Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:45, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть и провести анализ различных кризисных ситуаций.
Для достижения указанных целей нами были поставлены следующие задачи:
• изучить литературу по данной теме;
• изучить понятие кризисной ситуации;
• рассмотреть и описать основные кризисные ситуации;
• дать характеристику антикризисному управлению;
• рассмотреть кризисную ситуацию в Японии.
И так давайте теперь перейдем непосредственно к работе.
Введение………………...…………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты кризисных ситуаций…………….…….....6
1.1 . Сущность кризисной ситуации……………………………………....6
1.2. Причины и последствия кризисов………………………………...…9
1.3. Классификация кризисов………………………………………..…..11
Глава 2. Управление в кризисных ситуациях……………………………....17
2.1. Проявление антикризисного управления……………………..……17
2.2. Этапы и методы диагностики кризиса………………………….….20
2.3. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении……………………………………………………………………….23
Глава 3. Кризисная ситуация в Японии 2011…………………………...…..29
3.1. Общая характеристика Японии………………………………..……29
3.2. Развития кризисной ситуации……………………………...……….31
3.3. Пути выхода Японии из кризисной ситуации.…….……………....33
Заключение………………………………………………..…………………….35
Список литературы………………………….…………………………………37
Рис. 1.1. Причины кризисов[6]
|
|
|
|
|
|
| Возможные последствия кризиса |
| |||
|
|
|
|
|
|
Обновление системы |
|
| Оздоровление системы | ||
Разрушение системы |
|
| Возникновение нового кризиса | ||
|
|
|
| ||
Обострение кризиса |
|
| Резкие изменения | ||
Ослабление кризиса |
|
| Мягкий выход | ||
|
|
|
| ||
Преобразование системы |
|
| Долгосрочные изменения | ||
Сохранение системы |
|
| Краткосрочные изменения | ||
|
|
|
| ||
Качественные изменения |
|
| Необратимые изменения | ||
Количественные изменения |
|
| Обратимые изменения |
Рис. 1.2. Возможные последствия кризисов[7]
Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него.
Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и характером антикризисного управления, которое может смягчить, или обострять кризис. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.
1.3. Классификация кризисов
Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Можно сделать разветвленную классификацию кризисов, которая необходима и предназначена для дифференциации средств и способов управления ими. Если есть понятие и понимание характера кризиса, тогда больше возможность снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания (рис. 1.3).
Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные — только часть ее.
Это разделение кризисов по масштабам проявления, конечно, носит условный характер. В конкретном анализе кризисных ситуаций необходимо учитывать границы социально-экономической системы, ее структуру и среду функционирования.
В зависимости от проблематики кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики; микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.
Особенностью кризиса является то, что он, даже будучи локальным или микрокризисом, как цепная реакция может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает в том случае, когда отсутствуют управление
|
|
| Кризисы |
|
|
| |||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
Причины |
|
| Характер |
|
| Последствия | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
Объективные |
|
| Легкий |
|
| Разрушение | |||||||||||
Субъективные |
|
| Глубокий |
|
| Обновление | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
Внешние |
|
| Кратковременный |
|
| Оздоровление | |||||||||||
Внутренние |
|
| Затяжной |
|
| Новый кризис | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
Случайные |
|
| Локальный |
|
| Обострение | |||||||||||
Закономерные |
|
| Общий |
|
| Ослабление | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
Искусственные |
|
| Скрытый |
|
| Резкое падение | |||||||||||
Естественные |
|
| Явный |
|
| Мягкий выход | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
| Частичный |
| Управляемый |
| |||||||||||||
| Системный | Неуправляемый |
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Природный |
| Общественный |
| Экологический | |||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
Социальный (политический) |
|
| Экономический (финансовый) |
|
| Организационный | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
| Психологический |
| Технологический |
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1.3. Типология кризисов[8]
кризисными ситуациями, меры локализации кризиса и снижения его остроты или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса (возможно и такое).
В зависимости от структуры отношений в социально-экономической системе, дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов.
Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.
В группе экономических кризисов можно отдельно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовые возможности фирмы. Это кризисы денежного выражения экономических процессов.
Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др. Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, например по поводу стиля управления, недовольства условиями труда, отношения экологическим проблемам, по патриотическим чувствам.
Особое положение в группе кризисов занимают кризисы политические — кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом.
Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития и переходят в кризисы экономические.
Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.
В организационном устройстве любой социально-экономической системы могут обостряться организационные отношения. Организационные кризисы проявляются в возникновении неразберихи, деловых конфликтов, безответственности, сложности контроля, что бывает при неумеренном или быстром росте социально-экономической системы, изменении условий ее функционирования и развития, ошибках при частичной реконструкции организации или организационной перестраховке, рождающей бюрократические тенденции.
Часто такие кризисы парализуют организационную деятельность или вызывают неумеренную бюрократизацию.
Психологические кризисы также нередки в современных условиях социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.
Технологические кризисы возникают как кризисы новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризисом технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений. В более обобщенном плане такие кризисы могут выглядеть кризисами научно-технического прогресса (НТП) — обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями. Например, в настоящее время переживает явный кризис идея мирного использования атомной энергии, строительства атомных электростанций и кораблей.
В зависимости от непосредственных причин возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические.
Природные кризисы вызваны природными условиями деятельности и жизни человека. Их причины — землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения и наводнения. Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. При определенных масштабах такие явления природы рождают кризисы.
Причиной общественного кризиса могут быть сами общественные отношения во всех видах их проявления.
В современных условиях большое значение имеет понимание и распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой - экологических. Это кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека, - истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия.
Кризисы также могут быть предсказуемыми и неожиданными.
Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса — потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием НТП.
Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис. Конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер. Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания.
Неожиданные кризисы часто бывают результатом грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.
Существуют также кризисы явные (протекают заметно и легко обнаруживаются) и латентные (скрытые, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны).
Кроме того, кризисы бывают острыми и мягкими.
Острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок.
Мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.
Все возможные кризисы разделяются также на затяжные и временные. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.
2.1. Проявление антикризисного управления
Как уже указывалось, опасность кризиса существует всегда: в управлении всегда существует риск цикличного развития социально – экономической системы, изменения соотношения управляемых и неуправляемых процессов.
Управление социально – экономической системой в определенной мере всегда должно быть антикризисным.
Антикризисное управление – это управление, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
а) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
в) к кризисам можно и необходимо готовиться;
г) кризисы можно смягчать;
д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
е) кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.[9]
Кризисы различны, и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно механизме управления (рис. 2.1.). Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.