Управление персоналом кризисного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью исследования является рассмотрение управления персоналом в условиях кризиса на предприятии ООО «Холод». Задачи курсовой работы:
- изучить сущность основных понятий: антикризисное управление персоналом, кадровая политика;
- провести анализ и оценку кадрового потенциала предприятия ООО «Холод»;
- разработать практические рекомендации антикризисного управления персоналом на предприятии ООО «Холод».

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы управления персоналом 6
1.1. Основные проблемы управления персоналом кризисного предприятия 6
1.2. Принципы, задачи и методы управления человеческим потенциалом кризисного предприятия 12
1.3. Кадровая политика кризисного предприятия 15
1.4. Принципы управления персоналом кризисного предприятия 19
2. Анализ и оценка кадрового состава ООО «Холод» 27
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия ООО «Холод» 27
2.2. Анализ кадровой политики ООО «Холод» 31
3. Рекомендации 38
Заключение 40
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

курсовик антикризис 2.docx

— 96.06 Кб (Скачать)

Как правило, наличие даже небольшого числа непривлекательных  для работников задач требует от менеджера по персоналу создания специальных программ привлечения и удержания сотрудников в организации.

4. Качественные характеристики  трудового коллектива. Так, работа  в составе успешного коллектива  может быть дополнительным стимулом, способствующим стабильной продуктивной  работе и удовлетворенности трудом.

5. Стиль руководства. Важно,  чтобы независимо от того, какой  стиль руководства предпочитается конкретным менеджером, достигались следующие цели в области работы с персоналом:

  • максимальное включение мастерства и опыта каждого сотрудника,
  • обеспечение конструктивного взаимодействия членов группы,
  • получение адекватной информации о работниках, способствующей формулированию целей, задач кадровой политики в программах организации.

Какие стратегии управления персоналом применимы к условиям кризисного предприятия?

Стратегия деятельности предприятия  показывает, чего надеются достигнуть главные руководители организации  этой области в течение длительного  периода времени. Особенности кадровой политики и содержание конкретных кадровых программ непосредственно зависят от стратегии деятельности организации.

Стратегия организации может  быть описана по двум основным параметрам: длительность планирования и тип  стратегии. Под длительностью планирования в данном случае понимается уровень  просматриваемых перспектив: стратегический уровень, управленческий уровень, практический уровень. Тип же стратегии задает основные варианты целей организации: предпринимательская, динамического  роста, прибыльности, ликвидационная, круговорота.

  • 1.4. Принципы и методы управления персоналом кризисного    предприятия. 
  •  

    Одной из теоретических проблем  современного менеджмента является определение принципов антикризисного управления персоналом. Принципы управления персоналом – правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления. Принципы управления персоналом отражают объективные тенденции, социальные и экономические законы, научные рекомендации общественной психологии, теории менеджмента и организации. Они базируются на всем арсенале научного знания, определяющем возможности эффективного регулирования и координации человеческой деятельности. К группе общих принципов антикризисного управления можно отнести следующие принципы: системности; равных возможностей; уважения человека и его достоинства; командного единства; горизонтального сотрудничества; правовой и социальной защищенности.

    Принцип системности. Управление персоналом предполагает, что линейные руководители, специалисты, работники кадровых служб рассматривают человеческий ресурс организации как целостную, взаимосвязанную динамическую систему, охватывающую все категории работников и тесно связанную с внешней средой организации. Системный характер управления персоналом предусматривает скоординированный подход ко всем направлениям формирования и регулирования человеческого капитала организации: набору, отбору, расстановке руководящих кадров, их подготовке и переподготовке, селекции и трудоустройству.

    Принцип уважения человека и его достоинства. Этот принцип  является основой завоевания доверия людей, столь необходимого для достижения организационного успеха. Его содержание включает: максимальное развитие инициативы, талантов, профессиональных навыков: умение найти себя в новой обстановке; поощрение достижений сотрудников и их личного вклада; создание возможностей для творческого роста, обеспечение таких условий, когда голос каждого будет услышан; защиту прав, достоинства, гарантии личной безопасности. Это образ мышления руководства, при котором потребности и интересы сотрудников стоят на первом месте среди приоритетов организации.

