Антикризисное управление: основные характеристики и особенности осуществления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение темы «Антикризисное управление: основные характеристики и особенности осуществления» с позиций различных авторов и практического опыта.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к антикризисному управлению предприятием;
2. Выявить основные проблемы в ходе осуществления антикризисного управления на различных стадиях жизненного цикла предприятия в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем и определить эффективность от внедрения решений.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Предмет и содержание антикризисного управления
на различных стадиях жизненного цикла предприятия
1.1. Общее понятие кризиса, причины его возникновения 5
и последствия
1.2. Цикл жизни предприятия и необходимость 10
антикризисного управления
1.3. Содержание антикризисного управления и 15
эффективность системного подхода к нему
Глава 2. Технология антикризисного управления
2.1. Политика финансовой стабилизации
неплатежеспособного предприятия 23
2.2. Политика управления персоналом в условиях
смены стратегии развития предприятия 28
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
Приложение 42

Файлы: 1 файл

антикризис.упр.docx

— 91.07 Кб (Скачать)

 

                         Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

Московский психолого-социальный университет

Факультет государственного и муниципального управления

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Теория управления»

 на тему: «Антикризисное управление: основные характеристики и особенности осуществления»

 

 

Выполнила:

 

                                                                                           Научный руководитель:

к.с.н. -

Оценка: ________________

________________ _____________________

          (подпись)                              (ФИО)

 

Конаково 2012 г.

 

                                                        Содержание

Введение                                                                                                         3

Глава 1. Предмет и содержание антикризисного управления

      на различных стадиях жизненного цикла предприятия

1.1. Общее понятие кризиса, причины его возникновения              5

 и последствия 

1.2. Цикл жизни предприятия и необходимость                               10

антикризисного управления

1.3.  Содержание антикризисного управления и                                15

  эффективность  системного подхода к нему

 Глава 2. Технология антикризисного управления

           2.1. Политика финансовой стабилизации

                   неплатежеспособного      предприятия    23

           2.2. Политика управления персоналом в условиях

                   смены стратегии развития предприятия   28

 Заключение                                                                                                       35

 Список использованных  источников и  литературы                                    37

 Приложение                                                                                                      42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в  мире происходят постоянные изменения  стратегий и методов управления предприятием, поэтому проблематика темы курсовой работы: «Антикризисное управление: основные характеристики и особенности осуществления» по-прежнему носит актуальный характер.

 Анализ тематики антикризисного  управления представляет научный  и практический интерес. Особенности  антикризисного управления анализировалась  разными авторами в различных  изданиях: учебниках, монографиях,  периодически и в интернете.  Тем не менее, при изучении  литературы и источников отмечается  недостаточное количество практических  примеров по управлению кризисным  предприятием. Это значит, что данная  работа, помимо учебно-теоретической,  будет иметь и практическую  значимость.

 Объект работы - система  реализации антикризисного управления  и особенности его осуществления.

 Предмет исследования  – технологии антикризисного  управления.

 Цель работы - изучение  темы «Антикризисное управление: основные характеристики и особенности  осуществления» с позиций различных  авторов и практического опыта. 

 Поставленная цель  определяет задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические  подходы к антикризисному управлению  предприятием;

2. Выявить основные проблемы  в ходе осуществления антикризисного  управления на различных стадиях  жизненного цикла предприятия  в современных условиях;

3. Показать пути решения  выявленных проблем и определить  эффективность от внедрения решений. 

 Работа состоит из  введения, глав основной части,  выводов (заключения), списка использованных источников и литературы, приложений.

 Во введении обоснована  актуальность выбора темы, определены  предмет, объект, цель и соответствующие  ей задачи.

 В первой главе рассмотрены  общетеоретические вопросы, а  именно: дано определение кризиса,  рассмотрены причины и последствия  его возникновения для предприятий;  обоснована необходимость антикризисного  управления на различных стадиях  жизненного цикла предприятия,  рассмотрены основные этапы развития  предприятия во времени и соответствующие  управленческие походы для каждого  этапа; обоснована экономическая  эффективность системного подхода  к антикризисному управлению; перечислены  процедуры антикризисного управления, установленные законодательно.

 Во второй главе  изложены конкретные методики  антикризисного менеджмента в  разрезе его кадровой, финансовой, маркетинговой и производственной  стратегии и политики.

 В заключении обобщен  результат проделанной работы, вынесены  основные моменты содержания  антикризисного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.    ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ  ЖИЗНЕННОГО  ЦИКЛА

ПРЕДПРИЯТИЯ

    1.   Общее понятие кризиса, причины его возникновения               

         и последствия.

     Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой. Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т.п. Кризисные ситуации выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т.п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации.

   Основными кризисами, которым подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности. Причиной всех кризисов является управление (неадекватное, непрофессиональное, злоупотребление или откровенное мошенничество в результате воровства или рейдерства, манипуляций, действий по сговору, коррупция) направленное на преследование целей за пределами задач проекта (государство, министерства, корпорация, фирма, учреждение).

Этапы развития организации  следующие:

1. Регистрация фирмы.

2. Развитие, рост фирмы.

3. Создание дочерних фирм.

4.Появление признаков  неплатежеспособности, финансовой неустойчивости.

