Банкротство предприятия в современных рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение в значительной мере посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 76.22 Кб (Скачать)

Введение

Объективным процессом  рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение в значительной мере посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

На практике можно отметить наличие различных  понятий и определений банкротства, которыми оперируют специалисты. Так, юрист сошлется на Закон о банкротстве, в соответствии с которым факт банкротства должен быть признан арбитражным судом с соблюдением всех установленных правил и процедур; банкир отметит момент прекращения платежей и занесения расчетных документов фирмы в соответствующую картотеку банка; экономист попытается рассмотреть банкротство как процесс, в котором юрист и банкир зафиксировали лишь отдельные признаки или факторы.

Банкротство является результатом развития кризисного финансового  состояния, когда предприятие проходит путь от эпизодической до устойчивой (хронической) неспособности удовлетворять  требования кредиторов, в том числе  по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Разумеется, сегодняшние  экономические проблемы имеют специфические  формы проявления. Однако, как свидетельствует  мировая практика, банкротство - неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность  в качестве рыночного инструмента  перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной  перестройки экономики.

Такое предназначение банкротства предопределено самой  сущностью предпринимательства, которое  всегда сопряжено с неопределенностью  достижения его конечных результатов, а значит и с риском потерь. Источниками  этой неопределенности являются все  стадии воспроизводства - от закупки  и доставки сырья, материалов и комплектующих  изделий до производства и продажи  готовых изделий.

Связь риска  и прибыли имеет фундаментальное  значение для понимания природы  предпринимательства, разработки эффективных  методов его регулирования. В  реальной экономике неопределенность становится источником либо выигрыша, либо убытка. Причем выигрыш и сверхприбыль более удачливых предприятий  образуется за счет убытков менее  удачливых. Из взаимообусловленности  фактора риска и прибыли формируется  важнейшее финансовое понятие механизма  возникновения банкротства.

Устранение с  рынка обанкротившихся предпринимательских  структур - непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание  этих структур - задача значительно  более важная.

Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управлением  понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.

Однако подобная трактовка сущности антикризисного управления ослабляет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому  стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса  предприятия за предшествующий или  текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, и включает формирование и поддержание на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течение длительного периода конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Таким образом, предметом исследования в данной курсовой работе выступает система банкротства, как система контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, включающую целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Важнейшим из этих элементов является правовое обеспечение процесса банкротства.

В настоящее  время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 8 января 1998 года № 6-ФЗ. Необходимость принятия нового закона была обусловлена не только несовершенством Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года, но и тем, что вступил в силу новый  Гражданский Кодекс РФ. Содержащиеся в двух последних нормативных  актах понятия не состыковывались  друг с другом, что вызывало сложности  при рассмотрении дел в арбитражных  судах.

Актуальность  и практическая значимость темы настоящей курсовой работы обусловлена рядом причин.

Реформирование  экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса практически  всех ее сфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов предпринимательской  активности, крупные структурные  диспропорции, исчерпанные ресурсы  распределительной системы - далеко не полный перечень наследия, оставленного нам административно-командной системой. Негативные последствия либерализации  цен, кризис российских рыночных реформ, обострили до крайности проблему платежеспособности и поставили  на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

В этих условиях особую значимость приобретают мероприятия  по предотвращению кризисных ситуаций, а также меры, направленные на восстановление платежеспособности предприятий и  стабилизацию их финансового состояния, т.е. антикризисный менеджмент.

Таким образом, эффективное функционирование механизма  банкротства и профессиональное использование стратегических и  тактических мероприятий антикризисного управления является одной из наиболее актуальных и важнейших задач  на пути построения цивилизованного  рынка в России и оздоровления экономики страны.

Основной  целью курсовой работы является освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий. Особое внимание уделяется системному подходу к пониманию процесса банкротства, взаимосвязи составляющих его частей и элементов.

Для достижения цели курсовой работы рассматриваются следующие задачи:

изучение состава  и структуры механизма банкротства;

изучение нормативно-правовой базы, регулирующей процедуры банкротства;

рассмотрение  общих и специфических факторов и признаков возникновения кризисных  ситуаций на предприятии;

исследование  целей, задач и методов антикризисного менеджмента, а также их практического  применения;

диагностика финансового  состояния конкретного предприятия;

разработка мероприятий  по выходу из кризиса.

В качестве объекта исследования выступает крупное предприятие пищевой промышленности г.Дзержинска  ОАО "Русский-Хлеб". Основной вид деятельности общества - производство хлебобулочных, кондитерских и других товаров народного потребления. ОАО "Русский -Хлеб" имеет большое значение в рамках города.

Система банкротства предприятий  в условиях рыночной экономики

Формирование  системы банкротства  в РФ

Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловливает  возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров  и услуг. Достижение оптимальной  инфраструктуры производства, соответствующей  потребностям и платежеспособному  спросу субъектов экономической  деятельности (населения, предприятий, общественных и государственных  организаций), осуществляется посредством  национального рынка и складывающейся в каждый данный момент рыночной ситуации. От характера и структуры рыночных потребностей, способности и возможности  ее предвидения, прогнозирования и  соответствующего реагирования зависят  судьба предприятий, производящих товары и услуги, подъем и падение отдельных  предприятий, направлений и секторов экономики. Процесс неравномерного развития экономики и тем более отдельных ее частей, колебания объемов производства и сбыта, возникновения значительных спадов производства, что характеризуется как кризисная ситуация.

Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих профилактических мер, могут привести к чрезмерному  разбалансированию экономического организма предприятия с соответствующей  неспособностью продолжения финансового  обеспечения производственного  процесса, что квалифицируется как  банкротство предприятия. Преодоление  этого состояния требует применения специальных мер (процедур) либо прекращения  деятельности предприятия и его  ликвидации. И это, как показывает мировая практика, также нельзя рассматривать  как случайность. Гибель значительной части фирм, и в особенности вновь возникших, зафиксированы статистикой банкротств тех стран, где эта статистика ведется. Английские исследователи отмечают, что до конца второго года доживает не более 20-30% вновь возникших фирм.

Другим обстоятельством, также связанным с закономерностями рыночной экономики и характеризующим  процессы возникновения кризисных  ситуаций и банкротств, является определенный характер жизненного цикла предприятия, тенденции существования и развития которого в связи с практикой возникновения кризисных ситуаций и банкротств. Для каждого предприятия существует предел роста объемов деятельности, при этом одни и те же процессы могут быть и стимулирующими развитие, и тормозящими его.

Рыночная экономика  на протяжении многих десятилетий и  столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий  от полного краха, или систему  банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).

Система банкротства  включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.

Объективная потребность  в приведении структуры производства к реальному платежеспособному  спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью  создания и приведения в действие механизмов системы банкротства  в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего  народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения  при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

Как показывает мировая практика, эта цель достигается  при соблюдении следующих основных принципов 

установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий;

предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности;

введении системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;

создании системы мер для возрождения бизнеса;

создании механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;

создании коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;

ограждении правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;

сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;

создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.

Этот краткий  перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет  говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

Цели  и принципы системы  банкротства 

В систему банкротства  цивилизованного типа входят не только предприятия и связанные с  ними всевозможными обязательствами  партнеры (кредиторы, поставщики и т.д.), но и органы государственной власти. Их роль, разумеется, (если они не являются собственниками предприятий) отличается от роли других участников системы  банкротства. Органы государственной  власти должны обеспечить функционирование организационного, судебного (правового) и социального обеспечения системы  банкротства. Несмотря на существование  различий в подходах к системе  банкротства разных стран, они так или иначе призваны обеспечить выполнение целей, стоящих перед системой банкротства.

Информация о работе Банкротство предприятия в современных рыночных условиях