    Принцип командного единства. Команда – это тщательно подобранный  профессиональный, самоуправляющийся коллектив, в полной мере разделяющий основные цели и ценности организации, выступающий как единое целое. Все члены команды имеют равные условия, несут коллективную ответственность за результаты деятельности команды, планируют деятельность с учетом плана работы каждого члена команды. Функции каждого члена команды достаточно гибки и, как правило, уточняются в процессе управления с учетом складывающейся ситуации. В то же время сотрудники команды сохраняют свою самостоятельность и самобытность. Управление командой осуществляется мягкими, дирижерскими методами с учетом соблюдения интересов и потребностей членов команды. Менеджер, сформировавший такую сплоченную команду, может быть спокойным, уверенным в будущем организации.

    Принцип горизонтального  сотрудничества. В большинстве преуспевающих  организаций наблюдается тенденция  передачи прав и ответственности  на низовой уровень управления. Менеджеры  этого уровня получили возможность  осуществлять свои функции при отсутствии жесткого контроля сверху. Однако для  обеспечения в таких условиях адекватной информационной поддержки  и координации работ требуется сеть горизонтальных связей, характеризующихся высокой степенью сложности. Обычная вертикально ориентированная структура с сильными элементами бюрократизма плохо справляется с этой задачей.

    Принцип правовой и социальной защищенности. Этот принцип предполагает строгое соблюдение и исполнение Конституции РФ, законов и основанных на них других правовых актов. Он так  же предусматривает знание менеджерами, предпринимателями, работниками кадровых служб норма административного, гражданского, трудового, хозяйственного, уголовного и других отраслей права. Ненадлежащая правовая подготовка руководителей может отрицательно сказаться на обеспечении защиты прав сотрудников, привести к конфликтам с ними в процессе операций по найму и увольнению и в других ситуациях.

    Выделяют так же частные  принципы, которые могут применяться  преимущественно в условиях конкретных ситуаций. К этой группе можно отнести следующие основные принципы: учет долгосрочной перспективы организации; интеграция и сплоченность коллектива; участие сотрудников в принятии решений; опора на профессиональное ядро кадрового потенциала; соблюдение баланса интересов руководителей и подчиненных сотрудников; сотрудничество с профсоюзами и общественностью.

    Принцип учета долгосрочной перспективы организации. Реализация требований этого принципа предполагает осуществление стратегического прогнозирования и планирования развития организации. Стратегический прогноз должен дать ответы на вопросы: сколько работников, какой квалификации, когда и на каких этапах и при каких обстоятельствах будут использованы? Какие рабочие места будут сокращены, будут ли созданы новые и в каком количестве, возникнет ли необходимость в сокращении персонала, в его переобучении, переподготовке, профориентации? Каких затрат потребуют предполагаемые кадровые изменения? Стратегическое прогнозирование и планирование будут эффективными, если включить их в общую систему прогнозирования и планирования развития организации.

    Принцип интеграции и сплоченности коллектива. Реализация этого принципа возможна при воспитании коллектива в духе корпоративной, солидарной ответственности и понимания того факта, что личная судьба каждого зависит от выживания организации, от правильно выбранной стратегии развития. При ее реорганизации не следует увлекаться механическим сокращением рабочих мест, свертывать программы по обучению персонала и повышению квалификации. Такого рода меры могут вызвать у сотрудников стрессовые ситуации, недовольство ее руководством. Наоборот, необходимо делать все возможное, чтобы работники стремились к повышению квалификации, к саморазвитию, готовились к переориентации предприятия для производства новых видов продукции. Важно поддерживать доверительные отношения сотрудников с руководителями разных уровней и уважительное отношение работников друг к другу, обеспечивать справедливую оплату труда.

    Принцип участия сотрудников  в принятии решений. В преуспевающих  международных компаниях многие важные решения принимаются на особых заседаниях, открытых для широкого круга работников. Обычно все, кто имеет отношение к выполнению принятых решений, бывают на заседаниях. Они участвуют в обсуждении предполагаемых вариантов решений, высказывают свои рекомендации и вносят предложения по совершенствованию того или иного варианта. Такое участие предупреждает сопротивление персонала организационным и технологическим нововведениям, способствует не только взаимопониманию менеджеров и рядовых работников, но и повышает производительность труда.

