Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и практическая значимость темы настоящего диплома обусловлена рядом причин.
Во первых в условиях рыночной экономики, при жёсткой конкуренции хозяйствующих субъектов, само понятие несостоятельности и банкротства будет иметь место всегда.
Во вторых, современные условия диктуют свои требования к развитию законодательства. И как показывает практика, за столь короткий промежуток истории становления демократического строя в нашей стране, созданная юридическая база института банкротства должна привлекать к себе всё более пристального внимания и детального изучения.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Понятие и признаки банкротства по действующему
законодательству. Общие положения о банкротстве. 6

Глава 2. Историческое развитие института банкротства.
Формирование нормативной базы. 12

Глава 3. Анализ российского законодательства о банкротстве
в свете зарубежного опыта и рекомендаций 26

Глава 4. Отношения, регулируемые законом о несостоятельности
(банкротстве) юридических лиц. 33

Глава 5. Процедуры банкротства 37
5.1 Введение наблюдения 38
5.2 Финансовое оздоровление 41
5.3 Внешнее управление 43
5.4 Конкурсное производство 45
5.5 Мировое соглашение 50
5.5.1 Особенности заключения мирового соглашения в ходе наблюдения 54
5.5.2 Особенности заключения мирового соглашения в ходе
финансового оздоровления 57
5.5.3 Особенности заключения мирового соглашения в ходе
внешнего управления 59
5.5.4 Особенности заключения мирового соглашения в ходе
конкурсного производства 61

Глава 6. Особенности несостоятельности (банкротства)
отдельных категорий юр. лиц. 61
6.1 Банкротство градообразующих организаций 62
6.2 Банкротство сельскохозяйственных организаций 65
6.3 Банкротство финансовых организаций 68
6.4 Банкротство стратегических предприятий и организаций 72

Заключение 77

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Банкротство юр. лиц.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

В арбитражном процессе по делу о банкротстве страховой организации может участвовать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью (сейчас это - Министерство финансов РФ). Названный орган в настоящее время не может быть заявителем - инициатором возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве), поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 100 представлять интересы РФ как по обязательствам, так и по обязательным платежам уполномочена ФСФО РФ; следовательно, ФСФО и будет заявителем, в том числе и по делам о банкротстве кредитных организаций.

Уполномоченный орган, осуществляющий надзор за деятельностью страховых организаций, должен быть уведомлен о возбуждении в отношении страховой организации конкурсного процесса. Обязанность по осуществлению уведомления лежит на должнике и на конкурсном управляющем - это установлено п. 3 комментируемой статьи. Из этого не следует, что в отношении страховой организации не могут проводиться другие (восстановительные) процедуры; поэтому представляется, что норму п. 3 комментируемой статьи следует толковать расширительно, с тем чтобы обязанность по уведомлению уполномоченного органа лежала на должнике либо любом арбитражном управляющем.

Следует отметить, что в случае инициирования конкурса уполномоченным органом (ФСФО РФ) он обязан уведомить Министерство финансов о своем намерении подать заявление о банкротстве - это установлено Постановлением Правительства РФ N 218.

 

 

 

 

 

 

6.4 БАНКРОТСТВО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ.

 

Нормы статьи 190 Закона (как и всего § 5 гл. IX Закона) - устанавливают возможность и особенности банкротства субъектов, являющихся стратегическими предприятиями и организациями.

Пункт 1 рассматриваемой статьи определяет указанных субъектов, к которым применяются особые правила несостоятельности (банкротства). Это следующие юридические лица:

- федеральные государственные унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;

- организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские; проектно-конструкторские, испытательные и другие, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Таким образом, определены некоторые сущностные параметры, позволяющие отнести юридическое лицо к числу стратегических предприятий и организаций. Рассмотренные сущностные параметры должны быть положены в основу составления Правительством РФ перечня стратегических предприятий и организаций. Этот перечень будет подлежать обязательному опубликованию.

Цель выделения такой особой категории субъектов конкурсного права, как стратегические предприятия и организации, - установление для них льготного режима, который если не делает невозможным их банкротство, то значительно этому препятствует.

