Архитектура Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение и анализ темы « Культура Древней Руси» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований.

Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

1. Провести анализ литературы по данной тематике;

2. Рассмотреть теоретические подходы к данной теме;

3. Определить основные этапы развития архитектуры Древней Руси;

4. Рассмотреть особенности архитектуры Древней Руси;

5. Выявить основные тенденции в развитии живописи (иконописи) Андрея Рублёва.

Файлы: 1 файл

АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ.docx

— 7.72 Мб (Скачать)

Успенский собор

Храм был заложен в 1158 году одновременно с началом сооружения гигантского оборонительного пояса столицы, и закончен в 1160 году. Существующее здание представляет собой сложный комплекс, созданный в итоге двух строительных периодов.

Первоначальный  собор был трехглавый, щедро украшенный снаружи и внутри каменной резьбой, фресками, позолотой. Пожар 1185 года уничтожил большую часть этого украшения. Выгорели его деревянные связи, обгорел белый известняк, так что восстановить собор в прежнем виде было трудно. Поэтому зодчие князя Всеволода в 1185-1189 годах окружили его новыми стенами (галереями), укрепили пилонами и связали арками с новыми стенами стены старого собора, который оказался, как в футляре, внутри нового здания. Для связи галерей с помещением старого собора стены последнего прорезали большими и алыми арочными проемами, превратив их в своеобразные "столбы" нового, более обширного храма, который получил и новую алтарную часть. Обновленный храм получил пять больших позолоченных глав. Техника кладки старого собора весьма совершенная: точность тески камня, его кладки и возведение сводов храма и куполов глав из более легкого материала - пористого туфа и др. Внутри разделенный на пять помещений, стал он обширнее. В течение столетий собор еще не раз горел, реставрировался, но сохранял в целом свой облик. В XIX веке рядом с ним поставили высокую колокольню.

По высоте храм делится на три яруса. Нижний - самый высокий - почти лишен убранства, его гладь оживляет лишь глубокое теневое пятно перспективного портала. Средний - над колончатым поясом, несколько  ниже, и на нем сосредоточено все  декоративное убранство. Строгие пилястры, рассекающие фасады на три широких  доли, полны сдержанной силы, их движение не вырывается из рамок фасада, как, бы разлагаясь в симметричном боковом движении дуг закомар. Узкие и высокие окна с богато профилированными амбразурами прорезают верхние части стен, как бы для того, чтобы они могли вместить больше резных камней - они и занимают верхнюю половину фасадов над аркатурно-колончатым поясом и украшают барабан главы. Рельефы располагаются ровными горизонтальными "строками", за которыми глаз ясно ощущает количество рядов каменной кладки. Колонки пояса не столько поднимаются вверх, поддерживая аркатуру, сколько свисают вниз, подобно тяжелым плетеным шнурам с массивными подвесками фигурных консолей. Благодаря насыщенности пояса резьбой он уже на небольшом расстоянии представляется широкой горизонтальной лентой, стянувшей тело храма. Первоначально собор был окружен с трех сторон закрытыми галереями, достигавшим колончатого пояса, а западные трети его боковых фасадов прикрывали на всю высоту вводившие на хоры пристройки. Симметрично поставленные лестничные башни выступали по сторонам западного фасада.

Собор был  сложен из белого камня-известняка, а  его центральная глава покрыта "червонным золотом", за что  он получил наименование "Златоверхого". Когда с Успенского собора сняли  строительные леса, народ ахнул: такой  церкви на Руси еще не видали! "Князь  Андрей, - пишет летописец, - украсил  ее различными изделиями из золота и серебра, он устроил трое позлащенных  дверей, украсил храм драгоценными каменьями и жемчугом и всякими  удивительными узорочьями; он осветил  церковь многими серебряными  и золотыми паникадилами, а амвон  устроил из золота и серебра. Богослужебные  золотые сосуды, рипиды и прочая утварь, украшенные драгоценными камнями  и жемчугом, были многочисленны. Три  больших иерусалима были сделаны  из чистого золота и многоценных  камней..." В облике храма красота архитектуры сочеталась с изысканностью и пышностью убранства. Кроме барельефной резьбы мастера Андрея Боголюбского широко использовали прием оковки порталов и барабанов куполов золоченой медью. Впечатление золотых листов производили блестевшие медные плиты пола. В собор входили через порталы, двери которых были "писаны золотом". Огромный интерьер храма сиял блеском золота, майолики и росписей.

Архитектура владимирского Успенского собора определила развитие зодчества Северо-восточной  Руси на несколько столетий вперед. Из нее выросла и вся архитектура  Московского государства - владимирский Успенский собор послужил примером для позднейших московских построек.

Дмитриевский собор

В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, возвел во Владимире Дмитриевский собор. Вот как пишет об этом древняя  летопись: "Постави церковь на своем дворе св. Димитрия в свое имя и украсию дивно иконами  и писаньем, и принес доску гробную  из Селуня святаго мученика Димитрия, мюро непрестанно точащю на здравие  немощным, в той церкви постави, и  сорочку того же мученика ту же положи"...

Он был  княжеской, дворцовой церковью Всеволода  Третьего. Храм прост по плану —  одноглавый, типичный для ХII века. Но несмотря на размеры он выглядит величавым и торжественно-великолепным. Это один из самых красивых и самых оригинальных соборов Древней Руси. Собор являет собой образец развитого стиля владимиро-суздальского зодчества. В плане он представляет собой греческий крест без какого бы то ни было отступления от византийского канона. Но снаружи Дмитриевский собор являет собой нечто столь самостоятельное, что не может быть включён в число построек византийского типа. Уже не широкие и плоские «лопатки» членят стены на прясла, а длинные тонкие колонны. В барельефах Дмитриевского собора мы видим элементы византийского, романского, даже готического стилей и, конечно, русского. Всё здание по высоте делится на три яруса. Нижний - самый высокий, почти без украшений, его гладь оживляют лишь глубокое пятно портала и аркатурный пояс. «Колонки» пояса как бы свисают вниз, подобно тяжёлым плетёным шнурам с массивными подвесками. На среднем ярусе, над аркатурным поясом, сосредоточено всё декоративное убранство собора. Третий пояс - это массивная глава храма, поднятая на квадратном «постаменте».   Построен в технике полубутовой кладки и в пропорциях «золотого сечения», благодаря чему простая конструкция храма отличается гармонией и прочностью всего сооружения. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его — четыре опорных столба, поддерживающих единственную главу. С восточной стороны — три апсиды. Южный фасад украшает подчёркнуто плоская резьба, напоминающая резьбу по дереву, несомненно русских мастеров. И преобладание растительного и зооморфного орнаментов также свидетельствуют о традиционно русском стиле. Это самый богатый по убранству храм. Система декоративного оформления в основе та же, что и в Успенском соборе, но роль скульптуры здесь несравненно большая. Снаружи собор имеет изысканный, поистине царственный убор из резных камней. Все детали собора несут на себе смысловую и функциональную нагрузку. Даже укрепленный на кресте голубь, являясь символом Святого Духа, выполняет роль флюгера. В скульптурном убранстве храма насчитывается около 1500 резных камней. Вблизи он удивляет скульптурным богатством каменной резьбы, покрывающей стены выше изящного аркатурного пояса. Геральдические звери (по белоснежному полю идут 125 львов), птицы, растительный орнамент, фигуры святых, ветхозаветных царей, пророков, композиции на мифологические, религиозные и бытовые темы... Орнаментация применена и между колонками основного пояса, в обработке барабана главы между колонками и в верхней части апсид. Рельефы Дмитриевского собора вдохновлены народным творчеством, но ряд образов в них связан с византийским и восточным влияниями, переработанными народной фантазией.  Здесь можно видеть и царя Давида, и Александра Македонского, возносимого на небо грифонами, и охотников — все это рассеяно среди диковинных трав и пышных цветов. Каждое изображение располагается на отдельном камне, но все вместе они складываются в стройное целое и составляют подобие узорчатой ткани, словно наброшенной поверх каменного массива храма.

Золотые ворота  - единственный свидетель высокого искусства строителей крепости.

Золотые ворота Владимира являются редчайшим  памятником русской военно-оборонительной архитектуры двенадцатого века. Они  были построены в 1164 году князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня. Ворота дошли до нас в сильно искаженном виде. Первые повреждения, по-видимому, они получили еще в 1238 г оду, во время штурма города татарами. Последние же переделки здание претерпело в 1785 году: были срыты примыкавшие с юга и севера к их стенам земляные валы, а к углам ворот подведены контрфорсы, скрытые круглыми башнями, между которыми с севера были встроены жилые помещения, а с юга - новая лестница. Обветшавший свод здания был переложен и на нем поставлена новая кирпичная церковь.

Таким образом, от древнего здания 1164 года сохранилась лишь его основа - две  мощных белокамен-ных стены. Они сложены в классичес-кой владимирской технике из прекрасно тесанного белого камня, составляюще-го мощную "коробку" стены, внутренность которой заполнена бутом на очень прочном известковом растворе (так называ-емая полубутовая кладка).Основу зда-ния составляет огро-мный белокаменный четверик с глубокими нишами на боковых стенах, усиливавшми сцепление здания с насыпью валов (оста-ток вала сохранился к югу от Золотых ворот - Козлов вал). Проем ворот необычайно высок (уровень земли во время их построй-ки был ниже совре-менного на 1,5-1,7 м). Его свод поддерживают арки, опирающиеся на плоские лопатки. Большая высота проезда, ослаблявшая обороноспособность сооружения, свидетельствует о замысле зодчих сочетать в одном здании функции торжественной триумфальной арки, вводившей на главную улицу северной столицы, и узла обороны города. На половине высоты проезда сделана арочная перемычка, к которой примыкали тяжелые створы дубовых ворот (сохранились огромные кованые петли и гнездо от засова). Они были окованы золоченой медью, поэтому и все сооружение получило название Золотых ворот. На уровне перемычки в большие квадратные гнезда были заложены мощные балки оборонительного настила, с которого воины могли обстреливать противника из луков, лить вар, спускать камни. На настил попадали по каменной лестнице в толще южной стены через арочный выход, видный в пролете ворот. Выше лестница шла на огражденную зубцами бруствера верхнюю боевую площадку с небольшой Ризположенской церковью. Белокаменный их куб, прорезанный огромной аркой, застроен в прошлом столетии; по углам поставили круглые башни, с боков — невысокие пристройки. Полностью переделали надвратную Ризположенскую церковь. В проезде ворот культурный слой за минувшие столетия вырос на полтора метра, уменьшив высоту арочного проема. Но и сейчас грозно-красивы ворота, выстроенные князем Андреем, «даже в храме не склонявшим голову свою».

Храм Покрова на    

        Нерли

Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества; вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Ее называют "белой лебедью" русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Это место указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание – искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам.

Во всей русской архитектуре, создавшей  столько непревзойденных шедевров, вероятно, нет памятника, более лирического, чем всемирно известная церковь Покрова на Нерли. Этот удивительно гармоничный белокамен-ный храм, органично сливающийся с окружа-ющим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. "Идеальная согласо-ванность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне, - пишет Н.Н. Воронин. - Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими". Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.

Церковь невелика и удивительно гармонична. Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост - это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестово-купольный четырех - столпный храм. Но строители церкви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. От более ранних владимирских храмов церковь Покрова на Нерли отличается изысканностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции. Здесь нет царственности владимирского Успенского собора, нет мужественной величавости Дмитриевского собора. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли - это воплощенная победа духа над материей. С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленности ввысь.

Всеми доступными приемами неизвестные архитекторы  постарались придать своему сооружению ощущение движения. В значительной мере это достигается спокойным  равновесием и симметрией здания, а также множеством оригинальных строительных находок. Например, практически  невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле  заметный наклон зрительно увеличивает  высоту здания. Этой же цели служит большое  количество бросающихся в глаза  вертикальных линий - удлиненные колонки  аркатурного пояса, узкие высокие  окна, вытянутый барабан купола. Существующая луковичная глава в 1803 году сменила древний шлемовидный  купол.

Стены храма  украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены  два голубя, а под ними - фигуры львов. Еще ниже - три женские маски  с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых  частях фасада - храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют  Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.

Полуцилиндры  апсиды, такие грузные, так сильно выступающие в постройках Юрия Долгорукого, здесь словно утоплены в тело храма, и восточная (алтарная) часть не перевешивает западную. Сложно профилированные пилястры с легкими полуколоннами подчеркивают движение ввысь композиции изящного храма. Аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки которого опираются на резные кронштейны, проходит по всем фасадам  и под карнизом апсид. Выше аркатурно-колончатого  пояса стены украшены рельефами.

Вертикальное  устремление постепенно и незаметно  переходит в полукруглые очертания  закомар. Полукружиям закомар вторят завершения изящно вытянутых окон. И, наконец, церковь венчает полукружие главы, которая раньше была шлемовидной,

 

1.4. Архитектура Московского Кремля.

Московский  Кремль, древнейшая и центральная  часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу р. Москва, один из красивейших  архитектурных ансамблей мира. Кремль Московский в 1156 был укреплен валом; в 1367 возведены стены и башни  из белого камня, в 1485-95 - из кирпича. Башни  получили в 17 в. существующие ныне ярусные и шатровые завершения. Кремль занимает 27,5 га и окружён стеной, протяжённость которой составляет свыше двух километров.

Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" был образован  в 1991 году на базе Государственных музеев Московского Кремля. Он расположен в центре Москвы, на территории Московского  Кремля - одного из крупнейших архитектурных  ансамблей мира, включающего памятники  построенные на протяжении периода  с конца XV по XX век. Исторически Московский Кремль был резиденцией власти и  в наши дни в нем находится  резиденция Президента России. Это  уникальный музейный комплекс, включающий в себя музеи-соборы: Успенский, Архангельский, Благовещенский; церковь Ризоположения, Патриаршие палаты XVII века с церковью двенадцати Апостолов, ансамбль колокольни Ивана Великого и Государственную Оружейную палату - музей-сокровищницу. В отдельной экспозиции, расположенной в подклете Благовещенского собора, представлены материалы по археологии Кремля.

Информация о работе Архитектура Киевской Руси