Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и практическая значимость темы настоящего диплома обусловлена рядом причин.
Во первых в условиях рыночной экономики, при жёсткой конкуренции хозяйствующих субъектов, само понятие несостоятельности и банкротства будет иметь место всегда.
Во вторых, современные условия диктуют свои требования к развитию законодательства. И как показывает практика, за столь короткий промежуток истории становления демократического строя в нашей стране, созданная юридическая база института банкротства должна привлекать к себе всё более пристального внимания и детального изучения.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Понятие и признаки банкротства по действующему
законодательству. Общие положения о банкротстве. 6

Глава 2. Историческое развитие института банкротства.
Формирование нормативной базы. 12

Глава 3. Анализ российского законодательства о банкротстве
в свете зарубежного опыта и рекомендаций 26

Глава 4. Отношения, регулируемые законом о несостоятельности
(банкротстве) юридических лиц. 33

Глава 5. Процедуры банкротства 37
5.1 Введение наблюдения 38
5.2 Финансовое оздоровление 41
5.3 Внешнее управление 43
5.4 Конкурсное производство 45
5.5 Мировое соглашение 50
5.5.1 Особенности заключения мирового соглашения в ходе наблюдения 54
5.5.2 Особенности заключения мирового соглашения в ходе
финансового оздоровления 57
5.5.3 Особенности заключения мирового соглашения в ходе
внешнего управления 59
5.5.4 Особенности заключения мирового соглашения в ходе
конкурсного производства 61

Глава 6. Особенности несостоятельности (банкротства)
отдельных категорий юр. лиц. 61
6.1 Банкротство градообразующих организаций 62
6.2 Банкротство сельскохозяйственных организаций 65
6.3 Банкротство финансовых организаций 68
6.4 Банкротство стратегических предприятий и организаций 72

Заключение 77

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Банкротство юр. лиц.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

 

5.5.1 Особенности заключения мирового соглашения в ходе наблюдения

В ходе наблюдения исполнительные органы должника продолжают осуществлять свои функции, определенные учредительными документами и законами. Юридические лица в гражданском обороте осуществляют свою деятельность именно через исполнительные органы. Состав, порядок избрания (формирования), компетенцию и названия исполнительных органов определяют учредительные документы, соответствующие положениям законодательства. Коммерческие организации, если это прямо предусмотрено законом (ст. 42 Закона об ООО, ст. 69 Закона об АО) вправе передать исполнение функций единоличного исполнительного органа управляющему (индивидуальному предпринимателю) или управляющей компании (коммерческой организации). Используемый в настоящем пункте термин "руководитель" устарел и не отвечает современной правовой действительности.

2. Если мировое соглашение является крупной сделкой или сделкой с заинтересованностью (что почти наверняка), то его заключение исполнительным органом невозможно без решения соответствующего органа (высшего органа управления либо совета директоров при трехзвенной структуре управления юридического лица). Гражданское законодательство не содержит единого определения крупной сделки. В специальных законах (ст. 46 Закона об ООО, ст. 78, 79 Закона об АО, ст. 23 Закона об унитарных предприятиях) и учредительных документах определяется понятие крупной сделки. Для юридических лиц различных организационно-правовых форм специальные законы определяют разный размер крупной сделки. Этот дифференцированный подход законодателя следует учитывать при выявлении полномочий органов юридического лица принимать решение о заключении мирового соглашения.

Учредительные документы юридического лица также могут определять размеры сделок (снижая этот размер по отношению к установленному законом), заключение которых не входит в компетенцию исполнительных органов, а требует одобрения иных органов управления юридического лица. Учредительные документы и специальные законы устанавливают также порядок принятия решений по вопросам заключения крупной сделки и сделки с заинтересованностью (ст. 79, 83 Закона об АО, ст. 37 Закона об ООО, ст. 23 Закона об унитарных предприятиях, ст. 27 ФЗ от 12.01.1996 г. "О некоммерческих организациях". - СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 145; 1998, N 48, ст. 5849; 1999, N 28, ст. 3473; 2002, N 12, ст. 1093; N 52, ст. 5141).

