Антикризисная фискальная и монетарная политика Беларуси: роль долгов частного сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы является, во-первых, исследование поведения ЦБ и правительства в условиях резкого оттока капитала, требующего проведения девальвации национальной валюты; во-вторых, анализ взаимодействия правительства и ЦБ в процессе выработки антикризисных мер.
Для достижения данных целей были определены следующие задачи исследования:
• Рассмотреть теоретические подходы к антикризисному регулированию экономики;
• Проанализировать состояние экономики Беларуси в период кризиса, а также выявить особенности проведения антикризисной политики правительством Республики Беларусь;
• Рассмотреть модель взаимодействия правительства и ЦБ в процессе выработки антикризисных мер.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 5
1 Теоретические подходы к антикризисному регулированию экономики …..... 6
1.1 Кейнсианская и неокейнсианская теории выхода экономики из кризиса …. 6
1.2 Критика кейнсианства. Монетаризм и австрийская школа .………....……. 10
2 Экономика Беларуси в условиях кризиса 2011 г. Антикризисная политика государства .………………………………………………………………………...13
3 Модель поведения Центрального банка и правительства в условиях кризиса ………………………………………………………………………………….…... 19
3.1 Модель взаимодействия Центрального банка и правительства в момент плавной девальвации ……………………………………………………..………. 19
3.2 Независимая фискальная и монетарная политика ……………………….… 26
3.3 Анализ модели. Рекомендации для экономической политики …………… 31
Заключение………………………………………………………………………… 33
Список использованных источников……………………………….…………..... 35

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 738.08 Кб (Скачать)

Финансовое  состояние  сектора  нефинансовых  организаций  в  2011 году  по сравнению с 2010 годом было менее устойчивым. Несмотря на некоторое улучшение ситуации  с  расчетами  и  увеличение  остатков  денежных  средств  на  счетах организаций,  продолжилось  увеличение  долговой  нагрузки  нефинансовых предприятий. 

Уменьшились  доли  просроченной  кредиторской  и  дебиторской  задолженности  в общем ее объеме, увеличились остатки денежных средств и текущая платежеспособность предприятий.

Вместе с тем о недостаточной эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий  свидетельствуют  высокая  доля  нерентабельных  и  низкорентабельных предприятий  (по  рентабельности  продаж),  существенный  рост  чистых  убытков убыточных  предприятий,  увеличение  объемов  бюджетных  ассигнований  на  покрытие убытков  и  возмещение  текущих  затрат,  особенно  выделенных  предприятиям промышленности и сельского хозяйства, а также низкий спрос на продукцию белорусских предприятий,  выразившийся  в  большом  количестве  запасов  готовой  продукции  на складах.

Сохраняется высокая доля предприятий, имеющих просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженность, увеличиваются просроченная задолженность по банковским кредитам и коэффициенты долгоемкости и кредитоемкости экономики [2, c. 13].

В  условиях  ограниченности  собственных  оборотных  средств важнейшим  источником  финансирования  производственно-хозяйственной деятельности предприятий были высокие темпы кредитования организаций банками, а также увеличение дебиторской и кредиторской задолженности. Как  следствие,  продолжилось увеличение долговой нагрузки нефинансовых предприятий.

Так,  суммарная  кредиторская  задолженность  (кредиторская  задолженность  и задолженность по кредитам и займам) за 2011 год возросла в номинальном выражении в 2,2 раза  (в  2010  году  –  на  24,6 процента).  Коэффициент  долгоемкости  нефинансовых организаций увеличился с 479,1 процента на 1 января 2011 г. до 548 процентов на 1 января 2012 г. [2, c. 16]. 

Произошедшие в течение 2011 года девальвация белорусского рубля  и  рост цен снизили уровень жизни населения, замедлилась их потребительская активность. При  этом  увеличение  кредитной  задолженности  населения  происходило  более низкими  темпами,  чем  рост  его  доходов,  что,  в  свою  очередь,  способствовало постепенному снижению уровня долговой нагрузки домашних хозяйств.

Финансовый  сектор  Республики  Беларусь  в  2011  году  продемонстрировал устойчивость,  выдержав  шоки,  связанные  с  девальвацией  национальной  валюты  и оттоком  вкладов.  Более  того,  несмотря  на  негативные  явления  на  финансовых рынках,  показатели  эффективности  работы  банковского  сектора  сохранялись  на высоком уровне.

В  первом  полугодии  2011  г.  на  депозитном  рынке  проявились  негативные тенденции. Наблюдался отток срочных рублевых вкладов населения из банков, при этом  проводимая  политика  постепенного  повышения  ставки  рефинансирования  не позволила преломить указанную тенденцию. Сложная ситуация на валютном рынке вызвала более значительный отток средств физических лиц в иностранной валюте, что  отражало  возросшее  недоверие  населения  к  банковской  системе.  Отмеченная ситуация  на  депозитном  рынке  также  сопровождалась  повышенным  спросом  на рублевые  кредиты,  что  способствовало  значительному  увеличению  рисков  в банковском секторе.

