Архитектурные памятники Киева

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:36, реферат

Краткое описание

Об архитектуре Киева рассказать вкратце невозможно. За долгие века, которые минули с момента возникновения Киева, он рос, развивался, в нем появлялись новые интересные архитектурные ансамбли и исторические памятники. Каждый из них уникален, у каждого есть свои особенности, и вместе они создают неповторимую атмосферу Киева. В этой работе я хотел бы рассказать о памятниках архитектуры Киева, построенных не позднее XVI века, так как именно о них чаще всего говорят, когда хотят рассказать об архитектуре Киева.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Софийский собор.....................................................................................................4
Киево-Печерская Лавра..........................................................................................6
Золотые ворота.........................................................................................................9
Михайловский собор.............................................................................................11
Кирилловская церковь..........................................................................................14
Список используемой литературы.......................................................................16

Файлы: 1 файл

Архитектурные памятники Киева.docx

— 3.18 Мб (Скачать)

 

 

Титульный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение...................................................................................................................3

Софийский собор.....................................................................................................4

Киево-Печерская Лавра..........................................................................................6

Золотые ворота.........................................................................................................9

Михайловский собор.............................................................................................11

Кирилловская церковь..........................................................................................14

Список используемой литературы.......................................................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Об архитектуре Киева рассказать вкратце невозможно. За долгие века, которые минули с момента возникновения Киева, он рос, развивался, в нем появлялись новые интересные архитектурные ансамбли и исторические памятники. Каждый из них уникален, у каждого есть свои особенности, и вместе они создают неповторимую атмосферу Киева. В этой работе я хотел бы рассказать о памятниках архитектуры Киева, построенных  не позднее XVI века, так как именно о них чаще всего говорят, когда хотят рассказать об архитектуре Киева.

Киев в наше время.

 

 

 

 

Софийский собор:

Собор Святой Софии был построен в XI веке. Он расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок. Вряд ли где-либо в Европе можно найти церковь, где бы сохранилось столько фресок XI века. Вокруг собора находятся монастырские строения 17 века, выполненные в архитектурном стиле украинского барокко. Внутреннее убранство собора почти не изменялось. В конце 18 века появился иконостас и в 19 веке - чугунные напольные плитки.

Святая София  Киевская - это не истощаемый кладезь произведений искусства, к которому приходят историки и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться чудом византийской и древнерусской архитектуры. Каждого, кто переступает порог собора, поражает величиной фигура в центральном апсиде - фигура молящейся Святой Девы Марии. Высота мозаики 6 метров. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластинок различных цветов и оттенков (около 177 оттенков разных цветов). Мозаики, на которых изображена Евхаристия и Отцы Церкви, поражают своей сбалансированностью. Центральная апсида и купол украшены мозаиками, стены собора расписаны фресками. Архитектурные формы и роспись собора образуют неповторимое единство. Фрески как орнамент вышивки украшают стены, столбы, своды. Среди изысканной и яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия. В отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до наших времен, на некоторых фресках в соборе представлены не библейские темы, а мирские сюжеты - среди них портреты семьи Великого князя Ярослава.

Великий князь Ярослав, названный  “Мудрым” - выдающийся деятель в  истории ранней Киевской Руси. В  первой половине 11 века он управлял великой державой, Киевской Русью, которая располагалась на значительной территории Восточной Европы. В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в Европе. Ярослав налаживал связи Руси с державами Европы. Он сам женился на шведской принцессе Ингигерде. Его сестры были замужем за членами королевской семьи Польши и Чехии. Его сыновья были женаты на византийских и немецких принцессах. Одна из его дочек, Анна, стала женой короля Франции, другая - короля Венгрии, третья - короля Норвегии. Именно Ярослав Мудрый заложил фундамент собора Святой Софии. 

Живопись XI века, которая  украшает колокольню собора, изображает сцены игр, организованных в Константинополе  императором Константином Порфирогенетом в честь княгини Ольги. На фресках изображены мимы, жонглеры, музыканты, танцоры, дрессировщики, гонки колесниц. Более поздние фрески собора (17-19 веков) посвящены только религиозной тематике. 300 графитти на стенах собора свидетельствуют о высоком уровне грамотности Киевской Руси XI века.

Софийский собор.

