Кризисные ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть и провести анализ различных кризисных ситуаций.
Для достижения указанных целей нами были поставлены следующие задачи:
• изучить литературу по данной теме;
• изучить понятие кризисной ситуации;
• рассмотреть и описать основные кризисные ситуации;
• дать характеристику антикризисному управлению;
• рассмотреть кризисную ситуацию в Японии.
И так давайте теперь перейдем непосредственно к работе.

Оглавление

Введение………………...…………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты кризисных ситуаций…………….…….....6
1.1 . Сущность кризисной ситуации……………………………………....6
1.2. Причины и последствия кризисов………………………………...…9
1.3. Классификация кризисов………………………………………..…..11
Глава 2. Управление в кризисных ситуациях……………………………....17
2.1. Проявление антикризисного управления……………………..……17
2.2. Этапы и методы диагностики кризиса………………………….….20
2.3. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении……………………………………………………………………….23
Глава 3. Кризисная ситуация в Японии 2011…………………………...…..29
3.1. Общая характеристика Японии………………………………..……29
3.2. Развития кризисной ситуации……………………………...……….31
3.3. Пути выхода Японии из кризисной ситуации.…….……………....33
Заключение………………………………………………..…………………….35
Список литературы………………………….…………………………………37

Файлы: 1 файл

Кризисные ситуации.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

•   достаточный объем, т.е. для решения проблемы вполне доста­точно той информации, которая имеется в распоряжении ме­неджера;

• избыточный объем — менеджер должен уметь выявить только необходимую информацию и использовать ее достаточно эф­фективно.

B основном менеджер имеет недостаточный объем исходной информации. Нередко он подготовлен к деятельности в «стерильной обстановке», от которой «правда жизни» значительно отлича­тся. Некоторые менеджеры, особенно обладающие большим опытом работы в условиях командно-административной системы управления, трудно адаптируются к новой обстановке;

4) достоверность исходной информации:

•    явно недостоверная, т.е. не явно соответствующая условиям задачи;

• псевдодостоверная, т.е. соответствующая условиям задачи, од­нако несущая в себе сведения, которые не позволяют полу­чить правильные решения проблемы;

• полностью достоверная, т.е. соответствующая содержанию проблемы и условиям ее решения.

Менеджер зачастую располагает недостоверной информацией, причем оценить степень недостоверности иногда бывает крайне затруднительно. Менеджер вынужден познавать «азы лжи и выворачивания фактов», совершая ошибки, что почти всегда приводит к негативным последствиям;

5) масштаб проблемы:

• глобальная — от ее решения зависит жизнедеятельность целых регионов, а в отдельных случаях и всей планеты;

•  локальная — от ее решения зависит жизнедеятельность небольшой группы людей, в крайнем случае отдельного человека;

• микролокальная — от ее решения зависит конкретный поступок отдельного человека.

Современный менеджер (тем более менеджер, занимающийся антикризисным управлением) вынужден решать задачи как локального, так и глобального масштаба. Его ответственность перед другими людьми требует освоения современной методологии разработки решений с учетом антикризисных подходов и задач;

6) техническое оснащение:

•   отсутствует — нет необходимых технических средств для обработки информации;

•   имеется в недостаточном объеме — технических средств не достает для устойчивого, качественного процесса информационного обеспечения управления;

•   имеется в достатке — технические средства присутствуют и полном объеме и функционируют в соответствии с требованиями технологии антикризисного управления.[17]

Перечисленные факторы, естественно, могут быть дополнены другими, в зависимости от специфики поставленной цели, возникающих проблем, условий их решения в процессах антикризисного управления.

Процесс разработки управленческих решений в антикризисном управлении состоит из следующих этапов.

Этап 1. Разработка системы мер (в соответствии с целью и ситуацией) по предупреждению кризиса или выводу фирмы из кризис­ной ситуации.

Этап 2. Сбор исходной информации о ситуации в организации, т.е. анализ документов (отчеты, планы, входящие и исходящие документы, переписка и т.д.) различных структурных подразделении фирмы. Анализ хозяйственной деятельности позволяет выявить слабые места, требующие доработки в целях повышения потенциала развития организации.

Этап 3. Морфологический анализ внешней и внутренней обста­новки, исследование случайных и закономерных тенденций, угроз и возможностей развития, преимуществ и критических факторов.

Этап 4. Поиск вариантов избежания кризиса (если есть вероятность его наступления), смягчения или путей вывода организации из кризисной ситуации. Возможность вывода организации из кризисной ситуации зависит от степени влияния кризиса на ее деятельность. Этот этап предполагает определение пути дальнейшего развития.

