Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 13:11, курсовая работа
Сегодня Россия заинтересована в привлечении прямых иностранных инвестиций, которые, несмотря на сравнительно небольшую их долю в общем объеме инвестиций, способствуют технико-технологическому перевооружению экономики, не увеличивая вместе с тем долговой нагрузки страны. Известно, что в повышении инвестиционной привлекательности нашей экономики большое значение имеет налоговый климат. Здесь однако следует иметь в виду и то, что предоставление инвестиционных налоговых преимуществ иностранному капиталу может обернуться лазейкой для всякого рода так называемых налоговых оптимизаций в пользу бизнеса, а потому и потерями для бюджета, так как под видом иностранного капитала может выступить вывезенный отечественный капитал. На наш взгляд, нормы налогового закон
1.3 Классификация методов франчайзинга в малом и среднем бизнесе
Классификация по характеру деятельности объекта франчайзинга
В основе этой классификации находятся три вида франшизы:
1) франшиза на продажу готового товара (товарный франчайзинг) - способ ведения бизнеса, при котором франшизодатель как изготовитель продукции передает право продажи своей продукции, а франшизополучатель (владелец франшизы) получает это эксклюзивное право, ограниченное конкретной территорией, путем покупки франшизы на продажу готового товара под торговой маркой головной компании. Если выпускаемые товары не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию франчайзинга;
2) франшиза на производство товара (производственный франчайзинг) - способ ведения бизнеса, при котором франшизодатель как обладатель запатентованной технологии производства исходного компонента продукции, передает право, а франшизополучатель (владелец франшизы) получает эксклюзивное право, ограниченное конкретной территорией, путем покупки франшизы на производство и сбыт продукции под товарным знаком головной компании с использованием поставляемых фирменных компонентов сырья, материалов и технологий;
3) франшиза на определенный вид деятельности - способ ведения бизнеса, при котором головная компания как обладатель отработанной успешной модели франшизного бизнеса передает право, а франшизополучатель берет это право, ограниченное конкретной территорией, открыть собственное предприятие аналогичного профиля и берет на себя обязательства полностью скопировать формат франшизного бизнеса по определенной модели путем покупки франшизы на определенный вид деятельности в сфере услуг под товарным знаком франшизодателя.
Классификация по количеству франшиз
В основе данного варианта классификации находятся два вида франчайзинга:
1) франчайзинг отдельно взятого предприятия - в США этот вид франчайзинга исторически связан с семейным бизнесом, с имиджем индивидуального владельца франшизы или чаще семейной пары, совмещающих функции управляющих менеджеров и работников, для которых их отдельно взятое франшизное предприятие является основной формой занятости и единственным источником дохода семьи;
2) корпоративный франчайзинг - для которого характерен приход владельцев франшиз нового типа: компаний, инвестиционных групп или отдельных лиц (инвесторов), не только готовых вкладывать инвестиционные средства в отдельно взятое франшизное предприятие, но и заинтересованных создавать региональную франшизную сеть с использованием наемных работников. Корпоративный франчайзинг, в свою очередь, имеет два направления развития:
- развитие франшизной сети ограничено определенным видом деятельности, в большинстве случаев при непосредственном участии владельца франшизы в качестве генерального директора;
- деятельность франшизополучателя охватывает несколько сфер франшизного бизнеса, часто включая в франшизную систему одновременно франшизные предприятия делового и товарного франчайзинга либо делового и производственного франчайзинга: рестораны быстрого питания, продажу автомобилей и т.д.
Наверное, не каждому известно, что такие крупные торговые марки, как Pizza Hut и Kentucky Fried Chiken (деловой франчайзинг), уже более 30 лет принадлежат компании PepsiCo (производственный франчайзинг).
Классификация по стратегии расширения франшизного бизнеса
Здесь находятся четыре вида франчайзинга:
1) классический франчайзинг на условиях опциона - способ ведения бизнеса, при котором франшизополучатель заключает договор на приобретение франшизы на условиях опциона и, кроме создания одной франшизной фирмы, ограниченной конкретной территорией, также имеет преимущественное право на открытие нескольких новых франшизных точек на льготных условиях под торговой маркой головной компании.