5. Проведение анализа  (диагностики) деятельности фирмы  и определение мер по восстановлению  устойчивости.

6. Процесс финансового  оздоровления фирмы при реализации  намеченных мер.

7.Ухудшение финансового состояния, возникновение хронической неустойчивости.

8. Сокращение нерентабельного  производства.

9. Наступление кризисного  состояния фирмы.

10.Ликвидация фирмы.

      В странах с развитой рыночной экономикой организации, при признании их неплатежеспособными, попадают в «черный список» - реестр неплатежеспособных организаций и их собственников со всеми вытекающими последствиями: падением репутации, потерей партнеров, не возможностью получать кредиты и отсрочки по оплате поставок и т.д. Применительно к организации кризисы классифицируются следующим образом:

- технологический (производственный) - когда устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию, что приводит организацию к финансовым потерям;

- социальный (социально-управленческий) возникает в результате появления между работниками или их группами конфликтов, в том числе между рабочими и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления и т.п. Они ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;

- финансовый - возникает в результате нерационального использования собственного капитала и заемных средств, не эффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой финансовые проблемы организации;

- организационный - возникает  в результате несовершенства  производственной структуры управления  и структуры аппарата управления  в организации, неэффективного  распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;

- информационный, где получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостоверно отражает положение дел в самой организации, тем самым увеличивает потери;

      В развитии и преодоление кризисов в организации различаются следующие фазы:

I фаза - спад (снижение показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов рынка;

II фаза - дальнейшее ухудшение результатов деятельности под влиянием внутренних причин в организации (без ухудшения внешних условий);

III фаза - депрессия - приспособление организации к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов (при условии принятия первоочередных антикризисных мер);

IV фаза - восстановление финансового равновесия, оживление производства, восстановление производства и реализации продукции до предкризисного уровня;

V фаза - рост производства, ускорение экономического развития организации, увеличение объемов продаж и реализации в краткосрочной перспективе;

VI фаза - поддержание нового экономического уровня развития предприятия, его устойчивости в длительной перспективе, создание условий для самофинансирования.

Для третьей и четвертой фаз характерны нестандартные, экстремальные условия функционирования предприятия, требующие срочных вынужденных мер, где ключевым моментом является наступление неплатежеспособности. Эта ситуация и является объектом антикризисного управления.

   Внутренними причинами возникновения кризиса в организации могут быть возникшие диспропорции и нарушения равновесия между:

- отдельными группами  собственных и заемных средств  и их размещением в

основные и оборотные  средства;

- объемом производства  и объемом реализованной продукции;

- объемом реализации продукции  и денежной составляющей выручки;

- доходами и объемами  краткосрочных займов;

- качеством продукции  и ее ценой на рынке;

- ценой продукции и  затратами на ее производство;

- уровнем технического оснащения анализируемого предприятия и его конкурентов;

- дебиторской и кредиторской  задолженностями и т.п. 

   Кризисы могут вызывать один другого или может возникать цепная реакция, когда один возникший кризис вызывает – другой и т.д. Опасность возникновения кризиса в организации существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

    Если организации практически не могут или слабо влияют на негативные воздействия внешней среды, то влияние внутренних факторов является результатом управленческих решений администрации организации.

     Факторы внешней среды делятся на следующие группы:

- общеэкономические - определяют влияние состояния экономики страны;

- государственные- определяющие, как влияет государство, его правовая, налоговая и другие системы на деятельность организации;

- рыночные (влияние факторов  рынка); и прочие.

       К факторам внутренней среды развития организации относятся:

- операционные (производственные  и управленческие);

- финансовые (результат нерациональной  финансовой политики);

- инвестиционные, связанные  с неэффективной инвестиционной  политикой организации;  и т.п.

     Источниками информационного обеспечения для определения значений изменения внешних факторов являются периодическая печать, информационные финансовые сборники, экономические журналы, а внутренних факторов - служат анализ и учет производственно-хозяйственной деятельности, управленческий учет, налоговый учет.

  Чаще ухудшение финансового положения организаций и их последующее банкротство связано с:

- неэффективной системой  управления и некомпетентностью  высшего руководства;

- слабым учетом изменений  состояния рынка (спроса, конкурентов,  ценовой политики и др.), производственного  и финансового потенциала организации;

- хищениями на высшем  уровне управления;

- неэкономичным и нетехнологичным  производством продукции.

   Различные группы собственников, работников, клиентов и поставщиков имеют различные интересы взаимодействия с организацией, но у всех есть определенная заинтересованность в том, чтобы организация работала финансово устойчиво и с прибылью.  Надо понимать, что у некоторых групп лиц могут быть противоположные интересы, а именно «загубить» организацию: управляющие и собственники могут поставить цель - растащить имущество, клиенты - взять продукцию организации и не заплатить, поставщики - поставить материалы низкого качества, предприятия-конкуренты по чьей-то наводке систематически «наезжают» на организацию, не давая ей нормально функционировать и т.д. Необходимо все эти интересы групп рассматривать и при ухудшении их целей реагировать.

   Перед предприятием, стремящимся выйти из кризиса, стоят две последовательные задачи:

Информация о работе Антикризисное управление: основные характеристики и особенности осуществления