 

 

 

 

 

 

Киево-Печерская Лавра:

На высоких холмах правого  берега Днепра величественно возвышается  увенчанная золотыми куполами Киево-Печерская Лавра - удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня православной веры. Монастырь Печерская Лавра был основан в ХI веке и застраивался в течение 9 следующих веков. Название "Печерская" происходит от слова "пещеры", которые были найдены на этой территории и в которых селились первые монахи. Лавра - это почетное название, которое давалось очень крупным и значительным монастырям. Архитектурный комплекс монастыря и сегодня производит грандиозное впечатление. В солнечный день отблески многочисленных куполов и звонниц слепят глаза. До середины ХХ века Великая Лаврская колокольня была самым высоким строением в Киеве. Предлагаем Вам полюбоваться панорамой Киева с её вершины. Большинство строений Монастыря датируется ХII-ХIII веками, и являются прекрасным примером стиля Украинского Барокко в архитектуре. Киево-Печерская Лавра начала свое существование в 1051 г. Частыми посетителями пещерного монастыря становятся князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, и киевская знать, пожертвовавшие средства на постройку наземного храма и келий, когда пещеры стали тесны для быстро растущего числа братии. 

С 12 века в Монастыре сохранилась  лишь одна церковь с незначительными архитектурными изменениями, которые были сделаны позже. Эта церковь над воротами главного входа в Монастырь и ее называют "Надбрамна". Полное название Церкви - Троицкая Надбрамная Церковь - "Церковь Святой Троицы над Брамой". Это просто чудо, что она сохранилась, поскольку на Монастырь в течение всей истории совершались многочисленные набеги, он перенес разрушительные пожары и другие ненастья, которые нанесли ему значительный ущерб. Церковь создавалась в 1106-1108г. греческими зодчими и иконописцами. В росписи также участвовал преподобный Алипий, который считается родоначальником особенного, отличного от греческого, иконописного искусства. Монахи Киево-Печерской обители и, в первую очередь затворники, отличались нравственностью и подвижничеством. Это привлекало в Лавру образованных и знатных людей. Монастырь стал своеобразной академией православных иерархов. До начала XIII века из числа его иноков в разные пределы Киевской Руси было назначено 50 епископов. Играя значительную роль в объединении восточнославянских земель, являясь духовным, социальным, культурным и просветительским центром, Печерская обитель пользовалась заслуженной славой не только на Руси, но и в Польше, Армении, Византии, Болгарии и других странах. Начиная с 40-х годов XIII ст. и до начала XIV в. Киево-Печерская Лавра была свидетельницей татаро-монгольских нашествий. Монастырь, как и весь Киев, сильно пострадал также в 1399 и 1416 гг. К концу XVI в., преодолевая различные трудности, связанные с окатоличиванием украинских земель, а также вмешательств во внутреннюю жизнь Лавры короля и магнатов, монастырь, отстраивая храмы и приобретая новые земли, активно возрождается. Уже не имея прежней славы, бывшей в первые века его существования, он остается одним из крупных духовных, просветительских и культурных центров Украины. 

Киево-Печерскую  Лавру не обходил вниманием ни один из русских государей: Алексей Михайлович и Петр Великий, Екатерина II, Анна Иоанновна, Николай I и Николай II, Александр I, Александр II, Александр III, Павел, Елизавета... В 1911 г. земля обители приняла останки Петра Аркадиевича Столыпина - выдающегося государственного деятеля Российской Империи. После октябрьского переворота 1917г. для Лавры начались самые трудные в ее истории времена. Согласно Декрету советского правительства "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви" все имущество церковных и религиозных обществ было объявлено достоянием народа. Постепенная изоляция церковной общины, вытеснение ее созданным музеем завершились к началу 1930 г. полной ликвидацией монастыря. Огромный ущерб архитектурным и историческим ценностям Лавры был нанесен и в годы Великой Отечественной войны. 3 ноября 1941 года был взорван Свято-Успенский собор. В 1961 г. действующий монастырь, возобновившийся на территории Нижней Лавры во время фашистской оккупации - 1941 г. был упразднен, его жители изгнаны. В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летнего юбилея Крещения Киевской Руси и согласно постановлению Совета Министров УССР новосозданной общине была передана территория Дальних пещер со всеми наземными строениями и пещерами; в 1990 г. передана территория Ближних пещер. Недавно был восстановлен Свято-Успенский собор, взорванный в годы Великой Отечественной войны. На территории Лавры находятся множество музеев и выставок. Например, в музее драгоценностей Вы сможете увидеть бесценное собрание исторических ценностей времён Киевской Руси. Официальное название Лавры - Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник.

