Формирование института банкротства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 07:13, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос о несостоятельности ( банкротстве)- один из самых ключевых для экономики любой страны. Именно то, как в стране выстроена процедура банкротства, определяет базовые « правила игры » и для промышленных гигантов, и для мелких магазинчиков.
Состояние неспособности должника платить по своим обязательствам принято называть банкротством. В соответствии с Федеральным Законом РФ « О несостоятельности( банкротстве)» от 16 октября 2002 г. под банкротством( несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанност

Оглавление

Введение. ……………………………………………………………………..1 История формирования системы банкротства . 4
1. 1 Институт банкротства до 1917 года. 4
1. 2 Институт банкротства в период НЭПа. 5
2 Закон о банкротстве 1992 года. 6
2. 1 Основные положения закона. 6
2. 2 Практика применения и недостатки закона. 6
3 Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. 9
4 Действующий закон о банкротстве 1998 года. 10
4. 1 Создание и принятие закона. 101
4. 2 Основные положения закона. 102
4. 3 Соотношение понятий несостоятельности и банкротства. 122
5. Современное состояние Закона о банкротстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
5.1. Необходимость внесения изменений в Закон о банкротстве . . . . . . . . . . . 13
5.2. Создание системы саморегулирования профессиональной деятельности арбитражных управляющих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
5.3. Дальнейшее совершенствование Закона о банкротстве . . . . . . . . . . . . . . 17
Заключение. 18
Список использованных источников. 20

Файлы: 1 файл

bankrot.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

                 5.3. Дальнейшее совершенствование  Закона о банкротстве

Сегодня необходимо прописать специальные  порядки банкротства, в которых  будет указана процедура банкротства  стратегических предприятий, уверены  законодатели. Дело в том, что эффективность  истребования государством налоговой  задолженности при данной процедуре стратегических предприятий составляет не более 2—3 процентов от общей суммы заявленных требований

Выступая  в роли собственника имущества и  заказчика продукции военного назначения, государство не принимает скоординированных  действий по соблюдению своих интересов. Изменить такое положение позволят мониторинг финансового состояния стратегической организации, реализация единой политики в отношении таких предприятий и проведение досудебной санации.

Необходимо выделить стратегические предприятия в самостоятельную группу и прекратить по ним банкротство. Властям следует понять, что нужно либо делать предприятие полноценно бюджетным, либо разрешать ему участвовать в гражданском обороте, что может привести к банкротству.

Еще один спорный момент — следует ли принимать отдельный закон о банкротстве кредитных организаций. По мнению депутатов, не надо. Напротив, законодательство о банкротстве следует унифицировать. Дело в том, что банки — это лишь частный случай от общих финансовых организаций, которые имеют много своих признаков, и они не в меньшей степени требуют частного подхода. Но это недопустимо, поэтому в законе о банкротстве должна быть лишь глава о банкротстве финансовой организации.

Кроме того, в новом дополнении к закону необходимо увеличить ответственность  СРО. Сегодня из 40 саморегулируемых организаций в сфере арбитражного управления далеко не все имеют полноценный компенсационный фонд, который является механизмом гарантированного исполнения обязательств. Этот фонд сформирован не у всех саморегулируемых организаций. Однако он заставляет СРО быть внимательными друг к другу, пресекать злоупотребления и увеличить входные барьеры против недобросовестных лиц.

Для защиты арбитражных управляющих от чиновничьего произвола необходимо закрепить право привлечения к ответственности за правонарушения в сфере банкротства только за сотрудниками ведомства, контролирующего деятельность СРО. Сам перечень оснований к возбуждению дела об административном правонарушении в данной сфере также должен быть уточнен и конкретизирован. Нужно определить полномочия СРО арбитражных управляющих в рамках дела об административном правонарушении в отношении члена этой организации.

Кроме того, по мнению Российского Союза  СРО, необходимо законодательно установить и размер вознаграждения арбитражных управляющих в деле о банкротстве. Оно должно состоять из фиксированной суммы и суммы процента, которые будут определяться в зависимости от результатов деятельности специалистов. Значительное влияние на величину вознаграждения арбитражных управляющих окажет и сложность процедуры дела о банкротстве, а также балансовая стоимость активов предприятия-должника.

                                                

                                                  Заключение 

      Учитывая  тот факт, что законодательство о банкротстве действует в России недавно, накопленный опыт пока не велик. Поэтому при разработке нового закона законодателям пришлось не только учитывать имеющийся российский опыт, но и восполнять существующие пробелы за счет опыта ряда зарубежных стран, в которых институт банкротства занимает одно из важнейшим мест в правовом регулировании хозяйственного оборота.

      В Законе о банкротстве должны быть точнее прописаны принципы, по которым можно отделить временного должника от действительно неплатежеспособного. Некоторые законодатели предлагают такой критерий: предприятие не может покрыть свои обязательства в течение трех месяцев ликвидными активами. Под ликвидными активами надо понимать  деньги, ценные бумаги, дебиторскую задолженность, уплаченный, но невозвращенный НДС, товарные запасы.

      Также необходимо понимать, какую именно процедуру банкротства выбрать в том или ином случае. Новый Закон, как и старый оставляет место произволу конкурсных кредиторов и судей. Нужны чёткие правила- на основании показателей финансовой отчетности должника.

      Хотя  вопрос об особенностях банкротства  отдельных категорий должников  не был предметом изучения в данной работе, необходимо отметить, что новый  Закон учитывает специфику таких  организаций как градостроительных, сельскохозяйственных, кредитных, страховых и профессиональных участников рынка ценных бумаг, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий.

      Отсутствие  разграничения между несостоятельностью и банкротством, что позволяет четко обозначить линию поведения руководителей предприятия, предотвратить их злоупотребления по ущемлению интересов других сторон и субъектов хозяйствования с помощью появившихся возможностей, связанных с предоставлением предприятиям экономической самостоятельности.

   Также действующее законодательство не стимулирует потенциальных участников такой реорганизационной процедуры, как санация предприятия-должника, определяя лишь их обязанности и устанавливая им высокую степень ответственности, независимо от последующего отношения к выполнению принятых ими обязательств, хотя главная декларируемая цель введения законодательства о банкротстве сводится не к ликвидации, а к поддержке предприятий самыми разными способами.

   Кроме того, в законодательстве не нашла отражения проблема ответственности управляющих (менеджеров) за некомпетентное руководство предприятием, следствием которого может стать доведение до его несостоятельности. В то же время многие отечественные и зарубежные специалисты считают, что тяжелое финансовое состояние предприятий в основном связано с некомпетентным либо недобросовестным управлением, а также неспособностью собственника обеспечить должный контроль (эта действительность во всех странах, как правило, является объективной, исторически сложившейся реальностью).

   Формирование системы банкротства в России происходит непрерывно, и принципиально важно, чтобы закон, регулирующий эту сферу экономических отношений, оперативно реагировал на изменения в современных экономических условиях.  
                           
Список использованной литературы 

    1.   Антикризисное управление.: Учебник.  – 2-е изд.: доп. и перераб./ Под  ред. Проф. Э.М. Короткова. –  М.: ИНФРА – М, 2007. – 620 с.

  1. Антикризисное управление. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 287 с.
  2. Антикризисное управление и трансформация производственных систем: методология и практика/А.Ю. Гончарук. – М.: ЗАО «Издат.»Экономика», 2006. – 287 с.
  3. Бланк И.А. Антикризисное финансовое управление предприятием. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2006. – 672 с.
  4. Витрянский В.В. Новое в правовом регулировании несостоятельности ( банкротства) // Хозяйство и право, 2003г., №1.
  5. Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право ). Курс лекций.- М., Норма-Инфра, 1998г.- 200с.
  6. Завадников В.Н. Новый закон о банкротстве не закрывает всех лазеек для финансовых махинаций, но ликвидирует самые вопиющие из них.// Новые законы и нормативные акты, 2002г., № 45.
  7. Никитина О.А. Банкротство предприятий.// Журнал для акционеров, 2003г., № 1.
  8. Свит Ю. Восстановительные процедуры- способ предотвращения банкротства.// Российская юстиция, 1998г., № 3.
  9. Федеральный Закон « О несостоятельности ( банкротстве)» (новая редакция).- М.: ООО «ТК Велби», 2003.-160с.
  10. Экономика предприятий : Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. В.Я. Горфинкеля.- М.: Издательство « Дело и Сервис», 2002г.-800с.
  11. Лебедев А. «Закон о банкротстве требует перемен», Статья в журнале "Московский бухгалтер" №21, Издательский дом «Бератор-Пресс», 2007г. 
 

    Использованные  интернет-ресурсы:

    1. http://www.klerk.ru/articles/?92225
    2. http://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a79/79411.html

Информация о работе Формирование института банкротства в России