Архитектурные памятники Месопотамии и Ассирии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 21:31, реферат

Краткое описание

Тогда как в Египте культовая архитектура оттесняет на задний план гражданскую, в Ассирии первое место занимает дворец, поглощая в качестве частей в своей ограде храмы. Архитектура Египта есть архитектура теократии, господствующей и над личностью монарха; архитектура Ассирии есть архитектура монархии, господствующей над религией. В Вавилоне культовые строения были более распространены, нежели в Ассирии. С точки зрения своей значимости, храмы Вавилона занимают промежуточное положение между храмами Египта и храмами Ассирии.

Файлы: 1 файл

Архитектурные памятники Месопотамии и Ассирии.doc

— 66.00 Кб (Скачать)


Архитектурные памятники Месопотамии и Ассирии: Храмы. Гробницы. Зиккураты. Жилой дом. Дворец. Общее расположение. Подробности распределения помещения и их внутреннее устройство. Внешний вид. Павильоны. Город. Укрепления. Хорсабадский дворец. Городища Карса, Ура, Калаха и Телло. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

 

ПАМЯТНИКИ

 

Тогда как в Египте культовая архитектура оттесняет на задний план гражданскую, в Ассирии первое место занимает дворец, поглощая в качестве частей в своей ограде храмы. Архитектура Египта есть архитектура теократии, господствующей и над личностью монарха; архитектура Ассирии есть архитектура монархии, господствующей над религией. В Вавилоне культовые строения были более распространены, нежели в Ассирии. С точки зрения своей значимости, храмы Вавилона занимают промежуточное положение между храмами Египта и храмами Ассирии.

 

ХРАМЫ, ГРОБНИЦЫ

 

Гигантские башни — зиккураты, которые были главными архитектурными памятниками Вавилона, были одновременно и храмами и обсерваториями: обе идеи — научная и религиозная — сливались в стране, где религия была культом небесных светил. Рельефы сохранили изображения этих башен. Геродот и Страбон дают нам описания, а обсерватория в Хорсабаде позволяет судить о деталях: это — пирамидообразное строение с квадратным основанием (рисунок 72). По бокам массива развертывается отлогий пандус, позволявший во время постройки, не прибегая к лесам, поднимать наверх строительные материалы и открывавший доступ к верхней площадке, на которой находилось главное святилище. Стены у пандусов были украшены штабом и зубцами.

 

Судя по рассказам Геродота и указаниям в Хорсабаде, число этажей определялось числом планет, и они были окрашены в цвета, которые символизировали небесные светила. Начиная снизу, эти цвета были следующие: белый, черный, пурпурный, голубой, красный. Два последние этажа были отделаны серебром и золотом. Помимо этих башен-зиккуратов существовали, как устанавливают раскопки в Нимруде, святилища, скульптурные украшении которых заставляют определять их как дворцы,— дворцы, предназначенные божествам.

 

Примечание: В подлиннике здесь не имеется вовсе слова «зиккурат» — во время написания книги Шуази названия, известного лишь узкому кругу специалистов, но с тех пор широко вошедшего в научную литературу. По-видимому, зиккурат есть символическое изображение небесных сфер, как они мыслились древнему вавилонянину. Это устанавливается путем сличения раскраски зиккурата с расцветкой небесных сфер в мифологии, которые абсолютно совпадают. В Вавилоне и Ассирии всякий храм делится на две части: самый храм и зиккурат. Каждая из частей имеет свое собственное название, например в Вавилоне главный храм носил название Зиккурат сагила, его зиккурат — Зиккурат теменанки.

 

Упоминание о зиккуратах встречается еще в надписях начала третьего тысячелетия до н. в. Высказывалось мнение, что зиккурат создан шумерийцами, пришедшими из горных областей, где они находились раньше, и является как бы воспроизведением гор, с вершин которых обычно велись астрологические наблюдения. Что касается последних, то ни один из многочисленных текстов, относящихся к постройке зиккуратов, не дает указания, что эти башни использовались для наблюдений над небесными светилами явлениями.

