Формирование института банкротства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 07:13, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос о несостоятельности ( банкротстве)- один из самых ключевых для экономики любой страны. Именно то, как в стране выстроена процедура банкротства, определяет базовые « правила игры » и для промышленных гигантов, и для мелких магазинчиков.
Состояние неспособности должника платить по своим обязательствам принято называть банкротством. В соответствии с Федеральным Законом РФ « О несостоятельности( банкротстве)» от 16 октября 2002 г. под банкротством( несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанност

Оглавление

Введение. ……………………………………………………………………..1 История формирования системы банкротства . 4
1. 1 Институт банкротства до 1917 года. 4
1. 2 Институт банкротства в период НЭПа. 5
2 Закон о банкротстве 1992 года. 6
2. 1 Основные положения закона. 6
2. 2 Практика применения и недостатки закона. 6
3 Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. 9
4 Действующий закон о банкротстве 1998 года. 10
4. 1 Создание и принятие закона. 101
4. 2 Основные положения закона. 102
4. 3 Соотношение понятий несостоятельности и банкротства. 122
5. Современное состояние Закона о банкротстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
5.1. Необходимость внесения изменений в Закон о банкротстве . . . . . . . . . . . 13
5.2. Создание системы саморегулирования профессиональной деятельности арбитражных управляющих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
5.3. Дальнейшее совершенствование Закона о банкротстве . . . . . . . . . . . . . . 17
Заключение. 18
Список использованных источников. 20

Файлы: 1 файл

bankrot.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

         МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ               

                          ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

                                Контрольная работа

        по дисциплине “Антикризисное управление”

       Тема  «Формирование института банкротства в России»

 
 
 
 
 
 
 

     Студентки _________________

     факультет «Менеджмент организации» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Москва

                                                 2008г.

                                      Содержание

 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   

Система антикризисного управления стала сегодня более цивилизованной, чем была несколько лет назад. Добиться этого позволило принятие закона «О несостоятельности (банкротстве)», отметившего недавно свой 5-летний юбилей. Однако практика применения документа выявила ряд существенных проблем, над решением которых сегодня трудятся законодатели.

Александр Лебедев 

                                                    Введение 

      Вопрос о несостоятельности ( банкротстве)- один из самых ключевых для экономики любой страны. Именно то, как в стране выстроена процедура банкротства, определяет базовые « правила игры » и для промышленных гигантов, и для мелких магазинчиков.

      Состояние неспособности должника платить по своим обязательствам принято называть банкротством. В соответствии с Федеральным Законом РФ « О несостоятельности( банкротстве)» от 16 октября 2002 г. под банкротством( несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.[3, 116]

      Возрождение института несостоятельности в  России после десятилетия забвения началось с появлением Закона РФ « О несостоятельности( банкротстве) предприятий», который был принят Верховным Советом РФ 19 ноября 1992г. и введен в действие с 1 марта 1993г.Об этом этапе обычно говорят как о реформе законодательства о несостоятельности( банкротстве), поскольку были подвергнуты изменению практически все основные положения законодательства, регламентирующие как критерии, внешние признаки несостоятельности и порядок рассмотрения дел о банкротстве, так и основания введения и порядок проведения каждой из процедур банкротства.

      Новый Федеральный Закон РФ «О несостоятельности(банкротстве)», принятый Государственной Думой 27 сентября 2002 г., был подписан Президентом РФ 26 октября 2002г. и введен  в действие по истечении тридцати дней со дня  его официального опубликования. Данный ФЗ РФ олицетворяет собой третий этап развития правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью( банкротством) организаций и граждан-участников имущественного оборота.

      Прежняя редакция российского Закона о банкротстве была крайне противоречивой, и по сути способствовала созданию в России настоящей индустрии заказных банкротств.

      Скажем  сразу: новый закон не закрывает  всех лазеек для фиктивных банкротств, не решает проблемы судебного произвола, он не «разруливает» ситуацию, когда предприятие попадает под банкротство по вине государства, которое не платит заводу за заказанную им продукцию. И все же этот закон- несомненный шаг вперед, которого все ждали.

      Главное- теперь обанкротить предприятие  станет гораздо тяжелее, а сама процедура будет более сложной, многоступенчатой, подконтрольной.

        Актуальность и практическая  значимость темы настоящей курсовой  обусловлена рядом причин.

      Во  – первых, в настоящее время, в  российской экономике ключевой проблемой  является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению российского рынка.

      Во  – вторых, с проблемой банкротства предприятий юристам приходится с каждым днем сталкиваться все чаще, а литературы, подробно освещающей данный вопрос, пока недостаточно.

      Несмотря  на довольно большое количество статей по выбранной теме, трудности в  написании курсовой работы были вызваны тем, что с момента вступления закона в силу прошло меньше полугода и на данный момент еще не сформирована единая арбитражная практика по применению нового закона о банкротстве.

      В настоящей курсовой работе делается попытка на основе действующих нормативных документов, сложившейся арбитражной практики, мнения ведущих юристов и иных материалов, проанализировать действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве). 
 

           1. История формирования системы банкротства

1. 1  Институт банкротства до 1917 года

    Обращение к российским традициям гражданско-правового  регулирования банкротства представляется мне необходимым, поскольку современный  этап развития этого института –  это не что иное, как продолжение  тех традиций, которые закладывались в России на протяжении многих столетий.   

      Своими  корнями институт несостоятельности  уходит в далекое прошлое. Первые отголоски подобных отношений можно  обнаружить в римском праве.

      В России истоки зарождения  института несостоятельности можно  найти ещё в “Русской Правде” (XII век). Так, например, статья 69 регулирует тот случай, когда у должника несколько кредиторов, и он не в состоянии им заплатить. Способом получения денег служила продажа должника на “торгу”, но при условии, что несостоятельность должника возникла вследствие несчастного стечения обстоятельств. Полученные денежные средства распределялись между кредиторами в соответствии с установленными правилами.

