Меры,предусмотренные Федеральным законодательством по предупреждению банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:49, реферат

Краткое описание

В настоящее время тема банкротства банков очень актуальна. Более детальное и глубокое изучение проблем, связанных с несостоятельностью кредитных организаций, применение опыта зарубежных стран, развитие существующего законодательства будет способствовать созданию в нашей стране надёжной и стабильной банковской системы, защите и должников, и кредиторов, увеличению уровня доверия к банкам.

Оглавление

Введение………………………………………………………….………………..3
1. Банкротство: общая характеристика……………………………………….....4
1.1. Понятие и признаки банкротства……………………………………………4
2. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций.................6
Заключение……………………………………………………………………... 16
Список литературы…………………………………………………….…..….. 17

Файлы: 1 файл

Реферат АКУ.docx

— 33.52 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………….………………..3

1. Банкротство: общая характеристика……………………………………….....4

1.1. Понятие и признаки банкротства……………………………………………4

2. Меры по предупреждению  банкротства кредитных организаций.................6

Заключение……………………………………………………………………... 16

Список литературы…………………………………………………….…..….. 17

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Банковская система России возникла сравнительно недавно и  развивается достаточно быстро. За  последние несколько лет российские  банки были вынуждены  пройти путь, который в других странах занял  десятилетия. На изменения, которые происходят сейчас и произойдут, в будущем огромное влияние оказывает государственное регулирование. Регулирование банковской деятельности должно преследовать три цели: безопасность, стабильность и поддержание конкуренции.

 

    В настоящее время усилились темпы сокращения числа кредитных  организаций. Это вызвано не только макроэкономическими условиями, но и  недостатками политики, проводимой Центральным Банком РФ. Формирование современной структуры и системы правовых актов, регулирующих банковскую деятельность, началось в начале 90-х годов и  продолжается в настоящее время.

 

    На сегодняшний день самый неотложный вопрос в области  банковского регулирования - проблема разорения банков. Институт  банкротства банков в России окончательно не сложился и существует  необходимость совершенствования законодательных документов, регулирующих проведение процедур банкротства кредитных  организаций.

 

    В настоящее время тема банкротства банков очень актуальна. Более  детальное и глубокое изучение проблем, связанных с несостоятельностью  кредитных организаций, применение опыта зарубежных стран, развитие  существующего законодательства будет способствовать созданию в нашей  стране надёжной и стабильной банковской системы, защите и должников, и  кредиторов, увеличению уровня доверия к банкам.

 

1. Банкротство:  общая характеристика

1.1. Понятие и  признаки банкротства

    Несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Важно понимать, что само по себе банкротство - это не просто установление определенного фактического состояния должника, это не только основание принудительной ликвидации компании или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в гражданско-правовом смысле. Банкротство - это довольно длительный судебный процесс, который направлен, в первую очередь, на спасение предприятия, оказавшегося в тяжелой финансовой ситуации, а не на распродажу его имущества.

 

    Банкротами могут быть и коммерческие, и некоммерческие организации. Однако среди коммерческих организаций процесс банкротства невозможно инициировать против унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия); среди некоммерческих организаций несостоятельными не могут быть признаны учреждения, политические партии и религиозные организации.

 

    По нашему законодательству для рассмотрения дел о банкротстве установлена исключительная подведомственность, поскольку все они рассматриваются только арбитражными судами, а также исключительная подсудность, поскольку эти дела рассматриваются только по месту нахождения должника.

 

    Вместе с тем следует помнить, что объявление о банкротстве, заявленное руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, может быть ложным. В таком случае это дело с фиктивным банкротством, которое может повлечь наступление административной или уголовной ответственности.

 

    Что касается правового положения кредиторов в процессе банкротства, то оно зависит от вида кредитора. В первую очередь законодательство РФ выделяет конкурсных кредиторов, т.е. кредиторов по денежным обязательствам. К ним не относятся уполномоченные органы, граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда или имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредители (участники) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия. Конкурсные кредиторы наделены довольно большим объемом правомочий. В частности, они являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, являются участниками собрания кредиторов с правом голоса.

 

    Банкротство кредитной организации возможно только в результате его признания арбитражным судом (в то время как банкротство других организаций возможно и по объявлению должника). Законодательный запрет добровольного объявления о банкротстве связан с большим числом кредиторов кредитной организации, различной очерёдностью удовлетворения их требований (физические и юридические лица), а также необходимостью контроля со стороны Центрального Банка РФ за процедурой банкротства.

 

 

 

 

2. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций

    Особенностью банкротства кредитных организаций является то, что до применения собственно процедуры банкротства (конкурсного производства) закон о банкротстве предусматривает ряд мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций. К таким мерам относятся:

-    финансовое оздоровление кредитной организации;

- назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

-   реорганизация кредитной организации.

    Указанные меры осуществляются в случаях когда кредитная организация:

 

  • не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

 

  • не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

 

  • допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

 

  • нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;

 

  • нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов;

 

  • допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.    В случае возникновения указанного основания в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства.

 

    В рамках финансового оздоровления может быть оказана финансовая помощь кредитной организации, ее учредителями или участниками, а также иными лицами. Она может выражаться:

 

- в размещении денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;

- в предоставлении поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;

- в предоставлении отсрочки и (или) рассрочки платежа;

- в переводе долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;

- в отказе от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;

- в дополнительных взносах в уставный капитал данной кредитной организации;

- в прощении долга кредитной организации.

 

    Финансовое оздоровление также может быть выражено в изменении структуры активов и структуры пассивов кредитной организации, которая может предусматривать:

- улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными активами;

- приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;

- сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной организации, и расходов на ее управление;

- продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией;

а также:

 

-   увеличение собственных средств (капитала);

- снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

-  увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов.

    Также в рамках финансового оздоровления применяется приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины собственных средств (капитала) кредитной организации, а также изменение организационной структуры кредитной организации, означающие, например, изменение состава и численности сотрудников кредитной организации, сокращение и ликвидацию обособленных подразделений кредитной организации

 

    Следующей мерой по предупреждению банкротства является назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, которая является специальным органом управления кредитной организацией, назначенным ЦБ РФ. Закон приводит основания назначения временной администрации, если кредитная организация:

- не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

- допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

 

- нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов;

 

- не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок; а также, если в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

 

    Закон подробно разграничивает функции временной администрации в случаях ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации, а также в случаях приостановления их полномочий.

 

    В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация проводит обследование кредитной организации; устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»; участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контролирует их реализацию; контролирует распоряжение имуществом кредитной организации в пределах, установленных законом.

 

    Основаниями для осуществления мер по предупреждению банкротства КО являются:

- неоднократное неудовлетворение на протяжении последних 6 месяцев требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок до 3-х дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах КО;

- неудовлетворение требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 3 дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах КО;

Информация о работе Меры,предусмотренные Федеральным законодательством по предупреждению банкротства