Антикризисная фискальная и монетарная политика Беларуси: роль долгов частного сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы является, во-первых, исследование поведения ЦБ и правительства в условиях резкого оттока капитала, требующего проведения девальвации национальной валюты; во-вторых, анализ взаимодействия правительства и ЦБ в процессе выработки антикризисных мер.
Для достижения данных целей были определены следующие задачи исследования:
• Рассмотреть теоретические подходы к антикризисному регулированию экономики;
• Проанализировать состояние экономики Беларуси в период кризиса, а также выявить особенности проведения антикризисной политики правительством Республики Беларусь;
• Рассмотреть модель взаимодействия правительства и ЦБ в процессе выработки антикризисных мер.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 5
1 Теоретические подходы к антикризисному регулированию экономики …..... 6
1.1 Кейнсианская и неокейнсианская теории выхода экономики из кризиса …. 6
1.2 Критика кейнсианства. Монетаризм и австрийская школа .………....……. 10
2 Экономика Беларуси в условиях кризиса 2011 г. Антикризисная политика государства .………………………………………………………………………...13
3 Модель поведения Центрального банка и правительства в условиях кризиса ………………………………………………………………………………….…... 19
3.1 Модель взаимодействия Центрального банка и правительства в момент плавной девальвации ……………………………………………………..………. 19
3.2 Независимая фискальная и монетарная политика ……………………….… 26
3.3 Анализ модели. Рекомендации для экономической политики …………… 31
Заключение………………………………………………………………………… 33
Список использованных источников……………………………….…………..... 35

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 738.08 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Модельный макроэкономический анализ

на тему: Антикризисная фискальная и монетарная политика Беларуси: роль долгов частного сектора

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ФМЭО, 4-й курс, ДАЭ-1                                                              Т.А. Григорович

 

 

Руководитель 

кандидат эк. наук,

доцент                                                                                             И.В. Горбатенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2014

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 35 с., 10 рис., 2 табл., 25 формул, 13 источников.

 

АНТИКРИЗИСНАЯ ФИСКАЛЬНАЯ И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА, КЕЙНСИАНСТВО, НЕОЕЙНСИАНСТВО, МОНЕТАРИЗМ, АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА, ДОЛГ ЧАСТНОГО СЕКТОРА, МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА И ПРАВИТЕЛЬСТВА, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК, ПРАВИТЕЛЬСТВО, ЧАСТНЫЙ СЕКТОР, ДЕВАЛЬВАЦИЯ, ОТТОК КАПИТАЛА

 

Объект исследования – модель взаимодействия правительства и ЦБ в условиях проведения контролируемой девальвации.

Предмет исследования – антикризисная фискальная и монетарная политика Беларуси.

Цель работы: исследование поведения ЦБ и правительства в условиях резкого оттока капитала, требующего проведения девальвации национальной валюты.

Методы исследования: теоретическое исследование и обобщение информации по выбранной теме, экономико-статистический анализ и синтез.

Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к исследованию антикризисной политики, были выделены основные инструменты антикризисной фискальной и монетарной политики, исследована ситуация в Беларуси в период кризиса, рассмотрена модель взаимодействия Центрального банка и правительства в условиях кризиса.

Элементы научной новизны: систематизированы теоретические подходы к изучению антикризисных мер фискальной и монетарной политики, проведен комплексный анализ ситуации в Республике Беларусь в период кризиса.

Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «модельный макроэкономический анализ».

 

 

 

_________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………  5

1 Теоретические подходы к антикризисному регулированию экономики  …..... 6

    1. Кейнсианская и неокейнсианская теории выхода экономики из кризиса …. 6
    2. Критика кейнсианства. Монетаризм и австрийская школа .………....……. 10

2 Экономика Беларуси в условиях кризиса 2011 г. Антикризисная политика государства .………………………………………………………………………...13

3 Модель поведения Центрального банка и правительства в условиях кризиса ………………………………………………………………………………….…... 19 

3.1 Модель взаимодействия  Центрального банка и правительства  в момент плавной девальвации  ……………………………………………………..………. 19

3.2  Независимая фискальная  и монетарная политика ……………………….… 26

3.3  Анализ модели. Рекомендации  для экономической политики …………… 31

Заключение………………………………………………………………………… 33

Список использованных источников……………………………….…………..... 35

 

ВВЕДЕНИЕ

Частные компании развивающихся стран часто прибегают к финансированию инвестиций за счет заимствований на международном рынке капитала и, как следствие, имеют большой объем долгов в иностранной валюте. Практика показывает, что наличие иностранной задолженности национальных компаний и банков в условиях девальвации валюты может иметь существенный негативный эффект на инвестиции и выпуск.

