Управление персоналом кризисного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью исследования является рассмотрение управления персоналом в условиях кризиса на предприятии ООО «Холод». Задачи курсовой работы:
- изучить сущность основных понятий: антикризисное управление персоналом, кадровая политика;
- провести анализ и оценку кадрового потенциала предприятия ООО «Холод»;
- разработать практические рекомендации антикризисного управления персоналом на предприятии ООО «Холод».

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы управления персоналом 6
1.1. Основные проблемы управления персоналом кризисного предприятия 6
1.2. Принципы, задачи и методы управления человеческим потенциалом кризисного предприятия 12
1.3. Кадровая политика кризисного предприятия 15
1.4. Принципы управления персоналом кризисного предприятия 19
2. Анализ и оценка кадрового состава ООО «Холод» 27
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия ООО «Холод» 27
2.2. Анализ кадровой политики ООО «Холод» 31
3. Рекомендации 38
Заключение 40
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

курсовик антикризис 2.docx

— 96.06 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

 «АЛТАЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Международный институт экономики, менеджмента и информационных систем

 

 

Кафедра: «Антикризисного  управления»

 

  

 

Курсовая работа

 

       По дисциплине: «Теория антикризисного управления предприятия »

          На тему: «Управление персоналом кризисного предприятия»

 

 

 

                                                Выполнила студентка

                                                                     2 курса ЭФ ОЗО

                                                                                                     Порошина А.М.

                                                                      ____________________

                                                                          Научный руководитель

                                                                          доц. Бежовец А.А.

                                                                          ____________________

Работа защищена

______________ 2011 г.

Оценка _____________

 

 

 

 

Барнаул 2011

Содержание

 

Введение 3

1. Теоретические основы  управления персоналом 6

1.1. Основные проблемы  управления персоналом кризисного  предприятия 6

1.2. Принципы, задачи и  методы управления человеческим  потенциалом кризисного предприятия 12

1.3. Кадровая политика  кризисного предприятия 15

1.4. Принципы управления  персоналом кризисного предприятия 19

2. Анализ и оценка кадрового  состава ООО «Холод» 27

2.1. Общая характеристика  деятельности предприятия ООО  «Холод» 27

2.2. Анализ кадровой политики  ООО «Холод» 31

3. Рекомендации 38

Заключение 40

Список используемой литературы 42

Приложения 44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В кризисных условиях становления  рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Рыночная экономика предъявляет к квалификации специалистов-руководителей более высокие требования, чем плановая. Необходима совершенно новая концепция развития организации, жизнеспособная в новых хозяйственных условиях. Руководители предприятий призваны стать инициаторами в области реализации технологических и организационных перемен.

Если предприятие  не смогло подготовить плацдарм для  нового взлета — не был найден новый  товар и подготовлен к выводу на рынок, старый товар в соответствии с циклом жизни или из-за конкуренции выработал свой ресурс, организация переходит на стадию спада. Достигнутые рубежи невозможно удержать, уходит клиент, предприятие вынуждено уменьшать объемы производства, сокращать персонал, минимизировать организационную структуру, сокращая затраты до минимума. Часто ситуация кризиса сопровождается и неплатежеспособностью, что приводит к банкротству.

В подобной ситуации управленческий персонал предприятия должен провести серьезный анализ и принять решение  о возможных вариантах дальнейшего  развития. Существует несколько вариантов:

  • продажа предприятия — полная ликвидация, продажа активов, увольнение персонала и полное прекращение деятельности;
  • введение внешнего управления — приглашение нового менеджера (его могут предложить кредиторы, сотрудники предприятия, арбитражный суд);
  • поиск инвестиций под конкретный проект, вложение средств — перестройка производства без смены руководителя.

И во втором и в третьем  случаях остается задача нормализации деятельности, а для этого необходимо провести анализ финансового состояния, найти пути реорганизации, разработать антикризисную маркетинговую, инвестиционную и организационно-производственную стратегии, найти новых партнеров и инвесторов.

Для преодоления возникшего кризиса особенно важна работа с персоналом. Деятельность кадровой службы на этом этапе должна включать диагностику кадрового потенциала предприятия, разработку стратегии реорганизации и кадровых программ поддержки реорганизации, сокращение персонала, повышение производительности труда, разрешение конфликтов, особенно обостряющихся в этот период.