В частности, это проявляется в определении п. п. 3, 4 статьи 190 признаков, достаточных для принятия арбитражным судом заявления о признании стратегического должника несостоятельным (банкротом). Это следующие признаки:

- срок неисполнения обязательств перед кредиторами и обязанностей по осуществлению обязательных платежей - шесть месяцев (с момента, кода они должны были быть исполнены);

- размер неисполненных обязательств и обязанностей - минимум 500 тыс. руб.

Как видим, к стратегическим должникам применяются более мягкие требования в части признаков несостоятельности.

Отметим, что данная статья не исключает применение к данной категории должников всех остальных норм, касающихся признаков банкротства: о составе требования; о подаче заявления лицом, имеющим решение суда по соответствующему требованию; о введении наблюдения на специальном заседании суда и т.д.

Статья 191 Закона регламентирует порядок применения по отношению к стратегическим должникам мер, направленных на предупреждение банкротства.

Разработку и осуществление этих мер осуществляет Правительство РФ, причем порядок действий Правительства в данном направлении может быть установлен федеральными законами или иными нормативными правовыми актами. Представляется, что в данном случае мы столкнулись с неточностью Закона, который, видимо, имел в виду иные правовые акты и иные нормативные акты (согласно п. 6 ст. 3 ГК иные правовые акты - это указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, иные нормативные акты - акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти).

Из текста этой статьи, к сожалению, не следует, право или обязанность установлены ее нормами для Правительства РФ в плане проведения определенных мероприятий и, если это обязанность, каковы последствия ее неосуществления.

К мероприятиям, направленным на предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций, относятся следующие:

- учет и анализ финансового состояния и платежеспособности стратегических должников (соответственно необходима разработка правил такого учета и анализа);

- реорганизация стратегических предприятий и организаций (при этом необходимо соблюдать положения ГК (ст. 57 - 60), касающиеся порядка проведения реорганизации и защиты прав кредиторов реорганизуемого юридического лица);

- погашение задолженности федерального бюджета, возникшей в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа перед стратегическими организациями - исполнителями работ по государственному оборонному заказу. Это положение ч. 4 комментируемой статьи интересно тем, что в качестве досудебного мероприятия, направленного на предупреждение банкротства, называет исполнение государством своих договорных обязанностей, причем относит это к компетенции Правительства РФ;

- обеспечение проведения реструктуризации задолженности (как в части основного долга, так и по уплате процентов, пеней, штрафов) стратегических должников, являющихся исполнителями по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами. В данном случае задачей Правительства РФ будет, очевидно, разработка условий реструктуризации задолженности стратегического должника по обязательным платежам и создание условий принятия реструктуризации субъектами получения выплат;

- содействие в достижении соглашения стратегических должников и кредиторов о реструктуризации задолженности по обязательствам, в том числе путем предоставления государственных гарантий (последнее представляется наиболее действенным механизмом; при этом возникает вопрос о том, как оформляется и чем обеспечивается предоставление этих гарантий);

- проведение досудебной санации, т.е. предоставление должнику финансовой помощи в размере, необходимом для удовлетворения всех требований по обязательствам и обязательным платежам, а также для восстановления платежеспособности должника; досудебная санация проводится в соответствии со ст. 31 Закона;

- осуществление иных мероприятий, направленных на предупреждение банкротства стратегических должников (это могут быть как экономические, так и юридические меры).

Статья 191 Закона не определяет какие-либо минимальные либо максимальные сроки осуществления досудебных мероприятий. Возможно, эти сроки, как и иные параметры, будут содержаться в правовых и нормативных актах, разработанных в целях проведения мер по предупреждению банкротства стратегических должников. В любом случае досудебная стадия может быть прекращена обращением в суд субъекта, имеющего такое право, с заявлением о признании должника банкротом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В своей работе я рассмотрел Федеральный закон  “О несостоятельности (банкротстве)”. Этот закон, конечно же, отличается от закона 1998 года и включает в себя целый ряд положений, являющихся новыми для российского законодательства, но как видно из примеров приведённых выше содержит ряд норм, которые противоречат как нормам Гражданского Кодекса РФ, так и нормам самого закона. В нем обнаруживается стремление законодателей обеспечить по возможности исчерпывающее регулирование соответствующих отношений. Вместе с тем в ряде случаев это оказалось невозможным. К сожалению такая ситуация прослеживается не только в законодательстве о банкротстве, но и в других отраслях российского законодательства. Но это и не удивительно ведь законодательство о банкротстве действует сравнительно недавно, с 1 марта 1993 года.