Дальнейшая деятельность франшизополучателя по расширению франшизного бизнеса во многом определяется условиями заключенного франшизного договора с франшизодателем, где оговаривается территория освоения конкретного региона, количество франшиз и график их открытия;
2) конверсионный франчайзинг - способ ведения бизнеса, при котором к франшизной системе "под зонтичный бренд франшизодателя" присоединяется действующее самостоятельное предприятия (естественно, аналогичного или смежного профиля), владелец бизнеса которого заключает с компанией-франшизодателем договор о предоставлении франшизы.
Пионерами конверсионного франчайзинга стали крупные нефтяные компании, начавшие предлагать станциям технического обслуживания использование своих брендов в 1920-х гг. Примером данного вида франчайзинга является агентство по недвижимости Century 21 Real Estate, штат Нью-Джерси (основано в 1972 г., первая франшиза с 1972 г., всего 7877 франшизных точек, годовой оборот 5129 млн. долларов).
Обычно конверсионные франшизополучатели знают, как управлять торговыми точками в своих отраслях бизнеса, потому что до перехода во франшизную сеть они занимались этим в течение многих лет.
Кроме того, конверсионный франчайзинг обеспечивает торговой точке преимущество от многолетнего функционирования, улучшающее эффективность ее деятельности;
3) дочерний франчайзинг - это одна из форм создания франшизных предприятий, при которой также имеет место конверсия, но только в качестве франшизополучателя выступает опытный предприниматель с уже организованным бизнесом.
Присоединение к известной франчайзинговой системе "под зонтичный бренд франшизодателя" в подобных случаях продиктовано несколько иными целями.
Как правило, это стремление выйти на общенациональный рынок и повысить свою конкурентоспособность с помощью общепризнанного товарного знака или преимуществ конкретной стратегии, научных исследований и разработок.
Естественно, что подобный владелец франшизы в большей степени независим от франшизодателя и во многих случаях предпочитает сохранять свое первоначальное фирменное наименование в качестве добавочного, а зачастую и основного;
4) франчайзинговый контракт на менеджмент - форма взаимоотношений между головной компанией и франшизополучателем, при которой, формально являясь владельцем франшизного предприятия, франшизополучатель в действительности выступает в роли инвестора, ограничиваясь своей пассивной ролью и полностью полагаясь на менеджмент в этом франшизном предприятии со стороны франшизодателя.
Классификация по структуре построения франшизной системы
В основе этой классификации отметим два вида франшизы:
1) индивидуальный франчайзинг - форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель получает право, ограниченное конкретной территорией, на создание только одного франшизного предприятия под торговой маркой головной компании.
Когда речь заходит об организации франшизной фирмы, традиционно выставляется уже упомянутая классическая схема: предприниматель покупает франшизу, затем, заручившись поддержкой головной компании, создает новое франшизное предприятие и начинает развивать бизнес.
Дальнейшее расширение дела во многом определяется условиями заключенного франшизного договора: индивидуальный владелец может ограничиться одним предприятием или создать целую франшизную сеть и перейти к районному франчайзингу;
2) районный франчайзинг - форма организации франшизного предприятия, при которой франшизополучатель получает право на освоение определенного региона, то есть создание франшизной системы и контроль над нею в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия.
Активное освоение новых потребительских рынков, особенно зарубежных, показало, что компаниям-франшизодателям зачастую трудно справиться со всеми возникающими в период запуска бизнеса проблемами своими силами.
С ростом крупных франчайзинговых систем и расширением их географии возникла опасность ослабления контроля за деятельностью отдаленных франшизных предприятий, а значит, потери имиджа торговой марки головной компании. Сохранить должный контроль, не сокращая при этом общего объема франшизной системы, франшизодателю помогает как раз районный франчайзинг. Его суть заключается в том, что в определенном регионе компания-франшизодатель заключает договор франчайзинга с одним франшизополучателем на освоение региона в целом, как правило, оговаривая при этом количество создаваемых франшизных фирм и график их открытия.
Районный франчайзинг подразделяется на:
- субфранчайзинг - форма контрактных взаимоотношений между головной компанией и мастер-получателем, при которой головной франшизодатель передает эксклюзивное право на мастер-франшизу территории того государства, где находится субфраншизодатель, с правом продажи субфраншиз конечным франшизополучателям, а в ответ на получение такого права субфраншизодатель выплачивает вознаграждение головному франшизодателю и обязуется открыть определенное количество франшизных фирм в оговоренный период времени и осуществлять контроль над территорией субфраншизодателя.