Девальвация национальной валюты воздействует на экономику через два канала. Первый характеризуется положительным эффектом роста курса иностранной валюты на выпуск через повышение ценовой конкурентоспособности национальных товаропроизводителей. Второй канал имеет место в случае несоответствия валютной структуры активов и обязательств частного сектора: наличие значительной доли обязательств компаний в иностранной валюте в условиях, когда основная часть потока доходов и стоимость активов номинированы в национальной валюте. Тогда девальвация национальной валюты приводит к снижению реального богатства фирм, повышению стоимости заемных средств и ограничению доступа компаний к кредитным ресурсам, что оказывает негативное влияние на инвестиции, совокупный спрос и выпуск, так называемый «эффект балансов». При наличии значительного объема иностранных обязательств «эффект балансов» может перекрыть положительное влияние обесценения национальной валюты, связанное с повышением ценовой конкурентоспособности.

В преддверии финансового кризиса Беларусь имела весьма значительный объем внешнего долга, основную долю которого составляли обязательства компаний и банков. Развитие кризисных явлений привело к оттоку капитала из страны, что создавало предпосылки для резкого обесценения рубля и ухудшения балансов частного сектора.

 Все это придает особую актуальность данной теме и свидетельствует о сложности проведения макроэкономической политики в условиях кризиса, а также о необходимости тщательно продумывать не только цели, но и инструменты, с помощью которых правительство и ЦБ могут бороться с кризисными явлениями в экономике.

Объектом исследования в данной работе выступает модель взаимодействия правительства и ЦБ в условиях проведения контролируемой девальвации.

Предмет исследования – антикризисная фискальная и монетарная политика Беларуси.

Целями курсовой работы является, во-первых, исследование поведения ЦБ и правительства в условиях резкого оттока капитала, требующего проведения девальвации национальной валюты; во-вторых, анализ взаимодействия правительства и ЦБ в процессе выработки антикризисных мер.

Для достижения данных целей были определены следующие задачи исследования:

  • Рассмотреть теоретические подходы к антикризисному регулированию экономики;
  • Проанализировать состояние экономики Беларуси в период кризиса, а также выявить особенности проведения антикризисной политики правительством Республики Беларусь;
  • Рассмотреть модель взаимодействия правительства и ЦБ в процессе выработки антикризисных мер.

Методологической и теоретической базой  исследования являются фундаментальные концепции и теории, представленные в работах зарубежных исследователей, таких как, Кейнс Дж.М., Хансен Э., Фридман М. и др.

Методика исследования основана на использовании методов теоретического исследования и обобщение информации по выбранной теме, экономико-статистический анализ и синтез.

При формулировании авторской позиции по концептуальным положениям исследования использовались разработки российских, белорусских и зарубежных специалистов по экономической проблематике, нормативные акты Республики Беларусь, данные статистических органов, материалы конференций, совещаний и публикаций, ресурсы Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические подходы к антикризисному регулированию

экономики

    1. Кейнсианская и неокейнсианская  теории выхода экономики из кризиса.

 

В качестве важнейшего критерия устойчивого развития национальной экономики рассматривается объем инвестиций. Поэтому главное направление успешного преобразования экономической структуры является повышение инвестиционной активности. Инвестиционную активность характеризуют прежде всего так называемые капиталообразующие инвестиции, включающие капитальные вложения, затраты на капитальный ремонт, инвестиции на приобретение земельных участков и объектов природопользования, инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии). Наибольший удельный вес среди капиталообразующих инвестиций занимают капитальные вложения.

Приоритетное значение инвестиций для выхода из экономического кризиса и обеспечения экономического роста было обосновано в работе Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), положившей начало новому направлению в экономической науке. Кейнс показал, что неустойчивость инвестиций служит причиной изменчивости реального национального дохода и уровня занятости. Он выявил два фактора, влияющих на объем инвестиций.

Первым фактором является ожидаемая доходность инвестиций, которая является психологической переменной, так как связана с предположениями. Ожидаемая доходность изменяется вместе с переменой в ожиданиях, поэтому нестабильна. В качестве второго фактора, определяющего объем инвестиций, выступает процентная ставка, которая задает нижний предел допустимой доходности инвестиций. Следует отметить, что даже при низкой ставке процента инвестиционная активность может быть слабой из-за присутствия пессимистических настроений [6].

В целом, Кейнс низко оценивал эффективность денежной политики, особенно в фазе спада, так как в момент кризиса «крах предельной эффективности капитала может оказаться настолько сильным, что никакое практически достижимое снижение нормы процента не будет достаточным для необходимого уровня инвестиций»  [1, c. 21] вследствие неэластичности инвестиций по ставке процента. По мнению Кейнса, главная причина цикличности экономики – это сдвиги в предельной эффективности капитала, приводящие к изменениям в величине инвестиций.