Проведенный в дипломной работе анализ действующего Федерального Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» позволяет однозначно сделать вывод, что сегодняшнее законодательство более совершенно и гибко, что, несомненно, будет способствовать созданию нормального экономического оборота, но, конечно, и здесь тоже есть кое-какие недостатки.

Несомненным достоинством закона является более детальная и тщательная регламентация процедур банкротства: внешнего управления; конкурсного производства, заключение мирового соглашения, а также введение совершенно новой для российского законодательства процедуры наблюдения. Но нельзя останавливаться на достигнутом, нужно всегда совершенствоваться, и, я не сомневаюсь, что когда-нибудь мы найдем идеал решения этих проблем.

И в заключение всего, я бы хотел привести статистические данные, опубликованные в журнале «Российская юстиция» № 11 2004г «Работа арбитражных судов Российской Федерации в первом полугодии 2004 года»:

По заявлениям налоговых органов в отчетном периоде рассмотрено 25021 дело о ликвидации юридических лиц, что на 39,7% больше, чем в первом полугодии 2003 года.

В отчетном периоде почти в 2 раза увеличилось количество поступивших и принятых к производству заявлений о признании предприятий несостоятельными (банкротами).

Если в первом полугодии 2003 года поступило 2509 заявлений и признаны 1096 предприятий банкротами, то за отчетный период поступило 4972 заявления, при рассмотрении которых принято 1725 решений о признании должников банкротами.

По состоянию на 1 июля 2004 года в производстве арбитражных судов находилось 5539 дел о несостоятельности (банкротстве). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.      Комментарий к Федеральному Закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"  М.В. Телюкина

2.      Гражданский кодекс РФ

3.      Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8.

4.      Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 6 / Под. ред. В.Ф. Яковлева. М.: Юрид. лит., 1999. С. 296.

5.      Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 декабря 1997 г. N 23

6.      Телюкина М.В. Соотношение понятий «несостоятельность» и «банкротство» в дореволюционном и современном праве // Юрист. 1997. №12. С.18.

7.      «Закон» № 6 1998 г.

8.      Постановление Пленума ВАС от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление Пленума N 4),

9.      Комментарий к ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (автор главы - Скворцов О.Ю.) / Под ред. Попондопуло В.Ф. М., 2003. С. 145. 

10. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 декабря 1997 г. N 23

11. Информационное письмо ВАС РФ от 06.08.99 N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике"

12. АПК РФ

13. Эрделевский А. М. Гражданское право – конспект ответа на экзамене // Москва, Юристъ 2003 г.

 

14. Весенева Н., Безнадежному банкроту помочь невозможно. // Бизнес – адвокат. 2002 г. №13.

15. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2003 г., № 2.

16. Трофимов К. Ликвидация юридических лиц: вопросы имущественной ответственности // Хозяйство и право. 2002. №9.

17. «Российская юстиция» № 11 2004г

 

               18. Баренбойм П. Правовые основы банкротства - М., Тейс, 1995 г.

               19.  Добровольский А. А. Свод общеимперских положений о торговой и неторговой несостоятельности. М. 1914. с.156.

              20.  Малышев К. И. Исторический очерк конкурсного процесса. С-Пб., 1871.с. 238.

              21.  Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. т.1 Законодательство Древней Руси. – М: 1984. с.68.

             22.  Попонудуполо В.Ф. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предпринимателей: Учебное пособие – СПб., 1995 г.

            23. Собрание узаконений РСФСР 1927 г. № 123 с. 830

            24. Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. – М., Норма-Инфра, 1998 г

Информация о работе Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц