Кризисные ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть и провести анализ различных кризисных ситуаций.
Для достижения указанных целей нами были поставлены следующие задачи:
• изучить литературу по данной теме;
• изучить понятие кризисной ситуации;
• рассмотреть и описать основные кризисные ситуации;
• дать характеристику антикризисному управлению;
• рассмотреть кризисную ситуацию в Японии.
И так давайте теперь перейдем непосредственно к работе.

Оглавление

Введение………………...…………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты кризисных ситуаций…………….…….....6
1.1 . Сущность кризисной ситуации……………………………………....6
1.2. Причины и последствия кризисов………………………………...…9
1.3. Классификация кризисов………………………………………..…..11
Глава 2. Управление в кризисных ситуациях……………………………....17
2.1. Проявление антикризисного управления……………………..……17
2.2. Этапы и методы диагностики кризиса………………………….….20
2.3. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении……………………………………………………………………….23
Глава 3. Кризисная ситуация в Японии 2011…………………………...…..29
3.1. Общая характеристика Японии………………………………..……29
3.2. Развития кризисной ситуации……………………………...……….31
3.3. Пути выхода Японии из кризисной ситуации.…….……………....33
Заключение………………………………………………..…………………….35
Список литературы………………………….…………………………………37

Файлы: 1 файл

Кризисные ситуации.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

Рис. 1.1. Причины кризисов[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные последствия кризиса

 

 

 

 

 

 

 

Обновление системы

 

 

Оздоровление системы

Разрушение системы

 

 

Возникновение нового кризиса

 

 

 

 

Обострение кризиса

 

 

Резкие изменения

Ослабление кризиса

 

 

Мягкий выход

 

 

 

 

Преобразование системы

 

 

Долгосрочные изменения

Сохранение системы

 

 

Краткосрочные изменения

 

 

 

 

Качественные изменения

 

 

Необратимые изменения

Количественные изменения

 

 

Обратимые изменения


Рис. 1.2. Возможные последствия кризисов[7]

Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него.

Разные последствия кризиса определяются  не только его характером, но и характером антикризисного управления, которое может смягчить, или обострять кризис. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.

1.3. Классификация кризисов

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Можно сделать разветвленную классификацию кризисов, которая необхо­дима и предназначена для дифференциации средств и способов уп­равления ими. Если есть понятие и понимание характера кризиса, тогда больше возможность снижения его остроты, сокращения вре­мени и обеспечения безболезненности протекания (рис. 1.3).

Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные — только часть ее.

Это разделение кризисов по масштабам проявления, конечно, носит условный характер. В конкретном анализе кризисных ситуа­ций необходимо учитывать границы социально-экономической си­стемы, ее структуру и среду функционирования.

В зависимости от проблематики кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объе­мы и масштабы проблематики; микрокризис захватывает только от­дельную проблему или группу проблем.

Особенностью кризиса является то, что он, даже будучи локаль­ным или микрокризисом, как цепная реакция может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает в том случае, когда отсутствуют управление

 

 

 

Кризисы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины

 

 

Характер

 

 

Последствия

 

 

 

 

 

 

 

Объективные

 

 

Легкий

 

 

Разрушение

Субъективные

 

 

Глубокий

 

 

Обновление

 

 

 

 

 

 

 

Внешние

 

 

Кратковременный

 

 

Оздоровление

Внутренние

 

 

Затяжной

 

 

Новый кризис

 

 

 

 

 

 

 

Случайные

 

 

Локальный

 

 

Обострение

Закономерные

 

 

Общий

 

 

Ослабление

 

 

 

 

 

 

 

Искусственные

 

 

Скрытый

 

 

Резкое падение

Естественные

 

 

Явный

 

 

Мягкий выход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частичный

 

Управляемый

 

 

Системный

Неуправляемый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природный

 

Общественный

 

Экологический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальный (политический)

 

 

Экономический (финансовый)

 

 

Организационный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологический

 

Технологический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3. Типология кризисов[8]

кризисными ситуациями, меры локализации кризиса и снижения его остроты или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса (возможно и такое).

В зависимости от структуры отношений в социально-экономи­ческой системе, дифференциации проблематики ее развития мож­но выделить отдельные группы экономических, социальных, орга­низационных, психологических, технологических кризисов.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в эко­номике страны или экономическом состоянии фирмы. Это кризи­сы производства и реализации товара, взаимоотношений экономи­ческих агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преиму­ществ, банкротства и пр.

В группе экономических кризисов можно отдельно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовые возможности фирмы. Это кризисы денежного выражения экономических процессов.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или об­разований: работников и работодателей, профсоюзов и предприни­мателей, работников различных профессий, персонала и менедже­ров и др. Часто социальные кризисы являются как бы продолжени­ем и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, например по поводу стиля управления, недоволь­ства условиями труда, отношения экологическим проблемам, по патриотическим чувствам.            

Особое положение в группе кризисов занимают кри­зисы политические — кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом.

Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития и переходят в кризисы экономические.

Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламента­ции деятельности отдельных подразделений, как отделение адми­нистративных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.

В организационном устройстве любой социально-экономичес­кой системы могут обостряться организационные отношения. Орга­низационные кризисы проявляются в возникновении неразберихи, деловых конфликтов, безответственности, сложности контроля, что бывает при неумеренном или быстром росте социально-экономи­ческой системы, изменении условий ее функционирования и раз­вития, ошибках при частичной реконструкции организации или организационной перестраховке, рождающей бюрократические тен­денции.

Часто такие кризисы парализуют организационную деятельность или вызывают неумеренную бюрократизацию.

Психологические кризисы также нередки в современных услови­ях социально-экономического развития. Это кризисы психологи­ческого состояния человека. Они проявляются в виде стресса, при­обретающего массовый характер, возникновении чувства неуверен­ности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Это кризи­сы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.

Технологические кризисы возникают как кризисы новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризисом технологической несовмес­тимости изделий или кризис отторжения новых технологических ре­шений. В более обобщенном плане такие кризисы могут выглядеть кризисами научно-технического прогресса (НТП) — обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последстви­ями. Например, в настоящее время переживает явный кризис идея мирного использования атомной энергии, строительства атомных электростанций и кораблей.

В зависимости от непосредственных причин возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические.

Природные кризисы вызваны природными условиями деятель­ности и жизни человека. Их причины — землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения и наводнения. Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. При определенных масштабах такие яв­ления природы рождают кризисы.

Причиной общественного кризиса могут быть сами обществен­ные отношения во всех видах их проявления.

В современных условиях большое значение имеет понимание и распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой - экологических. Это кризисы, возникающие при изменении природ­ных условий, вызванных деятельностью человека, - истощение ре­сурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного рав­новесия.

Кризисы также могут быть предсказуемыми и неожиданными.

Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они мо­гут прогнозироваться и вызываются объективными причинами на­копления факторов возникновения кризиса — потребности реструк­туризации производства, изменение структуры интересов под воз­действием НТП.

Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис. Конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер. Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания.

Неожиданные кризисы часто бывают результатом грубых оши­бок в управлении, или каких-либо природных явлений, или эконо­мической зависимости, способствующей расширению и распрост­ранению локальных кризисов.

Существуют также кризисы явные (протекают заметно и легко обнаруживаются) и латентные (скрытые, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны).

Кроме того, кризисы бывают острыми и мягкими.

Острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и не­равномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок.

Мягкие кризисы протекают более последовательно и безболез­ненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.

Все возможные кризисы разделяются также на затяжные и временные. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.


Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

2.1. Проявление антикризисного управления

Как уже указывалось, опасность кризиса существует всегда: в управлении всегда существует риск цикличного развития социально – экономической системы, изменения соотношения управляемых и неуправляемых процессов.

Управление социально – экономической системой в определенной мере всегда должно быть антикризисным.

Антикризисное управление – это управление, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

а)    кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

в)    к кризисам можно и необходимо готовиться;

г)    кризисы можно смягчать;

д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, спе­циальных знаний, опыта и искусства;

е)  кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

ж)   управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.[9]

Кризисы различны, и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно механизме управления (рис. 2.1.). Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

Информация о работе Кризисные ситуации