Ужесточение  монетарной  политики,  реализация  мер  по  ограничению внутреннего  спроса,  а  также  корректировка  обменного  курса  белорусского  рубля способствовали  постепенному  сокращению  внешнеэкономической несбалансированности  и  улучшению  ситуации  на  финансовых  рынках  во  второй половине 2011 г.

Увеличение  государством  в  конце  2011 года  вкладов  в  уставные  фонды принадлежащих  ему  крупнейших  банков  позволило  прервать  тенденцию постепенного  сокращения  «подушки  безопасности»  банковского  сектора, наблюдавшуюся  в  течение  2011  года.  Качество  нормативного  капитала  несколько улучшилось [2, c. 4–5].

В условиях режима фиксированного валютного курса возросшие интервенции национального банка с целью поддержания курса белорусского рубля привели к резкому оттоку золотовалютных запасов страны (на четверть за I квартал года – с 5 млрд. до 3,8 млрд. USD). В результате национальный банк был вынужден приостановить свои интервенции на валютном рынке и прибегнуть к ряду административных мер с целью предотвращения дальнейшего оттока валютных резервов. Введенные ограничения на валютном рынке привели к множественности валютных курсов, резкому ослаблению теневого курса белорусского рубля и в результате – к всплеску инфляции в стране [7, c. 5].

Рисунок 2.3 – Золотовалютные резервы, млрд. USD

Примечание — Источник: [7, с. 9].

Ответом правительства и национального банка на возникшие вызовы стали ужесточение денежно-кредитной и фискальной политики, значительная девальвация национальной валюты и активизация усилий по привлечению внешних ресурсов в экономику страны. Так, ставка рефинансирования была поэтапно увеличена национальным банком с 10,5% в начале года до 45% к его завершению, сократились объемы предоставления ликвидности банкам. С июня национальным банком приостановлено эмиссионное кредитование государственных программ. К концу октября удалось унифицировать обменный курс и осуществить переход к режиму управляемого плавания, предполагающему лишь минимальное вмешательство национального банка для сглаживания резких краткосрочных курсовых колебаний [7, c. 6].

Рисунок 2.4 – Рост долговой нагрузки на фоне займов и девальвации. Динамика валового внешнего долга

Примечание — Источник: [7, с. 10].

В результате девальвации белорусского рубля и дальнейших заимствований валовый внешний долг вырос в 2012 году с 28,4 млрд. USD (или 52% от ВВП) до 34 млрд USD (или немногим более 60% от ВВП). Размер внешнего долга может увеличится далее и составить почти 75% от ВВП в 2012 году, учитывая эффект девальвации белорусского рубля на ВВП и наращивания самого долга [7, c. 9].

Более жесткая денежно-кредитная и фискальная политика во второй половине 2011 года, а также финансовая поддержка со стороны России способствовали достижению макроэкономической стабилизации к началу 2012 года. В результате практически трехкратной девальвации белорусского рубля, повысившей конкурентоспособность белорусского экспорта, временных административных мер по ограничению импорта, а также ужесточению политики дефицит внешней торговли товарами и услугами по итогам года сократился почти на 80% – до 1,6 млрд. против 7,5 млрд. USD годом ранее. При этом экспорт рос опережающими темпами (порядка 60%) по сравнению с импортом (увеличение на 30%). В I квартале 2012 года зарегистрировано положительное сальдо текущего счета в размере более 100 млн. USD. Значительное улучшение ликвидности на фоне роста валютной выручки и привлечения внешнего финансирования снизило давление на национальную валюту и привело к ее укреплению к корзине валют на 6% с момента выхода на единый курс рубля в октябре 2012 года к концу 2011 года. В начале 2012 года курс национальной валюты оставался стабильным. Стабильность курса способствовала замедлению темпов инфляции до менее 2% ежемесячно в начале текущего года по сравнению с 6% в среднем в месяц во второй половине 2011 года и 108,7% по итогам года.

При этом рост ВВП Беларуси, несмотря на ряд проблем, составил 5,3% в 2011 году и продолжился в начале 2012 года более умеренными темпами. Замедление инфляционных процессов позволило национальному банку Беларуси пойти на плавное ослабление денежно-кредитной политики и снижение ставки рефинансирования до 31% к июлю 2012 года с целью поддержания роста экономики. Дальнейшее развитие экономики страны зависит в краткосрочной перспективе от привлечения внешних ресурсов на финансирование ее роста, принимаемых мер монетарной и фискальной политики, а также от мер по реформированию экономики в долгосрочной перспективе и внешней конъюнктуры [2, с. 5].

Таким образом, как показывает практика, девальвация национальной валюты воздействует на экономику через два канала. Первый характеризуется положительным эффектом роста курса иностранной валюты на выпуск через повышение ценовой конкурентоспособности национальных товаропроизводителей. Второй канал имеет место в случае несоответствия валютной структуры активов и обязательств частного сектора: наличие значительной доли обязательств компаний в иностранной валюте в условиях, когда основная часть потока доходов и стоимость активов номинированы в национальной валюте. Тогда девальвация национальной валюты приводит к снижению реального богатства фирм, повышению стоимости заемных средств и ограничению доступа компаний к кредитным ресурсам, что оказывает негативное влияние на инвестиции, совокупный спрос и выпуск, так называемый «эффект балансов». При наличии значительного объема иностранных обязательств «эффект балансов» может перекрыть положительное влияние обесценения национальной валюты, связанное с повышением ценовой конкурентоспособности [13, c.1]. 

В преддверии финансового кризиса Беларусь имела весьма значительный объем внешнего долга, основную долю которого составляли обязательства компаний и банков. Развитие кризисных явлений привело к оттоку капитала из страны, что создавало предпосылки для резкого обесценения рубля и ухудшения балансов частного сектора.

При этом финансовая поддержка, оказанная правительством ряду крупных предприятий, не всегда использовалась рационально, более того, такой способ поддержки предприятий только усугубляет проблему «морального риска»: предприятия, получающие господдержку, понимают, что в случае роста их долгов в будущем на помощь также может прийти государство. Такая ситуация позволяет предприятиям менее продуманно осуществлять экономическое планирование своей деятельности, что порождает снижение эффективности использования имеющихся у предприятий ресурсов [11, c.5].

Все это свидетельствует о сложности проведения макроэкономической политики в условиях кризиса, а также о необходимости тщательно продумывать не только цели, но и инструменты, с помощью которых правительство и ЦБ могут бороться с кризисными явлениями в экономике. В данной работе анализ взаимодействия фискальной и монетарной политики в условиях кризиса представлен в виде математической модели, рассматривающей взаимодействие ЦБ и правительства в процессе выработки антикризисных мер в условиях резкого оттока капитала, требующего проведения девальвации национальной валюты.

3  Модель поведения  Центрального банка и правительства  в условиях кризиса

В данной главе будет рассмотрена статическая модель взаимодействия ЦБ и правительства в период кризиса учитывающая белорусскую специфику. Основными задачами анализа данной модели являются, во-первых, исследование поведения ЦБ и правительства в условиях резкого оттока капитала, требующего проведения девальвации национальной валюты; во-вторых, анализ взаимодействия правительства и ЦБ в процессе выработки антикризисных мер. В рамках модели рассматриваются два основных случая – независимое поведение ЦБ и правительства, а также координация политик. Следует также отметить, что при введении белорусской специфики в модель необходимо учитывать основные факторы, повлиявшие на развитие кризиса в Беларуси:

    • Кризис платежного баланса/валютный кризис, сопровождающийся серьезным обесценением обменного курса, ростом процентных ставок и ускорением инфляции до уровня более чем 100% г/г (см. рис. 2.1 – 2.2)
    • Отрицательный шок счета движения капитала, произошедший из-за вывоза капитала иностранными инвесторами. Сократилось чистое привлечение капитала частным сектором.
    • Большой накопленный внешний долг, основную долю которого составляли обязательства компаний и банков.

 

 

 

3.1  Модель взаимодействия  Центрального банка и правительства  в

момент плавной девальвации

 

В экономике действую три типа агентов:

a) фирмы;

б) правительство;

в) центральный банк.

 

Фирмы

В первоначальный момент времени (до девальвации) каждая фирма имеет неликвидные активы A (не могут быть быстро обменены на иностранную валюту или иностранные активы), которые финансируются j-й фирмой за счет привлечения иностранного заемного капитала и собственного капитала , где      

 – заемные средства фирмы в иностранной валюте, 

S  – курс иностранной валюты (до девальвации).

 

Баланс фирм до проведения девальвации:

Активы

Пассивы

А – неликвидные отечественные активы

 – сумма иностранных  долгов, выраженная в единицах отечественной валюты

 – собственный  капитал фирмы


 

                                                                                   (1)

После девальвации баланс фирм изменится следующим образом:

•  Величина иностранного заемного капитала в отечественной валюте вырастет на величину девальвации: где показывает, во сколько раз увеличился курс иностранной валюты. Предположим также, что процент на иностранные долги и активы невелик и несущественен для анализа.

•  Если правительство помогает фирме, инвестируя государственный капитал в акции фирмы (пусть это производится путем эмиссии дополнительных акций), то у фирмы появляются свободные денежные средства, которые в момент девальвации  разумно  направить  на  покупку  иностранной  валюты  . После  девальвации  активы  j-й  фирмы  увеличатся до:

 а  баланс можно представить следующим образом: 

                              

Активы

Пассивы

А – неликвидные отечественные активы

 –  сумма активов в иностранной валюте, выраженная в единицах отечественной валюты

– сумма иностранных долгов, выраженная в единицах отечественной валюты

 – собственный  капитал фирмы

 –  государственный капитал, инвестированный в акции фирмы


 

 

Или:                                                                 (2)

 

Предположим, что основным параметром, влияющим на решение по продлению иностранного кредита, является обеспеченность активов капиталом

   Для каждой фирмы существует  порог обеспеченности капиталом  , при достижении которого происходит отзыв иностранного кредита. Таким образом, условие продления иностранного кредита:

Информация о работе Антикризисная фискальная и монетарная политика Беларуси: роль долгов частного сектора