Кейнс считал, что государство должно активно вмешиваться в экономику. Он предлагал следующие методы антикризисной политики:

  1. Увеличение государственных расходов в форме государственного заказа или общественных работ. С помощью этой меры государство само имеет возможность создавать дополнительный спрос, даже несмотря на то, что данные меры приводят к росту бюджетного дефицита, который может покрываться, например, за счет государственного долга [6].

Кроме того, государственные расходы, или независимые инвестиции в экономике, рассматриваются как «приток» инвестиций. Если величина инвестиций равна сумме сбережений, то уровень совокупного спроса не изменится, а следовательно, и национальный доход останется на том же уровне [3, с. 203].

Кейнс полагал, что при нижней границе процентной ставки на уровне нуля, как это было в США во время Великой депрессии, монетарная политика становится неэффективной, т.к. невозможно убедить частный сектор увеличить расходы. В этих условиях свою роль в поддержке экономики должен сыграть государственный сектор [12, c. 14].

  1. Снижение налогового бремени в период спада для стимулирования экономического роста.
  2. Проведение экспансионистской  денежной политики, которая влияет на спрос через увеличение объема денежной массы в обращении, провоцируя инфляцию. Потребители, действуя на основе адаптивных инфляционных ожиданий, тратят свои сбережения, увеличивая текущий спрос на товары и услуги. Государство, наращивая денежное предложения, вызывает кратковременное снижение процентных ставок, следовательно, кредит становится более доступным для предпринимательского сектора. За счет этого расширяется спрос на средства производства. Однако данная мера не всегда является эффективной [6].

Эффективность использования фискальных  стимулов  характеризуют  фискальные мультипликаторы, значения которых подвержено колебаниям в зависимости от экономических условий. В экономике, полностью использующей свои производственные мощности, они будут равны нулю, так как из-за отсутствия  свободных  ресурсов  увеличение спроса со стороны государства просто компенсирует другие расходы. Однако в период рецессии, когда часть производственных мощностей не используется, фискальный стимул может повысить общий спрос. В случае, если стимул спровоцирует каскадное увеличение расходов  среди  потребителей и  компаний, мультипликатор может в значительной степени превысить единицу.

Кроме того, его значение также зависит от типа фискальных мер. Государственные расходы могут быть более эффективными в этом контексте, чем снижение налогов, если потребители предпочитают использовать часть высвободившихся денежных средств для формирования сбережений. Между тем снижение налогов, ориентированное на бедные слои населения, может быть более эффективным, чем такое же снижение для более обеспеченных граждан. Это связано с тем, что у людей с невысокими доходами выше склонность  потреблению.

Но в целом общее значение фискального мультипликатора также зависит от реакции людей на государственные займы. Если расходы правительства повышают уровень доверия населения к экономике, мультипликатор может расти благодаря увеличению спроса и частных инвестиций. Но если в ответ на государственные  займы  растут  процентные ставки, инвесторы начинают покидать рынки частных инвестиций, а потребители, ожидающие дальнейшего роста налогов для финансирования новых государственных займов, могут сократить расходы. Все это, скорее всего, выльется в снижение мультипликатора, в том числе и ниже нуля.

Таким образом, серьезное расхождение прогнозов по мультипликаторам для текущих стимулов связано с различными предположениями относительно влияния государственных займов на процентные ставки и расходы частного сектора. К примеру, экономисты в США основываются на том, что ставка по федеральным фондам будет оставаться стабильной в течение четырех  лет  и,  соответственно,  получают мультипликатор 1,6 по государственным расходам и 1,0 – по снижению налогов [12, c. 15].

Следует заметить, что в своих исследованиях Кейнс отдает предпочтение краткосрочному анализу, поэтому он не принимает в расчет негативных последствий таких явлений, как инфляция и государственный долг. 
С 1950–1960-х гг. экономисты стали заниматься уточнением и конкретизацией положений Кейнса. В это время усилился интерес к разработке моделей экономического роста. Такие последователи Кейнса, как Х. Домар и Е. Харрод, обосновали модели экономического роста, исходя из определяющей роли инвестиций в этом процессе. Представитель неокейнсианского направления Э. Хансен изучил связь между экономическими спадами и инвестиционным циклом. Поворот от подъема к спаду Хансен объясняет двумя группами причин: 
    –  исчерпанием автономных инвестиций;

Информация о работе Антикризисная фискальная и монетарная политика Беларуси: роль долгов частного сектора