Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:45, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть и провести анализ различных кризисных ситуаций.
Для достижения указанных целей нами были поставлены следующие задачи:
• изучить литературу по данной теме;
• изучить понятие кризисной ситуации;
• рассмотреть и описать основные кризисные ситуации;
• дать характеристику антикризисному управлению;
• рассмотреть кризисную ситуацию в Японии.
И так давайте теперь перейдем непосредственно к работе.
Введение………………...…………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты кризисных ситуаций…………….…….....6
1.1 . Сущность кризисной ситуации……………………………………....6
1.2. Причины и последствия кризисов………………………………...…9
1.3. Классификация кризисов………………………………………..…..11
Глава 2. Управление в кризисных ситуациях……………………………....17
2.1. Проявление антикризисного управления……………………..……17
2.2. Этапы и методы диагностики кризиса………………………….….20
2.3. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении……………………………………………………………………….23
Глава 3. Кризисная ситуация в Японии 2011…………………………...…..29
3.1. Общая характеристика Японии………………………………..……29
3.2. Развития кризисной ситуации……………………………...……….31
3.3. Пути выхода Японии из кризисной ситуации.…….……………....33
Заключение………………………………………………..…………………….35
Список литературы………………………….…………………………………37
|
|
|
| Антикризисное управление |
|
|
|
| |||||||
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
| Система антикризисного управления |
|
| Механизмы антикризисного управления |
| Процессы антикризисного управления |
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
| Гибкость, адаптивность, матричные структуры | Мотивирование, ориентированное на антикризисные ситуации | Мобильность | ||||||||||||
| Степень неформального управления | Установка на оптимизм и уверенность | Программно-целевые подходы | ||||||||||||
| Интеграция | Интеграция по ценностям профессианализма | Оценка последствий решений и альтернатив | ||||||||||||
| Диверсификация управления | Инициативность | Своевременность решений (фактор времени) | ||||||||||||
| Степень централизма, система ситуационного реагирования | Корпоратизм, взаимоприемлемость | Критерии качества решений | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
| Стиль управления |
|
| |||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
| Профессиональное доверие |
| ||||||||||||
|
| Целеустремленность |
| ||||||||||||
|
| Четкая, но антибюрократическая организация |
| ||||||||||||
|
| Мотивация инициативы и самоорганизации |
| ||||||||||||
|
| Селекция персонала |
| ||||||||||||
|
| Исследование альтернатив |
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 2.1. Антикризисное управление: требования к системе, механизму и процессу управления[10]
Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:
гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;
склонность к усилению неформального управления, мотивации энтузиазма, терпения, уверенности;
диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.[11]
В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:
мотивированию, ориентированному на антикризисные, экономии ресурсов, избежанию ошибок (« семь раз отмерь…»), осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;
установками на оптимизм и уверенность, социально – психологическую стабильность деятельности;
интеграции по ценностям профессионализма и компетентности;
инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;
корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.[12]
Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления.
Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Потенциалом активного и решительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтересованностью в преодолении кризисов, пониманием истоков и природы кризиса. Закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.
2.2. Этапы и методы диагностики кризиса
Процесс диагностики – это исследовательский, поисковый, познавательный процесс, т.е. диагностика – это определенные способы, методы, приемы, с помощью которых она реализуется как исследовательский процесс.[13]
Выделяют два этапа диагностики кризиса:
• установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;
• выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми.
Первый этап - этап качественной идентификации объекта -подразумевает определение параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов. Например, для диагностики макроэкономического кризиса необходимо определить, к какой группе по типу национальной экономики относится интересующее нас государство - к промышленно развитым, развивающимся странам или к странам с переходной экономикой.
Для диагностики кризиса в конкретной системе необходимо определить форму собственности в этой системе — государственная, частная, акционерная и т.д.
Второй этап — количественная идентификация объекта, для чего используют базовые параметры диагноза, определяемые как отклонения фактических от базовых.
Методы, формы и средства постановки диагноза могут весьма существенно различаться в зависимости от природы объекта исследования. Важным фактором, влияющим на выбор средств и методов диагноза, является время; в соответствии с целями и задачами диагностирования состояние объекта может оцениваться на определенный момент времени — этот вариант называется диагностикой статического состояния. Если нужно оценить состояние объекта в течение определенного периода времени, осуществляется диагностика процесса. Признаком, позволяющим провести диагностические исследования, является организация самого процесса диагноза.
В диагностике необходимо точно оценить реальную потребность в выборе данной формы исследования, соотнеся ее со сложностью и масштабностью объекта диагноза.
Постановка диагноза основывается на сравнении. Для того чтобы установить отклонение от нормы, надо сравнить эталон, совокупность или группу параметров (качественных и количественных характеристик), т.е. базу сравнения, с фактическими аналогами. Диагностика начинается с анализа, на основе которого выявляются общие закономерности и общие деформации развития.