При разработке антикризисной  программы работы с персоналом организации  важно ситуацию кризиса воспринимать несколько шире, чем просто кризис в ситуации спада производства и потери заказчика.

Если под кризисной  ситуацией понимать такое состояние  организации, при котором она  не способна жить дальше, не претерпевая  некоторых внутренних изменений, то, по-видимому, каждая организация испытывает это состояние, переходя от одной стадии жизненного цикла к другой. И это нормально.

Стадия спада требует  работы по сокращению персонала, оценке кадрового потенциала, разработке кадровой программы реструктуризации.

Основное условие, обеспечивающее поступательное развитие предприятия, - эффективное использование человеческих ресурсов, раскрепощение творческой энергии сотрудников фирмы. Однако в реальной российской действительности по-прежнему существует значительный разрыв между потенциалом работников и степенью его использования предприятием. Основными причинами такого несоответствия являются следующие:

- в современной теории  управления отсутствует единая  методологическая база, что не  позволяет выработать единый  эффективный способ управления, который позволил бы в равной степени учитывать оба способа управления - человека и технику, а значит, обеспечивал бы гармоничное функционирование организации в целом;

- работники отделов управления  персоналом не знакомы со стратегией  развития предприятия и не  способны создать систему управления  персоналом, обеспечивающую реализацию стратегии фирмы.

Антикризисный управляющий  должен осознать, что нельзя ожидать  положительной реакции на большое количество изменений от всего персонала. Поэтому неизбежно естественное сопротивление проводимым переменам - независимо от возраста, профессиональных качеств, должности, образования работников. Это связано в первую очередь с психологическими особенностями людей. Необходимо с самого начала определить наиболее активных и неконструктивных оппонентов, чтобы предусмотреть и ликвидировать возможные препятствия с их стороны при реализации антикризисной программы.

Кризис не только создает  проблемы, но и открывает перед  любой компанией новые возможности: построить более эффективную  систему управления персоналом, подобрать более эффективный персонал, освободиться от избытка сотрудников на непродуктивных направлениях, оптимизировать затраты на персонал. Надо только не упустить возможность воспользоваться ситуацией.

Объектом исследования является деятельность предприятия ООО «Холод». В качестве предмета исследования выступает кадровая  политика предприятия.

 Главной целью исследования  является рассмотрение управления  персоналом в условиях кризиса  на предприятии ООО «Холод». Задачи курсовой работы:

- изучить сущность основных понятий: антикризисное управление персоналом, кадровая политика;

- провести анализ и  оценку кадрового потенциала  предприятия ООО «Холод»;

- разработать практические  рекомендации антикризисного управления  персоналом на предприятии ООО «Холод».

 

 

  1. Теоретические основы управления персоналом кризисного предприятия.
    1. Основные проблемы управления персоналом кризисного предприятия.

Если предприятие не смогло подготовить плацдарм для нового взлета — не был найден новый  товар и подготовлен к выводу на рынок, старый товар в соответствии с циклом жизни или из-за конкуренции выработал свой ресурс, организация переходит на стадию спада. Достигнутые рубежи невозможно удержать, уходит клиент, предприятие вынуждено уменьшать объемы производства, сокращать персонал, минимизировать организационную структуру, сокращая затраты до минимума. Часто ситуация кризиса сопровождается и неплатежеспособностью, что приводит к банкротству. В подобной ситуации управленческий персонал предприятия должен провести серьезный анализ и принять решение о возможных вариантах дальнейшего развития.

Для преодоления возникшего кризиса особенно важна работа с персоналом. Деятельность кадровой службы на этом этапе должна включать диагностику кадрового потенциала предприятия, разработку стратегии реорганизации и кадровых программ поддержки реорганизации, сокращение персонала, повышение производительности труд, разрешение конфликтов, особенно обостряющихся в этот период.

При разработке антикризисной  программы работы с персоналом организации  важно ситуацию кризиса воспринимать несколько шире, чем просто кризис в ситуации спада производства и потери заказчика.

Если под кризисной  ситуацией понимать такое состояние  организации, при котором она  не способна жить дальше, не претерпевая  некоторых внутренних изменений, то, по-видимому, каждая организация испытывает это состояние, переходя от одной стадии жизненного цикла к другой. И это нормально.

Стадия спада требует  работы по сокращению персонала, оценке кадрового потенциала, разработке кадровой программы реструктуризации.