 

Надписи дают обильный материал для определения размеров и конструкции зиккуратов. Геродот (I, 181) дает следующее описание вавилонского зиккурата: «В другой части города находилось святилище Зевса — Бэла, имевшее медные двери. Еще в мое время можно было видеть этот четырехугольник в два стадия. В середине святилища была выстроена башня, в ширину и в длину имевшая один стадий. На этой башне стояла другая, башня, на этой последней третья и так далее, всего восемь башен. Наверх подымаются по лестнице, которая обходит снаружи все башни. В последней башне находится большой храм, а в храме стоит ложе, возле которого золотой стол. Там не имеется изображения божества, и никто не проводил там ночи, кроме иноземной женщины, которую, как уверяют халдеи — жрецы этого храма — бог избрал себе из многих».

 

И надписи и изображение указывают, что верхний этаж зиккурата— самое святилище — был украшен золотыми и серебряными рогами — атрибутами божества. Назначение зиккурата все-таки приходится считать до сего времени невыясненным. См. реконструкции у Perrot et Chipiez (устаревшие) и у Schafer-Andrae, а также специально Dombart Th. Zikkurrat und Pyramide.

 

Небашнеобразная часть храма представляла собой в плане прямоугольное здание, средняя часть которого обычно была занята «святым святых» — местом, где находился престол божества, тогда как кругом располагались помещения, служившие для местопребывания и для жилья жрецов, а также кладовые храма. По-видимому, вокруг самого храма имелись строения для паломников. В святилище на низких постаментах стояли статуи, вотивные приношения молящихся. Большинство дошедшей до нас месопотамскои круглой пластики — вотивного происхождения; скульптурное изображение должно замещать в храме отсутствующего допатора.

 

Укажем еще на единственный храм, известный по изображению на рельефе, перекрытый двускатной крышей с фронтоном. Мы не беремся судить, местный ли это храм или воспроизведение святилища, которое ассирийцы видели в одну из своих дальних экспедиций. Рельеф этот имеет связь с военным походом в Армению, и, следовательно, можно допустить, что изображенный на нем храм не относится к ассирийской архитектуре.

 

Примечание: См. Botta P. E. etTlandin E. Monuments de Ninive. Paris, 1849—1850.11, 141. Шуази имеет здесь в виду рельеф, изображающий разрушение храма в Мусасире (на северной границе Ассирии; теперь местность лежит на границе Персии и Турции). Район мусасира входил в состав государства Урарту (древней Армении), но считать здание, изображенное на хорсабадском рельефе, армянским было бы ошибочным. Вернее всего оно принадлежит тому кругу культуры, который связывается с древним Эламом. См. подробно Sarre, TFr. und Herzfeld, E. Iranische Felsreliefs. 1910. Berlin. S. 9.

 

Архитектура погребальных помещений, столь развитая в Египте, представлена в Месопотамии лишь несколькими некрополями, как например в Варке и Мохейре. Это — погребальные камеры и холмы, в которых находят глиняные саркофаги. Курганные насыпи сложены из камня и лишены каких бы то ни было украшений. В Ассирии не сохранилось следов погребальной архитектуры; неизвестен даже способ захоронения.

 

Примечание: В Вавилонии погребение состояло в простом опускании тела в землю, часто не оформленную даже специальным образом в могилу. Погребальные камеры и саркофаги, о которых говорится здесь, относятся к позднему периоду, к парфянскому времени, хотя есть некоторые основания предполагать, что захоронение в глиняных, так называемых туфлеобразных, гробах известно было и в позднее ассирийское время, на что указывают некоторые находки в Ассуре.

 

               

Рис. 72               Рис. 73

 

 

 

 

ЖИЛИЩЕ

 

Дом

 

Холмы древних городищ Месопотамии в большинстве состоят из глины домов, выстроенных на остатках жилищ предшествующего периода. Может быть, когда-нибудь удастся восстановить их планы, пользуясь этими бесформенными остатками. Пока то немногое, что мы знаем о древнемесопотамском доме, сводится к сведениям Геродота и Страбона, а главное — к тому, что дают изображения на рельефах.

 

Согласно одному из куюнджикских рельефов, имелись жилища, перекрытые полусферическим куполом, иногда повышенного типа, с отверстием для воздуха в зените. По свидетельству Геродота, в Вавилоне были дома в три и даже четыре этажа.

 

Обычный тип дома, такой, каким мы его видим на рельефах,— одноэтажный оштукатуренный дом без каких бы то ни было других отверстий на улицу, кроме двери и узких бойниц, расположенных выше человеческого роста (рисунок 73).

 

Над жилыми помещениями находится открытая галерея, без сомнения, состоявшая из кирпичных столбиков, на которых покоилась терраса. В действительности, ассирийский дом, как современный курдский, имел двойную террасу. Нижняя терраса защищает крышу от прямых лучей солнца и образует ту превосходную изоляцию, которую мы уже установили в египетской архитектуре и которая достигается слоем воздуха, постоянно находящегося в движении.

 

Вторая терраса представляет своеобразный курьез: почти всегда рельефы показывают нам ее покрытой обильной растительностью. Такая терраса была настоящим садом. Состоящая из толстого слоя земли, поливаемого, как до сих пор поливаются крыши, она сама напрашивалась быть засаженной. Легендарные «висячие сады», кстати, едва ли единственные, были не что иное, как засаженные растениями террасы царских жилищ, такие же, какие мы в более скромном виде встречаем в обычных домах.

 

Дворец

 

Общее расположение — Раскопки в Телло обнаружили остатки дворцового ансамбля, восходящего к древнейшему периоду. Общая ограда охватывает три группы зданий, имеющие каждая центральный двор и хорошо различимый вход. План построен настолько четко, что позволяет установить, какие помещения предназначаются для приемов, какие являются жилыми помещениями и какие служебными. Таков же принцип распределения помещений, встречающегося в IX и в VIII вв. в ассирийских дворцах.

 

Для примера возьмем Хорсабад, который может служить прекрасным образцом распределения помещений, позволяющим судить о жизни древневосточного монарха со всей ее утонченностью и теми мерами предосторожности, которые предпринимались из-за недоверия к окружающим. Дворец воздвигнут на высокой платформе, доступ на которую открывается через исчезнувшие теперь пандусы.

 

План дворца (рисунок 74) выполнен без соблюдения правил симметрии; единственной целью строителя является удовлетворение нужд и хозяйственных потребностей.  Согласно строительному замыслу, который легко наблюдается в Телло и который является типичным и для всех других переднеазиатских жилых построек, дворец имеет следующие помещения: парадные залы, жилые помещения, помещения для придворных, службы (конюшни, амбары, сараи, помещения для прислуги). Ко всему надо прибавить башню Г культового назначения.

 

               

Рис. 74              Рис. 75

 

 

 

 

На плане рисунка 74 распределение помещений нижеследующее: парадные залы составляют массив М; службы (сараи, конюшни, булочные и пр.) группируются вокруг внутреннего двора С и эспланады В (последняя величиной в 1 гектар); фасады дворцовых амбаров обращены на эту эспланаду.

 

Что касается части комплекса А, то существовало предположение, что она была занята гаремом, главным образом на основании найденной здесь надписи Саргона, в которой он объявляет себя строителем дворца, предназначенного для отдыха и развлечений. Однако текст надписи неясен и возбуждает сомнение тем, что укреплена надпись в таком укромном месте, где посетитель едва ли смог бы ее прочесть. Подобное предположение покажется еще более сомнительным, если вспомнить, что над помещением А господствует башня Т и что доступ в них открывается через входные двери. Гарем вернее всего помещался во внутренней части дворца — на месте, где теперь течет Тигр. Часть А, может быть, была занята помещением для войск охраны, или залами для аудиенций, или, быть может, тут располагались покои для почетных гостей.  На плане рисунка особо выделены помещения, на стенах которых как бы развернуты страницы пышной исторической хроники с изображениями подвигов и охот монарха.