Диагностика осуществляется различными методами - аналитическими, экспертными, линейного и динамического программирования, диагностикой на моделях.
К аналитическим относятся методы, основанные на различных операциях со статистическими данными. Аналитическая диагностика предполагает проведение диагностических исследований бесконтактными методами с помощью статистической информации, с использованием методов комплексного экономического анализа, балльных оценок и т.п.
Под экспертной диагностикой понимаются средства диагноза основанные на обобщении оценок и информации, данной экспертами. Она строится на информации, получаемой для целей диагноза контактными методами посредством проведения специальных экспертных опросов. В этой диагностике используется большое количество приемов и методов экспертных оценок, специальных коэффициентов и показателей сравнительной экономической эффективности и др.
Линейное программирование — математический прием, используемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата. Он позволяет оптимизировать тот или иной процесс, увеличивать прибыль, эффективно использовать ресурсы и время. Чтобы использовать этот прием, менеджер должен количественно определить цель — параметр, который будет подвергнут этому приему, и имеющиеся ориентиры и ограничения (ресурсы, мощности, время).
Динамическое программирование — вычислительный метод для решения задач управления определенной структуры, когда задача с п переменными представляется как многоэтапный процесс принятия решения.[14] На каждом этапе определяется экстремум функции только от одной переменной. В этом случае исследование проходит три этапа:
1) построение математической модели. Диагностика на модели представляет собой процесс получения информации о диагностируемом объекте с помощью модельных имитаций;
2) решение управленческой задачи;
3) анализ и обобщение полученных результатов.[15] Возможность использования различных методов диагностики позволяет получить комплекс принципиально новых данных относительно диагностируемого объекта, предмета, явления, процесса и сделать соответствующие выводы о его экономическом и социальном развитии.
Социально-экономическое развитие любого общества определяется экономическим строем, способом производства, политическим режимом, менталитетом, образом жизни.[16]
Например, кризис экономического строя является одной из четырех фаз цикла развития экономических систем и характеризуется следующими признаками: сокращение объемов производства; падение занятости населения; инфляция; снижение уровня благосостояния населения.
Признаки следующей фазы — депрессии: минимальный объем производства, отсутствие роста цен, низкий уровень жизни людей. После депрессии наступает оживление — рост объемов производства, роет занятости населения и его доходов. Четвертая фаза цикла — подъем: отсутствие безработицы, полная загрузка производственных мощностей; превышение уровня ВВП данного уровня, имевшегося до начала цикла; повышение уровня благосостояния населения.
2.3. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении
Наиболее ответственным этапом в технологии антикризисного управления является разработка управленческих решений.
Качество управленческих решений в процессах антикризисного управления зависит от множества факторов, наиболее значимы ми из которых являются следующие:
1) категория проблем:
• стандартные — их решение требует четкого следования определенным стандартам. Такие проблемы не допускают никаких отклонений в «сторону» и в конечном итоге в их решении должны главную роль играть умения и навыки;
• типовые — они решаются на базе множества определенных заранее заданных правил, причем в ходе решения нужно из имеющегося множества выбрать конкретный, зачастую единственный, набор правил, который позволяет добиться успеха;
• эвристические — их решение требует творчества, поиска, озарения.
В настоящее время методический аппарат менеджеров зачастую ориентирован на решение стандартных и типовых проблем. Современный (и тем более завтрашний) менеджер должен обладать эффективным эвристическим мышлением, поскольку он будет должен постоянно решать эвристические проблемы. К этому нужно готовить его сейчас; методики, которые использует менеджер, должны позволять воспринимать поток инноваций как естественную необходимость постоянного совершенствования управления;
2) условия разработки решений:
• относительно стабильные, благоприятные, при которых менеджер не сталкивается с непредвиденными ситуациями, пребывая в обычной, спокойной обстановке;
• экстремальные — от менеджера требуется продемонстрировать профессионализм, уверенность и решительность, собранность, поскольку от этого зависит дальнейшая судьба фирмы;
• кризисные — характеризуют целую цепочку ситуаций, которые приводят к падению обычных показателей деятельности, нежелательным последствиям, обострению противоречий и пр.
Менеджер должен уметь предвидеть возможные экстремальные ситуации и кризисы. Предвосхищая их, он должен создавать поле инноваций, которое позволит минимизировать ущерб от возможных катаклизмов. Формирование антикризисного управления в контексте выбора инновационной политики, становится в России самым актуальным вопросом. Менеджер должен не просто реагировать на проблемы, а видеть целостную картину возможных вариантов развития событий и предлагать систему нововведений;
3) достаточность исходной информации:
• недостаточный объем — в этом случае для решения проблем необходимо найти или синтезировать исходную информацию, которая позволит добиться желаемой цели;