3. Заключение мирового соглашения входит в компетенцию исполнительного органа (после одобрения другим органом управления юридического лица или нет) и не ограничивается требованиями ст. 64 Закона.

Участие третьих лиц в мировом соглашении возможно только, если на то имеется согласие конкурсных кредиторов при определенных обстоятельствах, и, что значительно важнее, согласие должника. Учредители и участники должника - юридического лица, как и собственник имущества, в мировом соглашении выступают как третьи лица. Особого статуса для названных лиц Закон не предусматривает, поэтому их также можно считать третьими лицами. Более того, они являются заинтересованными третьими лицами в любом случае, хотя ст. 19 Закона почему-то их не упоминает.

Следует отличать сделку с заинтересованностью, заключение которой не входит в компетенцию исполнительного органа должника, и сделку с заинтересованностью (мировое соглашение) для собрания кредиторов, которая может и не быть сделкой с заинтересованностью вне рамок Закона и относиться к компетенции исполнительного органа должника. Так, если третьим лицом, желающим принять участие в мировом соглашении, окажется один из участников кредитора юридического лица, то для собрания кредиторов этот участник будет считаться заинтересованным лицом, а по отношению к должнику он не создает ситуацию, в которой сделка (в данном случае мировое соглашение) согласно специальным законам относится к сделкам с заинтересованностью (ст. 45 Закона об ООО, ст. 81 Закона об АО, ст. 22 Закона об унитарных предприятиях, ст. 27 ФЗ "О некоммерческих организациях").

Какие правовые последствия влечет несоблюдение требований комментируемого пункта, если информацию о заинтересованности участники мирового соглашения не доведут до сведения собрания кредиторов и не отразят в мировом соглашении? Все специальные законы, определяющие сделки с заинтересованностью, устанавливают последствия несоблюдения требований закона в виде возможности признания сделки недействительной судом по иску лица, в чьих интересах установлены ограничения. Лицо, нарушившее требование закона, обязано возместить юридическому лицу убытки, которые оно понесло в результате названного нарушения. В отсутствие дополнительных норм Закона, видимо, следует руководствоваться общими положениями о недействительности сделок (ст. 168 ГК РФ). Поскольку комментируемый пункт требует сообщения о заинтересованности, которое имеется у участников мирового соглашения, то умалчивание этого обстоятельства является нарушением нормы закона. Поскольку иные последствия этого нарушения Законом не установлены, мировое соглашение, заключенное с названным нарушением, должно считаться ничтожным.

В п. 5 речь идет только о временных рамках. Собрание кредиторов вправе обсудить мировое соглашение и принять решение о его заключении, но это решение не означает, что мировое соглашение считается заключенным. Решение о заключении мирового соглашения на определенных собранием кредиторов условиях означает, что представителю такого собрания даны полномочия на подписание мирового соглашения от имени собрания кредиторов и уполномоченных органов, как только все остальные требования Закона будут выполнены. Если органы (орган) управления должника не одобрят мировое соглашение (его условие), то даже при наличии решения собрания кредиторов мировое соглашение заключить не удастся. Но это не препятствует дальнейшему согласованию позиций сторон. Если условия мирового соглашения будут изменены в ходе переговоров, то новые условия (измененное мировое соглашение) подлежат рассмотрению как собранием кредиторов, так и органами управления должника, в компетенцию которых входит одобрение подобных сделок.

6. Положения п. 6 ограничивают круг лиц, которые вправе участвовать в мировом соглашении. Кредиторы, чьи требования не были включены в реестр требований кредиторов по той или иной причине, вправе обращаться к должнику со своими требованиями после заключения последним мирового соглашения в общем порядке (по правилам АПК РФ и ГПК РФ). После вступления мирового соглашения в силу дело о банкротстве прекращается (ст. 57, п. 4 ст. 150 Закона), и все требования кредиторов должны предъявляться и рассматриваться в общем порядке.

 

 

 

 

 

5.5.2 Особенности заключения мирового соглашения в ходе финансового оздоровления

 

1. В период финансового оздоровления действия органов управления должника совершаются под контролем административного управляющего. В ст. 82 Закона перечислены все ограничения действий органов управления должника. Указанные в статье сделки должник вправе осуществлять только с письменного согласия административного управляющего, но мировое соглашение не относится к контролируемым сделкам. Как и на стадии наблюдения, исполнительные органы должника самостоятельно, если это входит в их компетенцию, заключают мировое соглашение от имени должника.

2. В настоящем пункте, как и в п. 2 ст. 151, ст. 153-154 Закона некорректно сформулирована компетенция исполнительного органа. В законодательной практике (в специальных законах) сложилось устойчивое определение "одобрение сделки", хотя оно и содержит потенциальную возможность двойного толкования. Именно его и следовало использовать, а не оперировать расплывчатым понятием "согласование". Заключение сделки по своей природе является более категорическим действием, чем одобрение (поэтому этот термин тоже неудачный). Это ни что иное, как принятие решения о заключении сделки, и попытки свести все к одобрению, по существу, нарушают права участников (учредителей) юридического лица. Органы управления, к чьей компетенции относится принятие решения о заключении крупной сделки или сделки с заинтересованностью, принимают (или нет) это решение, а исполнительный орган только технически оформляет принятое решение.

В законодательстве термин "одобрение" используется в смысле разрешения (сначала принимается решение о заключении сделки) и в смысле согласия на уже совершившееся действие (когда сначала заключили сделку, а потом ее одобрили; см., например, п. 3 ст. 10 Закона об АО, п. 2 ст. 11 Закона об ООО). В комментируемом пункте одобрение означает сначала принятие соответствующим органом управления решения о заключении мирового соглашения как крупной сделки или сделки с заинтересованностью, а затем подписание (техническое оформление) исполнительным органом от имени должника - юридического лица.

Содержание мирового соглашения определяется органами юридического лица - должника самостоятельно, без контроля административного управляющего.

Пункт 4 дословно повторяет п. 4 ст. 151 Закона. Закон о банкротстве 1998 г. не содержал положений, регулирующих заключение мирового соглашения на каждой стадии дела о банкротстве. Правила ст. 151-154 Закона можно считать новеллами.

Поскольку комментируемая статья отражает особенности заключения мирового соглашения на стадии финансового оздоровления, то возникла необходимость в повторении п. 5 ст. 151 Закона. Хотя можно было бы использовать и другой законодательный прием, позволяющий избежать неоднократного повторения положений комментируемого пункта.

Пункт 6 повторяет п. 6 ст. 151 Закона, но фактически круг лиц, участвующих в мировом соглашении, расширяется за счет стадии финансового оздоровления. Конкурсные кредиторы, чьи требования не включены в реестр требований кредиторов по причине их рассмотрения судом в период наблюдения, если суд сочтет эти требования обоснованными и вынесет определение об их включении в реестр, пополнят ряды конкурсных кредиторов, участвующих в мировом соглашении при его заключении на стадии финансового оздоровления.

 

 

 

 

5.5.3 Особенности заключения мирового соглашения в ходе внешнего управления

 

Заключение мирового соглашения на стадии внешнего управления отличается тем, что в этот период исполнительные органы должника устраняются от управления юридическим лицом, и выполнение их функций возлагается на внешнего управляющего (ст. 94 Закона). Внешний управляющий принимает решение и заключает мировое соглашение от имени должника. Поскольку выполнять мировое соглашение должен будет уже не внешний управляющий, а сам должник, возникает вопрос о правомерности такого подхода. Разумнее и юридически точнее испрашивать согласие должника и обсуждать с ним условия мирового соглашения, тем более, что решение о заключении крупных сделок и сделок с заинтересованностью принимается органами управления должника. Во избежание недобросовестного поведения внешних и конкурсных управляющих можно рекомендовать в уставах юридических лиц включать в компетенцию органов управления заключение мирового соглашения в рамках рассмотрения дела о несостоятельности.