 

Через главный вход S открывается доступ в первый зал; далее, через боковую дверь мы входим в большой центральный зал М, по сторонам которого анфиладой располагалось шесть дверей. Последняя дверь Z открывалась на площадку, где находился трон Н, но проходящий через эту дверь лишь сбоку видел царский павильон и сейчас же терял монарха из виду, так как принужден был продолжать свой путь по анфиладе V, ведшей к выходу.

 

Подробности распределения помещения и их внутреннее устройство. — На рисунке 75, L показано расположение помещений царской булочной. Она соединяется с остальными службами лишь небольшими проходами, которые постоянно охраняются. Никто не проникает туда, не миновав охранного поста. Все части дворца отделены друг от друга изолирующими их проходами. Мы найдем такие препятствия и в плане L' и в других частях дворца.

 

План L' показывает распределение комнат в небольшом комплексе помещений, из которых некоторые прямо открываются на находящийся в середине двор, тогда как другие рассчитаны на то, чтобы служить убежищем от ужасной жары. Эти последние представляют собой небольшие темные комнатки, имеющие выходы в широкий вестибюль, отделяющий их от двора. Защиту обитателей от палящего солнца довершает толстый земляной свод. Вентиляция помещения достигается путем глиняных труб, настоящих дымоходов, заложенных в перекрытиях. Главным предметом заботы ассирийских строителей является защита жителей от изнуряющей жары. К каждой комнате они пристраивают по абсолютно темному помещению. Весьма часто это убежище делается в виде коридора, расположенного в массе стены.

 

Эта тенденция особенно разительно выявляется в помещениях комплекса А (рисунок 74). Рисунок 76 дает их план, и кажется, что они распределяются следующим образом:

 

Н — зал ожиданий;

 

N — зал аудиенций, в глубине которого помещается эстрада; Зал имел открытый верх и защищался навесным тентом;

 

М — прихожая, которая служила помещением для стражи. Помещение для стражи имело свое убежище в виде коленчатой галереи — коридора, устроенного в толще стен; аудиенц-зал имел также свое убежище.

 

 

Рис. 76

 

  

 

Следует отметить странную особенность данных архитектурных конструкций: перегородки в некоторых простенках были толще, нежели внешние стены. Может быть, это нашло бы себе объяснение, если бы мы имели понятие о верхней части стен. Террасы использовались главным образом ночью: вполне естественно, что они имели кладовые и убежища на случай внезапной грозы. Не имели ли эти убежища форму коридоров и не находились ли они в толще самих стен? В персидском дворце в Фирузабаде внутренние перегородки также толще, чем внешние стены, но в Фирузабаде сохранились доверху галереи и располагаются они именно в толще внутренних перегородок.

 

Примечание: См. Plan Ninive et Assyrie, III, 7.— Высота террасы дворца была 14 м. Терраса имела каменную облицовку. Величина двора была 110х 61м. Влево от входа в квадратный двор находились личные покои царя. Вокруг двора располагались кладовые. Помещения комплекса возле зиккурата служили, как теперь доказано, культовым целям.

 

Форма в виде коридора не является типичной для одних только галерей, созданных за счет стен. Все остальные помещения носят такой же характер. Как мы уже видели, эта форма зависит от конструктивного момента, так как в стране существовало лишь два способа внутреннего перекрытия помещений, оба несовместимые с широким перекрываемым пространством: кирпичный коробовый свод и плоский потолок из стволов пальм.

Информация о работе Архитектурные памятники Месопотамии и Ассирии