Этап 5. Если благоприятный момент начала деятельности по выводу организации из кризисной ситуации прошел, а кардинальные изменения могут породить социальный взрыв, возможны лишь контроль, за протекающими процессами, без вмешательства в них, и получение поддержки государства или региона. В дальнейшем изменив­шаяся ситуация на рынке может позволить вновь вернуться к про­блеме вывода организации из кризисной ситуации — в этом случае рассматривают два следующих варианта развития (этапы 6 и 7).

Этап 6. Если кризисная ситуация оказала значительное негативное воздействие на деятельность организации и дальнейшее ее су­ществование невозможно, строят модель деструктуризации, прекращения деятельности организации и объявления ее банкротом.

Этап 7. Если кризисная ситуация оказала слабое негативное воздействие на деятельность организации, строят модель ее реорганизации (изменение статуса), предполагающую изменение структуры организации (если это производство), сокращение тех производств, которые убыточны или затраты на которые несоизмеримы с получаемой прибылью.

Модели, полученные на этапах 5—7, позволят прогнозировать показатели деятельности организации в зависимости от выбранного пути выхода из кризисной ситуации.

Этап 8. Определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей реорганизации. Объем ресурсов зависит от масштабов реорганизации. Ресурсы могут быть внутренними и внешни­ми. При достаточности ресурсов разрабатывают мероприятия по реализации поставленных целей (этап 9).

Этап 9. Разработка мероприятий по реализации поставленных целей, т.е. составление программы действий по реализации анти­кризисных управленческих решений.

Этап 10. Проверка возможностей достижения поставленных целей, т.е. анализ имеющихся ресурсов и проверка качества проведения морфологического анализа кризисной ситуации: в случае выявления недостаточности ресурсов пересматривается программа вывода организации из кризисной ситуации; в случае некачественного проведения морфологического анализа его проводят повтор но и дальнейшие действия осуществляют с учетом новых полученных результатов.

Этап 11. Формулирование управленческих решений по выходу из кризисной ситуации (антикризисные управленческие решения) на основе полученных данных и разработанных программ реализации целей.[18]

Однако технология антикризисного управления характеризуется не только последовательностью этапов разработки управленческих решений, но и использованием определенных приемов анализа и оценок, организации работы, выбора вариантов и др.

5

 



Глава 3. КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ В ЯПОНИИ 2011

3.1. Общая характеристика Японии

Природные условия. Площадь Японии - 3772,2 тыс. км кв. Япония - островное государство, страна Восточной Азии и «восходящего Солнца», расположенное в западной части Тихого океана. Из четырёх тысяч островов, входящих в её состав, основная часть приходится на острова Японского архипелага (372,2 тыс. км кв.).Самые крупные из них - Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку. Территория Японии омывается с севера Охотским морем, с востока и Юго - востока - Тихим океаном, с запада - Японским и Восточно - Китайским морями; на юге архипелага острова Хонсю, Сикоку, Кюсю ограничивают Внутреннее Японское море (Сето-Найкай).

Япония -горная страна. Её территории занимают горные массивы. Самая высокая точка Японии -гора Фудзи. Её высота составляет 3776 м над уровнем моря. Большая часть гор архипелага -вулканы; их всего 150, а 15 из них -действующие.

Реки Японии не отличаются большой протяжённостью. Из 24 самых крупных из них длина только двух - Синано и Тонэ (остров Хонсю) - превышает300 км. Большинство рек - быстрые горные потоки. В Японии имеются озёра двух типов: живописные горные глубоководные озёра, возникшие в горловинах потухших вулканов, и прибрежные мелководные озёра лагунного типа. Глубина горных озёр составляет нескольких сот метров, а высота над уровнем моря - до километра.

Полезными ископаемыми не богата. Есть залежи медных и свинцово-цинковых руд, серы, каменного угля, марганцевые конкреции в Тихом океане и соли урана. Угольные месторождения есть на о. Кюсю и о. Хоккайдо. Нефть - о. Хонсю (небольшие залежи).

Государственное устройство. Япония - империя, конституционная монархия. Политическую структуру японского общества образуют официальные учреждения (государственные и муниципальные), а также политические партии и непартийные организации. В системе официальных учреждений в Японии новое место получил институт императора, не являющийся по конституции 1947 года главой государства, а представляющий собой лишь символ «государства и единства народа», которому принадлежит суверенная власть. Конституцией на императора возложен целый ряд функций, в т.ч. созыв парламента, роспуск палаты представителей и объявление всеобщих парламентских выборов, промульгация поправок к конституции, законов, договоров и правительственных указов, назначение премьер-министра и др.

По конституции, единственным законодательным органом является парламент, состоящий из палаты представителей и палаты советников. Высшим органом исполнительной власти является кабинет министров, возглавляемый премьер - министром. Он выдвигается парламентом из числа депутатов.

Японское государство - унитарное, в то же время в нём получили развитие муниципии и муниципальные институты. Иерархическая система муниципий строится в два звена: верхнее - префектуры, нижнее - города, посёлки и сельские общины. В стране - 47 префектур.

Глава государства - император Акихито.

«Хиномару» - флаг Солнца. Гимн, дейсвующий с 1888 г. - «химигеё» (правление императора).

Административное деление. Территория разделена на 47 префектур. «то»(Токио); «до»(Хоккайдо); «кэн»(43 остальные префектуры).

Различия состоят в основном в форме правления. Низшие территориальные единицы страны образуют сельские общины «мура», посёлки «мати», города «си».Столица Японии -Токио - в административном делении представляет собой 23 самостоятельных специальных района «токубэцу ку», приравниваемых по статусу к городам. Крупнейшие по численности города Японии ( от 1 до 10 млн. жителей) - Токио, Осака, Иокогама, Киото, Нагоя, Кобе, Хиросима, Фукуока.

Население. Население Японии составляет 125 млн. чел. Средняя плотность населения страны велика - 340 человек на 1 км кв.[19]

3.2. Развития кризисной ситуации

Трагические события в Японии могут стать точкой невозврата для всей мировой экономики, говорят эксперты. После землятресения и цунами страна оказалась под угрозой радиации, а рынок — на грани падения. 

  Природные катаклизмы, обрушившиеся на Японию, серьезно потрясли третью после США и Китая экономику в мире. Специалисты финансовой группы "Калита–Финанс" считают, что "случившееся может стать не просто очередным звеном в цепи угроз мировой экономике, а точкой невозврата".

Наибольший урон Японии в XX веке принесли землятресения 1923 и 1995 годов. Причем второе силой 7,3 балла по шкале Рихтера, по сути, отбросило японскую экономику со второго места в мире на третье. Тогда зимой 1995 года был разрушен город Кобе. Погибли 6,5 тыс. человек. Нынешнее землетрясение достигало по силе 8,9 балла. "Оценить ущерб от него будет еще сложнее", — считают эксперты ФГ "Калита–Финанс". В частности, потому, что местные власти пока не раскрывают реальные данные о потерях, опасаясь паники.

Трагические события 1995 года не только поставили экономику Японии на путь дефляции, но и нанесли удар по мировому рынку. В частности, на ожиданиях быстрого восстановления японского фондового рынка погорел старейший в Великобритании Barings Bank. Эксперты не исключают, что сценарий 1995 года может повториться.

В такой ситуации финансовым властям Японии вряд ли удастся обойтись без внешних заимствований. "Деньги найдутся, но далее рейтинговые агентства начнут снижать рейтинг страны, что спровоцирует отток капитала, а для Японии, второе десятилетие борющейся с дефляцией, это может стать роковым", — считают аналитики "Калиты–Финанс".

"Катастрофический природный катаклизм в Японии будет иметь долгосрочные последствия как для состояния третьей в мире экономики, так и для перспектив развития всей мировой экономики в целом", — говорит начальник аналитического отдела ФЦ "Инфина" Александр Иванищев.

Японские компании понесли убытки от остановки производства и разрыва коммуникаций. Потребление снизилось. "Полная оценка масштабов ущерба еще впереди, но они будут исчисляться, по всей видимости, сотнями миллиардов долларов", — отмечает Александр Иванищев.[20]

Эксперты считают, что ликвидация последствий землятресения и цунами негативно скажется на мировой экономической конъюнктуре. "Трясти будет уже не только Японию, но и весь мир, на который эта страна оказывает экономическое влияние", — считают в ФГ "Калита–Финанс". При этом эксперты ИК "Грандис Капитал" указывают, что Банк Японии уже начал принимать меры — сообщил о выпуске 15 трлн иен (около $183 млрд), которые будут влиты в экономику страны. "Стихийное бедствие еще не завершено. Если проводить аналогии с 1995 годом, то фондовый рынок будет нести потери один–два квартала подряд, но в более долгосрочной перспективе землетрясение может дать толчок японской экономике", — прогнозируют в ИК "Грандис Капитал". Фондовые биржи реагируют на события в Японии вполне однозначно. В частности, индекс Japan Nikkei 225 упал на торгах сразу на 6,18%.

Дополнительно ситуацию осложняет то, что после разрушений от землятресения и цунами возникли серьезные проблемы на японских АЭС.

Информация о работе Кризисные ситуации