    Принцип опоры на профессиональное ядро кадрового потенциала. Ядро кадрового потенциала представляет собой совокупность способностей работников организации, которые обеспечивают ей стратегическое преимущество на рынках товаров, услуг и знаний. Ценность этих преимуществ состоит в том, что конкуренты оказываются неспособными производить аналогичные по качеству продукты и услуги или запаздывают с внедрением нововведений. Эти способности присущи организационной системе предприятия, а не отдельным выдающимся работникам. Они служат долговременной основой для разработки и принятия стратегически важных решений, обеспечивающих эволюцию организационной системы и ее адаптацию к меняющимся условиям внешней среды.

    Принцип соблюдения баланса  интересов руководителей и подчиненных  сотрудников. В преуспевающих международных компаниях большую роль отводят сбору информации о том, что думают их сотрудники о бизнесе, о содержании деятельности руководящего звена менеджеров, условиях и оплате труда сотрудников, о соблюдении принципов трудовой этики, о вовлечении персонала в решение корпоративных задач и др.

    Принципы действуют эффективно тогда, когда они взаимодействуют  и дополняют друг друга, будучи интегрированными в целостную систему, представленную на рисунке 1.






















     

    Целостная система  антикризисного управления персоналом.               Рисунок 1     

    Таким образом, управление персоналом в условиях кризисного состояния  организации представляет собой разностороннюю, тщательно спланированную и продуманную деятельность, опирающуюся на систему научно обоснованных принципов, искусство и здравый смысл предпринимателей и менеджеров.

    Методы управления персоналом в условиях кризиса на предприятии  направлены на преодоление сопротивления изменениям со стороны персонала. Рассмотрим наиболее распространенные методы работы с кадрами в режиме антикризисного управления.

    При использовании метода адаптивных изменений конфликты  решаются посредствам компромиссов, сделок и перемещений в руководящем составе. Этот метод дает возможность осуществлять изменения в условиях, когда у сторонников изменений нет административной власти, но есть сильная мотивация к внедрению нововведений и сформирован соответствующий образ мышление.

    Метод принудительных организационных  изменений предусматривает использование силы. Этот процесс дорогостоящий нежелательный в социальном плане, но дающий преимущества в период кризиса стратегического реагирования. Его можно использовать в условиях острого дефицита времени.

    При использовании метода управления сопротивлением предполагается,  что в момент наступления кризиса  сопротивление обычно уступает место  поддержке. В подобной ситуации задача руководства – не борьба с сопротивлением, а принятие мер по предупреждению паники. О первых признаках выхода из кризиса свидетельствует возобновление сопротивления.

    Кризисный метод предполагает, что в случае, когда кризис неизбежен, руководители, осознающие это ранее других, должны предпринять следующие действия:

    - постараться убедить  работников в неизбежности кризиса  и принять предупредительные меры;

    - не зацикливаться на  неизбежности кризиса, готовить  себя к роли «спасателя», когда  кризис наступит;

    - до наступления настоящего  кризиса создать искусственный,  придумав внешнего «врага», угрожающего существованию предприятия; нужно помнить, что искусственный кризис необязательно должен превратиться в реальный;

    - выбрать метод управления  сопротивлением.

    Сопротивление контролируется по минимуму с помощью «стартовой площадки», затем последовательно применяется мотивация. Далее в ходе планирования разрабатывается процесс внедрения изменений. Сопротивление находится под контролем в течение всего процесса изменений. Сравнительная характеристика описанных методов приведена в таблице 2.

    Сравнение методов  преодоления сопротивления.                                  Таблица 2

    Метод

    Условия применения

    Преимущества

    Недостатки

    Принудительный

    Большая срочность

    Быстрота  изменений

    Большое сопротивление

    Адаптивный

    Небольшая срочность

    Слабое  сопротивление

    Медленность

    Кризисный

    Угроза  существования

    Слабое  сопротивление

    Жесткий дефицит времени. Риск неудачи

    Управление  сопротивлением

    Средняя срочность

    Слабое  сопротивление

    Сложность

    Сочетание приемов

    Сочетание

    Адаптация к условиям

    Сложность в управлении

    Информация о работе Управление персоналом кризисного предприятия