 

 

Киево-Печерская  Лавра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Золотые ворота:

Золотые ворота в Киеве  – памятник фортификационного строительства 12 века, один из немногих, которые сохранились до нашего времени. Сооружение поражало величием и неприступностью: над мощной боевой башней располагалась церковь Благовещения – это было очень символично для христианского города, ведь ворота служили главным въездом в Киев. Золотые ворота построили в 1164 году, после того, как было закончено строительство оборонных валов Нового города.

Трудно представить, что  размеры великого города Ярослава Мудрого когда-то ограничивались нынешним центром Киева. Оборонительные крепостные валы проходили через Львовскую площадь, где стояли Львовские ворота, вдоль улицы Ярославов вал к Золотым воротам, опускались к нынешней площади Независимости (майдан Незалежности), на которой находились Лядские (Ляшские) ворота, далее валы шли вверх к Михайловской площади. Общая протяженность валов исчислялась 3,5 километрами.Архитектурный стиль ворот, построенных Владимиром, совершенно не похож на подобные сооружения, возводимые архитекторами Европы. Европейские строения выполняли, как правило, исключительно заградительную функцию, представляя собой крепостные башни. Золотые ворота в Киеве, скорее, можно сравнить с триумфальными Золотыми воротами в Константинополе. Киевские Золотые ворота были одновременно и крепостной проездной башней, и триумфальной аркой, которая вела на главную "аристократическую улицу" города. Высокий арочный проем, окованные золоченой медью ворота и глава надвратного храма создавали соответствующую торжественную атмосферу. Не подвели своих создателей Золотые ворота и в тяжелые дни татарской осады в 1238 году. Завоеватели посчитали городские ворота слишком неприступными, и решили при помощи стенобитных машин ломать городскую стену в другом месте. Со временем сооружение ветшало. Из записок путешественников 16-17 века, и судя по рисункам, сделанным в 1651 году,  становится понятно, что в это время Золотые ворота уже были в полуразрушенном состоянии, не утратив при этом статуса главного въезда в Киев вплоть до середины 18 века. Именно у Золотых ворот в 1648 году ликующие киевляне встречали Богдана Хмельницкого, вернувшегося с победой после битвы под Желтыми водами. Через Золотые ворота торжественно въехало в Киев русское посольство, после объединения Украины с Россией в 1654 году.На границе 17 и 18 веков в Киеве началась реконструкция фортификационных сооружений, и перед воротами были возведены земляные бастионы. В середине 18 века руины памятника были засыпаны землей, а рядом с их местонахождением были построены новые, с таким же названием.

Только в 1832 году древние  Золотые ворота снова стали доступны для обзора. Кондратий Лохвицкий, используя свои собственные средства, а также деньги, полученные по благотворительной подписке, провел раскопки, которые вернули киевлянам исторический памятник. Лохвицкий был археологом-любителем, и его дилетантство вызывало раздражение у профессиональных археологов, но то, что сделал Лохвицкий для истории Киева трудно переоценить. В результате раскопок был расчищен проезд, а также сняты остатки земляного вала, который располагался по обе стороны от ворот. Под руководством архитектора Викентия Ивановича Беретти руины грамотно и надежно укрепили.

Уже в середине 20 века состояние  Золотых ворот вызывало серьезные опасения у ученых. В 1970 году возникла идея закрыть древние остатки памятника павильоном, который будет защищать их от воздействия атмосферных явлений, а также воссоздаст первоначальный облик  Золотых ворот. Таким образом, руины будут законсервированы, и, в то же время, предоставится возможность показать жителям Киева и гостям города памятник истории в том виде, в котором он существовал когда-то. Проект консервации Золотых ворот позволил полностью сохранить древнюю кладку, включая и те элементы, которые были добавлены при проведении ремонта и реставрации в 17 и  в 19 веках. Павильон-реконструкция Золотые ворота был открыт в мае 1982, к празднованию 1500-летия Киева. Сейчас внутри отрезков вала расположились экспозиционный зал, в котором можно увидеть сохранившиеся части крепостных укреплений, там же находится и лестница, по которой можно подняться вверх, чтобы полюбоваться видом на современный Киев.

