Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и практическая значимость темы настоящего диплома обусловлена рядом причин.
Во первых в условиях рыночной экономики, при жёсткой конкуренции хозяйствующих субъектов, само понятие несостоятельности и банкротства будет иметь место всегда.
Во вторых, современные условия диктуют свои требования к развитию законодательства. И как показывает практика, за столь короткий промежуток истории становления демократического строя в нашей стране, созданная юридическая база института банкротства должна привлекать к себе всё более пристального внимания и детального изучения.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Понятие и признаки банкротства по действующему
законодательству. Общие положения о банкротстве. 6

Глава 2. Историческое развитие института банкротства.
Формирование нормативной базы. 12

Глава 3. Анализ российского законодательства о банкротстве
в свете зарубежного опыта и рекомендаций 26

Глава 4. Отношения, регулируемые законом о несостоятельности
(банкротстве) юридических лиц. 33

Глава 5. Процедуры банкротства 37
5.1 Введение наблюдения 38
5.2 Финансовое оздоровление 41
5.3 Внешнее управление 43
5.4 Конкурсное производство 45
5.5 Мировое соглашение 50
5.5.1 Особенности заключения мирового соглашения в ходе наблюдения 54
5.5.2 Особенности заключения мирового соглашения в ходе
финансового оздоровления 57
5.5.3 Особенности заключения мирового соглашения в ходе
внешнего управления 59
5.5.4 Особенности заключения мирового соглашения в ходе
конкурсного производства 61

Глава 6. Особенности несостоятельности (банкротства)
отдельных категорий юр. лиц. 61
6.1 Банкротство градообразующих организаций 62
6.2 Банкротство сельскохозяйственных организаций 65
6.3 Банкротство финансовых организаций 68
6.4 Банкротство стратегических предприятий и организаций 72

Заключение 77

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Банкротство юр. лиц.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Предусмотренные § 2 гл. IX Закона специальные правила о банкротстве градообразующих организаций распространяются также на организации, численность работников которых превышает 5000 человек, т.е. законодатель учитывает возможные социальные последствия ликвидации подобных крупных организаций. Следует иметь в виду, что в трудовом законодательстве понятие "численность работников" используется для указания на действительное количество работников организации и аналогично ранее использовавшемуся понятию "штатная численность".

 

Разбирательству дел о банкротстве в арбитражном суде посвящена гл. III Закона. В частности, его ст. 34 предусмотрено, что, по общему правилу, лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, а в случаях, предусмотренных Законом, - федеральные органы исполнительной власти, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации орган местного самоуправления по месту нахождения должника - градообразующей организации признается лицом, участвующим в соответствующем деле о банкротстве.

Кроме того, при рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации арбитражным судом по его усмотрению с учетом конкретных обстоятельств (поскольку какие-либо случаи Законом не определены) в качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, могут быть привлечены федеральные органы, а также органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения должника - градообразующей организации.

Особенностью рассмотрения дела о банкротстве градообразующей организации является также то, что арбитражному суду должны быть предоставлены доказательства о соответствии градообразующей организации требованиям ст. 169 Закона. Такие доказательства прилагаются к заявлению должника в случае, если заявление о признании банкротом подается самим должником, либо к заявлению кредитора или заявлению уполномоченного органа.

Должником такие доказательства могут быть предоставлены также в отзыве должника или на любой стадии банкротства.

Рассмотрение обоснованности требований конкурсных кредиторов, как и уполномоченных органов (заявителей), происходит в заседании арбитражного суда по правилам ст. 48 Закона. В случае признания арбитражным судом требований заявителя обоснованными и введения наблюдения требования иных заявителей рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 71 Закона.

Следует обратить внимание на изменение комментируемой нормы по сравнению с редакцией Закона о банкротстве 1998 г. в части не только содержания доказательств, но и субъектов их представления - ранее такая обязанность была возложена только на самого должника.

 

Разбирательству дел о банкротстве в арбитражном суде посвящена гл. III Закона. В частности, его ст. 34 предусмотрено, что, по общему правилу, лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, а в случаях, предусмотренных Законом, - федеральные органы исполнительной власти, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации орган местного самоуправления по месту нахождения должника - градообразующей организации признается лицом, участвующим в соответствующем деле о банкротстве.

Кроме того, при рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации арбитражным судом по его усмотрению с учетом конкретных обстоятельств (поскольку какие-либо случаи Законом не определены) в качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, могут быть привлечены федеральные органы, а также органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения должника - градообразующей организации.

Особенностью рассмотрения дела о банкротстве градообразующей организации является также то, что арбитражному суду должны быть предоставлены доказательства о соответствии градообразующей организации требованиям ст. 169 Закона. Такие доказательства прилагаются к заявлению должника в случае, если заявление о признании банкротом подается самим должником, либо к заявлению кредитора или заявлению уполномоченного органа.

