» стала применяться также и в коммерческом смысле. К этому времени в княжеских особняках стали специально создавать помещения для произведений искусства. Эти помещения стали называть кабинетами (от французского — cabinet: соседняя комната). В начале кабинетом был шкаф для хранения маленьких предметов искусства. Затем уже стали кабинетом называть комнаты. Сначала в конце XVI века кабинеты стали распространяться в Италии, а вскоре и по всей Европе. В Германии наряду с предметами искусства стали создавать коллекции необычных вещей — Wunderkammer. Галереи и кабинеты поначалу служили для личных развлечений, но к концу XVII — началу XVIII века приняли общественный характер.

          Первые современные музеи

В XVIII веке публичные музеи стали неотъемлемой частью общественной жизни. В 1750 году в Париже картины во дворце Palais de Luxembourg были два дня в неделю разрешены для показа публике (в первую очередь для студентов и деятелей искусства). Позже они были переданы в коллекцию Лувра, где находятся экспонаты из королевской коллекции Франца I из XVII века.

Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 году). Для его посещения нужно было сначала письменно зарегистрироваться. Во времена Французской революции  и под её влиянием Лувр (открыт в 1793 году) стал первым большим публичным музеем.

Музеи XVIII-го века:

• Коллекция искусства Медичи — в 1739-м году стала государственной собственностью;

• Коллекция искусства Ватикана — 1769;

• Национальный Музей Науки в Мадриде — 1771;

• Королевская Коллекция Вены — 1770;

• Королевская Коллекция Дрездена — 1770;

• Эрмитаж в Санкт-Петербурге — 1765;

 

2.Основные этапы формирования  музеев

Музеи (от греческого слова «музейон») были святилищами, или храмами муз, воздвигавшимися в честь искусств и наук, которые в те времена были неразделимы. В Александрии музейон при Птоломее II Филадельфийском был частью дворца. Здание с прекрасными мраморными залами было связано со знаменитой Александрийской библиотекой и предназначалось для занятий науками и искусством. Интерьер можно представить лишь по описаниям. В них, в частности, говорится о самом знаменитом памятнике македонских царей в Египте, который переживет пирамиды. Увидеть его великолепие было доступно только узкому кругу. В Пергаме (Малая Азия) был воздвигнут музей с богатой галереей скульптур. Подобные памятники были распространены в древних египетских, персидских и вавилонских культурах. Ряд принципов архитектуры музейных зданий, сохраняющих свою действенность и в настоящее время, можно проследить в сокровищнице Атрея в Микенах. Сооруженная - 4 тыс. лет тому назад, она, конечно, не была музеем, тем более в современном понимании. Но группировка и чередование помещений, их крупные и ясные формы в значительной мере отвечают функциональной организации музея: зона обслуживания, центральное купольное пространство, малое обособленное помещение. Музейные здания прошли отнюдь не прямолинейный путь функционального развития. Первоначально это были хранилища сокровищ как в Дедьфах, в которых каждое государство демонстрировало богатство в знак своего могущества. Накопление произведений искусства в сокровищницах служило возвеличиванию политической власти.

В древнем Риме коллекции произведений живописи и скульптуры уже в I в. до н. э. составляли неотъемлемую часть каждого богатого дворца. Они служили декоративным оформлением интерьеров и не были собранием экспонатов в буквальном смысле. Классический пример — вилла Писсона в Геркулануме. Ее богатые собрания произведений искусства из бронзы и мрамора стали гордостью неаполитанского музея. Судя по всему, коллекции располагались по александрийскому образцу, с тонким умением подчинить экспонаты интерьеру. Это искусство было перенесено и в интерьеры библиотек, где стали устанавливать бюсты знаменитых ученых и художников.

Средние века имели свои «мирабилиа», где собирались предметы «чудесные  и удивительные». Эти художественные сокровища дворцов и резиденций вельмож позже превратились в  «кабинеты» или картинные галереи. Коллекции художественных предметов  начали возникать уже в XIV столетии в Италии, затем во Франции, Англии, Германии. Итальянский ренессанс сохранил для нас культурные памятники древнего мира и средних веков.

47

 Широко известны обширные  частные собрания. Их значимость  со временем потребовала возведения специальных галерей. Специальных не в смысле создания особого архитектурного пространства, а как самостоятельных мест для показа коллекций. Архитектура галерей повторяла приемы дворцовых интерьеров.

Первую всемирно известную галерею  с прекрасными картинами, скульптурами и резными мраморными изделиями заложили во Флоренции Медичи, поручившие архитектору Вазари составить проект Уффици. С именем Лоренцо Великолепного связано рождение новой идеи использования художественных ценностей для подготовки художников. Это направление получает распространение во многих странах. В конце 15 и начале 16 столетий было положено начало основания знаменитых итальянских коллекций, например Ватиканского музея, который значительно позже, в 1737 г., был объявлен собственностью государства. Моделью для первых музеев послужили дворцовые залы. Примером может служить восточное крыло дворца Уффици (1581 г., Буонталенти галереи в Саббонето (1560 г., Гонзаго) и в Англии (1618 г.) для художественных произведений. Исключением была одна из ранних и в то время самая большая галерея в Германии (1569—1571 гг., Джакопо Страда. Это был протяженный, достаточно широкий сводчатый зал, лишенный украшающих аксессуаров, обязательных в других музеях, — без ниш д. скульптур, без живописи по всей поверхности стен.

В начале XVIII в. появляются первые теоретические  обобщения музеям. В них предвосхищены  черты многих музеев последующих  десятилетий. В Европе складывался  устойчивый архитектурный тип здания с четырьмя внутренними дворами, образованными галереями в форме греческого креста . Новым предложением было расширение состава помещений, превращение музея в просветительный центр.

Коллекции художественных предметов  начали возникать уже в XIV столетии в Италии, затем во Франции, Англии, Германии. Итальянский ренессанс сохранил для нас культурные памятники древнего мира и средних веков. Широко известны обширные частные собрания. Их значимость со временем потребовала возведения специальных галерей. Специальных не в смысле создания особого архитектурного пространства, а как самостоятельных мест для показа коллекций. Архитектура галерей повторяла приемы дворцовых интерьеров.

Информация о работе Проектирование музеев