Трудно переоценить значение мирового соглашения и последствия его заключения для юридического лица, поскольку у суда были основания признать должника несостоятельным (банкротом) и довести дело до внешнего управления. Мировое соглашение, заключаемое на стадии внешнего управления и конкурсного производства (когда исполнительный орган отстранен от управления), может быть только крупной сделкой. На наш взгляд, у кредиторов нет гарантий исполнения мирового соглашения должником, если он не участвовал в его подготовке и не согласился с его условиями. Без согласия должника, которое может быть сформулировано его органами управления, принимающими решение по крупным сделкам, правовая конструкция мирового соглашения представляется сомнительной и неэффективной. Сомнительной, поскольку ни внешний, ни конкурсный управляющий не являются законно избранными органами управления юридического лица, и в их обязанности не входят учет, соблюдение и защита интересов должника. Должник лишается возможности действовать в своем интересе, тем самым нарушается важнейший принцип равенства субъектов в гражданском правоотношении.

Пункт 2 повторяет п. 2 ст. 151 Закона.

Исходя из того, что на стадии внешнего управления и конкурсного производства мировое соглашение от имени должника заключает внешний или конкурсный управляющий, участие третьих лиц в мировом соглашении возможно только с согласия должника. О заинтересованных лицах.

Зеркальное отражение в настоящем пункте содержания п. 4 ст. 151, ст. 152 Закона подтверждает единый подход к учету требований кредиторов при заключении мирового соглашения.

 

5.5.4 Особенности заключения мирового соглашения в ходе конкурсного производства

 

Дополнительные особенности, отличающие заключение мирового соглашения на стадии конкурсного производства от его заключения на стадии внешнего управления, ст. 154 не устанавливает.  Настоящий пункт полностью воспроизводит п. 2 ст. 151 Закона.

Заключение мирового соглашения на стадии конкурсного производства сохраняет юридическое лицо как субъекта гражданских правоотношений. Все кредиторы, чьи требования не были включены в реестр требований кредиторов до собрания кредиторов, принявшего решение заключить мировое соглашение, вправе обратиться со своими требованиями к должнику в общем порядке, установленном процессуальным законодательством.

 

 

6. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юр. лиц.

По сравнению с Законом о банкротстве 1998 г. ст. 168 Закона изменила состав отдельных категорий должников - юридических лиц, для которых предусмотрены особенности банкротства. В сферу института банкротства теперь включены также стратегические организации и предприятия, субъекты естественных монополий. При этом правила об особенностях банкротства субъектов естественных монополий (§ 6 гл. IX Закона) вступили в силу с 01.01.2005 г. в связи с проводимой Правительством РФ программой реструктуризации естественных монополий.

К отношениям, связанным с банкротством указанных организаций и предприятий, в приоритетном порядке применяются правила гл. IX Закона о банкротстве, определяющие особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц. Общие правила, регулирующие банкротство должников - юридических лиц, применяются, если иное не установлено в статьях гл. IX Закона.

 

6.1 Банкротство градообразующих организаций

 

Градообразующие организации составляют отдельную категорию должников - юридических лиц.

Понятие "градообразующая организация" по сравнению с Законом о банкротстве 1998 г. претерпело изменение в том смысле, что численность работников градообразующих организаций определяется без учета членов их семей и исходит из процентного отношения этой численности к численности только работающего населения соответствующего населенного пункта. Теперь под градообразующими организациями понимаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Следует учитывать, что данное понятие установлено только для целей Закона.

Информация о работе Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц