Банкротство предприятия в современных рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение в значительной мере посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 76.22 Кб (Скачать)

Внутренние условия  функционирования производственной системы  определяют цели управления ресурсами  организационной структуры, обусловленные  необходимостью обеспечить эффективное  управление всеми ресурсами производственной системы: техническими, технологическими, кадровыми и т.д. Если условия  функционирования одних подразделений  отличаются от условий других подразделений, то соответственно должны различаться  и их структуры. Объединяет такие  подразделения единство целей, которое  является элементом как процесса планирования, так и организации и не дает подразделениям предприятия возможности «тянуть» ее в различных направлениях, распылять силы и способности достичь общих целей предприятия.

Основными параметрами, определяющими организационную  структуру управления, являются:

численность управленческого  персонала по функциям управления;

численность линейного  управленческого персонала;

количество уровней  иерархии системы управления предприятием;

количество структурных  звеньев на каждом уровне;

степень централизации  функций управления;

объем работ  по управлению предприятием, который  зависит от состава и содержания функций управления, трудоемкости и  периодичности решения задач  управления.

Учет и выявление  факторов могут оказать существенное влияние на эффективность принимаемых  руководителем предприятия управленческих решений, использование организационного потенциала.

Возможности и  сроки вывода предприятия из кризисной  ситуации, как и стабильного эффективного развития в дальнейшем, в значительной мере зависят также от наличия условий для организации разработки и внедрения инновации на предприятии. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что наибольшего успеха добиваются предприятия, на которых созданы группы перспективного развития, уделяется должное внимание всем этапам разработки и внедрения нововведений, отработана система ресурсного и организационно-правового обеспечения сотрудников предприятия и сторонних специалистов, участвующих в выполнении этих работ, которая включает следующие элементы:

финансирование; стимулирование; предоставление самостоятельности;

материально-техническое  обеспечение; обучение; организационно-правовое обеспечение;

информационное  обеспечение; социально-психологическая  поддержка; вовлечение в процесс  принятия решений.

Сопоставление указанных факторов и этапов разработки и внедрения нововведений (диагностика  внешних и внутренних факторов, определяющих потребность и возможность инноваций, предварительный выбор, разработка, внедрение и контроль реализации инновации, привлечение для этих целей как работников предприятия, так и сторонних специалистов) с фактической постановкой данной работы на предприятии могут позволить руководителю определить узкие места, сдерживающие инновационные процессы (не все этапы разработки и внедрения выполняются должным образом, ресурсное и организационно-правовое обеспечение сотрудников, выполняющих данные работы, фактически отсутствует или незначительно используются отдельные его элементы и т.п.) и включить их в состав мер, подлежащих изменению в целях ускорения вывода предприятия из кризисной ситуации. Схема организации разработки и внедрения инноваций на предприятии представлена на Рис. 3.3.

Руководителю  следует иметь ввиду, что реализация любого инновационного проекта зависит от уровня, квалификации, организаторских способностей, взаимодействия с администрацией предприятия (а в ряде случаев и с региональной администрацией) небольшой группы людей (3-5 человек), стоящих во главе исполнения конкретных работ по проекту. Их квалификация на самом раннем этапе подготовки документации предопределяет возможность выполнения определенного вида работ.

Современное состояние  финансового рынка страны обусловливает  принятие руководителем предприятия  к реализации инвестиционных проектов с высоким уровнем рентабельности, срок окупаемости которых не превышает  полутора-двух лет.

В противном  случае неизбежны пресловутые долгострои, когда не то что получить доход  на вложенный капитал, а хотя бы вернуть  его с учетом инфляционного коэффициента весьма проблематично. Для инвестиционных проектов с более длительным сроком окупаемости и миллионными объемами капиталовложений руководителю предприятия  необходимо предусмотреть гарантии и финансовую поддержку в реализации проекта, которая может быть оказана  в различных формах, включая предоставление льгот на получение кредитов, налоговых  льгот и пр.

Чтобы использовать собственный положительный опыт и предусмотреть ошибки, которые  были сделаны в прошлом в связи  с попытками внедрения на предприятии  
 

Оперативные меры по стабилизации финансового положения  фирмы

В структуре  источников средств ОАО «Русский-Хлеб» значительную часть занимает кредиторская задолженность. Ее доля увеличилась с 22,96% в начале 2008 г. до 55,68% на конец 2009 г. Это крайне негативная тенденция. Именно в следствие большого объема кредиторской задолженности показатели ликвидности имеют значения ниже допустимых, что и определяет неплатежеспособность предприятия.

В структуре  самой кредиторской задолженности  наибольший вес занимает задолженность  по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Так на конец 2009г. доля этих долгов составила более половины всей суммы кредиторской задолженности. Среди различных способов восстановления нормальной структуры баланса следует отметить возможность проведения реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет.

Данная процедура  регулируется постановлением Правительства  РФ «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности  юридических лиц по налогам и  сборам, а также задолженности  по начисленным пеням и штрафам  перед федеральным бюджетом» от 3 сентября 2009 г. № 1002. В соответствии с принятым порядком процедура реструктуризации является добровольным делом предприятия-должника при угрозе принятия мер, предусмотренных законодательством о банкротстве.

Реструктуризация  кредиторской задолженности юридических  лиц по налогам и сборам, а также  задолженности по начисленным пеням  и штрафам перед федеральным  бюджетом (далее - задолженность по обязательным платежам в федеральный  бюджет) проводится путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной  по данным учета налоговых органов  по состоянию на 1 число месяца подачи заявления о предоставлении права  на реструктуризацию задолженности. Решение о реструктуризации принимается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (в лице территориального налогового органа) при наличии соответствующего заключения Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству.

Решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет может быть принято в отношении организаций, осуществляющих в течение 2 месяцев  до 1 числа месяца подачи заявления  о предоставлении права на реструктуризацию полное внесение текущих налоговых  платежей в федеральный бюджет в  сумме, равной начисленным налогам  и сборам за тот же период, и имеющих  положительное заключение Федеральной  службы России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее территориального органа о способности организации осуществлять уплату текущих обязательных платежей и процентов за пользование бюджетными средствами своевременно и в полном объеме в течение всего срока погашения задолженности.

рганизаций, осуществляющих в течение 2 месяцев до 1 числа месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию полное внесение текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в сумме, равной начисленным налогам и сборам за тот же период, и имеющих положительное заключение Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее территориального органа о способности организации осуществлять уплату текущих обязательных платежей и процентов за пользование бюджетными средствами своевременно и в полном объеме в течение всего срока погашения задолженности.

В случае принятия решения о реструктуризации задолженности  ей предоставляется право равномерной  уплаты задолженности по налогам  и сборам в течение 6 лет, по пеням  и штрафам - в течение 4 лет после  погашения задолженности по налогам  и сборам.

Организации, не имеющей задолженности по налогам  и сборам, предоставляется право  погашения задолженности по пеням  и штрафам в течение 10 лет.

С сумм задолженности  по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой  ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.

Таким образом, существует юридически закрепленная возможность  улучшить структуру баланса.

Среди прочих оперативных  мероприятий следует отметить также  ценовую политику фирмы. Ранее в  условиях планово-распределительной  системы предприятие занимало практически  монопольное положение на рынке  и не испытывало недостатка в платежеспособном спросе на свою продукцию. С переходом  на рыночные отношения, на рынке появились  более технологичные конкуренты, которые смогли предложить продукцию  приемлемого качества по более низкой цене и завоевать своего потребителя. Предприятие оказалось не в состоянии  мобильно отреагировать на изменение  во внешней среде, что вызвало  падение производства и соответствующую  недогрузку мощностей.

Неэффективное использование основных фондов влечет за собой дополнительные издержки в  виде налога на имущество, которое не приносит доход; а также прочих затрат по обслуживанию простаивающего оборудования и неиспользуемых площадей.

В этих условиях значительный эффект может принести так называемая демпинговая ценовая  политика, направленная на вытеснение конкурентов. Безусловно, данную тактику  предприятие не может применять  долго, т.к. это связано со значительными  издержками. Однако расширение рынка  сбыта за счет захвата освободившихся ниш позволит увеличить программу  выпуска продукции, загрузить оборудование и выйти на проектные мощности. Максимальное использование имеющихся  ресурсов позволит получить необходимую  экономию на масштабе производства и  в дальнейшем поддерживать издержки производства на достаточно низком уровне, что сгладит неизбежное обратное повышение цен. Необходимо также  изменение ассортимента выпускаемой  продукции, чтобы максимально удовлетворить  запросы потребителей.

Таким образом, предлагаемые оперативные мероприятия  позволят стабилизировать финансовое состояние ОАО «Русский -Хлеб», улучшить структуру его баланса, что сделает предприятие более привлекательным для инвестора. В свою очередь, привлечение внешних инвестиций позволит реализовать предложенные выше стратегические мероприятия, которые при комплексном планомерном внедрении способны принести значительный эффект в ближайшей перспективе.

Заключение

Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловливает  возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров  и услуг. Одним из таких механизмов, способствующих перетоку капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределению собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным, является механизм банкротства. Он включает в себя определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха.

Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной  перестройки всего народного  хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии  достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

В систему банкротства  цивилизованного типа входят не только предприятия и связанные с  ними всевозможными обязательствами  партнеры, но и органы государственной  власти. Они должны обеспечить функционирование организационного, судебного (правового) и социального обеспечения системы банкротства.

Реализация законодательства о банкротстве должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных  последствий банкротства для  обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.

В настоящее  время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 8 января 1998 года № 6-ФЗ.

Согласно этому  закону банкротство - это признанная арбитражным судом или объявленная  должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязательства и (или) обязанности  не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления  даты их исполнения.

Информация о работе Банкротство предприятия в современных рыночных условиях