Учет и анализ банкроств

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:28, курс лекций

Краткое описание

Кризисы в управлении предприятием.
Институт банкротства в России.
Финансовое оздоровление.
Бухгалтерский учет финансовой помощи предприятию-банкроту.

Файлы: 1 файл

Учет и анализ банкротств.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Негативные тенденции экономической нестабильности часто подводят предприятие к несостоятельности (банкротству). В принципе любое управление так или иначе должно быть антикризисным (профилактическим) и тем более становиться антикризисным (оздоровляющим) по мере попадания предприятия в полосу кризисного состояния. Игнорирование этой концепции может привести к ощутимым негативным последствиям, а ее понимание и претворение в жизнь способствует менее болезненному, «бархатному» прохождению кризисных ситуаций. Концепция антикризисного управления, в основу которой положен учет и анализ банкротств, состоит из пяти блоков (рис. 1.1).

 

3. Понятие,  причины возникновения кризисов  и их виды

В самом общем виде кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее её жизнестойкости в окружающей среде.

Сущность  кризиса  в  терминах  конкретной  экономики  можно определить следующим образом:

1)  кризис -   это   рассогласование   в   деятельности   отдельных систем организации (экономической, финансовой, социальной и др.);

2)  кризис —   это неплатежеспособность,  это  нарастающая опасность банкротства и ликвидации организации.

Представление о кризисе  теснейшим образом связано с  сущностью и деятельностью организации. Так, в современной литературе по менеджменту понятие «организация» рассматривается как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей; как обособленная общественная ячейка в общей системе общественного разделения труда. В качестве организаций могут рассматриваться: отдельная фирма, банк, компания, предприятие, учреждение образования и т. п.

Для понимания сущности кризиса и его природы рассмотрим две тенденции существования организации: функционирование и развитие.

Функционирование —  это поддержание жизнедеятельности организации, сохранение её целостности, качественной определённости, сущностных характеристик.

Развитие — это  приобретение организацией нового качества, укрепляющего её жизнестойкость в условиях изменяющейся внешней среды.

Функционирование и  развитие взаимосвязаны между собой,   отражают  диалектическое  единство  основных  тенденций социально-экономической  системы. Функционирование организации  предполагает обязательное наличие  предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. Функционирование организации возможно лишь при определённом соответствии этих факторов производства, а результат должен отвечать интересам и потребностям человека.

Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этих изменений является повышение производительности труда, возникновение новой технологии, повышение эффективности производства.

Связь функционирования и развития имеет диалектический характер. Функционирование сдерживает развитие. Развитие разрушает многие процессы функционирования, но создаёт условия для более устойчивого функционирования организации в перспективе. То есть, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов.

Таким образом, наступление  кризисов вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой организации.

Кризисы могут также  возникать и в самих процессах  функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями её использования.

Понятие кризиса  тесным образом связано с понятием социально-экономической системы, которая может проявлять способность своего существования в двух направлениях. Это функционирование (сохранение своих особенных функций для поддержания целостности) и развитие (приобретение новых качеств и функций в условиях изменяющейся внешней среды). Взаимосвязь этих двух тенденций носит диалектический характер: управление достигнутым функционированием имеет стабилизирующий и, одновременно, сдерживающий характер, а управление развитием организации носит инновационный характер, разрушающий процесс достигнутого уровня функционирования (рис.2.1).

Обострение  противоречий через преобладание деструктивных сил порождает опасность возникновения и развития кризиса, угрожает жизнестойкости социально-экономической системе, оказавшейся под давлением негативных внешних и внутренних факторов.

Причины кризиса могут  быть различными: объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, порожденные ошибками и недостатками в управлении (рис. 2.2).

Причины кризиса  могут быть внешними и внутренними. Внешние причины кризисов связаны с несовершенством управления на макро- и микроэкономических уровнях, с инновациями (новые научные знания, развитие научно-технического прогресса), с природными изменениями (например, ухудшение экологической ситуации), наконец, с обстоятельствами непреодолимой силы. Внешние причины для возникновения и развития кризиса существуют всегда, поэтому так важно предвидеть его возможные проявления. Внутренние причины кризиса связаны с неэффективным менеджментом на предприятии из-за непрофессионализма персонала, усложнения деятельности вследствие роста масштабов бизнеса и консерватизма личности.

Для уяснения понятия  кризиса важно предвидеть всевозможные последствия кризисов, будет ли это финансовое оздоровление или ликвидация предприятия (рис. 2.3).

Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Возможен переход в состояние нового кризиса, может быть еще более глубокого и продолжительного.

Последствия кризиса  могут сопровождаться резкими изменениями или мягким длительным и поступательным выходом из состояния кризиса.

Посткризисные изменения  в развитии предприятия могут  носить долгосрочный или краткосрочный, а также обратимый или необратимый характер, отличаться качественными или количественными характеристиками.

Следует отметить, что  кризис экономики советского периода относится к категории существенных по количеству и качеству, длительности периода, разрушительным последствиям. Тем важнее учесть допущенные ошибки и не допустить повторного обострения этого кризиса, подобного пережитому дефолту, сконцентрировать все позитивные усилия по скорейшему выздоровлению экономики и общества в целом.

В процессе учета и  анализа банкротств важно определить вид экономического кризиса и  его особенности. Идентификация  кризиса позволит более четко высветить те параметры, по которым можно будет разрабатывать планы финансового оздоровления, способные реализовываться и выводить предприятие из кризиса.