С точки зрения человеческого  фактора для ситуации кризиса  характерно возникновение, как минимум, двух проблем: рассогласование между профессиональным инструментарием, которым владеет персонал организации, и требуемым для новой ситуации, неадекватность норм и правил внутриорганизационной жизни (собственно корпоративной или организационной культуры) новым условиям.

Таким образом, можно предположить, что с точки зрения ситуация кризиса  человеческой составляющей детерминируется  из вне необходимостью смены типа профессиональной деятельности, а изнутри  — организационной культуры. Так, переход от стадии формирования организации к ее интенсивному росту, как правило, сопровождается первой кризисной ситуацией. Назовем ее кризисом роста.

Стадия формирования, как  правило, характеризуется, с одной  стороны, наличием в организации специалистов-разработчиков (“новаторов”, “творцов”), готовых, основываясь на потребностях рынка, создавать и предлагать новый (или нужный) товар, а, с другой, — превалированием внутри организации тесных, доверительных, почти “семейных” отношений, свойственных органической организационной культуре. Однако для эффективного функционирования организации на стадии интенсивного роста на смену “творцам” должны прийти “продавцы”, коммерсанты, т. е. специалисты, способные обеспечить продвижение товара на рынке. Причем изменение профессионально-ролевого состава организации ведет к появлению новых организационно-культурных норм. Нормальные условия существования и профессионального развития “продавцов” — это постоянная конкуренция друг с другом, характерная для предпринимательской организационной культуры.

Следующая кризисная ситуация ожидает организацию, переходящую  от стадии интенсивного роста к стадии стабилизации. Назовем ее кризисом зрелости. Для стадии стабилизации необходимы специалисты, способные создавать эффективные технологии, фиксировать наиболее удачные подходы, обнаруженные в ходе интенсивного роста организации. А это означает, что “продавцов” — фаворитов стадии интенсивного роста — должны сменить “технологи”. А средой их функционирования должны стать правила строгой иерархии, подчиненности, определенности, детерминируемые профессиональной деятельностью. Такой тип отношений характерен для бюрократической организационной культуры, вступающей в противоречие с предпринимательской, эффективной для предыдущей стадии.

Следующий кризис ожидает  организацию при переходе со стадии стабилизации на стадию спада. Именно этот кризис можно считать собственно кризисом. Для выживания организации, оказавшейся на стадии спада, необходимы совершенно особые специалисты, способные объединить в себе навыки разработчиков, продавцов и технологов. С точки же зрения изменения норм и правил можно предположить, что персонал организации будет нуждаться в совершенно особом стиле отношений — ориентированном на лидера.

Еще одной важной особенностью ситуации собственно кризиса, детерминирующей способность или неспособность организации выжить, является желание и ориентированность работников на изменения (табл. 1).

Типология ситуаций собственно кризиса в организации.                       Таблица 1.

Эмоциональная

Инструментальная оснащенность

Составляющая

Кадровый состав организации

Кадровый состав

обладает необходимыми профессиональными навыками

не обладает необходимыми профессиональными навыками

не ориентирован на изменения

Ситуация 1

Ситуация 2

ориентирован на изменения

Ситуация 4

Ситуация 3


 

Ситуация 1. Работники организации не хотят работать в новых условиях, но оснащены инструментально.

Ситуация характерна для  многих достаточно наукоемких производств  и осложняется тем, что именно в узко специализированных, но выполняющих очень сложную деятельность организациях, обычно складываются высоко сплоченные коллективы, не ориентированные на изменения. Понимая свою высокую подготовленность, сотрудники организации, как правило, закрывают глаза на изменения внешней ситуации, при которой их продукция оказывается ненужной.

Задача управляющего, оказавшегося в подобной ситуации, состоит в  том, чтобы повысить уровень мотивации работников на изменения, поиск новых сфер деятельности. Для этого он может прибегать к провоцированию смены ценностных ориентаций с помощью конфликтов. Стратегия работы с персоналом в этих условиях лежит в плоскости “принуждение — конфликт — подкрепление”. Либо управляющему удается убедить работников в правильности предлагаемой им стратегической ориентации предприятия и наладить нормальный рабочий контакт с подчиненными, либо не удается и тогда остается лишь избавляться от “идейно противостоящих” работников.

Информация о работе Управление персоналом кризисного предприятия