Заинтересованные лица антикризисного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 00:01, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня объемы потребления услуг и товаров растут с беспрецедентной динамикой. Согласно известной формуле " спрос рождает предложение " столь же динамично развивается бизнес в России и Беларуси. При таком бешеном темпе развития, несомненно, нужны новые эффективные инструменты управления бизнесом.

Становление рыночной экономики объективно обуславливает возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. Достижение оптимальной инфраструктуры производства, соответствующей потребностям и платежеспособному спросу субъектов экономической деятельности (населения, предприятий, общественных и государственных организаций), зависит от национального рынка и изменяющейся рыночной ситуации. От характера и структуры рыночных потребностей, способности и возможности их прогнозирования и степени соответствующей реакции зависит судьба предприятий, производящих товары и услуги, направлений и секторов экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Заинтересованные лица антикризисного менеджмента 5
1.1.Заинтересованные лица: понятие и структура 5
1.2.Интересы заинтересованных лиц 7
ГЛАВА 2 Анализ экономических показателей предприятия 12
2.1.Краткая организационно-экономическая характеристика ЗАО «РК» 12
2.2.Оценка финансово-экономического состояния ЗАО «РК» 14
ГЛАВА 3 Принятие антикризисных мер 24
3.1.Программа антикризисного управления 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Курсовая антикризиное управление.docx

— 98.68 Кб (Скачать)
 

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования «Московский  государственный  университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»  Минский Филиал МЭСИ 
 
 
 
 
 
 

    Курсовая  работа

    по  дисциплине «Практика антикризисного менеджмента» 

    Тема: «Заинтересованные лица антикризисного менеджмента» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                  Проверила: Красиченко Л. В.

                                                                                  Выполнила: Бакун А. В.

                                                                                  АУ группа № 45 
 
 

    Минск 2011

    СОДЕРЖАНИЕ 

          с
    ВВЕДЕНИЕ     3
    ГЛАВА 1 Заинтересованные лица антикризисного менеджмента     5
    1.1.Заинтересованные лица: понятие и структура     5
    1.2.Интересы заинтересованных лиц     7
    ГЛАВА 2 Анализ экономических показателей предприятия        12
    2.1.Краткая организационно-экономическая характеристика  ЗАО «РК»        12
    2.2.Оценка финансово-экономического состояния ЗАО «РК»        14
    ГЛАВА 3 Принятие антикризисных мер        24
    3.1.Программа антикризисного управления        24
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ        29
    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        32
           
           
       
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Сегодня объемы потребления услуг и товаров  растут с беспрецедентной динамикой. Согласно известной формуле " спрос  рождает предложение " столь же динамично развивается бизнес в  России и Беларуси. При таком бешеном темпе развития, несомненно, нужны новые эффективные инструменты управления бизнесом.

    Становление рыночной экономики объективно обуславливает возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. Достижение оптимальной инфраструктуры производства, соответствующей потребностям и платежеспособному спросу субъектов экономической деятельности (населения, предприятий, общественных и государственных организаций), зависит от национального рынка и изменяющейся рыночной ситуации. От характера и структуры рыночных потребностей, способности и возможности их прогнозирования и степени соответствующей реакции зависит судьба предприятий, производящих товары и услуги, направлений и секторов экономики. Неравномерное развитие экономики, и тем более отдельных ее частей, колебание объемов производства и сбыта, значительные спады производства, что характеризуется как кризисная ситуация, следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций (хотя для отдельного предприятия это может быть именно так), а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике.

    Кризисные ситуации, возникшие в результате отсутствия соответствующих профилактических мер, могут привести к чрезмерному  разбалансированию экономики предприятия  и неспособности продолжения  финансового обеспечения производственного  процесса, что квалифицируется как  банкротство предприятия. Преодоление  этого состояния требует применения специальных мер (процедур) либо прекращения  деятельности данного предприятия  и его ликвидации, что, как показывает мировая практика, также нельзя рассматривать  как случайность. Банкротство значительной части фирм, особенно новых, зафиксировано  во всех странах, где ведется подобная статистика. Английские исследователи, например, отмечают, что около 70 - 80% новых фирм прекращают свою деятельность к концу второго года существования.

    С закономерностями рыночной экономики  связан и определенный характер жизненного цикла предприятия, также характеризующий  процессы возникновения кризисных  ситуаций и банкротств.