Должником такие доказательства могут быть предоставлены также в отзыве должника или на любой стадии банкротства.

Рассмотрение обоснованности требований конкурсных кредиторов, как и уполномоченных органов (заявителей), происходит в заседании арбитражного суда по правилам ст. 48 Закона. В случае признания арбитражным судом требований заявителя обоснованными и введения наблюдения требования иных заявителей рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 71 Закона.

Следует обратить внимание на изменение комментируемой нормы по сравнению с редакцией Закона о банкротстве 1998 г. в части не только содержания доказательств, но и субъектов их представления - ранее такая обязанность была возложена только на самого должника.

 

 

 

 

6.2 Банкротство сельскохозяйственных организаций

Редакция ст. 177 Закона практически не отличается от редакции ст. 139 Закона о банкротстве 1998 г.

Нормы ст. 177-179 Закона регулируют особенности (т.е. рассматриваются как специальные по отношению к общим правилам Закона) банкротства сельскохозяйственных организаций, под которыми для целей Закона понимаются юридические лица различных организационно-правовых форм (сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др.), основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% общей суммы выручки. В частности, к таким организациям относятся предусмотренные ФЗ от 08.12.1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации" (СЗ РФ, 1995, N 50, ст. 4870; 1997, N 10, ст. 1120; 1999, N 8, ст. 973; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 2, ст. 160, ст. 167) сельскохозяйственные производственные кооперативы.

Статьи 177-179 (см. п. 2) применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), предусмотренным ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (об этих юридических лицах говорится в отдельном пункте в связи с тем, что указанные условия применяются только к ним).

Под объектами недвижимости подразумеваются предприятия (признаются недвижимостью в соответствии с п. 1 ст. 132 ГК РФ), здания, сооружения, земельные участки, принадлежащие организациям, осуществляющим деятельность, указанную в п. 1 и 2 комментируемой статьи.

В торгах по реализации названных объектов могут участвовать сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные как в данной местности (там же, где и должник), так и за ее пределами. Если указанные субъекты по итогам торгов предложили равные условия, то преимущественное право приобретения объектов недвижимости имеют субъекты, расположенные в данной местности. Исходя из норм ст. 1, 2 ФЗ от 28.08.1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506; 1996, N 17, ст. 1917; N 49, ст. 5500; 1997, N 12, ст. 1378; 2000, N 32, ст. 3330; 2002, N 12, ст. 1093), п. 2 ст. 4 ФЗ от 24.07.2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (СЗ РФ, 2002, N 30, ст. 3018) под "данной местностью" можно подразумевать территорию административно-территориального образования (муниципального образования).

Земельные участки могут отчуждаться в той мере, в какой их оборот допускается ЗК РФ и ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В соответствии со ст. 7, 78 ЗК РФ и п. 3 ст. 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки, о которых идет речь в ст. 177 Закона, должны использоваться по целевому назначению. Поэтому они могут приобретаться только лицами, которые осуществляют сельскохозяйственное производство. Согласно ст. 3 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" указанные в ней субъекты (в т.ч. иностранные юридические лица, юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%) могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (т.е. эти лица не вправе приобрести такой участок в собственность).

Может возникнуть вопрос, применяется ли при продаже земельного участка должника - сельскохозяйственной организации ст. 8 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", предоставляющая субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления преимущественное право покупки земельного участка. Из содержания п. 1 ст. 8 этого Федерального закона следует, что данная статья не распространяется на случаи продажи земельных участков с публичных торгов. Имущество сельскохозяйственной организации, в т.ч. земельные участки, продается, как правило, на торгах (см. п. 3 комментируемой статьи, п. 1, абз. 2 п. 3 ст. 179 Закона). Следовательно, ст. 8 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" может применяться только при реализации земельного участка сельскохозяйственной организации без проведения торгов.

 

 

 

 

6.3 БАНКРОТСТВО ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

 

Статья 180 Закона определяет порядок правового регулирования отношений, связанных с банкротством финансовых организаций. Финансовые организации - кредитные; страховые; профессиональные участники рынка ценных бумаг.

В силу данной статьи Закон к названным объектам применяется субсидиарно, если иное не установлено особыми нормами закона о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций. Представляется, что имеется в виду как непосредственно такой (одноименный) закон, который в настоящее время отсутствует, так и законы о несостоятельности любого из субъектов - финансовых организаций, например действующий ныне Федеральный закон от 25.02.99 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в ред. от 21.03.2002).

Кредитная организация - юридическое лицо в форме общества, осуществляющее лицензируемую деятельность, связанную с определенными банковскими операциями. Кредитные организации обладают специальной правоспособностью.

Рассматриваемая статья сохраняет общий принцип банкротства кредитных организаций - судебным процедурам предшествует проведение Центральным банком РФ специальных внесудебных процедур, направленных на восстановление платежеспособности кредитной организации. При этом Федеральный закон от 25.02.99 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в ред. от 21.03.2002) определяет конкретные мероприятия по предупреждению банкротства - финансовое оздоровление; назначение временной администрации; реорганизация кредитной организации; определяются также основания введения каждой из процедур и способы их реализации.

Переход к судебным мероприятиям в отношении кредитной организации допускается, только если ее положение безнадежно, т.е. специальные процедуры ни к чему не привели. Это означает, что лицензия у кредитной организации уже отозвана и предотвратить это путем проведения административных мероприятий не удалось. Правило, в соответствии с которым арбитражный суд может принять заявление о признании кредитной организации банкротом только после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций, установлено п. 2 статьи 181. Отзыв лицензии оформляется приказом Банка России. Этот приказ, как и любое решение Банка России, может быть обжалован. Президиум ВАС РФ в п. 1 информационного письма "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 15.08.2003 N 74[22] уточняет, что, если к моменту рассмотрения вопроса о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом принято решение о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у этой организации лицензии, арбитражный суд на основании ст. 43 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" возвращает заявление о признании кредитной организации банкротом. При этом важно уточнить, что ч. 5 ст. 20 ФЗ "О банках и банковской деятельности" устанавливает, что обжалование решения Банка России об отзыве лицензии (как и о применении мер по обеспечению исков) не приостанавливает действие этого решения и не свидетельствует о сохранении у кредитной организации лицензии применительно к законодательству о банкротстве. Соответственно для того чтобы суд имел право вернуть заявление о признании кредитной организации банкротом, необходим не факт обжалования приказа об отзыве лицензии, а факт признания судом недействительным соответствующего решения. Естественно, в описанной ситуации возникает практический вопрос: а что делать, если обжаловано решение суда о признании недействительным приказа Банка России об отзыве лицензии? Представляется, что, во-первых, заявление о банкротстве не должно приниматься судом; во-вторых, в случае отмены вышестоящей инстанцией решения о признании недействительным решения об отзыве приказа это не является основанием для обжалования отказа в принятии заявления о банкротстве. Соответственно заявление о банкротстве в описанной ситуации необходимо будет подавать еще раз.

Кроме того, возникает вопрос о последствиях признания недействительным приказа об отзыве лицензии после принятия заявления о банкротстве кредитной организации. Представляется логичным в такой ситуации прийти к выводу о необходимости прекращения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) на любой стадии. Однако ВАС РФ придерживается иной позиции по этому вопросу - в п. 2 письма N 74 сказано, что производство по делу о несостоятельности подлежит прекращению[23], только если приказ Банка России об отзыве лицензии признан недействительным до вынесения решения по делу о банкротстве; если же это случилось после признания кредитной организации банкротом, то производство по делу о банкротстве данной организации продолжается в общем порядке. В результате может возникнуть достаточно редкая ситуация, когда ликвидироваться будет кредитная организация, имеющая лицензию.

Признаки, при наличии которых заявление будет принято, устанавливаются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". В настоящее время это следующие признаки:

- размер задолженности по обязательствам и (или) обязательным платежам в размере 1000 минимальных размеров оплаты труда;

- срок неисполнения обязательств - один месяц.

Таким образом, в настоящее время существует ситуация, когда при банкротстве кредитных организаций роль учредителей (участников) данного юридического лица, а также его кредиторов крайне незначительна. Судебные процедуры конкурсного процесса регулирует ст. 182 Закона.

 

Статья 183 Закона (как и ст. 184 - 186 Закона) регламентирует особенности несостоятельности страховых организаций. Специальным законом указанные отношения несостоятельности не регулируются, поэтому нормы гл. I - VIII Закона применяются к страховым организациям с особенностями, установленными в ст. 183 - 186.

Специфика правового регулирования банкротства страховых организаций состоит в необходимости охраны интересов страховщиков, так как имущество такого юридического лица составляется из страховых премий и обязанностей страховщика по осуществлению страховых выплат.

Страховые организации - юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, создаваемые в форме обществ. Их деятельность регламентируется прежде всего Законом от 27.11.92 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. от 25.04.2002).

Возможность возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) страховой организации не связывается с наличием у нее лицензии - заявление может быть подано независимо от того, отозвана или нет лицензия. При этом внесудебные административные процедуры, направленные на восстановление платежеспособности, применяться могут, но их применение не препятствует возбуждению судебных процедур. Меры, направленные на укрепление пошатнувшегося финансового положения страховой организации, принимает государственный орган по надзору за страховой деятельностью, в настоящее время это - Министерство финансов РФ.

Информация о работе Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц