Антикризисная фискальная и монетарная политика Беларуси: роль долгов частного сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы является, во-первых, исследование поведения ЦБ и правительства в условиях резкого оттока капитала, требующего проведения девальвации национальной валюты; во-вторых, анализ взаимодействия правительства и ЦБ в процессе выработки антикризисных мер.
Для достижения данных целей были определены следующие задачи исследования:
• Рассмотреть теоретические подходы к антикризисному регулированию экономики;
• Проанализировать состояние экономики Беларуси в период кризиса, а также выявить особенности проведения антикризисной политики правительством Республики Беларусь;
• Рассмотреть модель взаимодействия правительства и ЦБ в процессе выработки антикризисных мер.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 5
1 Теоретические подходы к антикризисному регулированию экономики …..... 6
1.1 Кейнсианская и неокейнсианская теории выхода экономики из кризиса …. 6
1.2 Критика кейнсианства. Монетаризм и австрийская школа .………....……. 10
2 Экономика Беларуси в условиях кризиса 2011 г. Антикризисная политика государства .………………………………………………………………………...13
3 Модель поведения Центрального банка и правительства в условиях кризиса ………………………………………………………………………………….…... 19
3.1 Модель взаимодействия Центрального банка и правительства в момент плавной девальвации ……………………………………………………..………. 19
3.2 Независимая фискальная и монетарная политика ……………………….… 26
3.3 Анализ модели. Рекомендации для экономической политики …………… 31
Заключение………………………………………………………………………… 33
Список использованных источников……………………………….…………..... 35

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 738.08 Кб (Скачать)
  • снижением предельной склонности к потреблению.

Объяснение Хансена совпадает с идеями Кейнса, но, в то же время, учитывает влияние экзогенного фактора — автономных инвестиций, которые частично объясняют колебания экономической конъюнктуры. В вопросе антикризисной политики Хансен последовательно развивает идею расширения бюджета, считая целесообразным сочетание налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Практически все рекомендуемые меры, сгруппированные на три подгруппы, касаются сферы обращения и перераспределения доходов. 
          К первой группе мер он относит прогрессивное налогообложение доходов, систему страхования безработицы и систему поддержания цен на продукцию фермерских хозяйств.

         Вторая группа мер включает снижение ставки банковского процента в коммерческих банках, которое достигается с помощью понижения учетной ставки Центрального банка и используется в ситуации депрессии. Кроме того, к этой группе относятся общее понижение налоговых ставок, сокращение обязательных резервов Центрального банка для коммерческих банков, увеличение размеров ссуд, представляемых федеральным правительством, гарантии по ссудам и т. п. На стадии подъема должны приниматься меры противоположного плана.

         К третьей группе Хансен относит меры бюджетного регулирования, которые позволяют накапливать бюджетный излишек в годы роста частных инвестиций и потребления за счет ограничения государственных расходов. Хансен предлагал использовать этот излишек на увеличение государственных расходов в периоды спада и сокращения деловой активности для того, чтобы компенсировать, хотя бы частично, снижение частных инвестиций.

Хансен указывал и на ряд недостатков бюджетной политики. Он считал, что постоянное использование политики государственного дефицита приведет не к искоренению кризиса, а, скорее, к усилению его интенсивности. В этом случае возникнет кризис, провоцируемый экзогенными факторами [10]. По его мнению, даже в случае, если будет использована гибкая тактика расходования, позволяющая приспособиться к фактическому ходу событий, данный метод антикризисной политики создаст серьезные проблемы в процессе реализации.

           По мнению Хансена, препятствиями в осуществлении кейнсианской антикризисной политики являются политические интересы власти, а также трудности, связанные с созданием достаточно полной количественной модели экономики, без которой невозможно рассчитать эффект от принимаемого решения.

