Кризисные ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть и провести анализ различных кризисных ситуаций.
Для достижения указанных целей нами были поставлены следующие задачи:
• изучить литературу по данной теме;
• изучить понятие кризисной ситуации;
• рассмотреть и описать основные кризисные ситуации;
• дать характеристику антикризисному управлению;
• рассмотреть кризисную ситуацию в Японии.
И так давайте теперь перейдем непосредственно к работе.

Оглавление

Введение………………...…………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты кризисных ситуаций…………….…….....6
1.1 . Сущность кризисной ситуации……………………………………....6
1.2. Причины и последствия кризисов………………………………...…9
1.3. Классификация кризисов………………………………………..…..11
Глава 2. Управление в кризисных ситуациях……………………………....17
2.1. Проявление антикризисного управления……………………..……17
2.2. Этапы и методы диагностики кризиса………………………….….20
2.3. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении……………………………………………………………………….23
Глава 3. Кризисная ситуация в Японии 2011…………………………...…..29
3.1. Общая характеристика Японии………………………………..……29
3.2. Развития кризисной ситуации……………………………...……….31
3.3. Пути выхода Японии из кризисной ситуации.…….……………....33
Заключение………………………………………………..…………………….35
Список литературы………………………….…………………………………37

Файлы: 1 файл

Кризисные ситуации.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Антикризисное

управление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система

антикризисного

управления

 

 

Механизмы

антикризисного

управления

 

Процессы

антикризисного

управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гибкость, адаптивность, матричные структуры

Мотивирование, ориен­тированное на антикри­зисные ситуации

Мобильность

 

Степень неформального

управления

Установка на оптимизм и уверенность

Программно-целевые подходы

 

Интеграция

Интеграция по ценностям профессианализма

Оценка последствий решений и альтернатив

 

Диверсификация управления

Инициативность

Своевременность решений (фактор времени)

 

Степень централизма, система ситуационного реагирования

Корпоратизм, взаимоприемлемость

Критерии качества решений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стиль         управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональное доверие

 

 

 

 

Целеустремленность

 

 

 

 

Четкая, но антибюрократическая организация

 

 

 

 

Мотивация инициативы и самоорганизации

 

 

 

 

Селекция персонала

 

 

 

 

Исследование альтернатив

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1. Антикризисное управление: требования к системе, механизму и процессу управления[10]

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:

     гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;

     склонность к усилению неформального управления, мотивации энтузиазма, терпения, уверенности;

     диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

     снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;

     усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.[11]

В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:

                          мотивированию, ориентированному на антикризисные, экономии ресурсов, избежанию ошибок (« семь раз отмерь…»), осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;

                          установками на оптимизм и уверенность, социально – психологическую стабильность деятельности;

                          интеграции по ценностям профессионализма и компетентности;

                          инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;

                          корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.[12]

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления.

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Потенциалом активного и решительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтересованностью в преодолении кризисов, пониманием истоков и природы кризиса. Закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

2.2. Этапы и методы диагностики кризиса

Процесс диагностики – это исследовательский, поисковый, познавательный процесс, т.е. диагностика – это определенные способы, методы, приемы, с помощью которых она реализуется как исследовательский процесс.[13]

Выделяют два этапа диагностики кризиса:

•    установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;

•    выявление отличий диагностируемого объекта от объектов сво­его класса путем сравнения его фактических параметров с базо­выми.

Первый этап - этап качественной идентификации объекта -подразумевает определение параметров, которые являются общи­ми для некоторой совокупности объектов. Например, для диагнос­тики макроэкономического кризиса необходимо определить, к ка­кой группе по типу национальной экономики относится интересу­ющее нас государство - к промышленно развитым, развивающимся странам или к странам с переходной экономикой.

Для диагностики кризиса в конкретной системе необходимо определить форму собственности в этой системе — государственная, частная, акционерная и т.д.

Второй этап — количественная идентификация объекта, для чего используют базовые параметры диагноза, определяемые как откло­нения фактических от базовых.

Методы, формы и средства постановки диагноза могут весьма существенно различаться в зависимости от природы объекта иссле­дования. Важным фактором, влияющим на выбор средств и методов диагноза, является время; в соответствии с целями и задачами диаг­ностирования состояние объекта может оцениваться на определен­ный момент времени — этот вариант называется диагностикой ста­тического состояния. Если нужно оценить состояние объекта в тече­ние определенного периода времени, осуществляется диагностика процесса. Признаком, позволяющим провести диагностические ис­следования, является организация самого процесса диагноза.

В диагностике необходимо точно оценить реальную потребность в выборе данной формы исследования, соотнеся ее со сложностью и масштабностью объекта диагноза.

Постановка диагноза основывается на сравнении. Для того что­бы установить отклонение от нормы, надо сравнить эталон, сово­купность или группу параметров (качественных и количественных характеристик), т.е. базу сравнения, с фактическими аналогами. Диагностика начинается с анализа, на основе которого выявляются общие закономерности и общие деформации развития.

