Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:28, курс лекций
Кризисы в управлении предприятием.
Институт банкротства в России.
Финансовое оздоровление.
Бухгалтерский учет финансовой помощи предприятию-банкроту.
Лекция 1. Кризисы в управлении предприятием.
1. Предмет и задачи курса « Учет и анализ банкротств»
2.Роль кризисов в
экономической жизни
3.Понятие, причины возникновения кризисов и их виды
Рыночные преобразования вызвали множество изменений в экономике страны. Наряду с позитивными изменениями (новые формы хозяйствования ), возникли и негативные (невозврат кредитов, обвал производства). С 1996 года Россия находится в кризисе. Основной причиной которого стали неплатежи между субъектами хозяйствования, оцениваемые специалистами как катастрофические. Доля просроченной задолженности по России составляет около 30% ВВП. Увеличился также невозврат кредитов, предоставляемых банками реальному сектору экономики. В результате возникла острейшая проблема – неплатежи как на федеральном, так и на региональном уровне. Произошла цепная реакция: все большее количество хозяйствующих субъектов становятся неспособными выполнить свои обязательства перед кредиторами, вследствие чего наблюдается дисбаланс в отечественной экономике. Мировые рейтинговые агенства включили Россию в перечень стран с рисковой экономикой, что и стало причиной нежелания потенциальных инвесторов работать на российском рынке.
Современный с/х производитель поставлен в зависимость от влияния многих внешних факторов, которые диктуют рыночные отношения, усиливая кризисные явления в аграрном секторе. Тяжелое положение дел объясняется неспособностью с/хтоваропроизводителей противостоять монополизированным структурам в сфере производства, торговли и переработки. Значительные потери с/х связаны с диспаритетом цен на промышленную и с/х продукцию, цены на продукцию с/х растут в 5 раз медленнее чем на продукцию промышленности, поставляемую деревне.
Проблема неплатежей в аграрном секторе экономики важна и актуальна в настоящее время, т.к. неплатежеспособность многих с/х предприятий приводит их к банкротству. В других отраслях экономики кредиторская задолженность предприятий примерно равна дебиторской, в аграрном секторе она в три раза выше. Просроченную задолженность имеют 87,9% с/х предприятий. В общем объеме просроченной задолженности на платежи в бюджет и внебюджетные фонды приходится 53,8%, на долг поставщикам 30,6%, банкам- 12,1%, на долги по з/пл -3,5%.
Большинство с/хп по сути дела вытолкнуты в теневой полулегальный бизнес. В отрасли преобладают бартерные сделки (около 60% оборота) и наличные денежные расчеты (около 67% денежного оборота).
Угроза банкротства нависла над абсолютным большинством сельских СПК, ООО и др.форм собственности. В настоящее время в арбитражных судах находится около 2 тысяч дел о банкротстве с/х предприятий и имеется тенденция к их увеличению. Рассмотрение 90% таких дел заканчивается признанием хозяйства банкротом, открытием конкурсного производства и, в конечном счете, их ликвидацией.
При банкротстве предприятий выявляется 2 характерные тенденции:
- банкротство нерентабельных
хозяйств с устаревшим
- смена собственников
на многих предприятиях в силу
финансового передела и
Итак, если вашему бизнесу нормально развиваться мешают постоянные задержки платежей партнерами, растущие долги покупателей, применяйте механизм банкротства, п.ч. не зря говорят « Проблема должника - это ваша постоянная головная боль». А решать эту проблему все равно придется, и при удачном стечении обстоятельств вы сможете расширить свой бизнес и укрепить финансовое положение.
Учет и анализ банкротств
— это учетно-аналитический
Термин «банкрот» (итал. banco — скамья, банк и rotto — сломанный) дословно означает сломать скамью, на которой сидел коммерсант, ведущий торговую или финансовую деятельность. Отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что его скамью ломали. Это обстоятельство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением остальных.
Управление информационными потоками, имуществом, капиталом, совместной деятельностью людей и отношениями с контрагентами состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой деятельностью человека в процессе ее протекания. Поэтому в условиях антикризисного управления выявляется состояние проблематики вмешательства человеческого фактора. Именно таким образом выделяются следующие дисциплины: стратегическое управление, экологический менеджмент, учет и анализ банкротств и др.
Предмет курса — закономерности, принципы и иные формы выявления причинно-следственных связей, влияющих на выработку стратегических и тактических решений по предупреждению, смягчению и успешному разрешению кризисной ситуации на предприятии.
Цель курса — изучить особенности несостоятельности (банкротства) предприятия, уметь пользоваться общими и специфическими инструментами анализа и учета банкротств в условиях кризиса.
Основные задачи курса:
- научное использование принципов и методов анализа кризисных ситуаций на предприятиях, выбор путей предупреждения кризисов, выход из них с минимальными потерями;
- изучить практические
навыки в учетных и
-сформировать навыки работы с персоналом, владения основами ситуационного, экономического и финансового анализа предприятий-должников.
