Архитектура Севера, как часть общерусской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:55, контрольная работа

Краткое описание

Северная земля стала местом рождения в нашей стране такой широко распространённой формы музеев, как архитектурно-этнографические музеи под открытым небом, которые приобрели особо важное значение именно здесь на сравнительно мало заселённых землях, где ограничено число дорог. Эти места в своё время были очень богаты оригинальными творениями русского зодчества, но срок существования деревянных построек не очень велик, поэтому многие из них погибли от пожаров, были уничтожены иностранными захватчиками (как, например, 19-главый Воскресенский собор в городе Коле), другие ветшали и разрушались сами собой. Немало культовых зданий исчезло уже после революции, когда старались избавиться от церквей и часовен как рассадников чуждой идеологии (так была сломана многоярусная церковь Иоанна Предтечи в Кандалакше).

Файлы: 1 файл

архитектура севера.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

 

3. Памятники каменного строительства

Ещё на заре истории древнерусского государства  в необъятном море деревянных построек Севера появились первые каменные «островки». Ими были защищавшие посады или монастырские крепости. В эпоху петровских преобразований каменное строительство на Севере, как и повсеместно, в провинции, было прекращено. Слишком много сил отнимало у государства строительство новой столицы – Петербурга.

Уже в середине XVIII века начинается новый  период подъёма каменного зодчества. Прежде всего, появляются новые типы гражданских сооружений: торговые ряды, учебные заведения, административные здания. Их облик нередко не совпадает с направлением художественного стиля, господствующего в это время в столице, так как архитектурная мода доходит сюда с большим опозданием.

3.1 Оборонительные сооружения русского  Севера 

 

Оборонительные  сооружения и монастырские крепости стали появляться на северо-западе России значительно раньше гражданских построек. Первым таким сооружением стала крепость Старой Ладоги (XII века), оборонявшая дальние подступы к новгородским владениям на пути из Европы на юго-восток. Спустя почти два столетия вырастает вторая крепость на русском Севере – знаменитый Орлец на Двине, основанный в 1342 году. Он был свидетелем ожесточённой борьбы Новгорода и Москвы за обладание богатейшими землями Заволочья.

Позднее города и монастыри развивают каменное строительство, становясь при этом крупнейшими очагами культуры. Монастыри наряду с укреплёнными городами входили в общую систему опорных пунктов северного порубежья России. Они располагались или вблизи городов, дополняя систему их обороны, или стояли в глухих, но стратегически важных, хотя и мало населённых местах. Здесь, на далёком от центра страны Севере, власть в монастыре во много раз превосходила значение захудалых местных княжеских родов, а порою и власть государства. Немногие монастыри центральной России могли соперничать с этими крупнейшими феодалами Поморья, так как царская семья и придворная знать постоянно вносили богатые вклады в монастырские ризницы, рассчитывая на их защиту и помощь.

Одним из самых могущественных монастырей считался Соловецкий, основанный ещё в первой половине XV века. Особенно возросло его стратегическое значение после открытия торгового пути из Европы в северные русские гавани Колу, Холмогоры, Архангельск. В связи с этим на месте старых деревянных стен в конце XVI века возвели каменные. Средневековое русское зодчество ещё никогда не создавало ещё столь поражающую воображение твердыню: нагромождения гигантских валунов, перемешанных с узкими полосами кирпичной кладки и образующих массивные стены и увенчанные шатрами огромные пирамиды башен. В этом сооружении зодчество настолько слито с окружающей природой, что воспринимается как её прямое продолжение и завершение. В дальнейшем здесь была одна из самых страшных тюрем, где содержались самые важные преступники. Крайний северный форпост, он был фактически владыкой Беломорья; за свой счёт содержал стрелецкий гарнизон, вооружал крепости в своих владениях на материке, много строил, имел свой флот. В 1637 году с ликвидацией Соловецко-Сумского воеводства игумен монастыря, по существу, превратился в «северного воеводу» России – факт в русской истории исключительный.[1), стр.26]

В центре обширных земель Белозерья, на вологодской дороге, соединяющей  Москву с Севером, в 1397 году был основан  Кирилло-Белозерский монастырь. Расположенный на важных торговых путях, он рос и богател под покровительством московских князей. В 1523 году началось строительство каменных укреплений монастыря, которое продлилось до XVII века. Кроме того, что монастыри выполняли оборонительную функцию, они были центрами искусства: здесь создавались прекрасные произведения станковой живописи, которые лаконично сливаются с архитектурой храмов.

3.2 Культовое и гражданское строительство

В отличие от Кирилло-Белозерского монастыря, обладавшего политическим и военным могуществом, соседний с ним Ферапонтов монастырь славился как крупнейший культурный центр. Он никогда не имел крепостных сооружений, зато в его стенах жили просветители, книжники, среди которых было немало неугодных московским духовным и светским властям ссыльных. Расположенный на скрещении важных торговых путей, Белозерск в течение нескольких веков оставался не только процветающим экономическим центром, он стал поистине оазисом древнерусской художественной культуры. Собор Рождества богородицы Ферапонтового монастыря широко известен благодаря росписям, выполненным в 1500-1502 годах прославленным художником Дионисием и его сыновьями Владимиром и Феодосием.

Из  архитектурных стилей на Севере значительно  дольше, чем в центре господствовал  декоративный стиль барокко, который здесь трактовался несколько своеобразно. Местные версии его просматриваются в архитектуре таких городов как Устюг Великий, Тотьма, известные ещё с XII-XIII веков как торгово-ремесленные центры. На рубеже XVII-XVIII веков здесь сформировался барочный тип каменного ярусного храма, позднее широко распространившийся по России.

Как известно, при Иване Грозном в  Вологде широко развернулось каменное строительство. Памятником архитектуры  этого периода истории России является Софийский собор 1568-1570 годов, играющий важную роль в облике Вологды до настоящего времени. Его торжественная архитектура повторяет в общих чертах московский успенский собор. Спасо-Прилуцкий монастырь в окрестностях Вологды – один из наиболее древних и известных монастырей русского Севера основан в 1371 году. Спасский собор 1537-1544 годов, церковь Введения, трапезная палата 1540 годов и колокольня XVII-XVII веков составляют ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря.

С XVI века начался рассвет Устюга, с  этого времени к его имени  стал добавляться эпитет Великий. По тем временам здесь развернулось значительное каменное строительство. Вознесенская церковь 1648 года – древнейший из сохранившихся храмов этого города. Именно здесь древнерусские традиции переплелись с причудливыми, несколько вычурными формами позднего барокко. Устюжские мастера строили так не только в близлежащих Лальске, Вятской земле, но и в Архангельске, на Урале. «Каменные автографы» их учеников угадываются даже в Сибири, - например, в Тюмени, Томске, Енисейске, Красноярске. [1)., стр31]

Гражданского  каменного строительства в XVIII веке, согласно старинным источникам, на Севере почти не существовало. В  губернском центре Архангельске в 1785 году из 1448 домов только два (архиерея и  купца Крылова) были каменными. [2).,стр.160] Первая каменная постройка на Кольском полуострове была сложена в 1803-1806 годах И.Ф. Мышкиным. Это было здание уездного казначейства с кладовой в г. Коле. В это же время, 1809-1817 годах было закончено строительство первой на кольской земле каменной культовой постройки – Благовещенской церкви. Она получила название от своей деревянной предшественницы, сгоревшей в 1589 году.[2)., стр. 151]

Во  второй половине XVIII- начале XIX века основным направлением в русской архитектуре  стал классицизм, но сравнительно широкое распространение он получил лишь в отдельных крупных городских центрах русского Севера. В Вологде сохранились целые ансамбли стоящих вдоль улиц дворянских и купеческих особняков: дом Левашова 1829года, жилой дом Засецких XVIII-XIX веков, дом Барша 1780 годов, так называемый «Ночлежный дом» 1777 года, бывший дом Витушечникова на набережной 1822-1823 годов. Интересные образцы провинциальной классики можно наблюдать в Устюге, Тотьме, Петрозаводске, но в целом на Севере не создано в этом стиле сколько-нибудь выдающихся памятников архитектуры.

 

Заключение 

 

В ходе истории города русского Севера переживали периоды и падения, и  кратковременных взлётов. В своё время, благодаря близости северных территорий к морю, необходимостью создавать условия для стремительно развивающейся торговли, города стали развиваться как торговые центры со строительством гостиных дворов и посадских зданий. Кроме этого, необходимость защиты стратегически важных городов приводила к тому, что повсеместно шло строительство оборонительных сооружений. Купцы ехали сюда со всей России и везли сюда не только свои товары, они несли сюда культуру других регионов страны. Элементы её оседали здесь, шло приспособление к местным вкусам, суровым природным условиям: так рождалась самобытная культура русского Севера, а архитектура, как её важная составляющая. Именно в эти времена были созданы лучшие ахитектурные сооружения.

С появлением новой столицы Петербурга, а вместе с ней – более удобного для центра России выхода в море, стала терять своё былое значение издавна славившаяся Архангельская ярмарка. Спад экономики тяжело отразился на состоянии некогда богатейших северных городов, они превратились в одну из наиболее глухих провинций государства. Лишь строительство в 1915-1916 годах стратегически важной северо-западной железной дороги и незамерзающего порта, будущего Мурманска, в значительной мере открыло новые перспективы для развития Поморья.

Сегодня на Севере полнее, чем в центральных  областях европейской части страны ощущается непреходящая прелесть нетронутой временем и человеком самобытной культуры России. Этот удивительный рукотворный феномен органического слияния природы и зодчества является одним из главных секретов обаяния русского Севера.


Информация о работе Архитектура Севера, как часть общерусской культуры