Диагностика осуществляется различными методами - аналити­ческими, экспертными, линейного и динамического программиро­вания, диагностикой на моделях.

К аналитическим относятся методы, основанные на различных операциях со статистическими данными. Аналитическая диагнос­тика предполагает проведение диагностических исследований бесконтактными методами с помощью статистической информации, с использованием методов комплексного экономического анализа, балльных оценок и т.п.

Под экспертной диагностикой понимаются средства диагноза основанные на обобщении оценок и информации, данной экспертами. Она строится на информации, получаемой для целей диагноза контактными методами посредством проведения специальных экспертных опросов. В этой диагностике используется большое количество приемов и методов экспертных оценок, специальных коэффициентов и показателей сравнительной экономической эффективности и др.

Линейное программирование — математический прием, используемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата. Он позволяет оптимизировать тот или иной процесс, увеличивать прибыль, эффективно использовать ресурсы и время. Чтобы использовать этот прием, менеджер должен количественно определить цель — параметр, который будет подвергнут этому приему, и имеющиеся ориентиры и ограничения (ресурсы, мощности, время).

Динамическое программирование — вычислительный метод для решения задач управления определенной структуры, когда задача с п переменными представляется как многоэтапный процесс принятия решения.[14] На каждом этапе определяется экстремум функции только от одной переменной. В этом случае исследование проходит три этапа:

1) построение математической модели. Диагностика на модели представляет собой процесс получения информации о диагностируемом объекте с помощью модельных имитаций;

2)   решение управленческой задачи;

3) анализ и обобщение полученных результатов.[15] Возможность использования различных методов диагностики позволяет получить комплекс принципиально новых данных относительно диагностируемого объекта, предмета, явления, процесса и сделать соответствующие выводы о его экономическом и социальном развитии.

Социально-экономическое развитие любого общества определяется экономическим строем, способом производства, политическим режимом, менталитетом, образом жизни.[16]

Например, кризис экономического строя является одной из четырех фаз цикла развития экономических систем и характеризуется следующими признаками: сокращение объемов производства; падение занятости населения; инфляция; снижение уровня благосостояния населения.

Признаки следующей фазы — депрессии: минимальный объем производства, отсутствие роста цен, низкий уровень жизни людей. После депрессии наступает оживление — рост объемов производства, роет занятости населения и его доходов. Четвертая фаза цикла — подъем: отсутствие безработицы, полная загрузка производственных мощностей; превышение уровня ВВП данного уровня, имевшегося до начала цикла; повышение уровня благосостояния населения.

2.3. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении

Наиболее ответственным этапом в технологии антикризисного управления является разработка управленческих решений.

Качество управленческих решений в процессах антикризисного управления зависит от множества факторов, наиболее значимы ми из которых являются следующие:

1) категория проблем:

• стандартные — их решение требует четкого следования определенным стандартам. Такие проблемы не допускают никаких отклонений в «сторону» и в конечном итоге в их решении должны главную роль играть умения и навыки;

•   типовые — они решаются на базе множества определенных заранее заданных правил, причем в ходе решения нужно из имеющегося множества выбрать конкретный, зачастую единственный, набор правил, который позволяет добиться успеха;

•    эвристические — их решение требует творчества, поиска, озарения.

В настоящее время методический аппарат менеджеров зачастую ориентирован на решение стандартных и типовых проблем. Совре­менный (и тем более завтрашний) менеджер должен обладать эффективным эвристическим мышлением, поскольку он будет должен постоянно решать эвристические проблемы. К этому нужно готовить его сейчас; методики, которые использует менеджер, должны позволять воспринимать поток инноваций как естественную необходимость постоянного совершенствования управления;

2) условия разработки решений:

•  относительно стабильные, благоприятные, при которых менед­жер не сталкивается с непредвиденными ситуациями, пребы­вая в обычной, спокойной обстановке;

•  экстремальные — от менеджера требуется продемонстрировать профессионализм, уверенность и решительность, собран­ность, поскольку от этого зависит дальнейшая судьба фирмы;

•  кризисные — характеризуют целую цепочку ситуаций, которые приводят к падению обычных показателей деятельности, не­желательным последствиям, обострению противоречий и пр.

Менеджер должен уметь предвидеть возможные экстремальные ситуации и кризисы. Предвосхищая их, он должен создавать поле инноваций, которое позволит минимизировать ущерб от возмож­ных катаклизмов. Формирование антикризисного управления в кон­тексте выбора инновационной политики, становится в России са­мым актуальным вопросом. Менеджер должен не просто реагировать на проблемы, а видеть целостную картину возможных вариантов развития событий и предлагать систему нововведений;

3) достаточность исходной информации:

•  недостаточный объем — в этом случае для решения проблем необходимо найти или синтезировать исходную информацию, которая позволит добиться желаемой цели;

Информация о работе Кризисные ситуации