Процедура работы при субфранчайзинге такова:
1. Мастер-франшизодатель, обычно - успешная зарубежная франшизная компания, имеющая разветвленную международную сеть, выбирает определенный географический район для дальнейшего развития, как правило, это растущий рынок какого-то нового государства, предлагает будущему мастер-франшизополучателю заключить с ним договор мастер-франшизы и стать официальным лицом - субфраншизодателем.
2. Субфраншизодатель по договору мастер-франшизы покупает у головного франшизодателя право продажи субфраншиз будущим субфраншизополучателям на территории того государства и обязуется открыть определенное количество франшизных фирм в оговоренный период времени и осуществлять контроль над своей территорией.
3. Новые владельцы субфраншиз согласно договору начинают работать в новых открытых франшизных точках и платят вступительный взнос во франшизную систему и ежемесячные роялти субфраншизодателю.
4. Субфраншизодатель по договору мастер-франшизы ежемесячно платит головному франшизодателю часть вознаграждения с вступительными взносами и часть суммы с роялти, полученных им с субфраншизодателей по договору субфранчайзинга;
- освоение района - форма контрактных взаимоотношений между франшизодателем и лицом, имеющим право развития территории (инвестор территории), при которой головная компания передает эксклюзивное право на развитие определенного географического района инвестору территории, а в ответ на полученное право инвестор территории выплачивает вознаграждение франшизодателю и обязуется открыть определенное количество франшизных предприятий в оговоренный период времени.
Процедура работы при осуществлении регионального представительства такова:
1. Франшизодатель в своей региональной сети выбирает из числа опытных франшизополучателей успешное франшизное предприятие и предлагает владельцу индивидуальной франшизы заключить с ним договор о региональном представительстве и стать региональным представителем на определенной территории.
2. Опытный франшизополучатель уже в качестве регионального представителя по этому договору покупает у франшизодателя право, ограниченное конкретной территорией, на отбор потенциальных франшизополучателей, проводит с ними подготовительную работу до принятия ими решения о покупке франшизы и в дальнейшем помогает запустить им франшизное предприятие.
3. После принятия решения о покупке франшизы новый франшизополучатель заключает франшизный договор напрямую с франшизодателем и платит вступительный взнос в франшизную сеть и ежемесячные роялти напрямую франшизодателю.
4. Франшизодатель в качестве компенсации за найденного нового франшизополучателя платит региональному представителю часть вознаграждения с вступительного взноса и часть суммы роялти.
Классификация по месту франшизодателя в структуре сбытового канала
В основе пятого варианта классификации находятся четыре вида франшизных систем:
1) система типа "производитель - розничный торговец"; в данной схеме "производитель" выступает в роли франшизодателя, а "розничный торговец" - в роли франшизополучателя. Пример - компании Singer, Yves Rocher;
2) система типа "производитель - оптовый торговец"; в данной схеме "производитель" выступает в роли франшизодателя, а "оптовый торговец" - в роли франшизополучателя. Пример - компании Coca-Cola, PepsiCo;
3) система типа "оптовый торговец - розничный торговец"; в данной схеме "оптовый торговец" - франшизодатель, "розничный торговец" - франшизополучатель. Пример - компании Rexall Drug Stores (сеть аптек), Unic (продукты питания);
4) система типа "поставщик услуги - розничный торговец"; в данной схеме "поставщик услуги" выступает в роли франшизодателя, "розничный торговец" - в роли франшизополучателя. Пример - Holiday Inn, Marriott.
Классификация по стоимости франшизы
Здесь выделяют семь видов франшизных систем:
- до 10000 долларов (коммерческая чистка);
- 10000 - 24999 долларов (образование детей, свадебные путешествия);
- 25000 - 49999 долларов (одежда и аксессуары для спорта);
- 50000 - 99999 долларов (продукты питания, полиграфия, сети кафе);
- 100000 - 499999 долларов (сети магазинов продуктов питания, сети ресторанов, производство баннеров, наружной рекламы и вывесок);
- 500000 - 1000000 долларов (сети отелей, сети ресторанов, фитнес).
бизнеса применения франчайзинга
1
[1] Колесников В. Построение франчайзингового бизнеса. СПб., 2008. С. 23