Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:25, курсовая работа
Цель работы - изучение темы «Антикризисное управление: основные характеристики и особенности осуществления» с позиций различных авторов и практического опыта.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к антикризисному управлению предприятием;
2. Выявить основные проблемы в ходе осуществления антикризисного управления на различных стадиях жизненного цикла предприятия в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем и определить эффективность от внедрения решений.
Введение 3
Глава 1. Предмет и содержание антикризисного управления
на различных стадиях жизненного цикла предприятия
1.1. Общее понятие кризиса, причины его возникновения 5
и последствия
1.2. Цикл жизни предприятия и необходимость 10
антикризисного управления
1.3. Содержание антикризисного управления и 15
эффективность системного подхода к нему
Глава 2. Технология антикризисного управления
2.1. Политика финансовой стабилизации
неплатежеспособного предприятия 23
2.2. Политика управления персоналом в условиях
смены стратегии развития предприятия 28
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
Приложение 42
1 группа: Показатели, характеризующие
внешние признаки
предприятием: рентабельность продукции; рентабельность активов;
рентабельность собственного капитала; наличие убытков.
Для неплатежеспособного предприятия - удовлетворительными являются положительные значения показателей рентабельности и отсутствие убытков. К предприятию - должнику, имеющему неудовлетворительные значения показателей второй группы, применяются локальные мероприятия по улучшению финансового состояния.
3 группа: Показатели, характеризующие производственный и рыночный потенциал: показатели состояния производства и реализации продукции;
- показатели состояния
и использования
Финансовая стабилизация предприятия в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам .[9,стр.283]:
1. Устранение неплатежеспособности (восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства).
2. Восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия). Причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.
3. Обеспечение финансового
Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия соответствуют ее внутренние механизмы, которые принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический.[10,стр.204]
Оперативный механизм финансовой стабилизации, основанный на принципе «отсечения лишнего», представляет собой защитную реакцию предприятия на неблагоприятное финансовое развитие и лишен каких-либо наступательных управленческих решений.
Тактический механизм финансовой стабилизации, используя отдельные защитные мероприятия, в преимущественном виде представляет собой наступательную тактику, направленную на перелом неблагоприятных тенденций финансового развития и выход на рубеж финансового равновесия предприятия. [11,стр.155]
Стратегический механизм финансовой стабилизации представляет собой исключительно наступательную стратегию финансового развития, обеспечивающую оптимизацию необходимых финансовых параметров, подчиненную целям ускорения всего экономического роста предприятия.
В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его санации.
В условиях рыночной экономики санация предприятий имеет значительный экономический потенциал, является важным инструментом регулирования структурных изменений и входит в систему наиболее действенных механизмов финансовой стабилизации предприятий.
2.2. Политика
управления персоналом в
Управление предприятием в условиях кризиса является предметом заботы не только его руководителей, собственников, но и множества взаимодействующих с ним предприятий и организаций. В отношении персонала, как правило, проводится сокращение штата с целью уменьшения затрат на персонал. Однако все признают ценность и важность человеческого ресурса и значимость его вклада в успех деятельности организации. Но когда организация находится в тяжелых условиях финансовой нестабильности, вопросы управления персоналом в системе приоритетов выбора действующих антикризисных механизмов уходят на последние места. Чаще страдают вопросы контроля над системой управления персоналом. В настоящее время внешняя среда кардинально меняется, потребительский спрос снижается, условия кредитования ужесточаются, себестоимость сырья и продукции увеличивается из-за изменений курсов валют и т.д. Все это влечет за собой неминуемое падение оборотов, маржинальной прибыли, рентабельности предприятия. Именно в этот момент большинство компаний начинают задумываться об оптимизации издержек. Основное условие, обеспечивающее поступательное развитие предприятия, - эффективное использование человеческих ресурсов, раскрепощение творческой энергии сотрудников фирмы. Основными причинами такого несоответствия являются следующие:
- в современной теории
управления отсутствует единая
методологическая база, что не
позволяет выработать единый
эффективный способ управления,
который позволил бы в равной
степени учитывать оба способа
управления - человека и технику,
а значит, обеспечивал бы гармоничное
функционирование организации
- работники отделов управления
персоналом не знакомы со
Антикризисный управляющий должен осознать, что нельзя ожидать положительной реакции на большое количество изменений от всего персонала. Поэтому неизбежно естественное сопротивление проводимым переменам - независимо от возраста, профессиональных качеств, должности, образования работников. Необходимо с самого начала определить наиболее активных и неконструктивных оппонентов, чтобы предусмотреть и ликвидировать возможные препятствия с их стороны при реализации антикризисной программ.
Кадровая политика - это система мер, направленных на формирование институциональных структур, в соответствии с целями, задачами и интересами страны, для эффективного процесса воспроизводства кадрового потенциала на определенной фазе жизненного цикла экономической системы.[12,стр.206] Кадровая политика определяет основное содержание программы набора, отбора, расстановки, подготовки и переподготовки персонала организации. Сложности ее реализации связаны с ограниченностью финансовых средств; неизбежностью организационных мер, связанных со свертыванием ряда программ социального развития и сокращением численности персонала; повышенной социально-психологической напряженностью в коллективе.[13,стр.226] Она может характеризоваться различными признаками: выжидания, осмотрительности, осторожности, агрессивности, мобильности, гибкости, адаптивности, ориентации на антикризисные ситуации. Менеджеру по кадрам необходимо знать разнообразие признаков политики и уметь их использовать в различных ситуациях.
Задачи кадровой политики в условиях кризиса должны быть направлены на решение следующих проблем:
1. Формирование команды
адаптивных менеджеров, способных
разработать и реализовывать
программу выживания и
- законопослушность и правомочность.
Антикризисная кадровая политика должна опираться на прочный законодательный, правовой фундамент. Правовая культура руководителей, принимающих управленческие решения по кадровым вопросам, должна быть законопослушной. Методы формирования кадровой политики в условиях кризиса на предприятии, как правило, направлены на преодоление сопротивления изменениям со стороны персонала. Они могут включать: сопротивление изменениям; недостаточную стабильность; высокий уровень стресса; энергию, направленную в нежелательное русло; конфликты и потерю контроля над ситуацией. Поведение человека во многом определяется ролью, которую он играет в организации .[14,стр.188]
Армстронг рекомендует следующие этапы стратегии для достижения согласия:
1. «На первом этапе
проводятся встречи с
2. На втором этапе сообщают
информацию о целях изменений,
о том, каким образом
3. На третьем этапе изменения вносятся и начинают работать. Неизбежно появятся задержки, препятствия, непредвиденные осложнения, отрицательные реакции со стороны тех, кто окажется лицом к лицу с реальными переменами. Важно ответить на эти реакции таким образом, чтобы учесть разумные замечания или привести разумные объяснения, почему изменения должны произойти как запланированы. Когда изменения внесены, нужно, чтобы они прижились и по мере их осуществления стала очевидна их ценность».[15,стр.217] Т.Ю. Базаров выделил четыре основные метода: принудительный, адаптивный, кризисный, управление сопротивлением. Сравнение данных методов приведено в таблице 1 приложения 2.
Принудительный метод предусматривает использование силы и власти для преодоления сопротивления. Это процесс нежелательный в социальном плане, но дающий преимущества во времени стратегического реагирования. Наибольшие трудности в использовании этого метода в следующем:
- отсутствие до начала процесса
перемен базы, которая обеспечила
бы его существование, в
- неспособность предвидеть
- неспособность устранить
- преждевременные структурные перемены. В результате - замедление темпов изменений;
- игнорирование указаний по
внедрению изменений. В
- непонимание необходимости
Для повышения эффективности принудительного изменения необходимо провести анализ настроения персонала и выявить потенциальные источники сопротивления или, напротив, поддержки.
Метод адаптивных изменений дает возможность осуществлять изменения в условиях, когда у сторонников изменений нет административной власти, но есть сильная мотивация к внедрению нововведений, сформирован соответствующий образ мышления. Полезен когда опасности или благоприятные возможности легко предвидеть, и поэтому особой срочности в принятии мер нет. Неэффективен в случае чрезвычайных событий во внешней среде.
При кризисном методе руководители могут предпринять следующие действия:
- постараться убедить всех в
неизбежности кризиса и
- не «зацикливаться» на
- до наступления кризиса можно
создать искусственный,
Информация о работе Антикризисное управление: основные характеристики и особенности осуществления