Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:24, контрольная работа
Целью работы является изучение и анализ темы « Культура Древней Руси» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований.
Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по данной тематике;
2. Рассмотреть теоретические подходы к данной теме;
3. Определить основные этапы развития архитектуры Древней Руси;
4. Рассмотреть особенности архитектуры Древней Руси;
5. Выявить основные тенденции в развитии живописи (иконописи) Андрея Рублёва.
ВВЕДЕНИЕ
Представленная работа посвящена теме «Культура Древней Руси», а в частности архитектуре (на примере храмов Киевской Руси, Новгорода, Владимира, ансамбля Московского Кремля) и живописи (иконописи) Андрея Рублёва. На мой взгляд, проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Сейчас, всё чаще проявляется интерес к духовным истокам наших предков. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Ведь культура народа, его менталитет - это часть его истории. Зодчество и иконопись Древней Руси - это большой и очень интересный том в энциклопедии русского искусства. Их становление и последующее развитие тесно связаны с теми же историческими факторами, которые воздействуют на развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.
Вопросам исследования посвящено множество работ. Данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интерне. Но, тем не менее, все, кто писал и пишет об величественных памятниках Древней Руси, а в частности о древнерусских храмах, соборах, архитектурных ансамблях отмечают удивительное сочетание мощи и непосредственности, глубины, реальности и вымысла, понимание взаимосвязи художественной формы и пространства, характеризующиеся органичным сочетанием национальных традиций и новейших достижений отечественного и европейского зодчества. Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Но то, что сохранилось преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа, даёт нам представление о величие и славе русского народа. Многие памятники конца XV-XVI вв. являются выдающимися достижениями не только русской, но и мировой архитектуры и иконописи.
В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее оказывали кочевые народы, варяги. Большое влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства, а также Византия, страны Западной Европы.
Для культуры Древней Руси характерна одна отличительная черта – монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура.
Творения зодчих Древней Руси являются высочайшими памятниками архитектуры, а живопись Андрея Рублёва - каноном для искусства иконописи более поздних приемников. Не теряет оно своей актуальности и в наши дни, когда формируются новые виды искусства, а общие взгляды на художественную культуру неоднократно пересматриваются и меняются.
Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой, отнесены теоретические и практические труды по исследуемой проблематике, ко второй - учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, а так же электронные ресурсы), к третьей группе источников отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.
Объектом
данного исследования является анализ
условий «Особенностей
Предметом
исследования является
Целью работы является изучение и анализ темы « Культура Древней Руси» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований.
Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по данной тематике;
2. Рассмотреть теоретические
3. Определить основные этапы развития архитектуры Древней Руси;
4. Рассмотреть особенности архитектуры Древней Руси;
5. Выявить основные тенденции в развитии живописи (иконописи) Андрея Рублёва.
Глава 1. Архитектура Древней Руси.
До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Имевшие уже опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями. По всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстым и стенами, маленькими оконцами, - свидетельства мощи и красоты.
Строили
из плинфы в основном на юге Руси.
На севере же, в далеком от Киева
Новгороде, предпочитали камень. Правда,
арки и своды выкладывались все-таки
из кирпича. Новгородский камень "серый
плитняк" - природный грубый валун.
Из него без всякой обработки клали
стены. Во Владимиро-Суздальской земле
и Москве строили из ослепительного
белого известняка, добытого в каменоломнях,
тщательно отесанного в аккуратные
прямоугольные блоки. "Белый камень"
мягок и легко поддается
На Руси
получил распространение
Первой
каменной постройкой была
Снаружи прямоугольный объём
членился на фасадах «
С XII века начинается новый этап в развитии русского зодчества, которое отличается от архитектуры предшествующих времен меньшей масштабностью зданий, поисками простых, но в том же время выразительных форм. Наиболее типичным стал кубический храм с позакомарным покрытием и массивной главой. Со второй половины XII века заметно ослабевает византийское влияние, что ознаменовалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Наиболее ранним примером такого храма является собор Спасо-Ефросиниева монастыря в Полоцке, а также собор Михаила Архангела в Смоленске. Устремленность здания вверх подчеркивалась высоким стройным барабаном, вторым ярусом закомар и декоративными кокошниками у основания барабана.
Заметнее
становится влияние романского стиля.
Оно не затрагивало основ
К сожалению,
памятники зодчества Галицко-
Древнейшим памятником псковской архитектуры является дошедшая до нас церковь Спаса в Мирожском монастыре (середина XII века), отличающаяся от новгородских построек отсутствием столбов. Приземистый трехглавый собор Ивановского монастыря напоминает церковь Спаса-Нередицы. Из памятников Старой Ладоги сохранились только церкви Георгия и Успения, близкие по своему архитектурному облику к новгородским памятникам.
Каменное строительство во Владимиро-Суздальской земле начинается на рубеже XI-XII веков с возведением Владимиром Мономахом собора в Суздале, но наивысшего расцвета оно достигает в XII – начале XIII века. В отличие от суровой архитектуры Новгорода, зодчество Владимиро-Суздальской Руси носило парадный характер, отличалось изысканностью пропорций, изяществом линий.
Влияние романской архитектуры особенно сказалось на владимиро-суздальском творчестве. Согласно летописи, Андрей Боголюбский, обстраивая свою столицу, собирал «из всех земель мастеров», среди них были и «латиняне».
Большого
подъема достигло строительство
во Владимире при Андрее Боголюбском.
Возводятся городские укрепления, от
которых сохранились
В
последней четверти XII века завершается
в основном возведением
Расцвет
отечественной архитектуры
1.1.Архитектура Киевской Руси.
Киевская
Русь была обращена в Христианство
в 988 году, и в Киеве, доминирующем
политическом и культурном центре,
мозаика, датирующиеся приблизительно
1045 годом, были созданы Византийскими
мастерами. Другие Византийские художники
и ремесленники работали в направлении
развития архитектуры Руси того времени,
такам образом, архитектура Киевской
Руси, в целом, было основано на Византийских
основах. Архитектура и живопись
развивались как важные, самостоятельные
и независимые области