Архитектура Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение и анализ темы « Культура Древней Руси» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований.

Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

1. Провести анализ литературы по данной тематике;

2. Рассмотреть теоретические подходы к данной теме;

3. Определить основные этапы развития архитектуры Древней Руси;

4. Рассмотреть особенности архитектуры Древней Руси;

5. Выявить основные тенденции в развитии живописи (иконописи) Андрея Рублёва.

Файлы: 1 файл

АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ.docx

— 7.72 Мб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Представленная  работа посвящена теме «Культура  Древней Руси», а в частности  архитектуре (на примере храмов Киевской Руси, Новгорода, Владимира,  ансамбля Московского Кремля) и живописи (иконописи) Андрея Рублёва. На мой взгляд, проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Сейчас,  всё чаще проявляется интерес к духовным истокам наших предков. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Ведь культура народа, его менталитет - это часть его истории. Зодчество и иконопись Древней Руси - это большой и очень интересный том в энциклопедии  русского искусства. Их становление и последующее развитие тесно связаны с теми же историческими факторами, которые воздействуют на развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.

Вопросам  исследования посвящено множество  работ. Данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интерне. Но, тем не менее,  все, кто писал и пишет об величественных памятниках Древней Руси, а в частности о древнерусских храмах, соборах, архитектурных ансамблях отмечают удивительное сочетание мощи и непосредственности, глубины, реальности и вымысла, понимание взаимосвязи художественной формы и пространства, характеризующиеся органичным сочетанием национальных традиций и новейших достижений отечественного и европейского зодчества. Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Но то, что сохранилось преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа, даёт нам представление о величие и славе русского народа. Многие памятники конца XV-XVI вв. являются выдающимися достижениями не только русской, но и мировой архитектуры и иконописи.

В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние  на нее оказывали кочевые народы, варяги. Большое влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства, а также Византия, страны Западной Европы.

Для культуры Древней Руси характерна одна отличительная  черта – монументализм форм. Особое место в нем по  праву занимает архитектура.

Творения   зодчих Древней Руси являются высочайшими памятниками архитектуры, а живопись Андрея Рублёва -   каноном для искусства иконописи более поздних приемников. Не теряет оно своей актуальности и в наши дни, когда формируются новые виды искусства, а общие взгляды на художественную культуру неоднократно пересматриваются и меняются.  

Теоретико-методологическую базу исследования составили три  группы источников. К первой, отнесены теоретические и практические труды по исследуемой проблематике, ко второй - учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, а так же электронные ресурсы),  к третьей группе источников отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

 

Объектом  данного исследования является анализ условий «Особенностей архитектуры  и живописи  Древней Руси».

 Предметом  исследования является рассмотрение  отдельных вопросов, сформулированных  в качестве задач данного исследования.

Целью работы является изучение и анализ темы « Культура Древней Руси» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований.

Поставленная  цель определяет следующие задачи исследования:

1. Провести анализ литературы  по данной тематике;

2. Рассмотреть теоретические подходы  к данной теме;

3. Определить основные этапы развития  архитектуры Древней Руси;

4. Рассмотреть особенности архитектуры Древней Руси;

5. Выявить основные тенденции в развитии живописи (иконописи) Андрея Рублёва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Архитектура Древней  Руси.

До конца  Х века на Руси не было монументального  каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Имевшие уже опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями. По всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстым и стенами, маленькими оконцами, -  свидетельства мощи и красоты.

Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же, в далеком от Киева  Новгороде, предпочитали камень. Правда, арки и своды выкладывались все-таки из кирпича. Новгородский камень "серый  плитняк" - природный грубый валун. Из него без всякой обработки клали  стены. Во Владимиро-Суздальской земле  и Москве строили из ослепительного белого известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные прямоугольные блоки. "Белый камень" мягок и легко поддается обработке. Вот почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами. В конце XV в. На Руси появился новый  материал - кирпич. Он получил широкое  распространение, так как был  дешевле и доступнее камня.

На Руси получил распространение крестово-купольный  тип храма. Внутреннее пространство здания делилось четырьмя массивными столбами, образуя в плане крест. На этих столбах, соединенных попарно  арками, возводился «барабан», завершавшийся  полусферическим куполом. Концы  пространственного креста перекрывались  цилиндрическими сводами, а угловые  части – купольными сводами. Восточная  часть здания имела выступы для  алтаря – апсиды. Внутреннее пространство храма делилось столбами на нефы (меж рядные пространства). Столбов в храме могло быть и больше. В западной части располагался балкон – хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближение. На хоры вела винтовая лестница, находившаяся в специально для этого предназначенной башне. Иногда хоры соединялись переходом с княжеским дворцом.

 Первой  каменной постройкой была многоглавая церковь Успения Богоматери, прозванная Десятинной, потому что князь Владимир повелел десятую часть своих доходов отдавать на устроение этого храма. Десятинная церковь была  возведена в Киеве в конце Х века греческими мастерами.   Византийские мастера принесли с собой разработанную византийскими зодчими систему крестово-купольного храма, основу которой составлял квадрат, расчленённый четырьмя опорами - на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой. Как первый большой храм Киева Десятинная церковь имела вместительное помещение для готовящихся к крещению (оглашённых), нартекс, или, как его стали называть на Руси, притвор. В притворах начиналось богослужение, здесь же была крестильная купель. Удлинённый притвор делал храм вытянутым. С трёх сторон его окружали галереи-гульбища - дань прежней языческой традиции. Как первый памятник монументальной архитектуры Киева Десятинная церковь являла собой образ-символ нового мира, в котором предстояло жить русскому человеку.

     Снаружи прямоугольный объём  членился на фасадах «лопатками»  на отдельные вертикальные части  - прясла, которые позже по традиции  стали завершаться полукружиями  закомар, повторяя линию внутренних  сводов - подпружных арок. Она была разрушена монголо-татарами в 1240 году. В 1031-36 годах в Чернигове греческими зодчими был воздвигнут Спасо - Преображенский собор – самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси.

С XII века начинается новый этап в развитии русского зодчества, которое отличается от архитектуры предшествующих времен меньшей масштабностью зданий, поисками простых, но в том же время выразительных  форм. Наиболее типичным стал кубический храм с позакомарным покрытием и  массивной главой.  Со второй половины XII века заметно ослабевает византийское влияние, что ознаменовалось появлением в древнерусской архитектуре  храмов башнеобразной формы, неведомой  византийскому зодчеству. Наиболее ранним примером такого храма является собор Спасо-Ефросиниева монастыря в Полоцке, а также собор Михаила Архангела в Смоленске. Устремленность здания вверх подчеркивалась высоким стройным барабаном, вторым ярусом закомар и декоративными кокошниками у основания барабана.

Заметнее  становится влияние романского стиля. Оно не затрагивало основ древнерусской  архитектуры – крестово-купольной  конструкции храма с позакомарным покрытием, но сказалось на внешнем  оформлении построек: аркатурные пояса, подобия контрфорсов на внешних  стенах, группы полуколонн и пилястр, колончатые пояса на стенах, перспективные  порталы и, наконец, причудливая  каменная резьба на внешней поверхности  стен. Использование элементов романского стиля распространилось в XII веке в  Смоленском и Галицко-Волынском  княжествах, а затем и во Владимиро-Суздальской  Руси.

К сожалению, памятники зодчества Галицко-Волынской  земли сохранились плохо. 30 каменных построек Галича известны лишь по археологическим  данным. Образцом местной архитектурной  школы был Успенский собор, сооруженный  в Галиче при Ярославе Осмомысле. Особенность Галицкой архитектуры  состояла в органическом соединении византийско-киевской прост-ранственной композиции с романской строительной техникой и элементами до романского декоративного искусства. Установление в Новгороде республиканского строя привело к значительной демократизации культуры, что не могло на сказаться на архитектуре. Сокращалось княжеское строительство. Заказчиками церквей стали выступать бояре, купцы, коллективы прихожан. Церкви были центрами общественной жизни отдельных районов города, нередко они служили складом товаров, местом хранения имущества горожан, в них собирались братчины. Возник новый тип храма – четырехстопный кубический храм с одним куполом и тремя апсидами, отличавшийся небольшими размерами и простотой в оформлении фасадов.

  Древнейшим памятником псковской архитектуры является дошедшая до нас церковь Спаса в Мирожском монастыре (середина XII века), отличающаяся от новгородских построек отсутствием столбов. Приземистый трехглавый собор Ивановского монастыря напоминает церковь Спаса-Нередицы. Из памятников Старой Ладоги сохранились только церкви Георгия и Успения, близкие по своему архитектурному облику к новгородским памятникам.

Каменное  строительство во Владимиро-Суздальской  земле начинается на рубеже XI-XII веков  с возведением Владимиром Мономахом  собора в Суздале, но наивысшего расцвета оно достигает в XII – начале XIII века. В отличие от суровой архитектуры Новгорода, зодчество Владимиро-Суздальской Руси носило парадный характер, отличалось изысканностью пропорций, изяществом линий.

  Влияние романской архитектуры особенно сказалось на владимиро-суздальском творчестве. Согласно летописи, Андрей Боголюбский, обстраивая свою столицу, собирал «из всех земель мастеров», среди них были и «латиняне».

Большого  подъема достигло строительство  во Владимире при Андрее Боголюбском. Возводятся городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые ворота. В загородной княжеской  резиденции Боголюбово был сооружен замок, состоявший из комплекса построек, окруженных стенами с белокаменными  башнями. Собор Рождества Богородицы, являвшийся центром всего ансамбля, был соединен переходами с двухэтажным  каменным дворцом.

 В  последней четверти XII века завершается  в основном возведением архитектурного  ансамбля Владимира. После пожара 1184 года перестраивается и получает  окончательные формы Успенский  собор. Формируются ансамбли Рождественского  (1192-1196) и Княгинина (1200-1201) монастырей.

Расцвет отечественной архитектуры проявился  также в возникновении нового стиля - шатрового строительства, основанного  на национальных традициях деревянного  зодчества, резьбы, вышивки, росписи. В  отличие от крестово-купольных храмов шатровые не имеют внутри столбов, и  вся масса здания держится только на фундаменте. Одним из первых памятников этого стиля является церковь  Вознесения в селе Коломенском, построенная  в 1532 г. по приказу великого князя  Василия III, в честь рождения у  него сына Ивана, будущего царя Ивана  Грозного. Самый известный памятник шатрового зодчества - Покровский собор, получивший в конце столетия название Храм Василия Блаженного по имени  знаменитого московского юродивого, погребенного под одним из его  приделов. Собор был построен в 1555-1561 гг. русскими зодчими Бармой и Постником  в честь взятия русскими войсками Казани. Шатровые храмы были построены  в Суздале, Загорске и других городах. В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная структуре здания и символике его частей.

1.1.Архитектура Киевской Руси.                                                      

Киевская  Русь была обращена в Христианство в 988 году, и в Киеве, доминирующем политическом и культурном центре, мозаика, датирующиеся приблизительно 1045 годом, были созданы Византийскими  мастерами. Другие Византийские художники  и ремесленники работали в направлении  развития архитектуры Руси того времени, такам образом, архитектура Киевской Руси, в целом, было основано на Византийских основах. Архитектура и живопись развивались как важные, самостоятельные  и независимые области искусства, оба начали активно развиваться  именно в это время. Из Киева Византийский стиль архитектуры, скоро распространенной всюду по княжествам Новгорода и  Владимиро-Суздаля. Акцент Византийской церкви на физическом блеске ее зданий был определяющим фактором в определении  особенностей российской духовной архитектуры. Все связанное с проектом и  художественным оформлением новых  церквей следовало за Византийским образцом; и стандартная схема  греческой церкви — крест, в прямоугольнике, куполе, на многогранном постаменте, все  это стала отличительными чертами  для архитектуры православных строений Руси. Здание церкви, с куполом в центре, или с системой и центрального купола и окружающих куполов стала основной рабочей схемой для архитекторов Киевской Руси.

Информация о работе Архитектура Киевской Руси