2. Роль кризисов
в экономической жизни
Начало 1990-х гг. пробудило новый всплеск внимания в США, Англии, Индии и других странах к финансовой несостоятельности предприятий. В связи с этим были пересмотрены акты и законы о банкротстве, направленные на более конструктивное решение финансовых затруднений. Институт банкротства, защищая личную и корпоративную собственность от опасно высоких убытков, также должен содействовать выявлению экономических и политических приоритетов и ответственности. В рыночной экономике вероятное банкротство собственника можно рассматривать как неизбежное явление, которое, однако, должно проявляться в допустимых пропорциях. Как показывает опыт США, там ежегодно терпит банкротство примерно 1% общего числа предприятий с кредиторской задолженностью более 1 млн долл.
Предприятие будет успешно функционировать на рынке при соблюдении двух главных условий: благоприятного окружения и эффективного менеджмента. Предприятие может рассматриваться как нездоровое, если, во-первых, оно сталкивается с финансовыми затруднениями (возрастающая неспособность погашения обязательств по мере их возникновения) и, во-вторых, его жизнеспособности угрожают значимые факторы. Существует множество факторов, которые предприятие не в силах контролировать: недостаток важных ключевых ресурсов (основного сырья и материалов, энергии); изменения в политике правительства относительно акцизных сборов и таможенных пошлин, вступления в ВТО и др.; отставание в новых технологиях; ужесточение конкуренции и изменение потребительских предпочтений; неблагоприятное межнациональное развитие; недоступность кредитных и инвестиционных ресурсов.
Анализ удельного веса
причин кризиса предприятий в
России и за рубежом выявил, что
основными виновниками
По мере развития ситуации
с финансовыми затруднениями, когда
фирма уже не способна платить
по своим обязательствам, возникает
потребность в получении
1. Является ли несоблюдение
графика платежей проблемой
2. Разрешится ли временная проблема отсрочкой платежей с последующим удовлетворением требований кредиторов? Если же стоимость чистых активов резко упала и потери уже имеют место, то кто покроет эти потери?
3. Можно ли сказать
о фирме, что она скорее «
4. Следует ли фирме
подавать заявление о
5. По каким параметрам контролиро
Формальные и неформальные процедуры разрешения кризиса имеют свои плюсы и минусы. Отечественная практика формальных планов реорганизации постоянно совершенствуется. От доктрины абсолютного приоритета в удовлетворении требований кредиторов осуществляется переход к доктрине относительного приоритета, преследующей более гибкий и сбалансированный подход. Усиливается роль арбитражного суда и ответственность специалистов по учету и анализу банкротств в оценке приемлемости предлагаемых планов реструктуризации. Это касается оценки будущих продаж, анализа основной деятельности с прогнозом будущих доходов и потоков денежных средств, обоснования ставки капитализации для денежных потоков, оценки стоимости бизнеса и распределения этой стоимости для удовлетворения предъявленных претензий. Главным тестом на приемлемость плана реструктуризации служит достижение безубыточности и восстановление платежеспособности.
В ходе продолжающегося реформирования общества органы государственной власти Российской Федерации постоянно совершенствуют рыночную экономическую политику. В настоящее время в этой области пройдены важные этапы и получены позитивные результаты: проведена либерализация экономики, осуществлена приватизация объектов государственной собственности, снижена инфляция, стабилизировался обменный курс рубля, снижаются процентные ставки за пользование кредитными ресурсами, в основном определена законодательная база (Трудовой, Налоговый, Бюджетный, Административный и Арбитражный кодексы).
Создание макроэкономических условий для экономического роста еще не до конца переломило негативные тенденции и лишь обозначило реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса.
Недостаточное влияние органов государственной власти на проведение активной микроэкономической политики и не всегда адекватная компетентность самих руководителей предприятий еще тормозят налаживание более гармоничного развития рыночного механизма. Причины недостаточной эффективности реализации потенциала экономической реформы состоят в следующем:
1. Низкая эффективность
функционирования системы
2. Недостаточный уровень
ответственности руководителей
перед учредителями и
3. Малые суммы уставного капитала акционерных обществ. После проведенных переоценок основных фондов добавочный капитал предприятий на порядок выше величины уставного капитала.
4. Слабая проработка механизма исполнения решений судебного делопроизводства, особенно в части обращения взыскания на имущество должника.
5. Снижение инвестиционной привлекательности бизнеса из-за нарушения единства предприятия как имущественного комплекса.
6. Высокие расходы
на содержание объектов
7. Снижение
8. Сложность получения
достоверной информации о
Официальная статистическая отчетность в основном направлена на обеспечение необходимой информацией органов государственной власти. Спрос предприятия на маркетинговую информацию практически остается не удовлетворенным. Недостаточный объем достоверной маркетинговой и экономической информации наряду с неразвитостью информационной инфраструктуры российской экономики затрудняет принятие продуктивных управленческих решений на уровне предприятия, а также оценку контрагентами степени риска при заключении ими договоров. Из-за подчиненности системы бухгалтерского учета целям налогообложения затруднено получение реальной картины финансово-экономического состояния предприятия. Действующая в настоящее время система бухгалтерского учета приводит к искажению соотношения доходов и расходов предприятия. Предприятие лишается права самостоятельной идентификации расходов при делении их на капитальные и текущие, расходы будущих периодов.