      Дальнейшее упоминание об институте  несостоятельности содержится только  в Соборном уложении 1649 года, хотя и оно практически повторяет то, что было заложено в “Русской правде”.

      Переломным моментом в регулировании  отношений несостоятельности стал  ХVIII век. Именно в этот период создается большое количество законодательных актов, кодификация которых была завершена в 1800 году изданием Устава о банкротах.

    Устав, состоящий из двух частей: “Для купцов и другого звания торговых людей, имеющих право обязываться векселями” и “Для дворян и чиновников”, выделял  три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную, содержал новые нормы о порядке признания недействительными некоторых сделок, совершенных банкротом, регламентировал последствия несостоятельности, состоящие в лишении банкрота большинства прав. Устав о банкротах широко применялся на практике, но в процессе его применения были выявлены «разные неудобства и недостатки, в отвращение коих было принято решение создать новый Устав».

      Устав о банкротах 1832 года четко  определивший в качестве критерия  несостоятельности неоплатность, просуществовал вплоть до 1917 года.

1. 2.  Институт банкротства  в период НЭПа

      После революции понятие несостоятельности  в российском праве отсутствовало,  однако, в период НЭПа судам  приходилось рассматривать иски, связанные с несостоятельностью  должников, пользуясь при этом нормами Устава 1832 г. Во избежание таких недоразумений в ряд статей Гражданского Кодекса 1922 г. о залоге, поручительстве, займе, было введено понятие несостоятельности, но отсутствие механизма применения данных норм не дало никакого положительного результата.

     28 ноября 1927 года Декретом ВЦИК  и СНК РСФСР Гражданский процессуальный  кодекс был дополнен главой 37 «О несостоятельности частных  лиц физических и юридических». Согласно этому Декрету дела  рассматривались в исковом порядке.  Устанавливался срок один год с момента принятия иска к рассмотрению судом. Отстранив кредиторов как от участия в конкурсе, так и от назначения управляющего, государственные учреждения взяли на себя исполнение этих функций. Законодательство периода НЭПа представляло собой аномалию конкурсного права, поскольку защищало не законные интересы отдельных кредиторов, а общий хозяйственный результат. Со свертыванием НЭПа постепенно перестали применяться и конкурсные законы, поскольку существование института несостоятельности несовместимо с монополией государственной собственности и развитием плановых начал в экономике.  

2.  Закон о банкротстве  1992 года

2. 1.  Основные положения  закона

    Переход страны в условия рыночной экономики  и интенсивное развитие предпринимательской  деятельности потребовали принятия законодательной базы, защищающей интересы участников экономического оборота от последствий систематического неисполнения недобросовестной стороной принятых на себя обязательств. Помимо ответственности, в виде уплаты штрафов, пени и т.д., установленной Гражданским Кодексом РСФСР, Основами гражданского законодательства РСФСР и рядом нормативных актов, за неисполнение принятых на себя обязательств необходимы были меры более жесткого характера, такие как признание должника несостоятельным (банкротом). Правовую базу для осуществления принудительных мер, вплоть до ликвидации несостоятельного предприятия в случаях, когда проведение реорганизационных мер экономически не целесообразно или они не дали положительного результата, создал принятый Верховным Советом Федерации 19 ноября 1992 года и введенный в действие с 1 марта 1993 года Закон Российской Федерации “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”.

    Основная  цель включенного в 1992 г. в российское право института несостоятельности заключалась в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), задерживающие развитие рыночных отношений и стимулирующие рост неплатежей.

    В соответствии со статьей 3 указанного закона рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий было отнесено к компетенции арбитражных судов.

    Уже 1 марта 1993 г., в день вступления закона в силу, в арбитражные суды было подано большое количество заявлений  от кредиторов с одинаковыми исковыми требованиями: “прошу признать предприятие банкротом...” Динамика дел этой категории выглядит следующим образом: в 1993 году было рассмотрено не многим более 100 дел; в 1994 г. – 240 дел; в 1995 г. – 1.108 дел; в 1996 г. – 2.618 дел; в 1997 г. – 4.320 дел. Число должников, ежегодно признаваемых несостоятельными (банкротами), увеличилось за этот период с 50 в 1993 году до 2.200 в 1997 году. В 1997 году в отношении 850 организаций арбитражными судами были применены реорганизационные процедуры. Для рассмотрения первых дел о банкротстве привлекались американские специалисты, имеющие на тот момент наибольший практический опыт по делам данной категории. Так, например, в США с июня 1993 г. по июнь 1994 г. было возбуждено 845.257 дел.

2. 2.  Практика применения  и недостатки закона

    Практика  применения закона “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” с первых шагов показала его несовершенство, значительные пробелы. Отсутствие механизма  реализации создавало определенные трудности в его исполнении. Так, например, в соответствии с п.1 ст.6 закона РФ от 19.11.92 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» прежде чем подать иск в арбитражный суд, кредитор обязан направить должнику заказной почтой извещение с уведомлением о вручении. В уведомлении должны содержаться требования к должнику в недельный срок со дня его получения выполнить свои обязательства, а также предупреждение о том, что в случае их невыполнения в течение указанного срока кредитор обратится в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. И только после получения кредитором уведомления о вручении извещения он может обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве). А как быть в случае, если кредитор перестал получать почту (поменял адрес или просто сбежал)? Закон об этом умалчивал. Судьи же отказывались принимать заявления к производству, если не соблюден так называемый претензионный порядок, даже если на уведомлении о вручении стоит отметка почты о невозможности вручения.

Информация о работе Формирование института банкротства в России