Золотые ворота.

Михайловский собор:

Впервые документальное упоминание о  Михайловском Златоверхом соборе встречается в летописи, где говорится о том, что князь Святополк Изяславич, внук Ярослава Мудрого,  11 июля 1108 года заложил рядом с Дмитриевским монастырем и церковью святого Петра новый каменный храм в честь святого Архистратига Михаила. Дмитриевский монастырь был предположительно построен отцом Святополка, Изяславом (в крещении Дмитрием). До 1093 года это была небольшая деревянная церковь при монастыре. Создание монастыря приписывается первому митрополиту Киевскому Михаилу. Дата основания монастыря - предположительно 988 год. Лишь после того, как на киевский престол взошел Святополк II Изяславич, вместо деревянной церкви была построена каменная.

Златоверхим Михайловский собор назвали  потому, что в то время это была единственная церковь в Киеве  с золоченым куполом. Внутри  Златоверхий Михайловский собор был отделан мрамором, мозаикой, здесь находились драгоценные иконы. В 1103 году  в Киев из Константинополя (Царьграда) были переданы мощи святой великомученицы Варвары, которые затем были переданы в Михайловский монастырь и стали его главной святыней. Перед уничтожением Михайловского монастыря в годы советской власти, мощи были переданы Владимирскому собору, где покоятся и поныне. Когда 16 апреля 1114 года Князь Святополк умер, его похоронили в возведенном им храме.

Михайловский собор пострадал  во время нашествия татаро-монгольских  завоевателей  в 1240 году, он  был разграблен и частично разрушен ордами хана Батыя.По мере того, как проходили столетия, территория Михайловского монастыря расширялась. Самые крупные изменения произошли на протяжении 17-18 веков. Большой вклад в развитие и улучшение Михайловского монастыря в Киеве в разное время внесли украинские гетманы. Богдан Хмельницкий в 1718 году своими средствами обновил позолоту на центральном куполе храма, гетман Скоропадский обустроил новый иконостас, а Иван Мазепа пожертвовал монастырю паникадило и серебряный ларец для мощей святой Варвары.После объединения Украины с Московией Златоверхий Михайловский монастырь лишился значительной части владений, которые остались на территории Речи Посполитой. Взамен в распоряжение монастыря поступили обширные участки земель, расположенных на Левобережной Украине. Владения Михайловского монастыря расширялись не только за счет милостивых дарений гетманов и казацких старшин, но и путем покупки за собственные монастырские средства.

В начале 17 века был проведен ряд работ по перестройке храма, в результате чего он чуть не раскололся пополам. Следующим этапом в жизни Михайловского собора стал 1746 год, когда число куполов было увеличено до семи. Несмотря на то, что в 1800 году Михайловский Монастырь в Киеве стал резиденцией викариев, сооружения пребывали в плачевном состоянии.

В связи с этим, на протяжении всего 19 века велись активные работы по ремонту монастырских строений и приведению храма в "благолепный вид". В то время, при каждом крупном монастыре были помещения для размещения паломников, так называемые странноприимные дома. Это были родоначальники нынешних гостиниц. При Михайловском Златоверхом монастыре существовало несколько ветхих деревянных гостевых домиков. После 1847 года под руководством настоятеля монастыря Преосвященного Аполинария был выстроен двухэтажный деревянный гостиничный корпус, а также были собраны средства для строительства каменного здания. Во время пребывания Преосвященного Аполинария на посту настоятеля были впервые позолочены купола на трапезной церкви. Ремонт центрального храма обошелся в 30 тысяч рублей. Часть расходов была покрыта за счет монастыря, но основную долю составляли пожертвования.

Особую известность Михайловский Златоверхий собор приобрел благодаря прекрасным фрескам и мозаикам. Мнения искусствоведов сходятся на том, что это новый этап развития церковной живописи Древней Руси. Мозаики Михайловского собора называют "мерцающими". Основоположником этой новой живописной школы считают инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, о мастерстве которого слагали легенды. В некоторых местах на стенах были нанесены граффити – процарапанные надписи, подобные граффити Софиевского собора.

Информация о работе Архитектурные памятники Киева