Учет и анализ банкроств

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:28, курс лекций

Краткое описание

Кризисы в управлении предприятием.
Институт банкротства в России.
Финансовое оздоровление.
Бухгалтерский учет финансовой помощи предприятию-банкроту.

Файлы: 1 файл

Учет и анализ банкротств.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Так, для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора (уполномоченного органа по денежным обязательствам) принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда. Требования об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника (ст.6 Закона).

Право на обращение  в арбитражный суд у конкурсного  кредитора теперь возникает лишь по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного  документа в службу судебных приставов  и его копии должнику, а у  уполномоченного органа по обязательным платежам - по истечении 30 дней с даты принятия решения налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника (ст.7 Закона).

Поскольку признание несостоятельным  гражданина или юридического лица производится только через определение неисполненных обязательств (обязательных платежей), в ст.4 Закона конкретизирован порядок определения возможного состава денежных обязательств и платежей при введении каждой отдельной процедуры банкротства с учетом даты подачи соответствующего заявления в арбитражный суд.

Состав и размер таких  обязательств и платежей, возникших  до принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом  и заявленных после принятия судом  такого заявления, но до вынесения решения  о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

В свою очередь, состав и  размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после вынесения решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.

Помимо размера задолженности  для определения наличия признаков  банкротства должника учитывается  и размер денежных обязательств (например, размер задолженности за товары (работы, услуги), суммы займа с учетом процентов). Так же как и ранее, размер обязательных платежей принимается во внимание без учета установленных законодательством штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Обращаем внимание на следующее. Законом установлено, что при  определении наличия признаков  банкротства не учитываются неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Законом регулируются порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства). Так, чтобы предотвратить использование процедуры банкротства с целью "передела" собственности, Закон предусматривает возможность исполнения обязательств должника перед кредиторами на любой стадии процедуры банкротства. Увеличен и срок рассмотрения дел о банкротстве - до 7 месяцев.

Одним из новшеств Закона, на которое следует обратить внимание, является введение новой процедуры  банкротства - финансового оздоровления. Такая процедура применяется к должнику для восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком и вводится на срок до двух месяцев. Арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом для проведения финансового оздоровления и называется административным управляющим. Решение о введении, изменении срока финансового оздоровления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд принимается собранием кредиторов. При этом инициирование введения процедуры финансового оздоровления, как указано в ст.76 Закона, может исходить от должника, его учредителя, собственника либо третьего лица.

Законом предусматривается  возможность перехода от процедуры  конкурсного производства к внешнему управлению в случае, если в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление или внешнее управление, а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (ст.ст.53, 146 Закона).

По сравнению с ранее  действовавшим Законом настоящий Закон содержит больше гарантий кредиторам, требования которых обеспечены залогом. Согласно ст.138 Закона требования кредиторов по таким обязательствам учитываются в составе требований кредиторов третьей очереди. Требования этих кредиторов удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, которая осуществляется на открытых торгах.

Следует обратить внимание и на повышенные требования к арбитражным  управляющим, предъявляемые новым  Законом. Во-первых, арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Во-вторых, арбитражный управляющий должен иметь высшее юридическое, экономическое образование или образование по специальности, соответствующей сфере деятельности должника. В-третьих, арбитражный управляющий должен иметь стаж работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики. В-четвертых, обязательное требование к арбитражному управляющему - отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Теперь в случае, если в соответствии с Законом на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, то на него распространяются все требования и к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника. В случае если исполнение полномочий утвержденного арбитражным судом арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, такой арбитражный управляющий должен иметь или получить допуск к государственной тайне.

По истечении года с  момента вступления в силу Закона (с 3 декабря 2003 г.) требования ст.20, касающиеся теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, стажировки, членства в саморегулируемой организации, станут обязательными (ст.231 Закона).

Законом предусмотрено также, что арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве управляющих лица, являющиеся заинтересованными по отношению к должнику, кредиторам; или в отношении которых введена процедура банкротства; или которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; или которые дисквалифицированы или лишены в соответствии с законом права занимать руководящие должности.

Еще одно нововведение Закона, которое широко обсуждается, - введение процедуры страхования ответственности арбитражного управляющего согласно ст.20, при этом минимальная страховая сумма по договору не может быть менее 3 млн руб. в год.

Арбитражный управляющий  в течение 10 дней с даты его утверждения  арбитражным судом по делу о банкротстве  должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую введению процедуры банкротства, а именно:

- 3% балансовой стоимости  активов должника, превышающей 100 млн руб., при балансовой стоимости  активов должника от 100 до 300 млн  руб.;

- 6 млн руб. и 2% балансовой  стоимости активов, превышающей  300 млн руб., при балансовой стоимости активов от 300 млн руб. до 1 млрд руб.;

- 20 млн руб. и 1% балансовой  стоимости активов должника, превышающей  1 млрд руб., при балансовой стоимости  активов более 1 млрд руб.

Отметим, что Закон стал в большей степени защищать интересы государства (бюджета). В частности, теперь уполномоченные органы (представители государства как кредитора) стали полноправными участниками собрания кредиторов. По Закону, действовавшему ранее, представители государства участвовали с правом голоса только в первом собрании кредиторов.

В настоящем Законе уточняется перечень уполномоченных органов, участвующих  в процедуре банкротства. Согласно Закону правом на подачу заявления  о признании должника банкротом  обладают уполномоченные органы в порядке, установленном Правительством РФ, и конкурсные кредиторы.

Правительство РФ определяет порядок подачи заявления уполномоченными  органами и порядок объединения  и представления требований об уплате обязательных платежей и требований по денежным обязательствам в деле о банкротстве и в процедурах банкротства; осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам; определяет порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций.

В Законе закреплено положение, согласно которому реестр требований кредиторов может вести не только арбитражный управляющий, но и реестродержатель, в качестве которого может выступать профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

По сравнению с ранее  действующим Законом в новый  Закон внесены также изменения, касающиеся такой процедуры, как  внешнее управление. Расширен перечень мер по восстановлению платежеспособности должника, реализуемых в ходе внешнего управления, в частности, предусмотрено:

- увеличение уставного  капитала должника за счет  взносов участников и третьих  лиц;

- размещение дополнительных  обыкновенных акций должника;

- замещение активов должника, то есть создание на базе  имущества должника одного или  нескольких открытых акционерных  обществ.

Итак, новый закон - новые  вопросы. При этом любое нововведение вызвано в первую очередь изменением политической и экономической ситуации в стране. В любом случае принятие нового правового акта - это положительный, но сложный момент для потенциальных субъектов Закона, арбитражных управляющих и арбитражных судов.

Дать характеристику Закона на этапе, когда он только начал действовать, учитывая, что еще не сложилась практика применения законодательных норм, достаточно сложно.

Лекция  5. Финансовое оздоровление

 

1.Сущность, порядок и  последствия финансового оздоровления

2. Управление должником  в ходе финансового оздоровления

3.  Окончание процедуры  финансового оздоровления

4. Бухгалтерский учет  финансовой помощи предприятию-банкроту

 

  1. Сущность, порядок и последствия введения финансового оздоровления

По окончании процедуры  наблюдения и при наличии решения первого собрания кредиторов арбитражный суд выносит определение о введении процедуры финансового оздоровления. Основанием для этого являются, во-первых, наличие ходатайства учредителей, уполномоченных органов или третьих лиц и обеспечения, превышающего на 20% и более обязательства должника, во-вторых, готовность к погашению долгов через месяц после введения процедуры в течение года пропорционально требованиям кредиторов, равными долями.

 Исполнение обязательств может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской, государственной или муниципальной гарантией, поручительством. Удержание, задаток, неустойка, имущество и иные имущественные права к обеспечению не относятся. Если оснований для введения процедуры финансового оздоровления нет, а платежеспособность должника может бытъ восстановлена, тогда вводится процедура внешнего управления. Определение арбитражного суда о введении процедуры подлежит немедленному исполнению. Совокупный срок финансового оздоровления не может превышать два года.

Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности.

Финансовое оздоровление может быть введено по ходатайству:

1)  должника на основании  решения учредителей (участников);

2)  третьего лица по согласованию с должником.

 Решение должника об обращении к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать:

1)  сведения   о   предлагаемом   обеспечении   исполнения должником обязательств;

2)  срок финансового  оздоровления;

3)  срок удовлетворения  требований кредиторов.

Особая роль в проведении финансового оздоровления и иных процедур отводится собранию кредиторов. Участниками собрания с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. К исключительной компетенции собрания кредиторов относятся принятие решений по срокам проведения процедуры, утверждение и изменение плана, утверждение требований к кандидатуре управляющего. Собрание может созываться по инициативе арбитражного управляющего, комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов с не менее 10% суммой требований, а также 1/3 общего количества конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов. Если количество конкурсных кредиторов и уполномоченных органов более 50 человек, то собрание может избрать комитет кредиторов. Комитет кредиторов в составе от 3 до 11 человек имеет право требовать информацию о ходе процедуры, принимать решение о созыве собрания, рекомендовать собранию отстранить от должности арбитражного управляющего или обжаловать его действия в арбитражном суде и др.

Информация о работе Учет и анализ банкроств