    Для каждого предприятия существует предел роста объемов деятельности, при этом одни и те же процессы могут  быть и стимуляторами развития, и  факторами, тормозящими развитие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА АНТИКРИЗИСНОГО МЕНЕДЖМЕНТА 

    1.   Заинтересованные лица: понятие и структура
 

          Помимо непосредственных участников, в каждом случае  антикризисного менеджмента есть заинтересованные лица, интересы которых, не совпадающие с интересами непосредственных участников.

    Термин  «заинтересованные лица» (“Stakeholders”) является ключевым в развивающейся в западных странах с 1963 г. «Теории заинтересованных лиц» (Stakeholders Theory). Сущность этой концепции состоит в том, что частное предприятие должно быть социально-ориентированным и помимо акционеров (собственников) предприятия (stockholders) существует гораздо более широкий круг лиц (stakeholders), оказывающих влияние на деятельность организации и чьи интересы должны учитываться в ее деятельности.

    К числу "заинтересованных лиц" организации  относят:

  • акционеров;
  • руководителей;
  • персонал;
  • поставщиков;
  • потребителей;
  • кредиторов;
  • средства массовой информации;
  • представителей государства;
  • сообщество местных жителей;
  • общество в целом.1
 

    Заинтересованными лицами антикризисного менеджмента  могут быть:

  • топ-менеджеры организации;
  • персонал;
  • поставщики;
  • потребители;
  • кредиторы;
  • органы власти (федеральные, местные); надзорные органы;
  • местные жители;
  • профсоюзы;
  • средства массовой информации и др.

    Заинтересованность  лиц, непосредственно не участвующих  в антикризисном менеджменте, может  быть формальной (основанной на соответствующих  нормативных правовых актах) и неформальной, коллективной и индивидуальной, системной  и ситуативной.

    Например, местная налоговая инспекция, на учете которой стоит данная организация,  заинтересована в том, чтобы все  обязательные платежи были исполнены  в установленные Налоговым Кодексом сроки, а не в предоставления отсрочки (рассрочки) по обязательным платежам, даже если взимание обязательных платежей угрожает организации банкротством. Причина такого «рвения» фискальных органов  лежит в ограниченности финансовых ресурсов, предусмотренных на отсрочку (рассрочку) обязательных платежей в федеральном бюджете и находящихся в распоряжении данной налоговой инспекции.

    Все заинтересованные лица антикризисного менеджмента могут быть разделены на две  группы (см. рис.1.1.)

    Рис. 1.1. Заинтересованные лица антикризисного менеджмента 
 
 

    Внутренние  заинтересованные лица включают:

  1. собственников;
  2. наемных руководителей (топ-менеджеры);
  3. персонал.

    Внешние заинтересованные лица подразделяются на следующие  группы:

  1. партнеры (поставщики, потребители, кредиторы);
  2. властные (федеральные, местные) органы;
  3. фискальные (инспекции) органы;
  4. надзорные (пожарные, санитарные, потребительские, экологические, горные и пр.) органы;
  5. ассоциации, общественные движения (защиты прав потребителей, защиты животных, защиты окружающей среды и пр.), партии;
  6. местные жители;
  7. средства массовой информации;
  8. все общество в целом.
 
    1.   Интересы заинтересованных лиц
 

    Следует подчеркнуть, что у каждой проблемной организации в разных кризисных  ситуациях есть свой индивидуальный набор заинтересованных лиц. Конкретные интересы заинтересованных лиц различны. Вместе с тем, основные интересы заинтересованных лиц можно определить в целом.  Для этого необходимо  классифицировать  все интересы на позитивные (чего стремятся  достичь) и негативные (чего хотят  избежать). (См. Таблицу 1.2). 