 

Кризисы различаются  по своей сути, причинам проявления и последствиям. Классификацию кризисов обычно связывают с выбором средств и способов управления ими (рис. 2.4).

Причины кризиса могут  носить объективный и субъективный характер. Из-за изменений в окружающей среде их можно назвать внешними, а, к примеру, неэффективный менеджмент или тихий саботаж персонала можно отнести к внутренним причинам. Причины кризиса могут носить случайный характер и проявляться в результате ошибок и просчетов менеджмента.

Закономерность причин может быть связана с жизненным  циклом предприятия, отрасли и общества в целом. Также причины могут появляться естественным путем (землетрясения, ураганы, наводнения) и привноситься искусственно (террористические акты).

Характер протекания кризиса может различаться по нескольким признакам. Кризис может быть глубоким, с разрушением тех или иных модулей социально-экономической системы. И наоборот, протекать последовательно и безболезненно, в смягченных условиях.

Затяжные кризисы длятся долго, что говорит о неумении управлять ситуацией. Кратковременный кризис охватывает короткий период времени. Глобальный кризис касается всей социально-экономической системы, локальный затрагивает ее часть. Явный характер кризиса сразу заметен, легко обнаруживается. В свою очередь, скрытый кризис протекает незаметно и поэтому наиболее опасен.

Последствия кризисов могут привести к обновлению или разрушению, оздоровлению или возникновению нового кризиса, ослаблению или его обострению, плавному выходу или резкому усугублению кризиса.

В анализе конкретных кризисных ситуаций необходимо отслеживать пограничные линии охвата социально-экономической системы, структуру этой системы и среду функционирования.

По степени управляемости  кризис классифицируют как неуправляемый и управляемый.

Причины возникновения  кризиса могут носить природный (условия жизнедеятельности человека с изменениями климата и катаклизмами), экологический (истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных для человека технологий и др.),  социальный характер( столкновение интересов и обострение противоречий социальных групп :работников и работодателей и т.д.), политический (политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв эконом. связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта импорта, несовершенство законодательства в области хоз.права, антимонопольной политики и прочих проявлениях регулирующей функции государства) экономический ( острые противоречия в эконом. состоянии организации. Это могут быть кризисы перепроизводства и сбыта товаров; взаимоотношения между партнерами; неплатежи; потери конкурентных преимуществ. В этой группе особое место занимают финансовые кризисы, которые характеризуют противоречия между доходами и расходами организации. Финансовый кризис проявляется в форме задержек выплат заработной платы, неплатежей)

Психологические кризисы проявляются в виде стрессов, приобретающих массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, страха за будущее;

Технологический – это кризис новых технологических идей, который проявляется в виде обострения противоречий  между тенденциями научно-технического прогресса и возможностями организации.

 

 

  1. Институт банкротства в России

В советский период процедура  банкротства, как способ прекращения предпринимательской деятельности, практически не применялась. Первый Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. содержал нормы, регулирующие отношения, возникающие в условиях несостоятельности юридических и физических лиц. В законодательстве не был установлен четкий порядок осуществления процедур банкротства. В начале 1960-х гг. нормы о банкротстве были исключены из законодательства.

В современной практике понятие «банкрот» введено Указом Президента Российской Федерации. За Указом «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур» от 14 июня 1992 г. был принят Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 11 ноября 1992 г. № 3929-1. Применение Закона затруднялось из-за отсутствия механизма действенного арбитражного судопроизводства.

В период приватизации государственной (муниципальной) собственности предполагалось запустить механизм банкротства, правовой базой которого явились указы Президента Российской Федерации. Первым был Указ «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 22 февраля 1993 г. В 1994 г. вышли следующие указы: «О реформе государственных предприятий», «О некоторых вопросах налоговой политики», «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины», «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», «О продаже государственных предприятий-должников». Практическая реализация первого указа нашла отражение в постановлении Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 г. № 498.

Институт банкротства  получил правовое закрепление в  ст. 61 и 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.

Сложная политическая борьба, связанная с созданием  нового правового нормативного акта по несостоятельности и банкротству, наконец-то закончилась. 26 октября 2002 г. Президентом РФ был подписан новый Федеральный Закон N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон), который вступил в силу 3 декабря 2002 г. (по истечении 30 дней с момента его официального опубликования), за исключением отдельных его положений. В частности, параграф 6 Закона, регулирующий порядок банкротства субъектов естественных монополий, начнет действовать только через три года - с 1 января 2005 г.

За последние десять лет  это уже третий Закон, регулирующий вопросы несостоятельности (банкротства). Первый Закон был принят в 1992 г., а с 1 марта 1998 г. вступил в силу новый Федеральный закон.

Но так как с развитием  экономических отношений стало  очевидно, что нормы действующего законодательства не соответствуют  потребностям субъектов экономической  деятельности, был принят новый Закон.

Основной целью обновленного Закона является установление нормальной платежной дисциплины и нового баланса  взаимоотношений всех участников процесса банкротства.

Отдельная статья рассматриваемого Закона, как и в ранее действующем  Законе, посвящена определению понятия банкротства путем указания его признаков.

В настоящем Законе эти  признаки несколько изменились. Как  и прежде, юридическое лицо может  быть признано банкротом, если оно неспособно удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда такие обязательства должны были быть исполнены.

Информация о работе Учет и анализ банкроств