Архитектура Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение и анализ темы « Культура Древней Руси» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований.

Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

1. Провести анализ литературы по данной тематике;

2. Рассмотреть теоретические подходы к данной теме;

3. Определить основные этапы развития архитектуры Древней Руси;

4. Рассмотреть особенности архитектуры Древней Руси;

5. Выявить основные тенденции в развитии живописи (иконописи) Андрея Рублёва.

Файлы: 1 файл

АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ.docx

— 7.72 Мб (Скачать)

Архитектура Киевской Руси впитывала в себя все  лучшее, что создавали византийские мастера. Все храмы Киева XI в. были возведены из плинфы (плоского квадратного  кирпича) в традициях византийского  зодчества. Здесь использовали особую плинфу — светло-желтую и необычайно тонкую (2,5—3 см). Новый этап в истории  зодчества Киевской Руси связан с  правлением Ярослава Мудрого.

Киевская София

 

Вершиной  южнорусского зодчества XI века является Софийский собор Премудрости Божией  в Киеве – огромный пятинефный храм, построенный в 1037-1054 годах греческими и русскими мастерами. Софийский собор самый выдающийся памятник Древнерусского зодчества и единственный собор, у которого нет прообраза в Византии или какой-либо другой христианской стране. С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь проходили торжественные церемонии "посажения " на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная князем Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг. В XI веке Софийский собор был тринадцатикупольным, но позже подвергся перестройке и число куполов уменьшилось. 13 куполов символизировали Иисуса Христа и 12 апостолов. Четыре главы ближайшие к центральной, напоминали о четырех евангелистах: Марке, Матвее, Луке и Иоанне. Пространство под главным куполом, представляет собой описанный арками огромный крест. Последние перестройки XVII- XVIII веков в корне изменили здание и придали этому памятнику архитектуры вид, в котором он предстает перед нами сейчас. Но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкции одиннадцатого века. Основные размеры внутри здания (37* 55 метров и высота 29 метров) остались прежними. Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружения были иными. На восточном фасаде выступали пять апсид (что отражало внутреннюю пятинефную структуру), с севера, запада и юга собор окружали два ряда открытых галерей - двухэтажные внутренние и одноэтажные наружные. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом. На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленные лестничные башни для подъема на хоры. Восточная оконечность северной галереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где находилась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других великих киевских князей). Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала кладка стен - ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого плоского кирпича (плинфы) на розовом цемяночном растворе. Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы одиннадцатого века. Это - стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов, делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, а также тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол, поставленный на пересечении продольного и поперечного нефов, освещает центральное под купольное пространство.

В восемнадцатом  веке над одноэтажными галереями  были надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана  большая арка. Не сохранились западная двухъярусная тройная аркада в центральной  под купольной части (аналогичная южной и северной ) и древние хоры над нею. Поэтому, центральное под купольное пространство, имевшее в древности форму равноконечного креста в западной части, изменило первоначальный вид.

Особую  ценность представляют настенные росписи  Софии Киевской одиннадцатого века - 260 квадратных метров мозаик, набранных  из кубиков разноцветной смальты, и  около 3000 квадратных метров фресок, выполненных  водяными красками по сырой штукатурке. Сохранившиеся мозаики и фрески - это третья часть всей живописи, украшавшей в старину здание. Сочетание  мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле - характерная черта Софии. София Киевская не возносилась над землёй, она гармонично разрасталась и вширь, и ввысь, и в длину. Общим обликом она меньше походила на твердыню, нежели София Константинопольская. Вся эта сложная конструкция создавала и снаружи, и внутри уходящую вверх пирамидальную композицию, одинаково торжественно воспринимающуюся со всех четырёх сторон.

Созданная в далеком одиннадцатом веке София  Киевская во все времена восхищала  и продолжает восхищать людей  как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней: « Церкви дивна и славна всем округниим странам».

 Успенский собор Киево-Печерского монастыря 1073--1078 гг.

Собор был возведен византийскими  зодчими. По своему плану это крестово-купольный  трехнефный шестистолпный храм. В этом памятнике возобладало стремл ение к созданию простых объемов и лаконизму в интерьере. Правда, еще сохраняется нартекс, но на хоры уже ведет не винтовая лестница в специально пристроенной башне, а прямая лестница в толще западной стены. Храм завершался закомарами, основания которых располагались на одной высоте и венчались одной массивной главой. Изменилась и техника строительства: вместо кладки со скрытым рядом стали использовать равнослойную с выходом всех рядов плинфы на наружную поверхность стены. По письменным источникам можно сделать заключение об одной исключительной особенности Успенского собора: общие размеры храма были заданы заранее и строители были вынуждены выполнить сложную работу по расчету размеров купола. Его диаметр пришлось увеличить для сохранения пропорций всего сооружения. С 1082 до 1089 года греческие мастера расписывали храм фресками и украшали мозаиками. Вместе с ними, по церковной легенде, работали древнерусские иконники -- знаменитые Алипий и Григорий.

В 1240 году храм был поврежден монголо-татарскими ордами, в 1482 году -- крымскими татарами, а в 1718 году здание сильно пострадало при огромнейшем монастырском пожаре. В 1941 году Успенский собор был  взорван занимавшими Киев немецкими  войсками. К 2000 году здание отстроили  заново в барочных формах XVIII столетия.

1.2. Архитектура Новгорода.

 Фасады  всех новгородских храмов имеют  обычно трёхлопастное завершение, крыши, как правило, восьмискатные.  Такое отступление в строении  крыши от обще-византийского стиля  определялось местными климатическими  условиями - частыми холодными  дождями, снегопадами. Нетрадиционное  устройство внутренних посводных  перекрытий продиктовало и особую  организацию внутреннего пространства  новгородского храма: столбы, поддерживающие своды, широко расставлены и близко придвинуты к стенам. Из-за этого внутри храм кажется выше.  Новгородские храмы строили целиком из кирпича или из разноцветного булыжника с вставками из плоского кирпича - плинфы, что обеспечивало переливы цвета от серовато-голубого до ярко-красно-коричневого и сообщало зданию необычайную живописность.

 Украшали  храмы очень скромно: вставленными  в кладку крестами из кирпича;  тремя маленькими прорезями там,  где должно было быть одно  большое окно; «бровками» над  окнами и типично псковско-новгородским  узором на барабане. Узор этот  состоял из квадратов и треугольников.  Выше орнаментального пояса, а  иногда вместо него шла цепь  кокошников - дуговых ступенчатых  углублений. Алтарную апсиду оформляли  вертикальными валиковыми разводами,  соединённые поверху дугами. Особо  следует сказать про свойственные  только новгородским церквам  так называемые голосники: горшки  и кувшины, вмазанные горизонтально  в стены, в барабан купола, в  «паруса» и своды и служившие  своеобразными микрофонами. 

Новгородская  София 1045--1050 гг.

В XI в. князь Владимир Ярославич возвёл храм Святой Софии.    Новгородцы сразу же признали собор своим центром.  Они говорили: «Где София, там и Новгород».

Новгородская  София — один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Постройка  свидетельствует о намерении  повторить в Новгороде блеск  и великолепие великокняжеского строительства в Киеве. Новгородская София повторяла киевскую не только по названию. Подобно киевскому собору, новгородская София представляет собой  огромный, расчлененный вереницами столбов  на пять продольных нефов храм, к  которому с трех сторон примыкали  открытые галереи.

 Внешний  облик храма характеризуется  исключительной монолитностью и  конструктивностью. Мощные выступы  лопаток делят фасады здания  в полном соответствии с внутренними членениями. Лопатки как бы укрепляют здание по основным осям. Подобно киевским памятникам одиннадцатого века, стены новгородской Софии первоначально не были оштукатурены. Кладка стен, в отличие от киевских построек тех времен, в основном состояла из огромных, грубо отесанных, не имеющих квадровой формы камней. Розоватый от примеси мелкотолченого кирпича известковый раствор подрезан по контурам камней и подчеркивает их неправильную форму. Кирпич применен в незначительном количестве, поэтому не создается впечатления “полосатой” кладки из регулярно чередующихся рядов плоского кирпича (плинфы) и камня, что было характерно для киевского зодчества XI века. Кладка эта, не скрытая под штукатуркой, придавала фасадам здания подчеркнутую мощность и своеобразную суровую красоту. В новгородской Софии нет дорогих материалов: мрамора и шифера. Новгородцы не использовали также и мозаики для украшения своего кафедрального храма из-за её дороговизны, зато София богато украшена фресками.

Новгородская  София, подобно киевскому прототипу, была парадным сооружением, резко выделявшимся среди окружавших ее деревянных жилищ  горожан. Подчеркнутая монументальность княжеских парадных построек характерна для искусства феодального общества. В этом отношении чрезвычайно выразительна также организация внутреннего пространства храма, резко расчлененного на две части: нижнюю полутемную, как бы подавленную низкими сводами хоров, доступную для всех горожан, и верхнюю – залитые светом роскошные полати (хоры), предназначенные только для князя, его семьи и ближайшего круга придворных, входивших на полати через лестничную башню.

 Несмотря  на близость к киевскому собору, новгородская София существенно  отличается от него не только  в конструктивных особенностях, но и в своеобразии художественного  замысла: она проще, лаконичнее  и строже. Проще решена вся  композиция масс здания. Сложное  завершение киевского собора  тринадцатью главами заменено  более строгим пятиглавием. Архитектурные  формы новгородской Софии монолитнее  и несколько статичнее, чем  расчлененные динамичные массы  Софии киевской, с пирамидальным  нарастанием устремленной ввысь  архитектурной композиции. Различен  и характер интерьеров обоих  соборов: в новгородской Софии  намечается некоторый отход от  сложного “живописного пространства”  Софии киевской. В новгородском  соборе больше простоты и больше  расчлененности, разобщенности пространственных  ячеек здания, значительно строже  декор. Отказ от мрамора и  шифера, мозаики в пользу фресок  делает интерьер новгородской  Софии более суровым. Это здание, сложенное из каменных глыб и не оштукотуренное, со свинцовой крышей в виде боевого шлема, производило неизгладимое впечатление. Новгородская София (1045-1060) существенно отличается от киевского собора. Она проще, лаконичнее, строже своего оригинала. Для нее характерны некоторые художественные и конструктивные решения, не известные ни южнороссийскому, ни византийскому зодчеству: кладка стен из огромных, неправильной формы камней, двускатные перекрытия, наличие лопаток на фасадах, аркатурный пояс на барабане и т.п. Частично это объясняется связями Новгорода с Западной Европой и влиянием романской архитектуры.

Георгиевский собор

Георгиевский  собор Юрьева монастыря, выстроенный  в 1119 году князем Всеволодом, по размерам и строительному мастерству занимает в новгородском зодчестве второе  место после Софии. Он по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры. Прекрасный храм отразил самые высокие представления наших предков о красоте и гармонии. Князь стремился построить здание, которое могло бы если не затмить собор Софии, то хотя бы конкурировать с ним. Несмотря на киевские и византийские традиции, Георгиевский собор имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Интерьер собора впечатляет своим величием и торжественной устремленностью храмового пространства вверх. Крестчатые столбы, арки и своды столь высоки и стройны, что не воспринимаются как несущие опоры и перекрытия.

Внутри храма совершенно нет о  щущения тесноты. Собор грандиозен и снаружи и внутри, высота его  стен достигает 20 метров. Внутреннее устройство Георгиевского собора отражало его  характер и назначение главной церкви монастыря и одновременно княжеского храма. Для пребывания князя и  его семьи были устроены просторные хоры,  здесь же, на хорах, располагалось  два придела - Благовещения Пречистой  и святых страстотерпцев Бориса и  Глеба. Поздняя новгородская летопись сохранила имя русского зодчего, выстроившего собор – «мастер Петр». Георгиевский собор, как и собор Николы на Дворище сохраняет образ большого парадного здания. К его северо-западному углу мастер приставил высокую прямоугольную башню с расположенной внутри лестницей, ведущей на полати собора. Выдающийся русский зодчий достиг в этой постройке исключительной выразительности, доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций и ясность конструктивного замысла. Все это придавало собору характер монолитного целого.

1.3.Архитектура Владимира.                                                       

Центр будущего Великорусского государства — сначала  Владимиро-Суздальского, затем Московского  княжества - зародился за Окой, в  Залесье. Годы правления Всеволода  Большое Гнездо и старшего его  брата Андрея Боголюбского — вершина  могущества и славы Владимиро-Суздальского княжества. Новая столица — Владимир на Клязьме - не уступала старой, Киеву, ни в мощи оборонительных сооружений, ни в пышности храмов.

 Он занимает изрезанное глубокими оврагами высокое плато на левом берегу Клязьмы. Ограниченное с юга рекой, а с севера долиной речки Лыбеди, оно имеет форму вытянутого вдоль берега Клязьмы треугольника, обращенного острой вершиной на восток. К югу за рекой простирается клязьменская пойма, окаймленная синей полосой идущих до горизонта лесов. На север и восток, за долиной Лыбеди и Ирпени, рельеф снова поднимается; на его высотах живописно расположены ныне почти сросшиеся с городом древние села Красное и Доброе с их эффектно поставленными и видными издалека храмами и колокольнями. С запада к городу в древности примыкали боровые леса. С перенесением во Владимир Андреем Боголюбским столицы начинается великокняжеское строительство в городе.

Информация о работе Архитектура Киевской Руси