    Таблица 1.2. Основные интересы заинтересованных лиц антикризисного менеджмента

Заинтересованные  лица     Интересы
    Позитивные     (чего стремятся достичь)     Негативные

 (чего хотят избежать)

ВНУТРЕННИЕ        
Собственники Восстановить  ликвидность предприятия (уровень доходности, соизмеримый с риском вложения, позволяющий выгодно продать предприятия ) Банкротства, потери собственности или своих вложений в собственность
    Наемные руководители (топ-менеджеры)     Удержаться  в структуре управления  Отстранения  от руководства.
    Персонал Стабильной  занятости, роста зарплаты. Сокращения  выплат и зарплат, потери работы.
          ВНЕШНИЕ            
          Поставщики Сохранения  партнерских отношений. Возврата задолженности (если есть) Разрыва партнерских  отношений. Потери кредиторской задолженности.
    Потребители Удовлетворения  своих запросов. Продолжения поставок. Принудительного взыскания долга (если есть). Ущерба жизни, здоровью в результате потребления продукта.
    Кредиторы Удовлетворение  своих требований. Сохранения партнерских отношений. Потери кредитов. Разрыва партнерских отношений.
Властные  органы     Сохранения:
  • рабочих мест
  • производственного потенциала организации
  • социальных функций организации (предоставление жилья, отопления, благоустройство территории, детские оздоровительные лагеря и т.п.).
  • налоговой базы.
    Роста безработицы.

    Потери  социальных функций.

    Потери  производственного потенциала.

Надзорные органы Соблюдения  поднадзорных правил и ограничений. Нарушения поднадзорных правил и ограничений.
Ассоциации, общественные движения, партии.     Достижения  уставных задач (охрана, защита, развитие и пр.).

Демонстрации  своей общественной значимости.

Угроз достижению уставных задач (невозможности охраны, защиты, развития). Потери своей общественной значимости.
Местные жители Наличия «привычных»  рабочих мест. Удовлетворения социальных потребностей (в жилье, тепле, транспорте, лечении, дорогах и т.п.).

    Отсутствия  вреда жизни и здоровью.

Потери «привычных»  рабочих мест. Потери источника удовлетворения социальных потребностей (в жилье, тепле, транспорте, лечении, дорогах и т.п.).Вреда жизни и здоровью.
Средства  массовой информации Первыми сообщить «горячую» новость.

Продемонстрировать  свою общественную значимость. Обладать способностью привлекать рекламу.

Потерять:
  • «горячую» новость
  • общественную значимость
  • способность привлекать рекламу
Общество  в целом Обеспечения национальной безопасности.

Экономического  роста.

Повышения конкурентоспособности  экономики.

Угроз национальной безопасности.

Экономического  спада.

Снижения конкурентоспособности экономики.

 

    Задачей антикризисного менеджмента является определение:

  • заинтересованных лиц и их интересов;
  • заинтересованных лиц, чьи интересы можно проигнорировать;
  • заинтересованных лиц, на чьи интересы можно повлиять (и каким образом?);
  • заинтересованных лиц, чьи интересы нужно обязательно учесть.
 

    Очевидно, что интересы отдельных заинтересованных лиц и непосредственных участников антикризисного менеджмента различны и часто конфликтны. Из этого вовсе  не следует, что интересы одних участников и заинтересованных лиц могут  быть удовлетворены только за счет интересов других участников и заинтересованных лиц, то есть что выигрыш одной  стороны возможен только за счет проигрыша  другой. Такая ситуация, называемая «игрой с нулевым результатом» и  существует только там, где совокупные ресурсы «игроков» жестко ограничены. Тогда действительно, источником выигрыша одной стороны является проигрыш другой.

    Однако  в случае антикризисного менеджмента  основной ресурс всех участников и  заинтересованных сторон – способность  предприятия генерировать прибыль  – возрастает. Именно в этом и  состоит цель и смысл антикризисного менеджмента: превратить предприятие  убыточное в прибыльное. Результат  такой «игры» вовсе не нулевой, и  это означает, что в антикризисном  менеджменте может и должен быть достигнут компромисс интересов  большинства участников и заинтересованных сторон. Задача практика по антикризисному менеджменту (кто бы это ни был  – сторонний консультант, приглашенный антикризисный директор или сотрудник  внутренней антикризисной службы) заключается  в том, чтобы определить рамки  разумного компромисса и добиться его достижения.

    При этом необходимо иметь в виду, что  удовлетворить всех участников и  заинтересованных лиц  часто бывает невозможно и чьими-то интересами необходимо пожертвовать. (не относится к тем  интересам, которые нужно обязательно  учесть, т.е. которые невозможно проигнорировать). В практике антикризисного менеджмента  чаще всего приходится жертвовать интересами наемных управленцев организации (их меняют), части персонала (его  увольняют) и местных органов  власти (на которые возлагают  социальные функции, до того реализовавшиеся кризисным  предприятиям). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Заинтересованные лица антикризисного менеджмента