Одна из интерпретаций теории Кейнса была предложена представителями неоклассического синтеза, в частности, Дж. Р. Хиксом и П. Самуэльсоном. Они дополнили предложенную Кейнсом теорию мультипликатора идеей акселератора, согласно которой оживление текущей экономической конъюнктуры, измеряемой национальным доходом, стимулирует инвестиции. Они пришли к выводу, что национальный доход и совокупные инвестиции взаимосвязаны. На этой основе была построена модель циклических колебаний деловой активности. Согласно их логике, деловая активность может изменяться в определенном диапазоне, причем ее верхняя граница задается национальным доходом, обеспечивающим полную занятость, тогда как нижняя граница определяется объемом инвестиций, который соответствует амортизации основного капитала. 
Предложенная идея соответствовала теории Кейнса частично, так как было упущена одна из важнейших составляющих его теории — идея фундаментальной неопределенности будущего.

В вопросе антикризисной политики теоретики неоклассического синтеза основывались на сочетании методов кредитно-денежной экспансии, способствующей накоплению капитала и росту капиталовложений, и практики нейтрализации тенденции к возникновению инфляционного разрыва, которая достигается с помощью проведения жёсткой фискальной политики, предусматривающей высокие налоговые ставки и низкие правительственные расходы [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Критика кейнсианства. Монетаризм и австрийская школа

Противниками кейнсианских мер антикризисной политики являются представители монетаризма и австрийской школы. В начале 1970-х гг. М. Фридман подверг критике кейнсианскую антикризисную политику. В первую очередь, он критиковал практику увеличения государственных расходов как метод стимулирования экономической активности. Фридман предложил так называемую теорию балансира, состоящую в том, что государственные расходы необходимо увеличивать в период кризиса, когда сокращаются частные расходы, и уменьшать в фазе роста при расширении последних. Фридман обосновал это предложение тем, что «многие из этих программ не успевают даже толком вступить в силу до того, как минует спад» [9, с. 99]. Он утверждал, что «увеличение государственных расходов относительно дохода, ни в каком отношении не ведет к экономическому подъему. Оно может увеличить доход в денежном выражении, но все это увеличение будет поглощено государственными расходами» [9, с. 107]. Для реализации этой политики необходимо заранее предсказывать колебания активности. Также требуется знание фискальной и денежно-кредитной политики. Эту точку зрения Фридман обосновывал тем, что «пытаясь произвести эти изменения, скорее всего, мы сделаем только хуже, из-за того, что будем делать все наоборот, но это легко исправить, поступая абсолютно наоборот от того решения, что казалось очевидным шагом. Одним из негативных элементов является то, что вносится большой элемент сумятицы, который добавиться к другим экономическим неурядицам». Эффективность экономической политики требует проведения сбалансированной бюджетной стратегии, при которой не допускаются беспорядочные изменения, как в части государственных расходов, так и доходов. Неустойчивость динамики национального дохода объясняется нестабильностью денежного предложения, которую создает само государство.

Главным элементом стабилизационной политики, согласно теории М. Фридмана, является объём денежного предложения. Его рекомендации по оздоровлению экономики касались финансовой сферы, оставляя без внимания реальный сектор экономики [6].

В исследованиях представителей австрийской школы XX в., начиная с работ Л. фон Мизеса, была рассмотрена проблема негативного влияния инвестиций на экономическую конъюнктуру. Мизес предложил теорию, согласно которой снижение Центральным банком процентной ставки ниже естественного уровня способствует расширению кредитной экспансии, совершению ошибок в процессе инвестирования, а также увеличению потребления, вследствие чего наступает кризис. Иными словами, при неразумной кредитно-денежной политике инвестиции являются не только фактором экономического роста, но и спада.

Основными предложениями экономистов австрийской школы в области антикризисной политики являются:

  • проведение децентрализации,
  • использование потенциала конкуренции и предпринимательства,
  • свобода банковской деятельности с обязательным 100%-ным резервированием,
  • ликвидация центральных банков,
  • установление золотого стандарта [6].

 

         Представители австрийской школы обосновывают несостоятельность денежно-кредитной политики в период кризиса тем, что «учреждение центрального банка с целью противодействия кризисам обычно приводит к ужесточению экономических спадов. Существование кредитора последней инстанции лишь интенсифицирует процесс кредитной экспансии, делает его более быстрым и длительным, чем он был бы в условиях частичного резервирования частных банков...» [8, c. 498].

Следует отметить тот факт, что последователи австрийской школы акцентируют внимание на одном из факторов, влияющих на динамику инвестиций, а именно, на ставке процента. При этом они не учитывают тот факт, что с усложнением институциональной структуры роль ставки процента становится менее явной, следовательно, она не может быть единственной причиной кризиса. 
 В конце 1970-х гг. экономист Х.Ф. Мински выдвинул гипотезу финансовой нестабильности, которая оказала большое влияние на развитие теории кризисов. Эта теория дала объяснение целому ряду причин возникновения кризисов. Согласно гипотезе Мински, инвестиционный бум неизбежно порождает спад экономики, подрывая ожидания финансовых инвесторов и дестабилизируя экономику через усиление финансовой нестабильности. Мински в качестве антикризисных мероприятий рекомендует использовать меры, предложенные Кейнсом, в частности, проводить в фазе спада стимулирующую фискальную и денежную политику. Мински утверждал, что фискальная политика повышает уровень совокупного спроса и увеличивает доходы предпринимательского сектора, в то время как денежная политика увеличивает ликвидность финансового сектора. Мински доказывал, что вмешательство государства уберегло западные страны в 1970–1990 гг. от повторения Великой депрессии [4].

Однако в современном капиталистическом хозяйстве данных мер не достаточно, так как повторяющаяся экспансионистская политика государства снижает осторожность фирм и банков, создавая нестабильность. По его мнению, избавить капиталистическую экономику от неустойчивости могут только институциональные реформы, а именно, упрощение финансовой системы, изменение структуры совокупного спроса и развитие технологии производства. 
         Важно учесть, что, изучая роль и место инвестиций в динамике экономической конъюнктуры, ряд ученых подчеркивает значение реальных инвестиций для выхода из кризиса. В то же время, рассматривая инвестиции как фактор риска, который приводит к экономическому спаду, исследователи обычно имеют ввиду финансовые инвестиции.

Итак, на современном этапе единое мнение о взаимосвязи экономических кризисов и динамики инвестиционных процессов по-прежнему отсутствует. Однако очевидно, что неэффективная стабилизационная политика ведет к катастрофическим последствиям для национальной экономики. В результате, часто возникает ситуация, когда поспешно выбирается противоположный экономический курс, который в будущем также имеет негативные последствия [6].

Таким образом, в данной главе были рассмотрены основные теоретические подходы к антикризисному регулированию экономики. В частности были представлены идеи таких основных направлений как кейнсианство, неокейнсианство, монетаризм и австрийская школа.

Кейнс считал, что государство должно активно вмешиваться в экономику. Он предлагал следующие методы антикризисной политики: увеличение государственных расходов в форме государственного заказа или общественных работ, снижение налогового бремени в период спада для стимулирования экономического роста, а также проведение экспансионистской  денежной политики, которая влияет на спрос через увеличение объема денежной массы в обращении, провоцируя инфляцию. Однако последняя мера не всегда является эффективной.

Противники кейнсианских мер – монетаристы и австрийская школа – подвергли критике кейнсианскую антикризисную политику. В первую очередь, они критиковали практику увеличения государственных расходов как метод стимулирования экономической активности. Главным элементом стабилизационной политики, согласно теории М. Фридмана, является объём денежного предложения. Его рекомендации по оздоровлению экономики касались финансовой сферы, оставляя без внимания реальный сектор экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2     Экономика Беларуси в условиях кризиса 2011 г.

