Архитектура Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение и анализ темы « Культура Древней Руси» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований.

Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

1. Провести анализ литературы по данной тематике;

2. Рассмотреть теоретические подходы к данной теме;

3. Определить основные этапы развития архитектуры Древней Руси;

4. Рассмотреть особенности архитектуры Древней Руси;

5. Выявить основные тенденции в развитии живописи (иконописи) Андрея Рублёва.

Файлы: 1 файл

АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ.docx

— 7.72 Мб (Скачать)

«Архангел Михаил» 1414г.

По юношески нежный облик архангела Михаила лиричен, исполнен глубокого поэтического очарования. Звенигородский ар-хангел родился в воображении художника высочайших помыслов и воплотил мечту о гармонии и совершенстве, живущую в его душе наперекор всем тяготам и трагическим обстоятельствам тогдашней жизни. В изображении архангела как бы слились далекие отзвуки эллинских образов и представления о возвышенной красоте райских небожителей, соотнесенные с чисто русским идеалом, отмеченным задушевностью, задумчивостью, созерцательностью.    Живописное решение иконы отличается исключительной красотой. Преобладающие в личной плави розоватые тона слегка усилены розовым приплеском вдоль линии носа. Нежные, немного пухлые губы, написанные более интенсивно-розовым, как бы концентрируют этот ведущий тон. Золотисто-русые волосы в мягких локонах, обрамляющие лик, придают гамме более теплый оттенок, который согласуется с золотым ассистом ангельских крыльев, написанных яркими охрами, и с золотом фона. Бирюзово-голубая повязка в волосах, как бы пронизанная светом, вплетается в эту золотистую гамму подобно вкраплению благородной эмали. С нею тонально перекликается голубой, более приглушенного оттенка в папортках (крыльях) и в небольших участках хитона с золотым узорным оплечьем. Но преобладающим в до-личном (термин в иконописании, означающий всю живопись, кроме лика, то есть написанное до лика) оказывается снова розовый. Это тон ангельского гиматия, накинутого на плечи и драпирующегося изысканными складками. Заполняя большую часть живописной поверхности, розовый тон мастерски моделируется разбеленными складками, подчеркнутыми верхним рисунком сгущенного кораллово-розового тона. Колористическое решение этой иконы, соединяющее золотисто-желтые, розовые и голубые тона, облагороженные золотом фона, орнамента и ассистной штриховкой ангельских крыльев, как бы идеально соответствует образу архангела, райского небожителя.

 

«Спас в силах» 1408 г. - дан символически, как бы на фоне вселенной: сине-зеленый овал означает небо с небесными силами — ангелами; большой красный квадрат — землю с четырьмя углами, странами света: Восток, Запад, Север и Юг. Можно сказать, что "Спас в силах" несет в себе образ храма - Христос, как уже говорилось, изображается на фоне символических фигур: красного квадрата и синего круга, которые символизируют землю и небо, что одновременно повторяет и символическую схему храма: земной куб, перекрытый сферой неба. На углах нанесены рисунком символы евангелистов: ангел соответствует Матфею, орел — Иоанну, лев — Марку, телец — Луке. Подобные композиции были в ходу на Руси в ту эпоху. Рублевский «Спас в силах» сохранился не полностью: переделано его лицо, на одеждах утрачено золото, цвет стал более темным. Неудачны и новые графьи (прорезные линии) складок одежды. О былой прелести этого произведения можно судить по сохранившейся небольшой, похожей на миниатюру иконе на ту же тему («Спас в силах») начала XV века, приписываемой Рублеву. Изрытость краев иконы, утраченных от времени, неровное темное дерево, обнажившееся местами, не мешает цельно воспринимать образ и контрастирует со свежестью ярких красок. Полно жизни светящееся прозрачными бликами лицо Спаса, написанное нежно, легко. Движение головы и шеи естественно и говорит о том, как умело художник пишет человеческий образ. Сохранились золотая штриховка одежды и сияющий золотой фон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Заключение

Культура  Древней Руси занимает почетное место  не только в истории русского искусства, - оно представляет блестящую страницу в истории мировой живописи (иконописи) и зодчества. Древняя Русь оставила человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Белокаменные Софии, величественные храмы, крепости, - поражают своим великолепием, а  иконы  Андрея Рублёва, их выполнение, заслуживают восхищения. Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой же классической формой изобразительного искусства, как в Египте - рельеф, в Элладе - скульптура, а в Византии - мозаика.

Историческая судьба многих памятников архитектуры и живописи того времени плачевны - они безвозвратно утеряны для нас. Но всё же, некоторым повезло больше - они хоть и значительно перестроены, и отреставрированы, могут дать нам некоторое представление о зодчестве и живописи той эпохи.

В ходе данного  исследования, в частности об архитектуре было выяснено, что для строительства зачастую приглашались иноземные мастера, в частности византийские и греческие. Но многие храмы были построены стараниями русских зодчих. Постепенно в каждом княжестве складывается своя архитектурная школа с собственным подходом к технике строительства и декору зданий. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству. Русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. 

Русские мастера, позаимствовав принципы византийского  каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в нее элементы русской  деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность, "башенность". Тенденции творческого  переосмысления византийской системы  храма и самостоятельного архитектурного поиска усилились в конце XII в. в  связи с быстрым развитием  древнерусских городов. Вокруг храмов начали сооружать одноэтажные галереи-усыпальницы  и устраивать места общественных собраний.  В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности  строительных материалов) складывались местные архитектурные школы, открывавшие  дорогу народному мастерству. .  К XII в. русские мастера овладели техникой цементной кладки, использовали кирпич. Большое внимание уделялось росписи храмов фресками и декорированию мозаикой.

Владимиро-Суздальское  зодчество отличается ярко выраженными  декоративными тенденциями, усилившимися к XIII в. Его отличительной особенностью является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значительным постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, который современники сравнивали с драгоценным резным ларцом из слоновой кости. Замечательным памятником военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире.

Отличительными  чертами новгородского и псковского архитектурного стиля были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода  относятся Георгиевский собор в  Юрьевом монастыре и церковь  Спаса на Нередице. Одно из самых ранних каменных сооружений Пскова - Преображенский собор Мирожского монастыря.

С именем Андрея Рублева связан принципиально  новый этап в развитии русского иконостаса - становление так называемого  «высокого иконостаса». Это одно из самых больших художественных чудес, которыми одарил нас XV в. Пожалуй, ни в чем другом не выразились с  такой силой характерные особенности  мышления современников Рублева, те качественные изменения, которые произошли  в миросозерцании русского народа на протяжении XIV столетия. Андрею Рублеву  удалось наполнить традиционные образы новым содержанием, соотнеся его с главнейшими идеями времени: объединением русских земель в единое государство и всеобщим миром  и согласием. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его  способность к самопожертвованию  во имя высоких идеалов. Творчество Андрея Рублева оказали существенное влияние на историю русской иконописи, оставив особый след в отечественной  истории. Русская иконопись сложилась  как особое неповторимое искусство, отличное от всего остального, и  в этом заслуга Андрея Рублева. Имя  Андрея Рублева навсегда вписано  в страницы отечественной и мировой  истории, как великого художника.

Глубина народной культуры позволила Руси пережить тяжелую пору татаро-монгольского ига  и сохранить неисчерпаемые силы для преодоления последствий  иноземного господства. Народ сберег свою культуру, носительницу передовых  идей своего времени, и пронес ее сквозь века, повторяя с любовью и уважением: «О светло светлая и украсно украшена земля Русьская!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Алпатов М. "Андрей Рублев». - М., 1969

2. Афанасьев К. Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1981

3. Барская Н.А. Сюжеты и образы  древнерусской живописи. М.,1993

4. Гнедич П.П. Всемирная история  искусств. М., 1996

5. Емохонова Л.Г. Мировая художественная  культура. - М.,2000

6. Комеч   А. И. Древнерусское зодчество конца X -- начала XII в. -- М., 1987

7. Любимов Л.Д. Искусство Древней  Руси. М., 1996

8. Раппопорт   П. А.  Древнерусская архитектура. -- СПб, 1993

9. Филатов В.В. Краткий иконописный  словарь. М.,1996

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Архитектура Киевской Руси