Антикризисная политика правительства

Макроэкономическая  ситуация  в  Республике  Беларусь  в  2011  году формировалась  под  воздействием  разнонаправленных  факторов  в  первой  и  во второй  половине  года.  В начале года страна столкнулась с проблемой дефицита платежного баланса (1,34 млрд. USD за I квартал 2011 года), что проявилось в острой нехватке иностранной валюты на рынке. С одной стороны, дефицит платежного баланса был вызван хроническим отрицательным сальдо по текущему счету (рост с 1,4 млрд. USD (или 4% от ввп) до 8,3 млрд. USD (или 15% от ввп) в период с 2006 по 2010 год, в основном за счет внешнеторговых операций).

Рисунок 2.1 – Сальдо внешней торговли товарами и услугами, нарастающим итогом, млн. USD

Примечание — Источник: [7, с. 9].

Cреди основных причин растущего дефицита торговли – постепенная отмена в 2007–2011 гг. энергетических субсидий Россией, в том числе поэтапный переход на рыночные цены на газ, мягкая денежно-кредитная и фискальная политика государства, включая активное административное кредитование государственных программ и рост заработных плат в экономике, что стимулировало внутренний спрос и вызвало рост импорта. Немаловажным фактором, спровоцировавшим рост дефицита торговли в 2011 году, стал также ажиотажный спрос на импорт легковых автомобилей в преддверии унификации и, как следствие, повышения импортных таможенных пошлин с действующими в России пошлинами в рамках интеграционных процессов.

В то же время объем привлеченных внешних заимствований и прямых иностранных инвестиций в начале года оказался недостаточным для покрытия дефицита текущего счета, что было обусловлено в том числе проблемами на мировых финансовых рынках [7, c. 5].

Рисунок 2.2 – Дефицит текущего счета

Примечание — Источник: [7, с. 9].

Сформировавшиеся  внешнеэкономические  дисбалансы  привели  к  развитию нестабильности  на  внутреннем  валютном  и  депозитном  рынках,  значительному снижению курса национальной валюты и ускорению инфляционных процессов. 

При этом привлечение иностранного капитала частным сектором экономики в 2011 году  значительно  сократилось  и  было  замещено  операциями  органов государственного  управления  и  денежно-кредитного  регулирования.  Величина валового  внешнего  долга  существенно  выросла,  превысив  порог  экономической безопасности [2, c. 4]. 

В  2011  году  чистое  привлечение  иностранного  капитала  в  Республику  Беларусь возросло до 7 млрд. долларов США (12,8 процента ВВП) против 6,9 млрд. долларов США (12,5  процента  ВВП)  в  2010  году.  При  этом  рост  чистого  привлечения  капитала  был обеспечен операциями Правительства,  Национального банка и поступлением средств от приватизации  в  объеме  4,7  млрд.  долларов  США  (8,6  процента  ВВП)  против  3,3  млрд. долларов  США  (5,9  процента  ВВП)  в  предыдущем  году.  Чистое  привлечение  капитала частным  сектором  (без  учета  операций  Правительства,  Национального  банка  и приватизации)  сократилось  до  2,3  млрд.  долларов  США  (4,3  процента  ВВП)  против 4,2 млрд. долларов США (7,5 процента ВВП) в предыдущем году.

При  этом  во  втором  полугодии  2011  г.  сформировался  незначительный  чистый отток капитала частного сектора в объеме 1,8 млн. долларов США против чистого притока в размере 2,3 млрд. долларов США (8,4 процента ВВП) в первом полугодии 2011 г. Так, чистое  погашение  иностранных  кредитов  и  займов  банками  в  июле –  декабре  2011  г. составило  0,5 млрд.  долларов  США  (1,9  процента  ВВП)  против  чистого  привлечения  в размере 0,8 млрд. долларов США (3,1 процента ВВП) в первом полугодии 2011 г [2, c.11].

Информация о работе Антикризисная фискальная и монетарная политика Беларуси: роль долгов частного сектора